« Педагогические условия в ДОО, способствующие формированию компетентности дошкольников в вопросах безопасности жизнедеятельности »
Выполнила воспитатель: Подовинникова Елена Анатольевна
Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании
Это цельная, постоянная система целеустремленной педагогической деятельности, обеспечивающая достаточный уровень готовности человека в области личной, социальной и государственной безопасности жизни, сохранения и укрепления своего здоровья.
Дошкольный возраст
Это самый важный из периодов, когда не только формируется человеческая личность, а также закладываются крепкие основания опыта жизненной деятельности, здорового образа жизни. Ребенок в своих физиологических особенностях не может самостоятельно определить во всю меру опасности для него. Следовательно, взрослому человеку природой доверена защита своих детей
Методы
- - игровые тренинги, в которых жизненные ситуации разыгрываются и поддерживаются сказочными персонажами и необычными предметами;
- - обучение детей методам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
- - применение художественной литературы, которая иллюстрирует и рассказывает о вероятно серьезных ситуациях;
- - применение и видео материалов; - различные экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.
Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» реализует:
- главные положения Конституции Российской Федерации,
- Федеральный закон «Об образовании»,
- Федеральный закон «О безопасности»,
- Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,
- Федеральный закон «О пожарной безопасности»,
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»,
- Федеральный закон «Об экологической безопасности»,
- Федеральный закон «О борьбе с терроризмом»,
- Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»,
- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
- Федеральный закон «О гражданской обороне».
Главная цель воспитания безопасного поведения у детей
- дать каждому ребенку представления об основных опасных для жизни ситуациях и правилах поведения в них. Безопасность – это не просто совокупность полученных знаний, а уметь правильно и точно вести себя в опасных для жизни ситуациях.
Решение обозначенной проблемы направлено на формирование следующих целевых ориентиров согласно ФГОС ДО:
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
- ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребёнок проявляет инициативу для приобретения опыта осторожного и осмотрительного поведения через соблюдение соответствующих инструкций (запретов и разрешений) взрослого.
Для решения существующей проблемы воспитатель должен
- руководствоваться принципами системности, полноты содержания, интеграции, сотрудничества и взаимодействия взрослых и детей, учёта возрастных и индивидуальных характеристик. Исходя из практического опыта, можно сделать такой вывод, что формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности целесообразно осуществлять как в непосредственной образовательной деятельности, так и в дополнительном образовании детей, используя как обучающие, игровые, так и практические виды деятельности. Второе условие – вовлечение родителей в процесс формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- с помощью разнообразных методов и приемов повысить родительскую компетентность в вопросах формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста;
- содействовать установлению между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество;
- создать условия для обогащения детско-родительских взаимоотношений и формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;
- активизация пропагандистской деятельности среди родителей ДОУ по формированию основ правил пожарной безопасности, правил дорожного движения и безопасной жизнедеятельности.
- выработать систему воспитательно – образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения.
Этапы
- 1. Подготовительный (ознакомительный). Определение содержания, форм и методов процесса взаимодействия семьи и детского сада. Анализ существующей развивающей предметнопространственной среды ДОУ и семьи. Формы выявление общих и индивидуальных проблем компетентности в вопросах формирования безопасного поведений у детей дошкольного возраста.
- 2. Просветительский. Планирование работы ДОУ по взаимодействию с семьями. Сохранение лучших традиций и включение инновационных форм и методов в работу ДОУ по связям с семьей и родительской общественностью.
- 3. Совместная деятельность с семьей . Совместная деятельность по схеме педагог – ребенок, ребенок – родитель, родитель – педагог.
Формы и виды работы, используемые с семьей.
- Традиционная форма работы с родителями – это родительские собрания, но родительские собрания могут проводиться не в обычной форме.
С целью активизации и заинтересованности родительской общественности, необходимо включать игры-тренинги, в процессе которых они включаются в обсуждения, где родителям предлагаются различные ситуации, они пытаются проанализировать и найти приемлемое решение, примерные темы которые предлагают использовать в практике, например: «Спички не тронь, в спичках огонь», «Волшебные знаки», «Один дома». Использовать в течение года запланированный на год план мероприятий клуба «Мы заботливые родители», в котором ежемесячно расписаны мероприятия. - Проводить совместные заседания педагогов и родителей с использованием мультимедийного оборудования. - Родители совместно с детьми могут побывать на экскурсии в пожарной части, возвращаясь обогащенные новыми впечатлениями о профессии и труде пожарных. - Проводить родительские собрания, беседы с решением проблемных и обучающих ситуаций.
- Просветительская работа с родителями.
В работе с родителями рекомендуется активно использовать: - стенды для размещения информации различной направленности; - папки-передвижки, в которых указана вся важная информация, касающаяся пожарной безопасности, безопасного поведения на дорогах, на улице и в быту; - консультации для родителей, например на тему: «Ребенок при пожаре», «Что делать с незнакомцем», «Безопасная дорога до дома»; 26 - выпускаться буклеты, которые помогут родителям узнать о правилах безопасности; - проводить мероприятия с привлечением сотрудников МЧС и ДПС. По возможности с каждым из родителей проводить индивидуальные беседы по вопросам участия в совместных мероприятиях. Безусловно, родители часто проговаривают, что не смогут, очень сложно. Но, стоит появиться первым работам, которые надо специально вывешивать в доступном месте для детей и родителей, как тут, же за ними появляются все остальные (детские рисунки совместно с родителями).
- Нетрадиционная форма работы.
Активно предложить использовать электронные диски с информацией для родителей по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности. На дисках помещается как теоретический, так и практический материал, для ознакомления и использования в домашних условиях: в виде консультаций, рекомендаций, мультфильмов, дидактических игр, кроссвордов. Подготовленный готовый материал можно использовать в работе с родителями при проведении: недели безопасности, декад, месячников. Затем при проведении родительских собраний в группе данные темы необходимо вынести на обсуждение. Полученные знания родителями используются в решении проблемных ситуаций, это дает более эффективное и качественное повышение уровня знаний в области безопасности. Особенно такой вариант активизирует и обогащает знания малоактивных родителей. - Одной из интересных форм работы является: выполнение совместного домашнего задания родителей с детьми по разработке безопасного маршрута, в котором указан правильный безопасный путь от дошкольного образовательного учреждения к дому.
Дошкольный возраст - это такой период поглощения, накапливания знаний. Благополучному выполнению функции благоприятствуют свойственные способности детей этого возраста: увеличенная впечатлительность, чувствительность, отношение ко многому из того, с чем они встречаются. И здесь значительна и важна роль педагога, который подбирая точные методы и приемы, подключает дошколят в социальный мир. Значение в работе по развитию ОБЖ приобретает организация работы с родителями, ни одна даже самая наилучшая программа и методика не смогут поручиться за полноценный итог, если вся семья не будет соблюдать принципы безопасного образа жизни.
Спасибо за внимание!