СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические возможности организации изучения японской культуры в условиях профильного обучения.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 педагогические возможности организации изучения японской культуры в условиях профильного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические возможности организации изучения японской культуры в условиях профильного обучения.»

УДК 372.016:94+94(520)

Спирина Наталья Витальевна

(аспирант кафедры Всеобщей истории, историографии и источниковедения Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск)

Педагогические возможности организации изучения японской культуры в условиях профильного обучения.

Изучение истории японской модернизации предусмотрено школьными стандартами и программами. Обращение к опыту стран, успешно решающих задачи модернизации, особенно значимо на старшей ступени школы, поскольку это создает условия для понимания школьниками процессов, происходивших в мировой экономике, в развитии мирового сообщества в целом, в уяснении места и роли России в мире, и в конечном итоге, для выстраивания своей идентичности в историческом пространстве.

Ключевые слова: историография, профильное обучение, Мейдзи исин, педагогическая технология развития критического мышления.

Spirina Natalia Vitalievna

(postgraduate student of world history, historiography and source Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk)

The study of the history of Japanese modernization provided by school standards and programs. Appeal to the experience of countries that successfully meet the challenges of modernization, especially significant at senior school level, because it sets the stage for understanding the students the processes occurring in the world economy, in the development of the international community as a whole, clarifying the role and place of Russia in the world, and in the final Finally, for building its identity in the historic space.

Keywords: historiography, specialized education, Meiji Isin, educational technology development of critical thinking.

Изучение истории японской модернизации предусмотрено школьными стандартами и программами. Обращение к опыту стран, успешно решающих задачи модернизации, особенно значимо на старшей ступени школы, поскольку это создает условия для понимания школьниками процессов, происходивших в мировой экономике, в развитии мирового сообщества в целом, в уяснении места и роли России в мире, и в конечном итоге, для выстраивания своей идентичности в историческом пространстве.

Исследование данной темы очень важно для понимания проблем современного Востока. Ведь для представления полной картины всего происходящего в данный момент нужно понять истоки. При анализе отечественной историографии очень важно учитывать глубокую традиционность Японии, ее преданность своей самобытной культуре. Японская модернизация сама по себе уникальна и, наверное практически, ни с чем аналогичным не сравнима. Ведь очень сложно привнося новое сохранить старое.

Специальных разработок по изучению истории японской модернизации и отечественной историографии этого периода в школьных курсах истории в изученной мной литературе не встретила, что придает моей работе практическую значимость.

Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования".

При подготовке и проведении урока по всемирной истории учитель сталкивается с большим количеством трудностей: временные рамки урока, курса, оснащенность кабинета и т.д. Основная задача преподавателя данного курса – внести как можно больше «яркости» в процесс изучения мира посредством использования наглядности на уроке (карта, иллюстрации). Также при изучении данного курса можно и нужно использовать непосредственно саму отечественную историографическую базу Мейдзи исин, что позволит учащимся самостоятельно анализировать и делать выводы о итогах модернизационных процессов Востока, о ее культуре и самобытности, на материалах Мейдзи исн, что особо актуально при современной политической ситуации в мире и позволит им более полноценно ориентироваться в современных условиях жизни, извлекая предыдущий опыт из истории.

Изучение Всемирной истории других стран, помимо родной, необходимо молодому поколению, это позволит более лояльно относиться к другим народом, извлекать исторический опыт других стран для себя, поможет выработать активную жизненную и гражданскую позицию по тем или иным вопросом, не позволит учащимся в дальнейшем быть «пассивным звеном» своей страны.

Главной задачей современного образования, гарантирующая его высокое качество, может и непременно должно стать образование, основанное на саморазвитии и самореализации личности современного школьника, что обуславливает переход к новым критериям образования, основывающегося на признании самоценности и неисчерпаемости возможностей каждой личности, приоритете внутренней свободы, понимании природы творческого саморазвития как творческого самосозидания личности. Всё это мы можем видеть в профильном образовании. У учащегося появляется мощная мотивация для самообразования и обучения в целом, что позволит ему в дальнейшем построить свое профессиональное будущее, т. е. получить профессию о которой мечтает учащийся, а возможно и дело всей его жизни.

Основной технологией при разработке методического варианта факультатива явилась Технология развития критического мышления, которая предлагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности. Это целостная система, формирующая навыки работы с информацией. Что такое «критическое мышление?». Если суммировать все научные точки зрения по поводу этого определения, то можно получить следующее: «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт». Также мы можем сказать, что это конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности.

Также возможной для использования будет педагогическая технология дебаты. В современной методической литературе под технологией «Дебаты» подразумевается: «Соревнование между играющими, действия которых ограничены определёнными условиями (правилами) и направлены на достижение определённой цели (выигрыша, победы), т.е. Дебаты - это игра. Целенаправленный и упорядоченный (структурированный) обмен идеями, суждениями, мнениями, иными словами, дебаты - это форма дискуссии.

Технология «Дебаты», как отмечалось в экспертной оценке Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования России, «представляет собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации, иными словами, тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества».

История как наука о прошлом актуализирует в сознании современников память о социальном и политическом опыте, преодоление или использование которого позволяет строить планы на будущее. Наибольшую сложность для исследователей представляет выявление хронологических рамок, разделяющих разные стадии и эпохи мировой истории.1

Хронологию «исторических рубежей» связывают:

1. Начало и окончание войн, революции;

2. Реформ и протестных движений;

3. Великих открытий и контрреформ;

4. Творчество гениев и политических деятелей

В нашем случае при рассмотрении отечественной историографии Мейдзи исин как предмет изучения старшими школьниками в рамках профильного обучения будет использована хронология «исторических рубежей», так как Мейдзи исин как раз и является по своему значению, исходя из отечественной историографии, революцией и реставрацией монархии Мейдзи. Именно отечественная историография по данному периоду Японии поможет учащемуся разобраться лично и самостоятельно о характере модернизационных процессов и провести нужные ему параллели с современной действительностью, развивающимися отношениями в рамках России и Востока.

Профессионализм педагога, который будет вести данный факультатив на профильном уровне складывается из того, что педагог должен иметь гуманистический взгляд на личность как открытую, развивающуюся, уникальную систему, способную к самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности.2 Учитель должен владеть технологией формирования умений и навыков, взаимодействовать с субъектами различных воспитательных и образовательных учреждений, умений ориентироваться в современном образовательном пространстве социума.3

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества. В Законе «Об образовании» Российской Федерации от 26 декабря 2012 года «статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей, утверждается гуманистический характер образования как системы воспитания и обучения, осуществляемой в интересах личности, общества, государства. Содержание образования должно обеспечить интеграцию личности в национальную и мировую культуру.



Библиографический список:

1. Андриенко Е.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя. Нск.: 2002. – с. 404

2. Ивонина О.И. К вопросу о периодизации истории нового и новейшего времени. / Сибирский педагогический журнал – 2013, №1. – С.54-59.

3. Министерство образования Российской Федерации Российская академия образования. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. [Электронный ресурс], URL.: http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/seminar4/profil.htm

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» [Электронный ресурс], URL.: http:// минобрнауки.рф/документы/2974







































Приложение 1

Содержание и правила педагогической технологии «дебаты».

Дебаты - это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведётся по определённым правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте. Основное назначение дебатов - обучение приёмам дискуссии, развитие интеллектуальных, лингвистических, коммуникативных навыков, поиск истины и достижение консенсуса.

В дебатах участвуют две команды из трёх человек - спикеров. Спикеры обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис (эту команду называют утверждающей), а другая (отрицающая) - его опровергает. Первый спикер утверждающей команды представляет тезис, приводит аргументы, второй усиливает утверждающую линию в споре, развивает доказательства, третий формулирует финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства утверждающей стороны. Три спикера отрицающей команды выдвигают все возможные обоснованные аргументы, доказывая, что позиция оппонентов неверна.

В некоторых видах дебатов участникам разрешается лишь произносить свои речи, в других же им даётся возможность участвовать в перекрёстных вопросах. Победа всецело зависит от мастерства команды: индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры приводит к успеху.

Подготовка и проведение дебатов предполагает организацию работы в группах. Работа в группе позволяет учащимся приобрести ряд важнейших качеств, таких, как взаимопомощь, умение вырабатывать совместное решение, поиск компромиссов, способность аргументировано отстаивать свою точку зрения, толерантность к другим мнениям и позициям. Вместе с тем эффективность работы в группе, а также успех проведения дебатов во многом зависят от умения учителя организовывать групповую работу, грамотно формировать группы с учётом поставленных целей и задач.

Таймкипер - это человек, который следит за соблюдением регламента и правил игры. Судьи оценивают каждый раунд, по ходу игры заполняют судейский протокол, в котором отмечают сильные и слабые стороны выступлений спикеров, фиксируют все аргументы и контраргументы команд. По окончании дебатов судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов. При этом они могут комментировать своё решение, обосновывая его. Команда, набравшая наибольшее количество голосов, побеждает. Судья имеет огромное воздействие на проведение дебатов, т.к. от его компетентности и непредвзятости зависит успешность проведения игры. Судья должен относиться к выступлениям спикеров критично, помогая участникам дебатов увидеть сильные и слабые стороны своей аргументации. Желательно, чтобы в роли судей побывало как можно больше учащихся. Именно в этом качестве они учатся слушать и слышать друг друга, анализировать один и тот же материал с разных сторон.

Выделяют несколько вариантов дебатов на уроках истории:

а) Проблемные дебаты - это дебаты, предусматривающие знакомство участников с историографическими концепциями. Они, как правило, затрагивают ключевые, дискуссионные проблемы (например, роль варягов в образовании Древнерусского государства, влияние монголо-татарского ига на историческое развитие Руси).

б) Экспресс-дебаты по мини-проблемам - это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведена к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалам учебника или рассказу учителя. Этот тип дебатов может быть успешно использован либо как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности.

Пример экспресс-дебатов при изучении темы «Заинтересованность России в привлечении иностранного капитала».

в) Дебаты могут выступать как форма подведения итогов самостоятельной работы учащихся по какой-либо проблеме, т.е. являться презентацией и осмыслением работы учащихся с учебной и научной литературой. Например, «Опричнина породила Смутное время», «России был необходим Брестский мир» и др.

г) В форме дебатов могут проводиться повторительно-обобщающие уроки. В качестве примера таких уроков-дебатов можно привести следующие темы: «Петровские реформы - прогрессивное явление в истории России», «Октябрьская революция не была неизбежной». Важным и необходимым шагом в деле применения дебатов на уроках истории является использование в процессе преподавания таких элементов дебатов, как конструирование системы аргументов и контраргументов. Необходимо найти и сформулировать аргументы «за» и «против» какого-либо тезиса.



1 Ивонина О.И. К вопросу о периодизации истории нового и новейшего времени. / Сибирский педагогический журнал – 2013, №1. – С.54

2 Андриенко Е.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя. Нск.: 2002. С. 7

3 Андриенко Е.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя. Нск.: 2002. С. 8


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!