СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект «Формирование навыка беглого осознанного чтения у обучающихся с ОВЗ в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале представлено портфолио (описание работы) педагогического проекта "Формирование навыка беглого осознанного чтения у обучающихся с ОВЗ в начальной школе"

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Формирование навыка беглого осознанного чтения у обучающихся с ОВЗ в начальной школе»»





ПОРТФОЛИО

педагогического проекта




«Формирование навыка

беглого осознанного чтения

у обучающихся ОВЗ

в начальной школе»




Авторы:

Вялова Светлана Николаевна, педагог-психолог, учитель начальных классов

МОУ СШ № 3, г.Волжский, ул. Прибрежная, 91

тел.: 89616705766

Галаева Марина Анатольевна, учитель начальных классов

МОУ СШ № 3, г.Волжский, ул. Прибрежная, 91

тел.: 89608716119





Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Сегодняшний мир — другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как научить ребенка читать бегло и осознанно? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.

В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Содержание образование в течение жизни будет меняться. Поэтому важнее вооружить ребёнка умением учиться, чем информацией, которая неизбежно забудется. Конечно, это не значит, что школа не должна давать знания, но приоритеты должны быть изменены. Но на практике содержание программ не изменилось, времени на формирование компетентностей у учителя нет.

Проблема заключается в том, что наблюдается резкое увеличение детей с различными интеллектуальными и речевыми нарушениями. Особенно распространёнными у этих детей являются нарушения письма и чтения. Чтение продолжает оставаться для учащихся с ОВЗ одним из предметов, трудности усвоения, которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательным образом сказывается на изучении всех остальных предметов.

К началу школьного обучения у детей с ОВЗ, как правило, не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение. Они не умеют планировать свою деятельность. У детей с ОВЗ отсутствует целостное восприятие о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, не могут установить связь между эпизодами. Воображение развито слабо, нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений и навыков. Поэтому они оказываются не в состоянии без помощи педагога и специальных коррекционных приемов овладеть чтением. Они испытывают трудности в произвольной деятельности. Учащиеся с ОВЗ быстро утомляются, перестают выполнять начатую деятельность.

Работая с «особыми» детьми, мы учитываем их индивидуальные особенности и интересы, ищем особые подходы, создаём определённые условия для развития и формирования читательских умений и навыков.

В 20116 году, начиная работу с первоклассниками, которые обучаются в специальном коррекционном классе для детей с ОВЗ (вариант 7.2), мы задумались о том, что можно изменить в своей работе, чтобы учащиеся имели оптимальную скорость чтения, которая является необходимым условием хорошей учёбы.


В проекте описывается работа по формированию читательской компетентности у детей с ЗПР.


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование читательской компетентности у детей с ЗПР, путем применения коррекционно- развивающей упражнений.


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • изучить и систематизировать упражнения и приемы, способствующих формированию читательской компетентности обучающихся с ОВЗ на начальном этапе;

  • создать банк эффективных приемов формирования читательских умений и навыков у обучающихся с ОВЗ;

создать условия для формирования читательской компетентности у обучающихся с ОВЗ на начальном этапе.


Планирование реализации содержания проекта:


Этап

Описание деятельности

1. Подготовительный этап

Проведение диагностических мероприятий для выявления читательской компетентности обучающихся 1 специального коррекционного класса для детей с ОВЗ (вариант 7.2) до начала изучения букв по программе.

2. Теоретический этап

Изучение имеющейся литературы о приемах формирования читательской компетентности у обучающихся на начальном этапе формирования навыка чтения. Подбор актуальных приемов и упражнений. Адаптирование приемов для обучающихся с ОВЗ.

3. Практический этап

Апробация подобранных приемов и упражнений формирования читательской компетентности у обучающихся с ОВЗ в учебном процессе. Систематизация и составление банка эффективных приемов формирования читательских умений и навыков обучающихся с ОВЗ.

4. Заключительный этап (рефлексия)

Проведение диагностических мероприятий для выявления результативности использования приемов и упражнений формирования читательской компетентности обучающихся на конец осуществления проекта. Подведение итогов проекта. Представление продукта проекта: банка эффективных приемов формирования читательских умений и навыков у обучающихся с ОВЗ.


Основные формы и направления педагогической работы, используемые при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья с обоснованием их выбора с учетом психофизических особенностей ребенка и материально-технических возможностей образовательной организации.


Для достижения нашей цели мы применяли следующие формы и направления педагогической работы:

  • диагностические мероприятия для выявления читательской компетентности обучающихся на начало и на конец проектной работы;

  • подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка и пробуждающих потребность в познавательной деятельности;

  • подбор заданий, требующих для их выполнения разнообразной деятельности обучающихся;

  • приспособление к уровню развития детей с ЗПР темпа изучения учебного материала и методов обучения;

  • индивидуальный подход к каждому обучающимся с учетом диагноза;

  • использование наглядных дидактических пособий, адаптированных к уровню развития детей с ЗПР.






Описание содержания проекта





  1. Подготовительный этап

Проведение диагностических мероприятий для выявления читательской компетентности обучающихся 1 специального коррекционного класса для детей с ОВЗ (вариант 7.2) до начала изучения букв по программе.


Для выявления читательской компетентности обучающихся 1 специального коррекционного класса для детей с ОВЗ (вариант 7.2) в феврале 2017-2018 учебного года до начала изучения букв по программе была проведена диагностика, которая показала:

ФИ обучающихся

Знают буквы

Читают

Темп чтения

(слов/мин)

Осознан-ность чтения

по слогам

слоги+

слова

целыми словами

1.

Агеев М.







2.

Бердник Е.







3.

Бочарова М.

+

+



12

+

4.

Варфоломеев В.

+






5.

Волынчиков М.







6.

Гатыжская Е.

+






7.

Гашимов М.







8.

Исаченко М.







9.

Малахов С.







10.

Михайлова В.

+






11.

Русскова А.







12.

Сапожникова В.







13.

Сафронов Е.

+

+



14


ИТОГО

5

2




1


из 13 обучающихся класса:

количество обучающихся, знающих все буквы алфавита – 5 человек;

из них:

количество обучающихся, читающих по слогам – 2 человека;

количество обучающихся, читающих целыми словами – 0 человек;

количество обучающихся, осознанно воспринимающих прочитанное – 1 человек.



  1. Теоретический этап

Изучение имеющейся литературы о приемах формирования читательской компетентности у обучающихся на начальном этапе формирования навыка чтения. Подбор актуальных приемов и упражнений. Адаптирование приемов для обучающихся с ОВЗ.


Изучив литературу, список которой мы представляем в конце описания работы, мы рассмотрели различные аспекты процесса формирования навыка чтения и ознакомились с имеющимися в литературе примерами упражнения для формирования навыка чтения.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое “вдумчивое чтение”, основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. Данный подход реализуется уже в период обучения грамоте. Еще важнее такую систему работы иметь в виду на уроке при чтении художественных текстов.

В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Однако учитель должен помнить, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.

Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе.

Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя.

Несмотря на продолжающиеся споры о способах обучения чтению, определен обязательный элемент: освоение соответствий между буквами и звуками. Этот шаг - первый, но не последний на пути к глубокому и полному овладению родной речью.

Существуют два основных, противоположных в своей основе метода обучения чтению. Один называется методом целых слов, другой – фонологическим.

Фонетический подход основан на алфавитном принципе. В основе – обучение произношению букв и звуков (фонетике), а когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит к слогам, а потом и к целым словам. В фонетическом подходе есть два направления:

  • Метод систематической фонетики. Перед тем как читать целые слова, детей последовательно обучают звукам, соответствующим буквам, и тренируют на соединение этих звуков. Иногда программа включает в себя и фонетический анализ - умение манипулировать фонемами. 

  • Метод внутренней фонетики уделяет основное внимание визуальному и смысловому чтению. То есть детей учат узнавать или идентифицировать слова не с помощью букв, а посредством рисунка или контекста. И уже потом, анализируя знакомые слова, изучаются звуки, обозначаемые буквами. В целом у этого метода эффективность ниже, чем у метода систематической фонетики.

Лингвистический метод. Лингвистика - это наука о природе и о строении языка. Часть ее используется при обучении чтению. Дети приходят в школу с большим запасом слов, и это метод предлагает начинать обучение на тех словах, которые часто используются, а также на тех, которые читаются так, как пишутся. Именно на примере последних ребенок усваивает соответствия между буквами и звуками. 

Метод целых слов. Здесь детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. После того как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто встречаются.  В России этот метод известен как метод Глена Домана. Поборники раннего развития увлекались им в 90-х годах. 

Метод целого текста. В чем-то схож с методом целых слов, но больше апеллирует к языковому опыту ребенка. Например, дается книга с увлекательным сюжетом. Ребенок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью контекста или иллюстраций. При этом поощряется не только чтение, но и написание собственных рассказов. Цель этого подхода - сделать процесс чтения приятным. Одна из особенностей - фонетические правила вообще не объясняются. Связь между буквами и звуками устанавливается в процессе чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово неправильно, его не исправляют. Главенствующий аргумент: чтение, как и освоение разговорного языка, естественный процесс, и дети способны освоить все тонкости этого процесса самостоятельно. 

Метод Зайцева. Николай Зайцев определил склад как единицу строения языка. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова. Методика относится к фонетическим методам, ведь склад - это или слог, или фонема. Таким образом, ребенок учится читать сразу по фонемам, но еще при этом ненавязчиво получает понятие о буквенно-звуковых соответствиях, поскольку на гранях кубиков он встречает не только склады, но буквы «поодиночке» 1.

Какие же упражнения рекомендуют многие авторы?

Начнем с упражнений, направленных на формирования беглого чтения за счет подготовки речевого аппарата.

Чтение блоков.

Данные упражнения направлены главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка беглого чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и т.д.). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.

Запись блоков производиться непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

Слитное прочтение двух стоящих рядом букв.

(Первая группа блоков).

Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею

Еу ад аж ай ам ап ах! Ей ел ем

Ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!

Ом он ос от ох ош ужум ус ух! Эй!

Эх! Юг юз юм юн яд як ял Ян яр.

Ба бы бэ-э-э во! Вы га да же за

Ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на

Не ни но ну по ра ре си су та те

То ту ты тю! Фа фу! За! Хе! Че чу ша!

Ай-ай ей-ей ёк-ёк ой-ой! Во-во!

Га-га-га да-да-да! Эй-эй!

Ну-ну! То-то хе-хе-хе ха-ха-ха!

Ба-ба дя-дя па-па ма-ма

При прочтении этих блоков полезно начать обучать понятию ударения, ударного слога. Например, предложить детям прочитать буквосочетание га-га-га! Сначала с ударением на первый слог, затем на второй и на третий.

Аналогичную работу можно проводить со словосочетанием ха-ха-ха! Да-да-да!

Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном слоге, а также навык определения на слух, который слог ударный.

Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.

(Вторая группа блоков).

Ага бай сам шар пах

Аут баз бык бер вон

Выя дар дом бей ели

Ему Зея сею уже зал

Ива тик хил зим лиф

Тих бия кар лих люк

Ляп миф мул мыс мер

Нас нет нищ нот гну

Бой лом сон ост лот

Мох бош пол Юра рек

Оси суп эта тел тот

Эту тыл ТЮЗ ума муж

Кум рус дух Уфа Уфу

Уха ухе чек чуб шаг

Щит эхо юга ТЮЗ юму

Это исключительный материал логопедического словаря, поэтому слова этой группы подлежат обязательному прочтению. В процессе чтения блоков не только вырабатываются и закрепляются навыки чтения, но и обеспечивается тренировка соответствующих участков речевого аппарата.

Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных

в конце слова.

(Третья группа блоков)

Бокс борт борщ верх волк

Гонг диск Ейск зюйд Иезд

Лувр люфт лязг матч мозг

Непр порт корт пунш Рижт

Факт финт фунт шурф щедр и др.

Фразы для чтения.

Морж мёрз, но полз.

Майкл ел борщ и торт.

На борт жал болт.

Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.

(Четвертая группа блоков).

Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что все согласные вначале слова необходимо прочитывать в один прием, ориентируясь на гласную фонему, так как слогообразующая гласная оказывает влияние на характер произношения всех согласных фонем в слоге, стоящих до нее. Для зрительного восприятия рекомендуется выделять гласную цветным мелом.

Блок блях барк взор ВГИК вжик

Влип враз врач вред ВТУЗ

Где глуп граф грач гриф

Джаз дни дней дроф друг ждал

Жрец звон злой знак зной клёв

Фразы для чтения.

Её плащ был плох.

Класс встал у парт.

Мой друг щедр.

Чтение наиболее трудных однослоговых слов.

(Пятая группа блоков).

Вверх взмах взнос взмыл вклад

Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд

Монстр перст пёстр пункт склад

Смысл спорт столб стаж треск

Хвост Холмс штамп штурм

Чтобы достичь навыка беглого чтения, необходимо решить следующие задачи:

  • развитие оперативной памяти;

  • развитие периферического зрения (угла зрения);

  • развитие умения антиципации памяти;

  • формирование устойчивого внимания;

  • предупреждение повторов при чтении;

  • пополнение словарного запаса ученика;

  • развитие артикуляционного аппарата.

Система тренировочных упражнений на развитие

оперативной памяти

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведется с помощью зрительных и слуховых диктантов, а также диктантов по памяти. Письменные работы учащихся способствуют развитию кратковременной памяти, увеличению объема слухового и зрительного восприятия.

Таким образом, в систему тренировочных упражнений на развитие оперативной памяти входят:

  • слуховые и зрительные диктанты;

  • списывание текста;

  • диктанты по памяти.

Игры на развитие кратковременной памяти и логическое мышление:

«Фотограф». В течение нескольких секунд зафиксировать (сфотографировать) человека, комнату, картину и т.д., а затем словесно описать, как можно с большими подробностями.

«Кто самый внимательный». Учитель на 1 секунду показывает карточку со словом. Дети должны за это время успеть прочесть слово. Сначала односложные (типа: мак, рак, сок), затем двусложные ( рама, зонтик и т.д.), постепенно можно довести до чтения словосочетаний (типа:зимний день, лесные жители и т.д.).

«Разведчики». На столе учителя лежат предметы (около 20). Рассматриваем их. После этого закрываем предметы листом бумаги, дети записывают по памяти.

«Сыщики». Добавляют какой-то предмет в классную комнату или выносят их. После этого в комнату приглашаются ученики: они осматривают класс, записывая те предметы, которые появились или которые убрали.

Чтение строчек с прикрытой верхней половиной слов или прикрытой нижней половиной слов. Если работа ведется с прикрытой нижней половиной слов, то начинать нужно с закрывания четверти слова, на уже знакомом детям тексте. Постепенно увеличиваем прикрытое до половины, а текст выбираем незнакомый. Такие упражнения чрезвычайно важны для формирования словесно – логической памяти. Так же для развития логического мышления полезны упражнения: «поиск в тексте смысловых несуразностей», «восстановление деформированных текстов».

Поиск в тексте заданных слов. В тексте нужно найти как можно быстрее заданное слово, которое на начальном этапе воспринимается зрительно, позднее на слух. Особую пользу приобретет это упражнение тогда, если ученику последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом работать максимально быстро. Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов, развивает словесную память.

Чтение «зашумленных слов». Ребенку предлагают карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, рисунков. Степень затруднения, определяемая количеством линий и сложностью рисунков, подбирается индивидуально. Это упражнение закрепляет в памяти учащихся целостные образы букв и их сочетаний, развивает восприятие.

Чтение пунктирно написанных слов. Учащимся предлагают карточки с не полностью написанными словами (отсутствуют некоторые части букв, слогов), но сохраняется однозначность прочтения. Степень разрушения букв с каждым разом увеличивается.

Запомни пирамиду слов:

Снег

Весна

Ручьи

Побежали.

В этом задании необходимо за короткий срок запомнить как можно большее количество слов. Число слов в пирамиде может постепенно увеличиваться.

Система тренировочных упражнений на развитие

оперативного поля (угла зрения).

Оперативное поле – широкое поле одновременного восприятия, но не поле видения – видит ребёнок достаточно широко, целиком страницу, но одновременно за одну фиксацию его взгляда не воспринимает её содержание.

Начинать работу по развитию оперативного поля у детей надо с гимнастики для глаз. Её введение можно начать ещё при обучении грамоте. Время проведения 1-2 минуты, т.е. 2-3 упражнения за занятие. Приведем несколько упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы, сохранить упругость кожи век, задержать её старение.

Гимнастика для глаз. (Все упражнения выполняются в положении сидя за партой).

  1. Откинуться на спинку стула. Сделать глубокий вдох. Наклониться вперёд к крышке парты – выдох. Повторять 5-6 раз.

  2. Откинуться на спинку стула, прикрыть веки, крепко, как только можно, зажмурить глаза, открыть глаза. Повторять 5-6 раз.

  3. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

  4. Поднять глаза к верху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать глазами круговое движение против часовой стрелки.

Упражнения 3-4 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое 3-4 раза с интервалом в 1 – 2 мин.

  1. Руки положить на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторять 5-6 раз.

  2. Руки вытянуть вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, сделать вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, сделать выдох. Повторять 5-6 раз.

  3. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 секунды, затем перенести вор на кончик носа на 3-5 секунд. Повторять 5-6 раз.

  4. Закрыть веки. В течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев. Упражнение способствует расслаблению мышцы и улучшает кровообращение.

  5. Выполнять сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Упражнение

способствует улучшению кровообращения.

  1. Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3секунды. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 с. Опустить руку повторить 5-6 раз. Упражнение снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнение, не снимая их.

Чтение «пирамидок слогов и слов».

Для развития оперативного поля чтения полезно использовать на уроках чтение «пирамидок слогов и слов»:

Р 1 О КО 1 МАР

Н 2 У ПАР 2 ТА

С 3 Е КАР 3 ТА

М 4 И БАЛ 4 КОН

К 5 У ДОС 5 КА

Чтение с «наращиванием».

Постепенное наращивание количества слогов в слове:

Бомба

Бомбардир

Бомбардировщик

Упражнение в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений, небольших абзацев. Это упражнение развивает не только внимание к слову, его правильное восприятие, но и способствует расширению поля чтения ученика, а также улучшает память.

Начинать надо с чтения одного слова, состоящего из 2-х слогов, затем 3-х, потом надо подключать два слова, постепенно доводить восприятие до 10 – 12 знаков.

При чтении предложений, текстов необходима установка: читаешь первое слово, смотри сразу следующее за ним, постарайся сразу его понять. Кроме того, текст рекомендуется читать в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, в быстром темпе.

Чтение с отрывом взгляда от текста. При чтении вслух ученику предлагается поглядывать на класс (или на предмет), возвращаясь затем к чтению. При этом ученик должен «схватить» глазами следующее слово или группу слов. Это упражнение приучает к быстрой ориентировке в тексте за счёт расширения угла зрения, увеличивается кратковременная память, ученик учится распределять внимание.

Пересказ с опорой на текст. После многократного чтения текста, ученики пересказывают его содержание. При возникновении затруднений ему разрешается подглядывать в учебник.

Это упражнение приучает ученика быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию угла зрения, кратковременной памяти и закладывает основу для успешной домашней работы.

Чтение строк наоборот. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым. Это упражнение развивает тонкость движения глаз. Так же можно предложить упражнение «чтение перевернутого текста» (на 90, 180 градусов).

Упражнение на поочередное чтение слов нормально и наоборот. При таком чтении первое слово читают слева направо, второе слово справа налево и т.д. Пример: Мама алипук картину. При проведении этого упражнения у ребенка формируется представление о том, что обычное чтение – это сравнительно несложное, посильное дело.

Система тренировочных упражнений, направленных на формирование устойчивого внимания.

Важным аспектом в обучении беглому, безошибочному чтению является выработка внимания к слову, его частям. Для совершенствования внимания детей можно проводить следующие упражнения:

Чтение слов типа:

Чистота-частота

Девушка-дедушка

Шесть-шерсть

Гарь-пахарь-жарь.

Чтение слов с одинаковыми корнями, но разными частями речи:

зелёный – зелень

бодрый – ободрился

Эти слова можно писать как на доске, так и на карточках для индивидуального чтения. При индивидуальном чтении можно использовать приём взаимопроверки.

Таблицы Шульте

Использование на уроке таблиц Шульте способствует формированию устойчивости и концентрации внимания:


1


15


11


4


19


14


8


12


21


24


10


3


7


23


5


18


22


16


25


9


6


13


20


17


2















На начальном этапе овладения навыком чтения можно рекомендовать упражнение «двукратное произнесение каждого прочитанного слова». Для того чтобы первоначально прочитанное, растянутое по слогам слово было узнано, его следует повторить слитно. За счет двукратного произнесения слова у ребенка формируются слуховые образы, а это способствует проникновению в смысл слова.

«Игра в прятки». Учитель начинает читать текст не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение учителя. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает учитель.

«Мнимое слово». Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением.

Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придаёт уверенность в собственных силах. Ведь обычно учитель поправляет ученика, что лишает ребёнка возможности самоутверждения.



II. Практический этап


Апробация подобранных приемов и упражнений формирования читательской компетентности у обучающихся с ОВЗ в учебном процессе. Систематизация и составление банка эффективных приемов формирования читательских умений и навыков обучающихся с ОВЗ.


Отобранные приемы и упражнения мы апробировали в 2017-2018 учебном году на обучающихся 2 д специального коррекционного класса для детей с ОВЗ (вариант 7.2) на уроках чтения и во внеурочной деятельности во время коррекционно-развивающих занятий.

При изучении согласных звуков и букв на каждом уроке мы читали слоговые таблицы, которые мы составили к каждому уроку изучения букв. Таблицы строились следующим образом:

1) прямые открытые слоги-слияния из двух букв (на, ла, ко, ти…);

2) обратные слоги-слияния из двух букв (ан, ал, ок, ит…);

3) открытые слоги-слияния из трех букв (вна, вра, вли, тро…);

4) закрытые слоги-слияния из трех букв (ван, рав, вил, рот…);

5) простые двусложные слова из трех и четырех букв;

6) простые предложения типа: У Ани кот. В реке раки.

При чем, для того, чтобы дети не заучивали расположение слогов, слоговые таблицы читались в разном порядке: от начала, с конца, с определенной строки.



Так же на уроках и во внеурочной деятельности во время коррекционно-развивающих занятий ежедневно применялись приемы второго и третьего блоков, которые использовались не только тренировки беглости чтения, но и для развития осознанности чтения при работе над предложениями и литературными произведениями.



Апробация данных упражнений показала, какие из них более эффективны, доступны и интересны нашим обучающимся.


Самые актуальные приемы и упражнения мы решили развести на три блока:

I БЛОК: приемы и упражнения, способствующие тренировке навыка беглого чтения (на начальном этапе):

  • Слоговые таблицы

  • Чтение слов по буквам в определенном порядке


II БЛОК: приемы и упражнения, развивающие произвольность деятельности на уроках чтения.

Это задания на развитие внимания, памяти, мышления на уроках чтения. Они способствуют развитию навыка осознанного чтения.


III БЛОК: приемы и упражнения, развивающие мотивационную сферу на уроках чтения.

Такие упражнения, кроме того, что способствуют выработки беглости чтения, делают уроки чтения интересными и увлекательными для обучающихся.


IV. Заключительный этап


Проведение диагностических мероприятий для выявления результативности использования приемов и упражнений формирования читательской компетентности обучающихся на конец осуществления проекта. Подведение итогов проекта. Представление продукта проекта: банка эффективных приемов формирования читательских умений и навыков у обучающихся с ОВЗ.


Диагностические мероприятия для определения динамики формирования читательской компетентности были проведены дважды: на конец букварного периода обучения грамоте, т.е. в феврале 2017-2018 учебного года, и на конец 2017-2018 учебного года, в мае месяце.


Результаты первой диагностики:

Дата проведения: 14.02.18г.

(средняя норма – 20 слов)

ФИ обучающихся

Темп чтения

(слов/мин)

Уровень

Читают

Осознан-ность чтения

по слогам

слоги+

слова

целыми словами

1.

Агеев М.

19

Н

+




2.

Бердник Е.

26

П

+




3.

Бочарова М.

30

П


+


+

4.

Варфоломеев В.

32

П


+


+

5.

Волынчиков М.

18

Н

+




6.

Гатыжская Е.

21

Б

+




7.

Гашимов М.

21

Б

+




8.

Исаченко М.

33

П

+



+

9.

Малахов С.

19

Н

+




10.

Михайлова В.

31

П

+



+

11.

Русскова А.

18

Н

+




12.

Сапожникова В.

22

Б

+




13.

Сафронов Е.

38

П


+


+

ИТОГО



10

3


5

Недостаточный уровень – 4 человека;

Базовый уровень – 3 человека;

Повышенный уровень – 6 человек.



Результаты второй диагностики:

Дата проведения: 18.05.18г.

(средняя норма – 30 слов)

ФИ обучающихся

Темп чтения

(слов/мин)

Уровень

Читают

Осознан-ность чтения

по слогам

слоги+

слова

целыми словами

1.

Агеев М.

23

Н

+




2.

Бердник Е.

30

П

+




3.

Бочарова М.

38

П


+


+

4.

Варфоломеев В.

40

П


+


+

5.

Волынчиков М.

30

Б

+




6.

Гатыжская Е.

31

Б


+


+

7.

Гашимов М.

31

Б

+




8.

Исаченко М.

41

П

+



+

9.

Малахов С.

30

Б

+




10.

Михайлова В.

37

П


+


+

11.

Русскова А.

26

Н

+




12.

Сапожникова В.

34

П


+


+

13.

Сафронов Е.

47

П


+


+

ИТОГО



7

6


7

Недостаточный уровень – 2 человека;

Базовый уровень – 4 человека;

Повышенный уровень – 7 человек.











Сравнительный анализ показал:


ФИ обучающихся

Темп чтения (слов/мин)

Изменения

I диагностика

II диагностика

1.

Агеев М.

19

23

+ 4

2.

Бердник Е.

26

30

+ 4

3.

Бочарова М.

30

38

+ 8

4.

Варфоломеев В.

32

40

+ 8

5.

Волынчиков М.

18

30

+ 12

6.

Гатыжская Е.

21

31

+ 10

7.

Гашимов М.

21

31

+ 10

8.

Исаченко М.

33

41

+ 8

9.

Малахов С.

19

30

+ 11

10.

Михайлова В.

31

37

+ 6

11.

Русскова А.

18

26

+ 8

12.

Сапожникова В.

22

34

+ 12

13.

Сафронов Е.

38

47

+ 9


Уровень читательской компетентности за учебный год значительно вырос:

  • скорость чтения выросла у всех обучающихся классов;

  • количество обучающихся имеющих недостаточный уровень читательских навыков сократился вдвое;

  • количество обучающихся, имеющих базовый и повышенный уровень читательского навыка, достиг 85 % (+ 16 %).


ИТОГИ ПРОЕКТА:


При планировании проекта перед нами стояли следующая цель и задачи:


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование читательской компетентности у детей с ЗПР, путем применения коррекционно-развивающей упражнений.


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • изучить и систематизировать упражнения и приемы, способствующих формированию читательской компетентности обучающихся с ОВЗ на начальном этапе;

  • создать банк эффективных приемов формирования читательских умений и навыков у обучающихся с ОВЗ;

  • создать условия для формирования читательской компетентности у обучающихся с ОВЗ на начальном этапе.


Исходя из результатов проведенных диагностических мероприятий и наблюдений за обучающимися, можно сделать вывод, что цели и задачи проекта достигнуты.

Представление продукта проекта: банка эффективных приемов формирования читательских умений и навыков у обучающихся ОВЗ.


Продуктом проекта стал диск «Банк эффективных приемов формирования читательских умений и навыков у обучающихся ОВЗ»

Данный диск содержит три папки-блока с приемами и упражнениями, способствующих формированию читательской компетентности у обучающихся с ОВЗ на начальном этапе:

I БЛОК: приемы и упражнения, способствующие тренировке навыка беглого чтения (на начальном этапе):

  • Слоговые таблицы

  • Чтение слов по буквам в определенном порядке


II БЛОК: приемы и упражнения, развивающие произвольность деятельности на уроках чтения.

Это задания на развитие внимания, памяти, мышления на уроках чтения. Они способствуют развитию навыка осознанного чтения.


III БЛОК: приемы и упражнения, развивающие мотивационную сферу на уроках чтения.


Созданный нами диск может быть использован учителями начальных классов на уроках литературного чтения, внеурочных и коррекционно-развивающих занятиях.



















ЛИТЕРАТУРА


  1. Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск: 2001.

  2. Борисенко И. В.  Методические уроки К. Д. Ушинского.//  Начальная школа. – 1994. - №3, - с. 12-19.

  3. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма
    в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm

  4. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М., Педагогика, 1997, Гл.5 « Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения»

  5. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. //  Начальная школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38.

  6. Дмитриева С.Ю. Начальная школа с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. В кн. Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2008 - 2009 учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. – Саранск, 2008.- 186 с.

  7. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. // Вопросы психологии. – 1995. –№5 – с. 44-54.

  8. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.

  9. Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. – 2003. - №6 – с. 5-14.

  10. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. // Школа, 1999. № 18.

  11. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3. – с. 67-69.

  12. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.

  13. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Книга для учителя. – М., «Педагогика»,1990.

  14. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1975.

  15. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: 2000.

  16. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. - №5. – с. 99 - 101.

  17. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль. ТОО «Гринго», 1995.

  18. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 1997.

  19. Перова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3 – с. 16 –21.

  20. Романовская З. И. Чтение (2класс): Методические рекомендации. – М., Мп «Новая школа», 1992.

  21. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005, №2.

  22. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1977.

  23. Светловская Н. Н., Джежжелей О. В. Внеклассное чтение во 2 классе. Пособие для учителя. – М., « Просвещение», 1997 г.

  24. Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-экспериментальное исследование. – М., Педагогика, 1980 г.

  25. Соловейчик М. С. К Тайнам языка. Работа над словом как лексической единицей. // Начальная школа. 1994. - №8 – с.22-26.

  26. Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980.

  27. Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. –1989 - №7 – С. 24-27.

  28. Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям. // Я-мама, 2006, №2.

  29. Шевякова А.В. По материалам сайта Образование.ру http://www.danilova.ru/publication/read_metod_05.htm

  30. Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. – 1989 - №5 – с. 15-17

  31. Яшина Н. П. Учить детей трудно, но интересно. // Начальная школа. –2001 - №6 – с. 24-46. 

  32. Яковлева В. И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. – 1996 г. - № 6 – с. 12- 16.


Интернет ресурсы:

1. www.4stupeni.ru – Клуб учителей начальной школы «4 ступени»;

2. http://www.edu.rin.ru. – образовательный портал «Наука и образование»;

3. www.ezhva-licey.ru

4. [email protected] – Фестиваль педагогических идей «1 сентября»;

5. http://iem.adm.nov.ru

6. https://multiurok.ru – бесплатный конструктор сайтов для учителей Мультиурок;

7. https://nsportal.ru – социальная сеть работников образования;

8. https://easyen.ru – современный учительский портал;

9. https://portalobrazovaniya.ru – Всероссийский портал образования;

10. pedsovet.org — всероссийский интернет-педсовет;
11. УРОК.РФ — педагогическое сообщество;

12. school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

13. http://ped-kopilka.ru/ - учебно-методический кабинет.

1 Шевякова А.В. По материалам сайта Образование.ру http://www.danilova.ru/publication/read_metod_05.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!