СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические условия подготовки будущего учителя к формированию интернет-культуры обучающегося.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование интернет- культуры обучаемых  становится наиболее актуальной задачей. В подготовке специалистов нового поколения важную роль играет то, что учебный материал представляется на основе возможностей Интернет- ресурсов.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические условия подготовки будущего учителя к формированию интернет-культуры обучающегося.»

Педагогические условия подготовки будущего учителя

к формированию интернет-культуры обучающегося.

Изучение мировых тенденций развития образования, анализ отечественной научно-педагогической, психологической и философской литературы, происходящие трансформации в общественном сознании позволяют говорить о том, что главной особенностью третьего тысячелетия является всеобщее признание приоритетного влияния образования на общественное развитие. Такой подход является характерным для современного российского общества, вовлеченного в методологический пересмотр содержаниям технологии образования.

Греческий ученый Архимед сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир". С уверенностью можно сказать, что Интернет - это та точка опоры, которая позволит перевернуть мир культуры. Образование также претерпело существенные изменения с появлением Интернета. Поэтому возникает необходимость в постоянном совершенствовании профессионального уровня. В связи с этим формировании интернет- культуры обучаемых становится наиболее актуальной задачей. В подготовке специалистов нового поколения важную роль играет то, что учебный материал представляется на основе возможностей Интернет- ресурсов.

Процесс подготовки будущего учителя к формированию интернет-культуры обучающегося является достаточно сложным и противоречивым.

Интернет-культура (англ.  Internet culture) — культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации. В понятие интернет-культуры могут входить самые разные аспекты. Интернет дал людям богатый инструментарий и возможность каждому выразить себя индивидуально в глобальном информационном пространстве.

Интернет-культура породила такие явления, как «блоги» и «литература в интернете». Атрибутом интернет-культуры является, среди прочего, использование «смайликов» и акронимов английских выражений, таких как IMHO.

Таким образом, все размышления по поводу закономерностей процесса формирования интернет-культуры и подготовки учителей к формированию интернет-культуры обучающихся являются в наше время актуальными и необходимыми.

Если произвести попытку теоретического осмысления подготовки будущего учителя к формированию интернет-культуры обучающегося, можно сформулировать педагогические условия данного процесса. Система педагогических условий процесса подготовки будущего учителя к формированию интернет-культуры обучающегося предположительно может выглядеть следующим образом:

- во первых можно выделить системное исследование будущими педагогами образовательных возможностей сети Интернет и овладение механизмами их применения в учебно-воспитательном процессе образовательной организации;

-во вторых это включение будущих педагогов в исследование новых возможностей развивающихся средств интернет-технологий;

- в третьих активное применение современных средств интернет-технологий в организации образовательного процесса.

Педагогическое условие является наиболее значимыми. Из-за активного развития интернет-технологий появляются все более удобные и функциональные сервисы, которые в свою очередь требуют исследования практических возможностей и описания методических рекомендаций использования их в учебном процессе. Обозначенные задачи могут быть решены в рамках курсовых и дипломных проектов, где практические результаты могут быть опробованы во время педагогических практик.

Педагогическое условие определяет необходимость использования интернет-технологий в организации образовательного процесса. Такое погружение обучающихся в учебный процесс с использованием интернет-технологий способствует получению обучающихся практического опыта, который необходим для разрешения учебных задач с применением информационных и коммуникационных сервисов сети Интернет.

Специфика учебного процесса предполагает проведение определенного количества занятий с применением дистанционных технологий, что дает возможность преподавателям наглядно продемонстрировать обучающимся весь спектр методических форм работы с использованием интернет-сервисов, а так же проанализировать полученные образовательные результаты, все преимущества и недостатки рассмотренных форм работы.

Педагогическое условие, является наиболее важным, поэтому если остановиться на этом, можно заметить.

- обучающиеся включаются в учебный процесс с применением современных

средств интернет-технологий в том случае, если в учебном заведении сформирована на должном уровне виртуальная образовательная среда.

Ученый В.П. Тихомиров считал, что такая среда это прежде всего система дистанционного обучения и  очная форма обучения и здесь наблюдается неразрывная связь. 

С помощью дистанционных технологий расширяются возможности очного образования, увеличивается доступность удаленных преподавателей, учащихся и специалистов. Цель виртуального образования это достижение человеком своего предназначения в реальном мире, который может сочетаться с виртуальными и иными возможностями. Экономическая литература трактует виртуальную образовательную среду как информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, коропоративных и глобальных компьютерных сетей, и эти технологии используются участниками образовательного процесса. 
Виртуальная образовательная среда создана для эффективной коммуникации всех участников образовательного процесса. Для информационного общества необходимы навыки владения информационными технологиями и образовательная среда в современных условиях должна уже удовлетворять потребности личности, общества, и способствовать социальной адаптации в профессиональном становлении. Отечественная и зарубежная литература рассматривает виртуальную образовательную среду и в работах таких ученых как Ф.Ф. Андреев, В.П. Тихомиров, И.В. Холодкова, А.В. Хуторской.  Виртуальная образовательная среда это новая модель непрерывного повышения квалификации  и здесь ориентир идет на эффективность технологий. Информации, формируется культура и идет формирование на основе культурного обучения. Ученый А.Ю. Уваров - виртуальная образовательная среда это открытая учебная архитектура с основными целями, методами и организационными формами, где идет сплетение коммуникатионного, информационного и физического пространства. А.В. Хуторской считал, что образовательная среда это прежде всего условия развития личности. В.А. Ясвин образовательная среда это система влияния и условия формирования личности по основному задаваемому образцу.

Структурно-функциональными модулями виртуальной среды образовательного учреждения являются:

1) информационно-справочный модуль, методический модуль, электронные словари, электронные УМК, домашние страницы преподавателей курсов, тематические сайты (ресурсный блок);

2) модуль асинхронного и синхронного взаимодействия участников

учебного процесса: электронная почта, форум, коммуникационные сервисы курсов и дисциплин (коммуникационный блок);

3)модуль тестирования, модуль управления учебными курсами,

Модуль статистики успеваемости и учета посещаемости курсов студентами (контрольно-административный блок).

Если рассматривать характеристики виртуальной образовательной среды, то можно выделить ее преимущества.

Гибкость. Обучаемый имеет возможность:

- заниматься в удобном для себя месте, поскольку весь цикл обучения осуществляется посредством интернет-технологий. Поэтому расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса;

- заниматься в удобное для себя время. У каждого человека свои биологические «часы», и в зависимости от них он может выбирать и варьировать время занятий: один продуктивнее занимается ранним утром, а другой- поздно ночью;

- заниматься в своем собственном темпе и ритме;

- корректировать учебный процесс, конструируя свою собственную

дидактику: читать (объясняя себе) раздел лекции, семинара, перепроверять себя, обратившись к сохранённым материалам предыдущих занятий и т.д., в тоже время использовать виртуальные встречи с обучающим;

- сконцентрироваться на определённых разделах, уделять каждому разделу, модулю и блоку столько времени, сколько требуется. Таким образом, получает возможность сэкономить время, занимаясь быстрее;

- взаимодействовать с преподавателем индивидуально. Благодаря технической и содержательной интерактивности процесса, обучение в виртуальной образовательной среде позволяет реализовать императив антропоцентричности и субъект-субъектности в образовании.

Модульность. Обучаемый имеет возможность:

- из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям; модули разработаны нами с учетом возраста, опыта, уровня квалификации, квалификационных потребностей учителей.

Экономическая эффективность.

- снижаются затраты как обучающегося, так и системы образования на осуществление обучения за счет максимально эффективного использования учебных площадей, времени и технических средств.

Новая роль преподавателя. Новые функции:

- подготовка учебно-методического комплекса, размещение материалов в оболочку виртуальной образовательной среды;

- проведение вводного организационного занятия, где разъясняется, как проходит обучение в виртуальной образовательной среде, каким образом учителя будут знакомиться с материалами курса, как выполнять задания, участвовать в форумах, общаться и т.д.;

- обучение в среде будущей профессиональной деятельности - обучение в среде обучения;

- отслеживание эффективности усвоения обучающимися материалов курса;

- проверка и контроль за выполнением заданий по самостоятельной

работе обучающихся;

- участие в коллективных обсуждениях, форумах и чатах, вебинарах

web-квестах;

- подведение итогов дискуссий, ответы на возникающие вопросы;

- общение с учителями посредством форума, системы быстрых сообщений, программыSkype и т.д.;

- анализ результатов выполнения заданий;

- профессиональная педагогическая поддержка всех участников системы обучения и др.

Как правило, базисом виртуальной образовательной среды любого учебного учреждения является СДО (например, СДО «Прометей», СДО «Доцент», СДО «Moodle» и др.), которая берет на себя основную нагрузку организации дистанционного учебного процесса. Процесс обучения на базе СДО, как правило, организован следующим образом: упражнения, задания и контрольно-измерительные материалы размещаются в ресурсных и интерактивных модулях, учебные продукты так же могут быть опубликованы в форумах электронных учебно-методических комплексов, при этом автоматически отслеживается посещаемость и результативность выполнения обучающих и контрольных заданий.

Особого внимания при организации виртуальной образовательной среды образовательного учреждения требует коммуникационный блок (сервисы, которые берут на себя весь функционал виртуального диалога). Коммуникационный блок виртуальной образовательной среды складывается из различных сервисов и служб, выполняющих разнообразные функции, главная из которых–обеспечение коммуникации между участниками учебного процесса в синхронном и асинхронном режимах. Основная задача коммуникационных сервисов–осуществить на практике идею электронного сообщества обучающихся, функционирование которого является условием для реализации деятельностного подхода в обучении, а так же условием создания интерактивной площадки, на базе которой возможно осуществить как простую учебную коммуникацию, так и исследовательскую деятельность.

Базовым и наиболее распространенным сервисом коммуникационного блока является электронная почта, которая обеспечивает коммуникационную (общение обучающихся с преподавателями), инструктивную (рассылка заданий) и контролирующую (сдача обучающихся выполненных заданий и проектов) функции. Таким образом, электронная почта в учебном процессе обеспечивает, прежде всего, индивидуальный консультационный режим работы преподавателя и обучающегося. Так же коммуникационный блок виртуальной образовательной среды образовательного учреждения включает Коммуникационные сервисы электронных учебных курсов, созданных на базе СДО. К данным сервисам относятся: новостные форумы, где преподаватель публикует объявления, оценки, комментарии к занятиям и т.д.; общие форумы, где обучающиеся обсуждают определяемые преподавателем темы. Тематические страницы в социальных сетях (vkontakte.ru, facebook.com и др.) так же можно использовать для организации учебных дискуссий.

Современным и эффективным режимом коммуникации является видеоконференция, которую определим как форму сетевого педагогического аудиовизуального взаимодействия между участниками педагогического процесса посредством сетевых аудио видео технологий.

Видеоконференции позволяют приблизить опосредованное общение к живому, непосредственному, тем самым повышая продуктивность взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Таким образом, в рассмотренной системе педагогических условий решающую роль имеет грамотная организация виртуальной образовательной среды образовательного учреждения. Функционал виртуальной образовательной среды

Образовательного учреждения позволяет будущим учителям на практике получить необходимые навыки использования информационных и коммуникационных сервисов сети Интернет в организации учебного процесса.



Библиографический список

1. Брылева В. А. Виртуальная образовательная среда специального факультета как средство развития межкультурной компетенции студентов-лингвистов // Известия Российского государственного педагогического универси-тетаим. А. И. Герцена.2007.Т.10.№31.С.168–171.

2. Вайндорф – Сысоева М. Е. Виртуальная образовательная среда: категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий: Учебное пособие. М.,2010.

3.Веселовская Ю. А. Формирование интернет-культуры учащихся старших

классов общеобразовательной школы: Автореф. дис.…канд. пед. наук.

Чебоксары,2014.

4. Раянов М. Р. Интернет-культура в контексте педагогической деятельно-сти //Информационные и образовательные технологии: Сб. научных ст. Самара,2004.С.43–54.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!