МОУ „УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС „ГАРМОНИЯ“
Г ДОНЕЦКА“
Педагогический проект
Использование интегративной технологии как путь к формированию метапредметных знаний в процессе овладения немецким языком
Проект выполнила
учитель немецкого языка
МОУ „УВК „ГАРМОНИЯ“ Г. ДОНЕЦКА“
Бабцева Нина Вадимовна
Донецк -2019
Содержание проекта
Введение
1.Метод интеграции в обучении иностранному
(немецкому) языку
1.1 . Основная идея интеграции
1.2. Интегрированный урок
2. Практическая значимость проекта
3. План проекта (в общем виде)
4. Заключение
5. Информационные ресурсы
Введение
Новое тысячелетие. XXI век. „Модернизация образования - путь, который позволит нашему молодому государству стать конкурентным обществом в современном мире, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этой с задачи важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства“. [Закон Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об образовании » 2015]. Перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представление о целостной картине мира, его единстве и многообразии. В основе такого понимания лежит идея интеграции. Эта идея возникла на основе всеобщности и единства законов природы и культуры. Современному обществу нужен человек, самостоятельно критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности обучающихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса.
Знание иностранного языка в настоящее время является одной из основных характеристик современного человека. Иностранный язык выступает как средство познания мира, открывает путь к свободному общению людей разных национальностей, сближению культур, взаимопониманию. Актуальность овладения немецким языком объясняется традиционными культурными и экономическими связями с Германией, значимостью немецкого языка в Европе, и, наконец, большим вкладом немецкоязычных народов в развитие мировой культуры.
Процессы межкультурной интеграции обусловили модернизацию содержания языкового образования в нашей Республике. Особенно актуальным стал интерактивный подход к обучению родному и иностранному языкам в школе. Для современного языкового образования необходимы интеграция, вариативность, ориентация на межкультурный аспект овладения языками.
Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс самостоятельной деятельности , т.к. каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Такие уроки позволяют чётко осознать, где и каким образом, для каких целей эти знания могут быть применены. На своих интегрированных уроках я создаю условия для проявления коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире. По своей сути предмет «Немецкий язык» является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает обучающимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.
Цель моей педагогической деятельности как учителя немецкого языка - создание условий для достижения достаточного уровня коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка, социокультурного развития учащихся, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, повышения мотивации к изучению немецкого языка. Реализация проекта рассчитана на 2020-2022 г.
1. Метод интеграции в обучении немецкому языку
Интеграция – это организация предметной деятельности, предполагающая использование подхода, ориентированного на формирование системного типа мышления. Главное в интегрированном уроке - вычленить проблему. Она должна быть комплексной, жизненной, социально значимой. Ученик включается в решение проблем, важных для него, а я, как учитель, предлагаю проблемно ориентированные задания, значимые для ученика задачи, формулирую вопросы на стыке знания и незнания.
Актуальность этого метода обусловлена тем, что он позволяет: -развивать творческие возможности учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания; -применять их для решения познавательных и практических задач; -ориентироваться в информационном пространстве; - анализировать полученную информацию.
Основная цель обучения немецкому языку – формирование коммуникативной компетенции. Это предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой на разных носителях, т.е. владение умениями критического и творческого мышления. Поэтому необходимо изменить содержание обучения и познавательной деятельности учащихся, что облегчало бы и ускоряло овладение знаниями, активизировало бы процесс их усвоения, дало возможность школьникам использовать приемы самостоятельной работы с учебным материалом и информацией, способствовало бы формированию у них информационной и коммуникативной компетенций.
В основе проекта лежит личностно-ориентированный подход. Метод интеграции наиболее полно отражает его основные принципы. В преподавании немецкого языка я прежде всего ориентируюсь на личность ученика, его потребности и возможности, применяю на своих уроках принципы сотрудничества и включения учащихся в активные виды деятельности. Это позволяет учащимся использовать немецкий язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться в познание окружающего мира средствами немецкого языка.
1.1 Основная идея интеграции
Идея применения интегрированного обучения немецкому языку в моей практике появилась в результате поисков оптимальных средств и форм обучения школьников, стимулирующих их мотивацию.
Признание приоритета личности ребенка, его права на проявление своих интересов и взглядов позволило развить идею интегрированного обучения. Моя идея интеграции в обучении немецкому языку заключается в следующем: инновация, наблюдение, творчество, емкость учебного материала, гармоничное развитие личности, развитие коммуникативной и культурной образованности, активный познавательный процесс, целостность восприятия, использование различных видов деятельности, „ Я-концепция“.
Каковы же истоки этой системы обучения учащихся – интеграции?
Дифференцированная система обучения предполагает приобретение знаний в процессе изучения различных учебных курсов-предметов. Убеждена, что очень часто полученные по такой системе обучения знания остаются разрозненными сведениями, искусственно расчлененными по предметному признаку. В результате этого учащиеся не всегда могут целостно воспринимать учебный материал о предмете, явлении, всю картину мира.
Для преодоления этого противоречия в системе дифференцированного обучения я стала использовать межпредметные связи и интеграцию, что позволило активизировать познавательную деятельность школьников. Я убедилась, что на элементарном уровне большинство учащихся мыслят конкретно, и обучение немецкому языку основываю на объектах, поддающихся опознанию, а не на абстрактных идеях.
Отмечу также, что при обучении особенно немецкому языку дети не следуют тому же логическому порядку, по которому строится преподавание других научных дисциплин. Поэтому при интеграции немецкого языка с другими дисциплинами более активно развиваются способности к критическому мышлению, повышается мотивация обучения. Кроме того, интенсифицируя учебный процесс, интеграция способствует снятию перенапряжения, нагрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока, что способствует сохранению здоровья школьников. Это в полной мере проявилось на интегрированных уроках «Weihnachten», „Sport“ „Die Natur und wir“.
1.2 Интегрированный урок
На традиционных уроках обучение иностранному языку строится как процесс приобретения моносистемных знаний: обучение с основными видами речевых действий, грамматике, что направленно на раскрытие внутренних механизмов функционирования и реализации их в речи. На нетрадиционных уроках (интегрированных) формируются полисистемные знания о языке и окружающем мире, при этом овладение иностранными языками является не только целью, но и средством в осознании взаимосвязей с другими сферами знаний и жизни. Такие уроки повышают мотивацию к изучению иностранного языка.
Используются различные виды интегрированных уроков, а именно: координированные, комбинированные, проектные.
На координированных уроках знания одного предмета основываются на знании другого предмета, например: истории, краеведения и немецкого языка (тема «Из истории Донецка»). На таких уроках происходит фрагментарное обращение к общей проблематике в различных областях знаний. Они не формируют целостного мировоззрения.
Комбинированные уроки строятся на основе одного организующего предмета, происходит слияние нескольких предметов в один, что дает возможность исследовать одну и туже проблему с различных позиций. Комбинированные интегрированные уроки немецкого языка с другими учебными предметами. Например: урок английского, русского и немецкого языка «В здоровом теле- здоровый дух», мероприятие немецкого и английского языкa «Веселый год», «Праздник Рождествa», „Deutschland auf der Karte“(Deutsch und Geografie) usw.
На проектных уроках продумывается рассмотрение проблемы под различными углами зрения, с использованием информации из разных областей знаний. Они должны формировать на основе изучения жизненного опыта или распространенных социальных проблем: проект на немецком языке «Охрана окружающей среды», «Was tragen, essen, trinken wir?», „Freizeit“, „Das Lesen in unserem Leben“ usw.
Все виды этих уроков имеют общие цели:
1) обучение умению выделять определенные свойства и явления окружающего мира и пытаться дать им объяснение;
2) обучение системе общих понятий, на основе которых учащиеся могли бы самостоятельно анализировать факты и явления;
3) обучение поиску самостоятельного пути решения проблемы;
4) понимание культурной ценности мировоззрения.
Мои интегрированные уроки строятся на тематической или проблемной основе, выделении одной дисциплины в качестве ядра или взаимного переплетения учебного материала на каждом этапе урока.
Интегрированные уроки относятся к нестандартным формам урока. Проводятся они не часто, так как они требуют подготовки и творческой инициативы одного или группы учителей разных предметов. Немецкий язык – особый предмет, но невозможно постичь всю глубину и сложность языковых явлений, не учитывая их психологических и социальных аспектов (языковых выражений).
Интегрированный урок немецкого языка с географией, информатикой, музыкой, английским языком и другими учебными дисциплинами повышает мотивацию при обучении немецкому языку. Интегративный подход позволяет обучать смешанным в реальном мире коммуникативным функциям в рамках речевого акта, указывая на то, как речь используется в ежедневных ситуациях, например, для извинения, похвалы, запроса информации. Интегрированные уроки, построенные на широкой литературной, музыкальной и другой информации, дают многомерное понимание действительности и роли языка как элемента культуры. ( До сих пор помню удивлённые глаза учеников 9 класса при изучении рецептов немецкой кухни и то, с каким удовольствием они выполнили домашнее задание и принесли приготовленные по этим рецептам блюда)
Почему я предпочитаю интегрированные уроки иностранного языка с музыкой, литературой и др. на среднем этапе обучения?
Принципы дидактики определяют отбор учебного материала по возрастным и индивидуальным особенностям детей, с точки зрения его доступности, наглядности, жизненности, практической и воспитательной направленности.
Во-первых, учащиеся данного возраста, по словам К.Д. Ушинского, «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще…».
Во-вторых, данный возраст учит видеть и понимать гармонию цветов и музыки, у них пробуждается любовь и интерес к красоте окружающей природы, внутреннего мира. Испытываемое от эстетических впечатлений и переживаний наслаждение развивается и вырастает в потребность видеть и создавать прекрасное. Именно через познание самого себя, культуру и образование передается духовный опыт и духовное наследие человечества, что способствует восстановлению связей между поколениями. Такая творческая деятельность выступает в роли «защиты», которая охраняет ребенка от влияния насилия и жестокости.
В-третьих, я работаю в образовательном учреждении, которое является площадкой по реализации модели „Гармония как принцип“, задачей которой является создание условий для реализации личных творческих способностей обучающихся в процессе исследовательской и поисковой деятельности, внедрение современных образовательных технологий, формирование личности, уважающей культуру, обычаи, нравы, историческое наследие любой нации и народности. Интегрированные уроки позволяют в полной мере реализовать эти задачи.
Применяя на практике интегрированные уроки, приходишь к выводу, что они имеют определенные преимущества:
1) повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
2) способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
3) способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;
4) способствуют развитию языковых, лингвистических и других умений и навыков;
5) позволяют систематизировать знания;
6) способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, критического, творческого);
7) обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
8) формируют в большей степени общеучебные умения и навыки и рациональные навыки учебного труда; УУД
9) способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.
Таким образом, интегрированные уроки действительно помогают сформировать важные компетенции, необходимые в современном мире.
2. Практическая значимость проекта.
Задачей инновационного педагогического проекта «Использование интегративной технологии как путь к формированию метапредметных знаний в процессе овладения немецким языком» являлось создание условий: - для
формирования умений, являющихся важными компетенциями в современном мире;
-развития интеллектуальных и творческих способностей;
-повышения мотивации в изучении иностранного языка через систему межпредметных связей и интеграции.
Для этого используются методы педагогической диагностики, сопоставления, интеграции, ассоциации, межкультурной коммуникации.
Основную роль для реализации проекта сыграл метод педагогической диагностики. Совместно с психологом школы в конце 2018- 2019учебного года были изучены мотивы познавательных интересов учащихся 6-9 классов и определены следующие уровни:
1 уровень – появляется интерес лишь в общей, всем присущей потребности, когда для школьника не имеет значение содержание объекта, лишь бы он был несложен, доступен.
2 уровень – проявляется интерес в общей любознательности.
3 уровень – интерес связан с какой – либо социально значимой для школьника деятельностью.
Было проведено анкетирование с целью выявления интересов и определения наличия положительной мотивации к учебной деятельности. Так, в одном из заданий учащимся было предложено подчеркнуть любимые занятия:
смотреть телевизор, заниматься спортом, делать домашнее задание, читать книги, ходить в школу, играть с ребятами на улице, решать разные задачи, заниматься в кружке, ходить в кино, работать на уроке, рисовать, ездить за город, играть в настольные игры и работать с компьютером
Результаты обработки анкет позволяет сделать вывод о том, что у большинства учеников преобладает второй уровень, то есть интерес к общей любознательности и желание продолжить изучение немецкого языка в интегративной форм
Своё отношение к изучению предметов литература, немецкий язык и английский язык, на базе которых планируется создать в 2019-2020 учебном году интегрированный спецкурс, обучающиеся оценивали по пятибалльной шкале, по следующим параметрам:
| Литература (чтение) | Немецкий язык | Английский язык |
Интерес к предмету | 4,5 | 4, 5 | 4,5 |
Лёгкость усвоения | 4,5 | 4 | 4 |
Форма проведения | 5 | 5 | 5 |
Взаимоотношения с учителем | 4,9 | 4,9 | 4,9 |
Изучив социальный заказ родителей, интересы, способности обучающихся, пришла к выводу, что целесообразно углубить знания в области культуры Германии средствами немецкого языка. Интегрируя в разной степени немецкий язык с другими предметами - литературой, английским и русским языками, краеведением, природоведением - и для более интегративного и успешного усвоения программы и активизации учащихся предлагается ввести интегрированное занятие на базе 8-10 класса, когда дети уже имеют определенные знания по немецкому языку как второму иностранному языку
Планируем совместно с учителем русского языка и литературы Лупандиным А. Н.и учителем английского языка Логвиновой С. И. разработать программу интегрированного занятия «Русская и западноевропейская поэзия» для 8-10 класса. Он позволит сформировать целостное представление о культуре стран изучаемых языков (России, Германии и Англии), традициях и обычаях, ближе познакомить с произведениями творческого наследия, которые были использованы немецкими и русскими поэтами и писателями. Это позволит в старших классах сформировать межкультурную коммуникацию, перейти к диалогу культур и выйти на разработку более глубокого спецкурса с последующим выходом на элективный курс, т.е. на профильную подготовку учащихся. Интегрированный спецкурс ведётся тремя учителями, согласовывается с образовательной рабочей программой образовательной организации. В рамках определённой тематики каждый учитель рассматривает проблему на своём предмете (литература, немецкий язык и английский язык). Изучив определённый учебный материал, мы находим причинно-следственные связи и точки соприкосновения, выделяем совместно с учениками ведущую идею и выходим на образовательный продукт - интегрированное внеклассное мероприятие или урок. На данных мероприятии обучающиеся будут иметь возможность сравнить культуру трёх стран. Все учащиеся, даже со слабым уровнем владения немецким и английским языками, смогут себя реализовать, создав самим себе ситуацию успеха. А это очень важно в обучении иностранным языкам и в формировании устойчивой мотивации к изучению немецкого языка, английского языка и русского языка.
Однако злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам, связанным с поверхностным восприятием материала. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.
Использование метода интеграции в преподавании немецкого, английского и русского языков в современной школе - реальная потребность времени, необходимо всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования. Это также один из источников успешной реализации метапредметного подхода и достижения положительных метапредметных результатов современного учебно-воспитательного процесса.
3. План проекта в общем виде
Название проекта - „Использование интегративной технологии как путь к формированию метапредметных знаний в процессе овладения немецким языком“
Главная идея проекта базируется на государственной программе для общеобразовательных организаций : Немецкий язык 5 - 9 класс. Немецкий язык как второй иностранный 5- 11 класс,- Донецк, 2015; Законе ДНР „ Об образовании“ 2015; Рекомендациях ДонРИДПО.
Цель проекта:
- показать пути формирования и развития творческих способностей обучающихся на уроках немецкого, английского, русского языка;
- создать условия для повышения мотивации к изучению иностранного языка;
- усовершенствование филологических знаний обучающихся;
- воспитание всесторонне развитой гармонической личности;
- разработка занятия „ Русская и запaдноевропейская поэзия“
Новизна проекта - творческий подход к организации учебно- воспитательного процесса,
-систематизация идей по проблеме проекта,
- научение школьников механизмам поиска необходимых знаний.
Пути реализации проекта:
- учебно- воспитательный процесс,
- проведение интегрированных уроков и мероприятий, метаурока
- организация консультативных занятий для обучающихся,
- широкое обсуждение на заседаниях школьного методического объединения.
Основные психолого- педагогические и методологические принципы проекта:
- компетентностно- ориентированный , деятельстный подход к системе обучения иностранного языка, внедрение в УВП образовательных технологий , обеспечивающих метапредметные результаты
- понимание учащегося как субъекта деятельности.
- предоставление возможностей ребенку свободного выбора и темпа усвоения знаний с обязательным выходом на требования Государственного образовательного Стандарта.
Техническое оснащение проекта :
-программное обеспечение, современные технические средства обучения, Интернет- ресурсы , научно- методическая литература по проблеме инновационной педагогической деятельности.
Cроки реализации проекта: 2020- 2022 гг.
Предполагаемые результаты проекта:
- успешная реализация жизненной стратегии выпускников МОУ „УВК „Гармония“, высокий уровень формирования ключевых компетентностей , участие обучающихся в творческой ученической жизнедеятельности школы.
4. Заключение
Считаю, что интегрированный подход в обучении является источником использования широкого спектра коммуникативных навыков и умений. Он дает право учащимся расширять и углублять знания, полученные из разных областей, а также предоставляет возможность открыто высказываться о вещах, которые действительно имеют большое значение для их собственной жизни. Обладая определёнными коммуникативными навыками, которые совпадают с действительными нуждами обучающегося, последний испытывает потребность поделиться своей мыслью с учителем, что является основой формирования важных компетенций, необходимых в современном мире.
Использование метода интеграции в обучении немецкому языку методически целесообразно для формирования коммуникативной компетенции обучающихся на всех этапах обучения иностранным языкам и для формирования устойчивой мотивации, развития познавательных интересов обучающихся, интеллектуальных умений критического мышления, способностей самовыражения и самореализации («Я-концепция»). На уроке необходимо создать такую учебную ситуацию, чтобы у ребёнка появилось желание действовать творчески, принимать участие в решении проблемы, выполнять работу самостоятельно. Это является важным путём формирования у школьников творческих мыслительных операций. Такой подход к построению учебного процесса позволяет раскрыть весь потенциал ученика и воспитать человека, способного к решению проблем, человека продуктивного и конкурентоспособного Данная методика является актуальной, востребованной в становлении молодого поколения с полиэтнической культурой, в которую войдет занятие «Русская и западноевропейская поэзия»
Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. У выпускника современной образовательной организации должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить , находить нестандартные решения, проявлять инициативу, работать в команде, умение планировать свою образовательную траекторию и пути ее реализации и прочее. Эти личностные качества определяют инновационную привлекательность современного образования и данного проекта .
Методические принципы обучения немецкому языку как второму иностранному |
Приложение к проекту | |
Методические принципы обучения немецкому языку как второму иностранному языку |
Введение в учебные планы школы изучение второго иностранного языка создает принципиально новую ситуацию в обучении языкам. Родной, первый иностранный и второй иностранный языки образуют уникальное явление, которое обязывает рассматривать вопрос о целях обучения второму иностранному языку с учетом реально существующего трилингвизма. Изучение второго иностранного языка с учетом уже имеющихся компетенций в первом языке является мощным средством расширения общего и лингвистического кругозора учащихся. Приоритетными целями обучения второму иностранному языку в школе являются когнитивно-развивающая и когнитивно-коммуникативная цели. Реализация когнитивно-коммуникативной цели предполагает в первую очередь овладение учащимися чтением аутентичных иноязычных текстов. Умение читать аутентичные тексты относится к числу тех умений, которые не утрачиваются длительное время, а также легко восстанавливаются и даже совершенствуются. Когнитивно-развивающая цель реализуется в процессе обучения чтению аутентичных текстов. Чтение развивает общемыслительные и речевые способности учащихся, обостряет их внимание к языковым формам выражения мысли на иностранном и родном языках. Ниже предлагаются методические рекомендации обучения четырем основным видам речевой деятельности на немецком языке. Обучение четырём видам речевой деятельности Обучение чтению При работе с текстом необходимо определиться, с какой целью он изучается: -для совершенствования техники чтения (5-6 классы); -для понимания основного содержания прочитанного; -для извлечения полной информации. Обучая технике чтения, нужно добиваться непосредственного понимания содержания читаемого. В этой связи должны быть продуманы установки на чтение. На данном этапе целесообразно чтение вслух и про себя. Специфика заданий на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах зависит от вида чтения. Необходимо варьировать способы проверки понимания содержания текста, включая текстовые задания. Не стоит забывать специфику работы над текстами для домашнего чтения и осуществлять систематический контроль в нестандартных формах, поддерживая познавательный интерес учащихся. Обучение устной речи Развитие навыка устной речи играет важнейшую роль. Её целью является вовлечение учащихся разного уровня обученности в иноязычную коммуникацию. Структуры и речевые образцы, грамматический и лексический материал служат достижению этой цели. Ориентировка: Введение в ситуацию с визуальной опорой или аудиоопорой. Анализ с помощью контекста, языковой догадки, перевода, таблиц и рубрик, разъяснений учителя. Активизация: Чтение по образцу, произносительный аспект, инсценирование, активизация отдельных моментов на письме, восприятие на слух схожих речевых ситуаций с контролем понимания, чтение аналогичных диалогов с пониманием. Трансформация: Переработка текста диалога соответственно личности учащегося, его уровню обученности и мотивированности, создание собственного варианта, преломление усвоенных лексических и грамматических моментов в иной речевой ситуации, выход на приближенную к естественным коммуникационным условиям речевую деятельность, как : беседа, интервью, социологический опрос, проектная работа. Диалогическая речь Начиная работать с мини-диалогами, учащиеся отрабатывают структуры и речевые образцы. Парная и групповая беседы, обмен мнениями позволяют использовать в речи эмоционально окрашенные выражения, употреблять выражения уточнения и переспроса, а также научиться аргументировать своё мнение. Проектные работы позволяют проявиться творческим способностям учащихся, применить свои умения в области иноязычной коммуникации в проблемной ситуации. Проект для ученика — это возможность максимального раскрытия его творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально и в группе. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы. Результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы— носит практический характер, имеет прикладное значение и ценен для участников. Проект для учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки: ставить проблему, определять цель, планировать деятельность, анализировать свою деятельность, делать презентацию, подводить итоги и делать выводы. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения знаний и умений, самообучения, исследовательской и творческой деятельности. Любой проект должен иметь: -наличие исходной проблемы, -цели, -план или документацию, -полученный продукт, -презентацию. Предполагая провести работу по проекту, учитель должен хорошо продумать этапы работы: 1. Какое время понадобится для выполнения проекта? 2. Что учащийся сможет сделать самостоятельно, а в чём ему потребуется помощь? 3. Что учащиеся знают и умеют и чему они научатся в ходе работы над проектом? 4. Какие общеучебные и предметные навыки будут развиваться в ходе работы над проектом? Только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся. В проектной работе задействуются все учащиеся. Распределение ролей зависит от индивидуальных особенностей, уровня обученности и мотивации. Работу следует вести по плану, это приучает детей к систематизации и организует их речемыслительную деятельность. Научите учащихся фиксировать свои действия, записывать мысли и ходы, чтобы в презентации не забывать про детали. Монологическая речь При подготовке общих постеров учащиеся готовят маленькие, а в проектной работе более объёмные презентации, демонстрируя навыки подготовленной и неподготовленной монологической речи. При обсуждении опросов и результатов интервьюирования предполагается комментирование статистических данных. При обсуждении и сравнении страноведческого материала учащиеся высказывают своё мнение по отношению к тому или иному явлению в жизни сверстников страны изучаемого языка. Учащимся предлагается и парная, и групповая работа, соревновательные моменты, большое количество игровых ситуаций, интервьюирование, творческая проектная деятельность. Всё это направлено на мотивирование учащихся к активной речевой деятельности. Обучение письменной речи Обучение письменной речи — одна из главных задач. Учащийся должен уметь писать краткий текст, состоящий из простых предложений. Поэтому задания по развитию навыков письменной речи становятся систематическими. В рамках работы над портфолио учащиеся составляют небольшие рассказы. Важно, чтобы они использовали выученные речевые образцы и грамматические структуры. Перед написанием, как правило, представлен текст-образец, на который учащиеся опираются. Конечно, некоторые слова учащиеся находят в словаре, но это не правило. Перед учащимися стоит несколько задач, а именно: -научиться в рамках изученных тем орфографическому и грамматическому оформлению письменной речи; -уметь выразить свою мысль на немецком языке в письменной форме; -формулировать краткое письменное высказывание. При знакомстве с каждой новой темой учащиеся выполняют упражнения, направленные на тренировку орфографических навыков, для этого предусмотрены упражнения открытого и закрытого типа: ассоциативные, подстановочные, выборочные и т. д. Обучение аудированию Как на тестировании, так и в реальной жизни, при контакте с носителями языка, учащиеся могут встретиться с «живым» немецким и могут испытывать психологические трудности при понимании и общении. Чтобы этого избежать необходимо предъявлять для прослушивания аудиотексты, лексико-грамматический материал которых выходит за рамки изученного. В произносительном плане учащиеся должны научиться понимать, основываясь на своих знаниях и языковой догадке, и речь ребёнка, и речь взрослого, если он говорит не очень чётко или непривычно. В данном случае речь может идти только о глобальном понимании, не заостряя внимания на деталях. Вполне достаточно, если учащиеся могут выполнить задания на контроль понимания к этим записям. Обучение аудированию занимает значительное место и реализуется как в диалогическом общении на уроке (понимание речи учителя, речи партнёра), так и в виде аудиозаписей. Одна из главных задач обучения — обучение аудированию как виду речевой деятельности в рамках развития речевой компетенции. Проводится целенаправленное обучение разным видам понимания речи на слух: -глобальному, с общим охватом понимания содержания; -детализированному, с полным пониманием. Список использованных источников: 1. Немецкий язык. Рабочие программы. 5-11 классы..Министерство образования и науки ДНР, 2018-2019 2. Немецкий язык. 5- 11 класс./М.Сидоренко , С Сотникова, Г Гоголева -Х.: Ранок, 200 9- 2013. Немецкий язык.6-9 класс «Вундеркинды» О. А. Радченко, И. Ф. Конго 3. Государственный образовательный Стандарт 4. Закон «Об образовании» 5. Рабочая программа по предмету, 2019 Конец формы |
16