СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический опыт "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья представляет опыт исследовательской работы в рамках  проектной деятельности учащихся совместно с учителем географии

Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"»

Исследовательская работа в рамках проектной деятельности учащихся

Урих Ирина Викторовна

учитель биологии

Щетка Наиля Шавгатовна

учитель географии и биологии

МОУ «СОШ № 65 им.Б.П. Агапитова с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла»


«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

А.Н. Колмогоров

Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческим потенциалом.

В настоящее время во всех нормативных документах принят подход, ориентированный на развитие самостоятельного мышления учащихся.

Это требует внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать решение.

Всем этим требованиям отвечает метод проектов, который интенсивно внедряется в образование.[1]

Е.С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».[6]

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении. [2]

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний. Тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод».

Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.

Это возможно сделать в рамках внеурочной деятельности.

Организация проектной деятельности во внеурочное время имеет ряд преимуществ. Здесь больше свободы в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения.

Реализация проектно-исследовательской деятельности по биологии и географии во внеурочное время проводится нами, педагогами Урих И.В. и Щетка Н.Ш. с 2010 года по настоящее время.

Не всегда просто подготовить исследовательский проект: надо заинтересовать ученика (выбрать интересную для него тему), вместе с ним подобрать соответствующую научную литературу, научить работать с книгой, просмотреть в Интернете все материалы по теме. И самое главное – заставить ученика поверить в свои силы, доказать, что его выступление будет самым интересным.

Необходимо особое внимание уделить формулировке темы исследования, которая должна удовлетворять следующим требованиям:

  • научная новизна, актуальность и оригинальность: тема должна предполагать решение какой-либо актуальной проблемы, иметь научное или практическое применение.

  • конкретность: должен быть строго определен аспект анализа, предмет исследования и материал. Слишком общие темы провоцируют описательность и декларативность в их раскрытии.

  • методологическая подготовленность: в области предлагаемой тематики должны иметься серьезные исследования, на которые может опереться ученик.

В противном случае проект может получиться легковесным и поверхностным.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях может формулироваться в рамках утвержденных программ (например, элективных курсов), других - инициативно предлагаться учителем с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. Также тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы, с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу. Чаще темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний. [3]

При выполнении некоторых проектов учитель-предметник в результате получал подборку цифровых образовательных ресурсов по выбранной теме для дальнейшего использования в других классах.

Занятия проектно-исследовательской деятельностью позволили ученикам успешно выступить с защитой своих работ на школьной научно-практической конференции:

Фамилия, имя учащегося

Класс

Тема проекта

Место

Уровень

Педагог

Московка Елена

8

Что в таблетке аспирина

1

школьный

Урих И.В.

Верховцева Мария, Глазунова Лиза

11

Приготовление лимонада в домашних условиях

1

школьный

Урих И.В

Дьяченко Алена

9

Пластик среди нас

1

Городской,

региональный

Урих И.В

Салахов Глеб

6

Макулатура – наш вклад в общее дело

1

Городской,

региональный

Урих И.В




















Результативностью опыта также можно считать и рост числа учащихся, занимающихся во внеурочное время исследовательской и проектной деятельностью: в 2010-2011г.г. – 10 чел., в 2018-2019 г.г. – 32 чел., и разнообразие типов проектов: от индивидуальных исследовательских до групповых творческих и практико-ориентированных.

Основными параметрами результативности работы по опыту являются:

  • устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;

  • положительная динамика уровня обученности;

  • качественная динамика мотивации учебной деятельности;

  • развитие навыков проектно-исследовательской деятельности.

Социальный эффект от реализации опыта работы:

  • развитие информационной, социальной  и коммуникативной компетентностей учащихся;

  • создание предпосылок для формирования умений работы над проектами и исследовательской деятельностью у учащихся;

  • осознание ценности творческого открытия учащимися;

  • активность участия в исследовательской, проектной деятельности;

  • повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей от образовательного процесса.

Не менее важным является умение учащихся защитить, представить свой проект, умение держаться на аудитории.

В результате обобщения опыта по использованию проектной технологии во внеурочной деятельности можно сделать следующие выводы:

  1. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

  2. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся, что связано с ее особенностями, описанными выше.

  3. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Прежде всего, это обусловлено:

  • проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;

  • неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика устраняет прямую зависимость учащегося от учителя путем сотрудничества в процессе выполнения работы.

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень предметной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их интеллектуальное развитие.

Но использование проектной методики все ещё уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это объясняется разными причинами, в том числе и трудностями ее использования учащимися: разный уровень знаний, недостаточная способность к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самообучению, а также значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.). [5]  


Литература

  1. http://festival.1september.ru/authors/100-175-045/Аюпова С.Д. «Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии» http://festival.1september.ru/

  2. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения./ «Директор школы», № 6, 1995

  3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. / «Народное образование», № 7, 2000.

  4. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. /«Учитель», № 4, 2000.

  5. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. /«Учитель», № 1, 2000.

  6. Полат Е. Метод проектов: типология и структура. /«Лицейское и гимназическое образование», № 9, 2002.






Приложение

Отчет о реализации проекта обучающихся


Название проекта


Природные ресурсы Урала и горы Магнитной, как фактор развития черной металлургии на Урале и в городе Магнитогорске

Тип проекта

Информационно- прикладной

Автор(ы) проекта

Вишневецкий Егор

Возраст автора(ов)

12 лет, 6 «А» класс

Руководитель проекта

Щетка Наиля Шавгатовна, учитель географии и биологии

Обоснование проекта (причины выбора проекта, описание/анализ проблемы, решению которой посвящен проект)

Тему проекта выбрали в рамках Городского междисциплинарного конкурса «Камни Урала. Гора Магнитная», посвященного 90- летию города Магнитогорска. Родители автора проекта работают на «ПАО ММК».

Методы исследования

Изучение картографического, научно- практического материала по данному вопросу.

Изучение коллекции горных пород и минералов для черной металлургии.

Отбор материала для создания карт узкого назначения

Практико- ориентированный метод ( через создание модели «Домны»)

Беседы с родственниками, работающими на Металлургическом комбинате.

Экскурсия в музей «ОАО ММК»

Целевая группа проекта (получатели выгоды от реализации проекта)

Учащиеся 7-9 классов на уроках технологии ( профессиональная ориентация)

Учащиеся 6-9 классов на уроках географии ( тема: «Металлургический комплекс» и краеведения


Идея проекта

(замысел, приблизительное видение позитивной ситуации, которую вы хотите воплотить)

Изучить металлургическое производство по различным источникам, вызвать интерес учащихся через практико- ориентированный метод ( макет, картосхема, статистический материал)

Цель проекта (конкретная, измеряемая и достижимая)

Изучение факторов развития металлургического производства на Урале и в городе Магнитогорске.

Задачи проекта

(шаги к достижению цели)

- Изучить по литературным источникам и ресурсам Интернет, какие факторы необходимы для развития черной металлургии.

- Сопоставить наличие необходимых ресурсов для развития черной металлургии на Урале.

- Изучить картографический материал и создать карты, картосхемы для Челябинской области и города Магнитогорска.

- Построить макет «Домны» и уметь объяснять принцип ее работы.

Проектный продукт

(мероприятие, видеоролик, изделие, брошюра, акция, сайт и т.п.)

Макет «Домны»

Картосхема «Черная металлургия Челябинской области»

Ожидаемые результаты/требования к проектному продукту

(свойства, характеристики, предъявляемые к проектному продукту)

Макет «Домны»и картосхема «Черная металлургия Челябинской области» позволят учащимся изучить доменное производство, узнать, имеются ли в Челябинской области сырье и топливо для производства металла.

Ресурсы

(все, что необходимо для успешной деятельности по проекту: финансы, оборудование, материалы, специалисты, время, транспорт и т.п.)

Материалы для производства макета: «Домна»: пластиковая труба, баллон с краской, монтажная пена, пенопласт, клей. Бросовый материал: пластиковые бутылки, трубы разного диаметра, подставка деревянная.

Оборудование: Лобзик электрический, дрель электрическая.

Финансы: 1000 рублей на перечисленные материалы.

Специалисты: учитель технологии

Результаты проекта

(кратко – выводы по этапам реализации проекта, оценка достигнутых результатов; сопоставление полученных результатов с запланированными требованиями к проектному продукту, анализ трудностей)

1. Для развития металлургии необходимо: сырье (железная руда), топливо ( коксующийся уголь) и руды легирующих металлов.

2. Уральская металлургическая база- основывается на привозных железной руде и коксующихся углях, поэтому «уральский металл» достаточно дорогой.

3. В Челябинской области развитие металлургии осуществлялось из -за запасов железной руды, а затем выгодного транспортного положения и наличия трудовых ресурсов.

4. Строительство Магнитогорского комбината тесно связано с богатствами горы Магнитной ( железной рудой), такие гигантские предприятия, как наш ПАО ММК, это уникальный сложный организм, для которого очень важны основные сырьевые и топливные запасы, это богатства Урала и России в промышленных масштабах.

5. Доменное производство металла- это уже прошлый век для современной металлургии, сейчас есть другие более эффективные способы выплавки металла. Однако, построив модель «Домны», я понял как выплавляется металл и зачем необходимы сырье, топливо и другие материалы для столь сложного процесса- выплавки металла!


Название проекта


Пластик среди нас

Тип проекта

Информационно- прикладной

Автор(ы) проекта

Дьяченко Алена

Возраст автора(ов)

15 лет, 9 «б» класс

Руководитель проекта

Урих Ирина Викторовна, учитель биологии

Обоснование проекта (причины выбора проекта, описание/анализ проблемы, решению которой посвящен проект)

Тема проекта выбрана в рамках Года экологии и посвящена способам вторичного использования изделий из пластика

Методы исследования

Поисковый – сбор информации из различных источников по теме проекта

Отбор, анализ и систематизация полученного материала

Моделирование – изготовление платья из полиэтиленовых пакетов








Целевая группа проекта (получатели выгоды от реализации проекта)

Учащиеся 5-11 классов на уроках технологии (тема «Моделирование одежды»)

Учащиеся 9-11 классов на уроках биологии (тема «Биосфера и охрана природы»)


Идея проекта

(замысел, приблизительное видение позитивной ситуации, которую вы хотите воплотить)

Привлечь внимание учащихся к проблеме утилизации пластиковых отходов и предложить конкретные способы вторичного использования изделий из пластика

Цель проекта (конкретная, измеряемая и достижимая)

Изучить историю возникновения пластика и его влияния на окружающую среду и представить некоторые варианты вторичного использования пластиковых изделий

Задачи проекта

(шаги к достижению цели)

Познакомиться с историей изобретения пластика

Изучить исследования, определяющие основные особенности влияния отходов, в частности, изделий из пластика на окружающую среду.

РРассмотреть возможности вторичного использования пластиковых изделий в повседневной жизни

Проектный продукт

(мероприятие, видеоролик, изделие, брошюра, акция, сайт и т.п.)

Выставка декорированных изделий из пластика

Платье, изготовленное из полиэтиленовых пакетов

Ожидаемые результаты/требования к проектному продукту

(свойства, характеристики, предъявляемые к проектному продукту)

Представленные нами варианты вторичного использования пластиковых изделий всегда могут быть реализованы, так как они не требуют финансовых и временных затрат

Ресурсы

(все, что необходимо для успешной деятельности по проекту: финансы, оборудование, материалы, специалисты, время, транспорт и т.п.)

Материалы для изготовления платья:

полиэтиленовые пакеты разных цветов

белая трикотажная майка

булавки

манекен

Финансы: 370 рублей

Для декорирования банок и бутылок из пластика:

пуговицы, шпагат, остатки пряжи, цветная лента, кусочки кожи и другой бросовый материал

Результаты проекта

(кратко – выводы по этапам реализации проекта, оценка достигнутых результатов; сопоставление полученных результатов с запланированными требованиями к проектному продукту, анализ трудностей)

В процессе исследования мы обратились к истории возникновения пластика, выяснили, что именно стало причиной появления такого материала, познакомились со специфическими особенностями пластмассы, ее свойствами и характеристиками.

Опираясь на полученные знания, мы рассмотрели различные способы вторичного применения пластика в повседневной жизни, убедились, что этот материал обладает огромным потенциалом для использования во всех сферах жизни человека, но при соблюдении определенных правил.

Мы убедились, что проблема пластикового загрязнения остается одной из самых актуальных для современного человека. Решение обозначенной проблемы приводит к рассмотрению способов вторичного использования пластиковых изделий для частичного решения проблемы пластикового загрязнения и сохранения природных ресурсов.

Работа помогла мне по-новому взглянуть на проблемы окружающей среды, на окружающий нас быт, на наше отношение к природе. Так же данная работа может быть использована для дальнейших исследований в области экологии.



Название проекта


Макулатура – наш вклад в общее дело

Тип проекта

Информационно - прикладной

Автор(ы) проекта

Салахов Глеб

Возраст автора(ов)

12 лет, 6 «В» класс

Руководитель проекта

Урих Ирина Викторовна, учитель биологии

Обоснование проекта (причины выбора проекта, описание/анализ проблемы, решению которой посвящен проект)

Тему проекта выбрана в рамках региональной конференции «Экология. Будущее в наших руках»

Методы исследования

1.изучение литературы и других источников информации (поиск и сбор информации по теме проекта)

2.изучение, анализ и обобщение полученной информации

3.практический метод (выполнение практической части проекта)

4.сравнительный метод (сравнение свойств бумаги, полученной в домашних условиях, с бумагой фабричного производства)

5.фотографирование основных этапов работы над проектом.


Целевая группа проекта (получатели выгоды от реализации проекта)

Учащиеся 5-9 классов на уроках изобразительного искусства и занятиях внеурочной деятельности

Учащиеся 9-11 классов на уроках биологии (тема «Биосфера и охрана природы»)


Идея проекта

(замысел, приблизительное видение позитивной ситуации, которую вы хотите воплотить)

Изучить возможность получения бумаги в домашних условиях и ее использования в декоративно-прикладном творчестве

Цель проекта (конкретная, измеряемая и достижимая)

Доказать эффективность использования вторичного сырья - макулатуры в жизнедеятельности человека

Задачи проекта

(шаги к достижению цели)

1.Определить источники макулатуры

2.Выяснить экономическую и экологическую эффективность вторичной переработки

3. Проиллюстрировать возможность использования макулатуры в домашних условиях для создания оригинальных артпредметов

4.Проанализировать свойства полученной в домашних условиях бумаги


Проектный продукт

(мероприятие, видеоролик, изделие, брошюра, акция, сайт и т.п.)

Бумага, полученная из переработанной макулатуры

Открытки, изготовленные из самодельной бумаги в технике акварели и аппликации

Альбомы, оформленные из упаковочного картонного материала

Ожидаемые результаты/требования к проектному продукту

(свойства, характеристики, предъявляемые к проектному продукту)

Предложенный собственный вклад в переработку макулатуры позволит получить интересный и необычный материал для творчества

Ресурсы

(все, что необходимо для успешной деятельности по проекту: финансы, оборудование, материалы, специалисты, время, транспорт и т.п.)

Материалы для производства бумаги:

газеты, журналы, картон, упаковочная тара

тушь для окрашивания

Материалы для декорирования: молотый кофе, сухие лепестки роз, чайная заварка

Оборудование: блендер, сетка, рамка, марля, губка, емкость для воды

Финансы: 142 рубля

Результаты проекта

(кратко – выводы по этапам реализации проекта, оценка достигнутых результатов; сопоставление полученных результатов с запланированными требованиями к проектному продукту, анализ трудностей)

Переработка макулатуры, является очень важным и полезным делом.

Получение бумаги в домашних условиях это достаточно увлекательный и познавательный процесс, который позволяет понять, как можно сохранять деревья, т.е. сокращать потребление первичного ресурса древесины, и при этом использовать отходы, уменьшая их объемы на свалках.

«Рукотворная» бумага не похожа на бумагу машиной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная поверхность по толщине, менее гладкая, хрупкая, но с точки зрения декоративности и оригинальности она намного интереснее, так как имеет шероховатую фактуру.

Для формирования экологического сознания необходимо включить учащихся в реальный процесс решения экологических проблем. Только таким образом ученики смогут почувствовать свою значимость и причастность к сохранению частички живой природы.


17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!