СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Педагогический нетворник в организации наставничества в дошкольном образовательном учреждении»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Педагогический нетворник в организации наставничества в дошкольном образовательном учреждении»

Просмотр содержимого документа
««Педагогический нетворник в организации наставничества в дошкольном образовательном учреждении»»

Автор статьи:

Черненко Марина Александровна,

Методист, МАДОУ «Колокольчик»



«Педагогический нетворник в организации наставничества в дошкольном образовательном учреждении»


В настоящее время в нашем обществе дошкольному образованию стало уделяться больше внимания. Реформируется система дошкольного образования, реализуется федеральный государственный образовательный стандарт, строятся новые детские сады с целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях.

Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. В практике работы любой дошкольной образовательной организации используются разнообразные формы наставничества, в нашем дошкольном образовательном учреждении используется системный подход.

Когда новый воспитатель приходит в дошкольное учреждение, важно оказать ему поддержку. На него обрушивается большое количество задач. Молодым специалистам особенно непросто с ними справиться, поскольку у них еще нет практических знаний и не всегда есть понимание как выстроить работу. Такому сотруднику сложно проявить свои творческие способности и под воздействием стресса он может начать сомневаться, подходит ли ему эта работа. Исправить ситуацию помогает наставничество. В статье обсудим как педагог-наставник может помочь освоиться молодому воспитателю.

Наставничество — одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Мы рассматриваем наставничество как стратегически значимый элемент системы развития кадров, выдвигая на первый план задачи формирования уникальных знаний, навыков и компетенций сотрудников, развития их потенциала, формирования поведенческих моделей, соответствующих ц

Цель наставничества в ДОУ — создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи наставничества:

  • обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя;

  • использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;

  • совместно планировать мероприятия, способствующие профессиональному росту;

  • приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре учреждения, объединять вокруг традиций ДОУ.

  • Задача наставника — помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Основные принципы наставничества:

  • Добровольность, открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики.


Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются приказом заведующего с указанием срока наставничества и регламентируются следующими локальными документами:

  • положение о наставничестве в ДОУ;

  • приказ заведующей учреждением об организации наставничества;

  • приказ о закреплении наставника;

  • планы работы по наставничеству;

  • годовой план работы ДОУ.


Критерии подбора наставников:


Наставником может являться опытный педагогический работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. Также очень важна и психологическая совместимость наставника и стажёра.


Ожидаемый результат от наставничества


  • Легкая адаптация молодого педагога в дошкольной среде;

  • Повышение уровня знаний начинающих воспитателей в вопросах развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ;

  • Создание индивидуального стиля в работе;

  • Развитие творческих способностей в самостоятельной педагогической деятельности;

  • Формирование профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов и приемов работы с детьми;

  • Потребность в непрерывном самообразовании;

  • Овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой;

  • Снижение процента текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с работодателем.


Сегодня в педагогической практике существуют различные виды и формы наставничества, реализуемые на основе Методологии (целевой модели) наставничества для организаций, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N Р-145.

Реализация программы наставничества включает семь основных этапов:

  • Подготовка условий для запуска программы наставничества.

  • Формирование базы наставляемых.

  • Формирование базы наставников.

  • Отбор и обучение наставников.

  • Формирование наставнических пар или групп.

  • Организация работы наставнических пар или групп.

  • Завершение цикла наставничества

В организации могут реализовываться следующие модели наставничества:

    • традиционная модель наставничества;

    • ситуационное наставничество;

    • групповое наставничество;

    • реверсивное наставничество;

    • саморегулируемое наставничество;

    • флеш-наставничество;

    • партнерское наставничество.

Представленные модели охватывают не только новых сотрудников, а всех педагогов.

Каждый наставник, в зависимости от дефицитов наставляемого, запроса, имеет свой портфель, который включает: самопрезентацию, обучение наставников, кейсы наставников. Каждый ли педагог может быть наставником? Не каждый сотрудник выбирает наставничество сугубо с целью самореализации. Более того, многие преследуют не альтруистические цели: занять более высокое место в коллективе, пользоваться большим авторитетом и уважением, навязывать свои взгляды на организацию образовательного процесса. Поэтому к наставникам предъявляются высокие требования как к личностном плане, так и к профессиональным компетенциям.

При определении наставника проходит процедура самопрезентации. Разработаны анкеты с целью определения как сильных, так и слабых сторон, определения собственной уникальности, четкого понимания, почему хочется стать наставником, вследствие чего формируется четкое резюме наставника.

Результатом правильной организации работы наставников становится высокий профессиональный уровень, происходит раскрытие и поддержание творческого и педагогического потенциала педагогов. Это оказывает положительное влияние на качество образовательных услуг и психологический климат в образовательной организации. Педагоги-наставляемые получают необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного профессионального становления и развития внутри организации и профессии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!