Педагогический эксперимент
Наше психолого - педагогическое исследование проводилось в 9 «А» классе МБОУ СОШ № 17 г. Майкопа. Количество испытуемых 30 человек.
На констатирующем этапе эксперимента по профилактике межличностных конфликтов старших подростков в школьной среде нами были использована следующая методика: тест на оценку склонности к конфликту, (методика В. А. Алексеенко).
В исследовании принимали участие 30 учащихся, среди них 17 девочек и 13 мальчиков подросткового возраста. Коллектив достаточно дружный и сплоченный, также они активны и быстро справлялись с поставленными задачами. По словам классного руководителя, успеваемость в классе хорошая, ребята с удовольствием учатся и стремятся к положительным оценкам.
Тест на оценку склонности к конфликту, (методика В. А. Алексеенко), используется нами с целью выявления склонности старших подростков к конфликту. Описание методики представлено в Приложении 1.
Испытуемым предлагается выполнить тест, содержащий 10 пар утверждений и шкалу самооценки. Им необходимо оценить каждое утверждение в левой и правой колонках. При этом отметить кружочком, насколько баллов в них проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка проводится по 7 - балльной шкале. При этом 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда, 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.
Респондентам была разъяснена инструкция выполнения методики, предоставлен бланк с тестом, на котором они указали свои данные и отмечали свойственный им балл по каждому утверждению.
Результаты диагностики по тесту на оценку склонности к конфликту, (методика В. А. Алексеенко) отображены на рисунке 1 и в таблице 1.
Таблица 1
Результаты констатирующего среза по методике В. А. Алексеенко: «Тест на оценку склонности к конфликту»
№ | Ф.И. | Нумерация выражения и соответствующий ей балл: | Всего баллов: |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | А. Ася | 5 | 4 | 5 | 5 | 3 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 50 |
2 | А. Руслан | 7 | 5 | 7 | 5 | 7 | 5 | 7 | 7 | 6 | 4 | 60 |
3 | Б. Марина | 6 | 3 | 5 | 3 | 3 | 2 | 3 | 5 | 4 | 3 | 37 |
4 | В. Мария | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 | 32 |
5 | В. Аким | 5 | 4 | 5 | 3 | 6 | 4 | 5 | 6 | 5 | 4 | 47 |
6 | В. Артур | 3 | 5 | 4 | 5 | 6 | 5 | 5 | 6 | 5 | 5 | 51 |
7 | Ж. Камилла | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 15 |
8 | Ж. Галина | 2 | 2 | 4 | 3 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 3 | 30 |
9 | З. Дмитрий | 3 | 4 | 4 | 3 | 6 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 44 |
10 | И. Виктория | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 34 |
11 | И. Амина | 4 | 3 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 36 |
12 | И. Сергей | 5 | 4 | 4 | 3 | 7 | 6 | 6 | 5 | 6 | 5 | 51 |
13 | К. Сабина | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 42 |
14 | К. Тамара | 3 | 5 | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 39 |
15 | К. Захар | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 6 | 5 | 5 | 50 |
16 | М. Ксения | 2 | 3 | 4 | 5 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 4 | 33 |
17 | М. Михаил | 6 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 6 | 4 | 6 | 50 |
18 | Н. Лана | 3 | 5 | 4 | 5 | 3 | 6 | 3 | 3 | 4 | 4 | 40 |
19 | Н. Андрей | 6 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 6 | 50 |
20 | П. Илья | 6 | 6 | 5 | 6 | 6 | 7 | 6 | 6 | 6 | 7 | 61 |
21 | П. Белла | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 31 |
22 | Р. Даниил | 5 | 5 | 4 | 3 | 6 | 5 | 6 | 6 | 6 | 5 | 51 |
23 | С. Аза | 4 | 2 | 5 | 5 | 3 | 2 | 4 | 3 | 4 | 4 | 38 |
24 | С. Максим | 5 | 4 | 5 | 3 | 7 | 6 | 5 | 6 | 5 | 5 | 51 |
25 | С. Алина | 3 | 5 | 6 | 3 | 5 | 5 | 6 | 5 | 6 | 6 | 50 |
26 | Т. Алёна | 2 | 2 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 33 |
27 | Т. Андрей | 4 | 4 | 3 | 3 | 6 | 5 | 5 | 6 | 5 | 5 | 46 |
28 | Т. Дина | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 6 | 4 | 5 | 6 | 44 |
29 | Ф. Мира | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 15 |
30 | Ю. Денис | 6 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 6 | 50 |
Рис. 1. - Результаты констатирующего среза по методике В. А. Алексеенко: «Тест на оценку склонности к конфликту»
Рис. 1. 1. - Результаты констатирующего среза по методике В. А. Алексеенко: «Тест на оценку склонности к конфликту»
На рисунках 1 и 1. 1 изображены 4 уровня выраженности склонности к конфликту, интерпретировав данные полученные по методике В. А. Алексеенко, нами было выявлено, что у 2 человек очень высокий уровень выраженности склонности к конфликту, это может свидетельствовать о том, что эти подростки даже при малейшем возбуждении готовы прибегнуть к вспыльчивости, резкости, грубости, в том числе и к физическому насилию в зависимости от силы и продолжительности действия раздражителя.
У 10 человек высокий уровень выраженности, который означает что подростки склонны к недоверию и осторожному отношению к людям, они убеждены в том, что окружающие намерены причинить им вред, что вокруг нет друзей, а есть только враги. Они привыкают видеть везде и во всем опасность и не могут понять где их сторонники, а где их противники, поэтому даже при малейшей угрозе, они склонны проявлять активные действия по защите себя и своей территории. Таких действия у подростков, как правило, неадекватные и влекут за собой губительные последствия.
У 16 человек выраженный уровень, который свидетельствует о ситуативных проявлениях к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем - нибудь за какие - либо действия, по - средством чего у подростка возникает желание отомстить, наказать, проучить обидчика.
И только у 2 человек ничтожный уровень склонности к конфликту. Это может говорить о том, что эти подростки не готовы вовлекать себя в конфликт и всячески пытаются избегать конфликтных ситуаций, тем самым действуя во вред самому себе, беря на себя даже чужую вину.