Педагогические технологии для развития коммуникативных навыков учащихся с ОВЗ (дети с интеллектуальной недостаточностью).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это физическое лицо, имеющее недостатки физического и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. По своему составу категория учащихся с ОВЗ неоднородна, что определяется различными нарушениями, имеющимися у детей этой группы.
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях педагогическая деятельность по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и педагога.
В своей работе с детьми ОВЗ (дети с интеллектуальной недостаточностью) я выбрал одно из направлений коммуникативных навыков общения через игровую деятельность.
Цель: формирование коммуникативных компетенций детей: применять приёмы и способы, влияющие на формирование коммуникативных навыков обучающихся, их творческое воображение, через игровую деятельность.
Ожидаемый результат: Приобретение коммуникативных навыков и навыков бесконфликтного общения обучающихся со сверстниками и взрослыми. Сплочение детского коллектива. Воспитание чувства товарищества и взаимопомощи, сострадания, уважения к людям преклонного возраста, развитие связной речи. Формирование позитивного отношения к школе.
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.
Игровые технологии используют все образовательные учреждения — это достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебно-воспитательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Яркий, необычный и разнообразный материал помогают реализовать игровые технологии, которые используются либо в виде отдельных, маленьких моментов, включенных в занятия, либо в виде целостных занятий.
Система игр на развитие коммуникативных навыков состоит из четырех блоков:
- игры и упражнения на развитие умения сотрудничать;
- игры и упражнения на развитие умения активно слушать;
- игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию;
- игры и упражнения на развитие умения сообщать необходимую информацию.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СОТРУДНИЧАТЬ
З а да ч и:
• воспитывать доверительное отношение друг к другу;
• учить обращаться за помощью к взрослому;
•учить ребенка отказываться от ненужного ему предмета;
• учить выполнять поручения;
• учить подавать предмет другому по просьбе взрослому или ребенку
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ АКТИВНО СЛУШАТЬ
Задачи:
• учить выполнять движения по образцу;
• развивать слуховое и зрительное восприятие, устойчивость и произвольность внимания;
• учить понимать смысл сообщений.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ.
Задачи.
• учить слышать, понимать и соблюдать инструкцию, правила игры;
• развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции;
развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;
развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывая личностные особенности слушателя;
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СООБЩАТЬ НЕОБХОДИМУЮ ИНФРМАЦИЮ.
учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;
учить детей устанавливать «обратную» связь при взаимодействии друг с другом, а также с другими людьми;
•стимулировать голосовые реакции ребенка;
• учить ребенка выражать свои потребности и намерения с помощью звуков, жестов (самообслуживание, прием пищи, посещение туалета, игра);
• учить здороваться и прощаться с детьми, взрослыми;
• формировать целенаправленную совместную коммуникативную деятельность.
Воспитание коммуникативных навыков – задача не простая.
Проблема формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ изучена специалистами намного меньше, нежели у детей с нормативным развитием. Чтобы помочь таким детям, нужна система целенаправленной работы по формированию коммуникативных навыков с учетом особенностей этих детей.
Формирование коммуникативных навыков у детей проводится в определенной последовательности, с учетом особенностей их развития:
-подбор игр и тренингов, не требующих речевой активности, построенные на активизации тактильного общения, формирование доверительных взаимоотношений;
-подбор игр и тренингов на выполнение совместной деятельности, требующие минимальной речевой активности;
-подбор игр и тренингов активного речевого характера, театрализация.
Для поддержки игровой деятельности создаются ситуации ролевого взаимодействия детей посредством методов, приемов, упражнений игровой деятельности, направленных на стимулирование речевого взаимодействия. Таким образом, развивается свободный диалог и инициативность в игре.