СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование компетенций 4К на основе содержания урока русского языка в 3 классе в рамках реализации общешкольного управленческого проекта «Создание личностно – развивающей образовательной среды «Территория возможностей»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект призван решить проблему формирования и развития у обучающихся  важных для современного человека soft skills: критического и креативного мышления, коммуникации и кооперации. Целью проекта является создание образовательной (методической) среды, для организации уроков для начальной школы с использованием технологии «4К».

Внедрение в образовательный процесс школы уроков нового типа позволит перейти от простой передачи готовых знаний к самостоятельному добыванию новой информации, предоставит обучающимся широкие возможности проявить себя в различных видах деятельности, развивать у них  4К компетенции, такие важные в нашем постоянно меняющемся мире.

Просмотр содержимого документа
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование компетенций 4К на основе содержания урока русского языка в 3 классе в рамках реализации общешкольного управленческого проекта «Создание личностно – развивающей образовательной среды «Территория возможностей»»










ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

«Формирование компетенций 4К

на основе содержания урока русского языка в 3 классе

в рамках реализации общешкольного управленческого проекта

«Создание личностно – развивающей образовательной среды «Территория возможностей»














Разработчик:

учитель начальных классов

МБОУ "СШ №10 г. Ельца" 

                                                                                Караулова Ольга Вячеславовна

                                                                                

                                                     



2021г.



Содержание


     

Паспорт ………………………………………………………………………3

  1. Введение……………………………………………………………………..5

  2.  Связь с личностно-развивающей образовательной средой (ЛРОС) и управленческим проектом …………………………………………………..6

  3. Актуальность темы……………………………………………………….....6

  4. Целеполагание……………………………………………………………….7

  5. УМК «Школа возможностей»…………………………………………….. .8

  6. Продукты и эффекты………………………………………………………. .8

  7. Практическое применение…………………………………………………..8

  8. Оценочные инструменты…………………………………………………....9

  9. Креативность идеи…………………………………………………………...9

  10. Разработка урока с применением технологии 4К…………………………10

  11.  Литература…………………………………………………………………..18

  12. Приложение………………………………………………………………….19


Паспорт проекта

Автор проекта и название ОО

Караулова Ольга Вячеславовна, 

МБОУ «Средняя школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Елец

Название (тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО 

«Развитие личностно-ориентированной среды. Территория возможностей»

Направление педагогического проекта

Разработка учебного занятия с акцентом на формирование 4К компетенций.

Название (тема) педагогического проекта 

«Формирование компетенций 4К на основе содержания урока русского языка в 3 классе в рамках реализации общешкольного управленческого проекта «Создание личностно – развивающей образовательной среды «Территория возможностей»

Решаемая ключевая проблема 

Формирование и развитие у обучающихся  важных для современного человека soft skills: критического и креативного мышления, коммуникации и кооперации.

Цель  педагогического проекта 

Создание образовательной (методической) среды, для организации уроков для начальной школы с использованием технологии «4К»

Целевая группа 

Ученики 3 класса

Основная идея педагогического проекта

Внедрение уроков, направленных на формирование 4 К компетенций способствует повышению мотивации к обучению, к самообучению. Учит учиться, решать поставленные учителем задачи, добывать новые знания, а не только получать их в готовом виде. Учитель в данном случае выступает в роли «проводника» к знаниям, «тьютора-наставника».

2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности педагогического проекта 

Внедрение в образовательный процесс школы уроков нового типа позволит перейти от простой передачи готовых знаний к самостоятельному добыванию новой информации, предоставит обучающимся широкие возможности проявить себя в различных видах деятельности, развивать у них 4К компетенции, такие важные в нашем постоянно меняющемся мире.

Используемые технологии/методики/приёмы/техники 

Технология 4К., проблемное обучение, ИКТ-технологии, технология критического мышления, групповая и парная работа, творческая работа.

Значимые продукты педагогического проекта

Разработка нового типа урока направленного на формирование у учащихся компетенции по системе 4К.

Личный вклад педагога в изменения в ОО 

Данный проект способствует повышению статуса образовательного учреждения в соответствии с последними образовательными тенденциями, а также внедрению в образовательный процесс технологии «4К» - одной из современных моделей уроков, направленных на формирование креативного и критического  мышления, коммуникации, кооперации. Кроме того, влияет на то, какого ученика мы получим на выходе из начальной школы и общеобразовательной школы вообще


Каким образом планируется представить результаты педагогического проекта (выступление (-я), занятие (-я), публикация (-и) 

Выступление на педагогическом совете;

проведение открытого урока, публикация в электронных СМИ.


 

Введение


В настоящее время  современное школьное образование  отходит от традиционной ориентации на формирование предметных знаний и умений, стараясь создать условия для развития современных ключевых компетенций.

Основные компетенции  в наше время  — это  интеллект, креативность, социальные умения. Знаний и умений, которые формировала школа в прошлом веке, уже недостаточно для того, чтобы стать успешным в наше время, т.к. наше  общество постоянно меняется. Система образования также переосмысливает свои цели и включает в образовательные программы все более широкий перечень навыков.

Школа берет на себя ответственность как за когнитивное, так и за социально-эмоциональное развитие детей,  понимая,  что они неотделимы друг от друга.

Тип проекта: практико-ориентированный

- по срокам – краткосрочный

- по масштабу – в рамках класса

- по характеру – поддерживающий

- по источникам финансирования – бюджетный


Связь с личностно-развивающей образовательной средой

и управленческим проектом

С 2021 года в  нашей школе реализуется проект по созданию личностно- развивающей образовательной среды «Территория возможностей». Целью данного проекта является создание личностно-развивающей образовательной среды школы открытого характера с преобладанием «творческого» и частично «карьерного» типов. 

Реализация данного проекта в школе предполагает формирование зоны личностного развития и эмоционального комфорта; адекватной вызовам времени образовательной среды, в которой системно и целенаправленно связаны содержание образования, организация учебного процесса, психологическое сопровождение и предметно-пространственная среда.

Актуальность проекта

В процессе преподавания в школе, я отметила, что обучающиеся затрудняются самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, применять полученные знания на практике, не умеют мыслить творчески, нестандартно, а также у них не получается должным образом анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовать ее и представлять перед аудиторией, то есть западают многие компетентности. Анализ литературы и практики показывает наличие противоречия между:

  • требованиями к современному образованию, где в центре внимания находится личность ребенка, и направленностью процесса обучения на освоение обучающимися определенной суммы знаний;

  • потребностью обучающихся в самостоятельной творческой деятельности и преобладанием репродуктивных методов обучения;

  • сознанием важности и необходимости процессов саморазвития и самореализации со стороны обучающихся и учителей, и отсутствием в практике необходимых для них педагогических условий;

  • необходимостью использования активных форм работы, способствующих развитию критического мышления, креативности, коммуникативности и самореализации обучающихся и стереотипами профессионального поведения учителей

На современном этапе в сфере образования важно реализовывать такие учебные задачи, решение которых помогает не только формировать знания, уметь добывать информацию, но и применять знания и информацию на практике, в жизненных ситуациях. Модель уроков 4-К: креативное мышление, критическое мышление, коммуникация, кооперация - одна из современных моделей уроков, направленных на формирование необходимых компетенций. Здесь наиболее важными становятся социальные умения, умения решать проблемы разного характера, поэтому когнитивное и социально-эмоциональное развитие детей неотделимы друг от друга. А учитель, формируя компетенции по системе 4К,  формирует такие необходимые качества характера как инициативность, настойчивость, лидерство, адаптивность. Поэтому тема данного проекта актуальна.

Целеполагание

Цель проекта: создание необходимого пространства для  формирования 4к на основе содержания уроков русского языка в 3 классе.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Разработать уроки нового типа,  направленные на когнитивное развитие учащихся

  2. Составить  листы групповой работы, которые организует работу групп на уроке и обеспечивает ученикам возможность проявлять и развивать учебную самостоятельность

  3. Включить в учебные занятия групповую и парную работу, которая развивает кооперацию.

  4. Включить в учебный процесс проектную деятельность и практико-ориентированные задания, направленные на развитие критического мышления.

  5. После проведения урока для оценки того, насколько на нем было создано пространство для формирования и развития «4К», использовать   оценочные листы и листы наблюдения.

Планируемые результаты: формирование у детей компетенций 4к, которые вырабатывают   необходимые  качества  характера у детей, такие, как инициативность, настойчивость, лидерство, адаптивность, объективное оценивание.


УМК «Школа возможностей»

1.Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова.

Продукты и эффекты

Продуктом моего проекта является разработка урока по русскому языку для 3 класса с использований технологий 4к., листы групповой работы к этому уроку. Для педагогов такие  уроки будут интересными тем, что позволят  по-новому взглянуть на свой предмет и своих учеников, а также воспользоваться интересными методическими находками, технологиями обучения и педагогическими приёмами. Для учащихся будут созданы условия, которые помогут  сформировать  компетенции 4к, благодаря которым  они самостоятельно научаться мыслить,  решать различные проблемные и творческие задачи. Проект планирую реализовывать с использованием личностно – развивающей образовательной среды «Территория возможностей»

Практическое применение

Разработку урока можно использовать в 3 классе при проведении уроков русского языка направленных на развитие речи.



Оценочные инструменты

В данном проекте используются листы оценивания и наблюдения для учеников и учителя.

Для учеников: «Самооценки работы в группе»,

Для учителя: «Лист наблюдений учителя за работой учащихся», « Лист исследования полученных на уроке результатов», «Лист самооценки для учителя».

Креативность идеи

Разработка  урока направлена на формирование компетенций 4к
у школьников начальной ступени обучения. Задания, используемые на этих уроках,  предполагают работу в группах и в парах. Обучающиеся выступают  в роли учителя друг для друга при работе в паре или в группе. Педагог же на таких уроках становится наставником, консультантом, помощником и проводником для самостоятельно работающих команд и поддерживает их продуктивную работу. Ученики принимают участие  в  оценке своей работы и в целом результативности  урока.










Продукт педагогического проекта

Конспект урока русского языка в 3 классе

Тема урока: «Восстановление деформированного текста из 8 предложений с опорой на серию сюжетных картинок.»

  На этом уроке обучающиеся научатся вести диа­лог в различных коммуникативных ситуациях, со­блюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении составленного ими текста и собственных текстов.

Предлагаемый урок направлен на работу с деформированным текстом и на развитие креа­тивности и умения работать в паре и в группе.

Креативность проявляется как при восста­новлении последовательности фрагментов текста, так и при создании собственных текстов. Критиче­ское мышление — при формулировании собствен­ной позиции и оценке чужой позиции. Кооперация четко прослеживается в парной и групповой работе.

Цель урока: развивать умения работать с деформированным тексом с опорой на сюжетные картинки, развивать устную и письменную речь обучающихся.

Задачи:

- учить составлять рассказ с опорой на сюжетные картинки;

- продолжить работу по формированию умений изображать предложение графически, определять о ком или о чём говорится в предложении;

- формировать понятие предложения;

- корригировать и развивать устную речь учащихся;

- расширять элементы логического мышления (четвёртый лишний, третий лишний, классификации, обобщения), кругозора, мышления (загадки);

- развивать навыки самоконтроля.

-расширять кругозор учащихся, пополнять их активный словарный запас.

-воспитывать любовь, милосердное и бережное отношение к природе.

- формирование умение работать в группе,

-уважительного отношения к иному мнению - готовность признавать возможность существования разных точек зрения, понимания того, что каждый имеет право высказывать свою точку зрения, аргументируя ее;

-развитие вариативности сознания, умения анализировать, обобщать информацию, делать обоснованные выводы.

Оборудование: ИАД, система голосования, листы для групповой работы, цветные карандаши, картинки с животными, ИАД, система голосования, карточки для работы в парах.

Ход урока

I. Оргмомент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Сейчас мы начинаем урок русского языка.

- Что мы учимся делать на уроках русского языка?

- Молодцы! На уроках русского языка мы учимся грамотно писать, составлять предложения, отвечать на вопросы.

Записывают дату в тетрадях.

II.Словарная работа

- А сейчас я предлагаю Вам отгадать загадки

Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)


Был он рус, но выпал снег,
Побелел пушистый мех,
И невидим он зимой
Волку с рыжею лисой!

(Заяц)

Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует,
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко! (Корова)

С ветки прыгает на ветку,
По земле гуляет редко.
Домик сделала в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле. (Белка)

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой. Яблоки по яблоне весело снуют, Гусениц мороженых, яблоки клюют. (Снегири)

За деревьями, кустами,

Промелькнуло, будто пламя, Промелькнуло, пробежало...

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)



М__ДВЕДЬ ЗА___Ц К__Р__ВА БЕЛКА


ЛИСА СН_ГИРЬ

- Ребята, в названиях некоторых животных потерялись буквы, давайте вернём их на место. Будьте внимательны – это словарные слова, вспомните, как они пишутся. Запишите словарные слова в рабочую тетрадь. В этих словах Вам необходимо:

  • обозначить гласные

  • разделить на слоги

  • поставить ударение

- Прочитайте ещё раз слова и чётко проговорите безударные гласные.(1 ученик вслух)

А теперь давайте поиграем:

  • Игра «Один – много»

  • Игра «Четвёртый лишний»

- Посмотрите на картинки и подумайте кто здесь лишний? И почему?

Дети делают выбор и объясняют его. (Корова или снегирь, смотря по какому признаку выбирали лишнего)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

III. Сообщение темы и цели урока. (Постановка проблемы)

Сегодня у нас необычный урок. Мы с Вами будем редакторами.

- Кто такой «Редактор»? Где мы можем узнать о значении слова «редактор»?

Давайте обратимся к словарю.

Редактор — тот, кто занимается редактированием, то есть составляет, проверяет и исправляет содержание текста, издания (книги, журнала, газеты и т. п.).

Одно печатное издание решило выпустить книгу о природе, но во время подготовки книги произошел сбой компьютеров и один из рассказов деформировался, т.е. нарушилась связь слов и предложений в нем.

-Дорогие мои редакторы, как Вы думаете, что нам необходимо сделать?

-Сегодня вы будете работать в парах и группах.

-Давайте повторим правила работы в парах, группах:

Памятка

«Правила работы в группе»

1. Слушай, что говорят другие.

2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

3. Говори спокойно ясно, только по делу.

4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

5. Помогай товарищам, если они об этом просят.

6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

IV.Работа по теме урока.

- А сейчас мы будем учиться составлять рассказ из предложений.

Итак, дорогие редакторы, мы должны отредактировать запись так, чтобы получился текст. Давайте прочитаем инструкцию по работе с деформированным текстом.

Алгоритм работы с деформированным текстом.

1.Прочитай предложения.

2.Подумай, какое предложение надо написать первым.

3.Установи последовательность событий.

- Что нужно сделать, чтобы получился связный текст?

- Вам предстоит работа в парах. Будьте внимательны. На карточке записаны предложения, рядом с которыми стоят пустые окошки. В этих окошках вставьте порядковый номер предложения. Правильно составить рассказ вам помогут картинки. (Работа в группах)

Картинки размещены на экране и детям на столах выданы картинки и карточки с предложениями (приложение 1)




Класс делится на 2 группы, каждая из которых получает карточки с фрагментами текста и картинки.

Посмотрите на них и скажите:

-Сколько предложений будет в нашем рассказе?

-Давайте их прочитаем (читает вначале 1 ученик, затем хором)

-Каким предложением можно начать наш рассказ?

-Какое предложение будет следующим?

-О ком будет третье предложение?

-А четвертое?

-Что еще о ней говорится? И т.д.

-Подберите к каждой картинке своё предложение.

-Кто прочитает получившийся рассказ? (1 человек от 1 команды.)

-А какой рассказ получился у 2 команды?

-Давайте придумаем название Вашему рассказу. Помните, что название должно выражать главную мысль. (Слушаем по 1 выступающему от каждой команды. Команда может предложить несколько вариантов, которые считает наиболее удачными)

-Итак, дорогие редакторы. Мы заканчиваем работу по редактированию текста.

- Молодцы! Вы хорошо справились с работой.

- Прочитайте один из верных вариантов текста и сравните с вашей версией.

  • Запись рассказа в тетрадь.

Один из возможных вариантов текса.

Зима в лесу.

В лес пришла зима. Наступили холода и морозы. С ветки на ветку прыгает белка. Она заготовила на зиму желуди, грибы, орехи. Заяц грызёт кору деревьев. Лиса караулит добычу. Зверек питается мышами и слышит малейший писк грызунов под снегом. А медведь спит в теплой берлоге. Ему холода не страшны.

Примечание: На данном этапе прослеживается:

  • желание учащихся участвовать в работе группы, умение сотрудничать.

  • распределение заданий и ответственности в группах.

  • выразительность чтения.

  • умение устанавливать логическую последова­тельность частей текста.

  • аргументированность мнения о последовательности фрагментов текста.

  • умение сотрудничать, умение договариваться

Педагог тем временем наблюдает за хо­дом работы, фиксирует в листе наблюдений ак­тивность учащихся.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

  • Работа с предложениями (Сосчитать сколько слов в каждом предложении и начертить схему к каждому из них)

(Заслушиваются несколько ответов учеников, остальные выражают свое согласие и несогласие с помощью сигналов-светофоров)

V.Творческая работа. Закрепление и обобщение изученного.

Составление своего рассказа о том, как мы можем помочь животным в лесу. (Работа в парах)

- В жизни диких животных зима – сложный период. Причем не только для тех, кто проводит ее на ногах, но и для впадающих в спячку. Сильные морозы и значительное сокращение пищи приводят к тому, что не всем зверям удается пережить эту пору. А ведь многие из них еще и рожают детенышей в это непростое время.

-Как же помочь животным в это непростое для них время?

-Предлагаю Вам поработать в парах, обсудить пути решения этой проблемы и письменно ответить на этот вопрос. (Заслушиваются несколько составленных детьми текстов.)

Примечание:

На данном этапе удается выявить:

  • умение сотрудничать, договариваться между собой

  • умение объяснить ход своих мыслей,

  • предста­вить свой текст,

  • защитить свои выводы,

  • способность аргументи­рованно относиться к другому мнению

  • креативность мышления

  • умение искать пути решения проблемы

Педагог оценивает: оригинальность предло­женных идей, гибкость, способность объединять разные идеи, способность аргументированно относиться к дру­гому мнению

VI. Итог урока

- С какой профессией мы познакомились на уроке?

- Что значит отредактировать текст?

- Что помогло нам правильно составить рассказ?

- Какую проблему мы сегодня попытались решить на уроке?

VII. Рефлексия (работа с системой голосования и оценочными листами)

-Я предлагаю вам оценить свою работу.

-Те, кому было легко работать редактором, нажмите букву A.

- Кто испытывал затруднения -B.

- А те, кому было тяжело или не понравилось быть редактором, нажмите C.

- Возьмите листы для оценки своей работы в группе и отметьте, насколько хорошо по вашему мнению Вы сегодня потрудились ?

Выставление оценок учителем на основе анализа работу детей на уроке.

-Спасибо за урок!

VIII. Домашнее задание.

-Ребята, а дома давайте вспомним правила поведения в лесу и запишем их в рабочую тетрадь.










Литература

1. Пинская М., Улановская И. Новые формы оценивания. Начальная школа ФГОС-М.: Просвещение, 2016

2. Пинская М. Компетенции «4К»: Формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации.

3. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2011, 223 с































Приложение

Карточка для групповой работы.

1. Составьте связный рассказ. Возле каждого предложения поставьте его номер по порядку. Озаглавьте получившийся текст. К каждой картинке подбери одно или несколько предложений.

(Карточки с предложениями и картинки разрезаны и упакованы в конверт)

Картинки :


Предложения:


А медведь спит в теплой берлоге.



С ветки на ветку прыгает белка.



В лес пришла зима



Заяц грызёт кору деревьев.



Лиса караулит добычу.



Наступили холода и морозы.



Она заготовила на зиму желуди, грибы, орехи.



Зверек слышит малейший писк мыши под снегом.



Ему холода не страшны холода.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!