СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект: "Интерактивные формы и приёмы проведения родительских собраний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект предназначен для учителей, работающих с детьми младшего школьного возраста. 

Научная и практическая новизна

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и школы, новых (инновационных) форм взаимодействия с семьёй. Основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание, которое концентрирует в себе весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия школы и семьи. Однако на формальное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно.

Выход из этого положения – это найти новые формы и приёмы проведения родительских собраний.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект: "Интерактивные формы и приёмы проведения родительских собраний"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЕВЕРСКИЙ ЛИЦЕЙ»




Муниципальный конкурс

«Современные системы взаимодействия образовательных

учреждений и семьи»

Номинация: Методические разработки педагогических работников



Педагогический проект:

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И ПРИЁМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ





Выполнила:

Атласова Ольга Олеговна -

учитель начальных классов

МБОУ «Северский лицей»



Северск

2019 год

Методический паспорт инновационного педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема

Интерактивные формы и приёмы проведения родительских собраний

Адресация

проекта

Проект предназначен для учителей, работающих с детьми младшего школьного возраста

Авторы проекта

Атласова О.О. - учитель начальных классов

Участники

проекта:

А) активные

Б) пассивные

Активные участники –

Атласова О.О. - учитель начальных классов

Пассивные участники – обучающиеся и родители 4А класса МБОУ «Северский лицей»

Возраст обучающихся

9-10 лет

Типовые особенности проекта

• По характеру создаваемого продукта: практико-ориентированный;

• По количеству участников: индивидуальный;

• По продолжительности: долгосрочный;

• По содержанию: выбрать и опробовать на практике интерактивные формы и приёмы проведения родительских собраний;

• По профилю знаний: метапредметный проект;

•По характеру координации: с открытой координацией;

  • По уровню контактов: реализация на уровне образовательного учреждения;

Цель проекта

Разработать дидактический материал для педагогов по работе с родителями

Задачи и этапы проекта

1. Организационный этап

- Изучить современное состояние форм и приёмов проведения родительских собраний;

- Выбрать интерактивные формы и приёмы проведения родительских собраний для родителей данного класса;

2. Реализационный этап

-Применить на практике отобранные формы и приёмы проведения родительских собраний

3.Итоговый этап

- Разработать дидактический материал для педагогов по работе с родителями

Ресурсы проекта

  • Компьютер с доступом в сеть Интернет, интерактивная доска, классное помещение

  • Кадровое обеспечение (учитель начальных классов)

Пред­пола­гаемые продукты

  • Дидактический материал для педагогов по работе с родителями




Содержание

стр

1

Обоснование актуальности проекта и его новизны

3

2

Цель проекта

4

3

Этапы и задачи проекта

4

4

Предполагаемый продукт

4

5

Содержание проекта

5

5.1.

Родительское собрание – основная форма работы с родителями

5

5.2

Интерактивные формы проведения родительских собраний

5

5.3

Приёмы проведения родительских собраний

8

5.4

Подготовка к родительскому собранию

10

5.5

Условия эффективности родительского собрания

11

6

Заключение

12

7

Список используемых источников и литературы

15










  1. Обоснование актуальности проекта и его новизны

Методологической основой разработки и реализации ФГОСНОО является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Одна из задач нового стандарта - развернуть школу на воспитание. «Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся».

В Федеральных государственных образовательных стандартах подчеркивается исключительная роль семьи. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса. Закон «Об образовании в Российской Федерации» обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно и в полном объеме могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.

Однако в современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Вывод: сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведет к ошибкам, непониманию, а значит – к безрезультативности воспитания.

В сложившейся ситуации важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Одной из актуальных проблем в работе каждого классного руководителя становится обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.




Научная и практическая новизна

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и школы, новых (инновационных) форм взаимодействия с семьёй. Основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание, которое концентрирует в себе весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия школы и семьи. Однако на формальное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно.

Выход из этого положения – это найти новые формы и приёмы проведения родительских собраний.


2. Цель проекта

Разработать дидактический материал для педагогов по работе с родителями


3. Этапы и задачи проекта

1. Организационный этап

- Изучить современное состояние форм и приёмов проведения родительских собраний.

- Выбрать интерактивные формы и приёмы проведения родительских собраний для родителей данного класса

2. Реализационный этап

-За четыре года применить на практике отобранные формы и приёмы проведения родительских собраний

3.Итоговый этап

- Разработать дидактический материал для педагогов по работе с родителями


4. Предполагаемый продукт

Дидактический материал для педагогов по работе с родителями







5. Содержание проекта

5.1. Родительское собрание – основная форма работы с родителями


Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Родительское собрание - это не просто форма связи семьи и школы, это университет важной педагогической информации.


Цели родительских собраний:

1) Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);

2) Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по вопросам воспитания ребенка в семье и школе (например, об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.);

3) Содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение родителей в жизнедеятельность класса (конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);

4) Выработка единых требований к воспитанию детей в семье и школе.


5.2. Интерактивные формы проведения родительских собраний

Существуют различные формы проведения родительских собраний. Однако традиционно взаимодействие педагога и родителей на собрании сводится к такой формуле: один говорит – все слушают. В роли лектора может выступать учитель, психолог или врач. Чаще всего мероприятие сводится к докладу классного руководителя об итогах четверти (полугодия, года) и его обсуждению, которое иногда перерастает в дискуссию. В ходе собрания ведется протокол родительского собрания, в котором фиксируются вынесенные решения. Эффективность традиционных собраний не всегда высокая. Объясняется это просто. Такая форма встречи, где ведущая роль отводится одному выступающему, по сути, не предоставляет родителям возможность проявить свою активную позицию. Куда более эффективны интерактивные формы проведения родительских собраний: они повышают интерес и инициативность родителей в вопросах обучения и воспитания детей, активизируют их участие в решении проблемных вопросов, способствуют созданию доброжелательной атмосферы и ведению конструктивного диалога. Школьные собрания, организованные в интересной форме, посещаются родителями более охотно, позволяют сформировать дружный родительский коллектив. Интерактивные формы проведения родительских собраний следующие:


1. Родительское собрание в форме ток-шоу.

По запросу родителей приглашаются различные специалисты: врачи, школьный психолог, инспектор по делам несовершеннолетних и другие. Вопросы к специалистам готовятся заранее. На таком собрании родители получают ответы на интересующие вопросы, узнают различные точки зрения на одну проблему и обсуждают возможные пути её решения. После собрания родителям предоставляется возможность получения индивидуальной консультации со специалистом.


2. Родительское собрание-конференция.

На собрании проводится анализ анкет детей и родителей, обсуждение в группах различных ситуаций, обмен опытом среди родителей. Задача педагога – выступить в роли ведущего, осветить суть темы и направлять диалог в нужное русло. 


3. Родительское собрание в форме дискуссии.

Толкование слова «дискуссия» - обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании или в беседе. Таким образом, дискуссия – это часть беседы.

Такую форму проведения родительского собрания можно использовать, если возникает необходимость обсудить какой-либо спорный вопрос, какую-либо спорную проблему воспитания и образования детей.  В этом случае сокращается выступление учителя на собрании, а большая часть времени отводится на обсуждение и анализ разных точек зрения.

Собрание – дискуссия позволяет родителям участвовать в обсуждении важнейших проблем воспитания и образования детей, способствуя формированию умения анализировать проблему с разных точек зрения. Дискуссия начинается после вступительного слова учителя или другого специалиста, в котором обозначается обсуждаемая тема. Как правило, после окончания дискуссии заслушивают мнение экспертов для того, чтобы проанализировать высказанные в процессе дискуссии разные точки зрения, и только затем подводит итоги собрания.




4. Родительское собрание тренинг - это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Р одительский тренинг проводится, как правило, психологом. Примером может служить тренинг с детьми и родителями «Дискавере» в рамках городского муниципального проекта «Территория роста».








5. Родительское собрание-игра. Игровое взаимодействие родителей и детей в разных видах деятельности дарит ценный опыт партнерских отношений.  Все получают заряд положительных эмоций от общения друг с другом.


6. Родительское собрание – открытый урок, праздник.

Цель – показать, чему дети научились за определённый период; стимулирование познавательной деятельности и творческой активности детей и их родителей; сплочение родителей и педагогов, педагогов и детей, родителей и детей.




7. Выездное родительское собрание – проводится в форме экскурсий и походов. В непринужденной обстановке обмениваются мнениями с другими родителями по волнующим их вопросам.

















5.3. Приёмы проведения родительских собраний

На любом родительском собрании необходимо использовать различные приёмы для того, чтобы мотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговывать их.


1) Обсуждение с родителями мудрых мыслей и цитат о воспитании детей

Тема воспитания детей остра и актуальна во все времена. Многих великих учёных, писателей, педагогов волновал этот вопрос. Доказательством служат афоризмы, цитаты, фразы, высказывания и мысли великих людей о воспитании, доставшиеся в наследство современникам в огромном количестве. Просто кладезь мудрых советов и воспитательных идей, которые так нужны молодым и неопытным родителям! (Примеры мудрых мыслей и цитат о воспитании детей представлены в Дидактическом материале для педагогов по работе с родителями)


2) Обсуждение с родителями притч о воспитании - ненавязчивых рассказов, пронизанных народной мудростью. Притчи способствуют сближению и взаимопониманию с родителями. Помогают глубже раскрыть тему собрания (Примеры притч о воспитании представлены в Дидактическом материале для педагогов по работе с родителями)


3) Обсуждение на родительском собрании рисунок – метафор. В основе описываемого приёма лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему.
(Примеры рисунок-метафор представлены в Дидактическом материале для педагогов по работе с родителями)


4) Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы и возможных путях и способах её решения.

Чаще всего используются экспресс - методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа результатов. К исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и обучающимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. (Анкеты для родителей и обучающихся, а также тесты для родителей представлены в Дидактическом материале для педагогов по работе с родителями)


5) Упражнение «Обсуждение проблемных ситуаций» При обсуждении типичных и нетипичных педагогических ситуаций ненавязчиво педагог даёт понять родителям, как необходимо поступать в той или иной ситуации. (Примеры проблемных ситуаций для обсуждения на родительском собрании представлены в Дидактическом материале для педагогов по работе с родителями)







5.4. Подготовка к родительскому собранию

а) выбор темы собрания.

Избираемая для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи;

б) определение целей родительского собрания.

Целеобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения па родительском собрании. Уже при выборе темы учитель отчетливо осознает, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями. В качестве целевых ориентиров могут быть избраны следующие:

- способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсената их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

- выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей, обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

- пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своему сыну или дочери;

в) изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению схожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов;

г) проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.

Проведение микроисследования необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы и возможных путях и способах её решения.. 

д) определение формы, этапов родительского собрания и приёмов совместной работы его участников.

Необходимо разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании

е) разработка рекомендаций, памяток родителям по теме собрания

з) разработка анкеты обратной связи для родителей


Вопрос

Ответ в баллах (от 0 до 10)

1

Актуальность заявленной темы для Вас


2

Уровень практической значимости информации, услышанной сегодня


3

Насколько интересна форма проведения собрания


4

Степень Вашего участия в подготовке собрания


5

Степень вашего участия в совместной работе на родительском собрании


6

Ваше эмоциональное состояние по итогам собрания


7

Какую тему Вы хотели бы проработать на следующем собрании?


8

Ваши предложения



5.5. Условия эффективности родительского собрания

- возможность получения обратной связи; 

- поддержка людей, имеющих общие проблемы; 

- общность переживаний; 

- конфиденциальность (все, что происходит на собрании, не выносится за его пределы); 

- доверие родителей; 

- создание положительной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы на собрании; 

- возможность идентификации себя с другими; 

- интенсивная подготовка к активной жизни со своими детьми и в целом в семье; 
- формирование рефлексии (самоанализа); 
- формирование эмпатии (способности к сопереживанию); 

- формирование навыков общения. 







6. Заключение

На примере данной таблицы рассмотрим отличие двух моделей общения педагога и родителей на родительских собраниях: традиционной и интерактивной формы.


Вид моделей


Традиционная форма

Интерактивная форма

Цель

Передача информации от педагога родителю

Стимулирование к коллективному поиску информации, способах решения проблем воспитания.

Содержание

Система отобранных научных понятий, закономерностей и фактов

Противоречие между: двумя фактами, новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью.

Ведущие роли педагога

Образец для подражания, специалист-предметник, хранитель эталона, лидер и т.д.

Координатор, партнер, представитель научной области, эксперт, исследователь и т.д.

Основные функции педагога

Организация и трансляция нормативных знаний.

Формирование познавательных процессов, саморазвития, самообучения, саморегуляции.

Активность родителей

Преимущественно по инициативе педагога

Высокая, т.к. каждый родитель является полноправным участником общения.

Роли родителей

В большей степени слушатель, исполнитель, ведомый.

Широкий выбор ролей и позиций: исследователь, аналитик, автор, координатор и т. д.

Подготовка и подбор информации

Подбирает и готовит педагог

Тему по проблеме подбирает педагог, а способы её решения находят

родители. Педагог лишь стимулирует, координирует, обобщает, уточняет.

Обратная связь

Иногда рефлексия. Но педагог чаще всего не знает, насколько точно каждый из родителей понял и усвоил переданную им информацию.


Многоуровневая рефлексия.

Стремление к промежуточным поэтапным формам обратной связи, в результате которой педагог способен корректировать ошибочные мнения.


Результаты обучения

Усвоение готовых знаний, но на короткий срок. Как правило, единичное применение их на практике. А иногда усвоение знаний происходит в искажённом варианте, так как нет обратной связи между говорящим и слушающим.

Формирование нравственных установок, ценностей, норм поведения, черт характера, активной жизненной позиции, повышение самооценки. И как результат этого –

хорошее воспитание ребёнка.

Результаты обучения востребованы родителями, направлены на широкое применение в жизни.

Мотивация родителей

Слабая, т.к. полученная информация не всегда является значимой. Мнения родителей не всегда совпадают с мнением педагога.

Достаточно высокая, т.к. родители коллективно находят способы решения проблемы. Это их решение, их выбор.

Педагогические средства

Преимущественно: монолог,

фронтальный опрос.

Преимущественно: диалог, актуализация имеющегося личностного опыта, согласование имеющегося индивидуального опыта с нормативным, совместное открытие знаний, многоуровневая рефлексия, целенаправленное развитие познавательных стратегий, комплексное применение знаний через игры, исследования, творческие работы.

Критерии эффективности

Преимущественно обученность.

Преимущественно обучаемость и развитость познавательной сферы и личностного опыта.


Данная сравнительная таблица показывает, насколько интерактивная форма проведения родительских собраний более эффективна, так как опыт полученный родителями на таких родительских собраниях положительно влияет не только на процесс воспитания обучающихся, но и способствует личностному росту и развитию самого родителя, повышению его значимости в совместном процессе воспитания обучающихся.




Диаграмма показывает эффективность общения, все родители активны, так как все является полноправными участниками общения











Об  эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:

- проявление  у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

- возникновение  дискуссий, диспутов по их инициативе;

- ответы  на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

- увеличение  количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

- стремление  взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

- размышление  родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

- повышение  их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

  Такие встречи помогут родителям разобраться во многих вопросах, на которые они сами затрудняются ответить.  Это есть, подтверждение тому, что данные формы общения себя полностью оправдывают и достойны более широкого применения.   Будьте изобретательны – проводите собрания по – новому!






7. Список используемых источников и литературы

Литература

  1. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига, 1989.

  2. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. СПб, Институт специальной педагогики и психологии, 1999.

  3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.

  4. Климакова Ю. Не бойся страшного / Школьный психолог, 2004, №8.

  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб, Речь, 2005.

  6. Помощь родителям в воспитании детей. / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1991.

  7. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с

родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. (Серия «Методическая библиотека»).

  1. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями // Школьный психолог, 2006, №19.

  2. Цветкова С. Вопросы воспитания в картинках // Школьный психолог, 2006, №5.


Источники:

  1. http://school-72-minsk.narod.ru/ps_ped_podg_roditei.html

  2. http://festival.1september.ru/articles/410501/

  3. http://festival.1september.ru/articles/312240/

  4. http://festival.1september.ru/articles/418503/



15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!