СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект Использование приема «Верно - неверно» при изучении биографий писателей и поэтов по учебнику «Литература. 8 класс» под редакцией В.Я.Коровиной"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект Использование приема «Верно - неверно» при изучении биографий писателей и поэтов по учебнику «Литература. 8 класс» под редакцией В.Я.Коровиной"»

34



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия»

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Тюменская область






Номинация:

применение в учебном

(воспитательном)

процессе инновационных

образовательных технологий



Методические разработки

Использование приема «Верно - неверно»

при изучении биографий писателей и поэтов

по учебнику «Литература. 8 класс»

под редакцией В.Я.Коровиной







Выполнила: Лыхина Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

высшей квалификационной категории,

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Гимназия»









Югорск

2016 г.



АННОТАЦИЯ



Работа «Использование приема «Верно - неверно» при изучении биографий писателей и поэтов по учебнику «Литература 8 класс» под редакцией В.Я.Коровиной направлена на изучение особенностей использования заявленного приема и формирование сборника карточек-заданий к текстам учебника. Материал, созданный в ходе работы, может быть использован как учителем, так и учеником для лучшего усвоенияизучаемого на уроке. Никто не создавал такую работу по всем биографиям писателей и поэтов к учебнику «Литература. 8 класс», хотя данный прием известен достаточно широкому кругу лиц, имеющих отношение к учебной деятельности.

Педагогический прием «Верно - неверно» может применяться на разных этапах урока. Современные уроки требуют от учителей планирование такого учебного занятия, на котором каждый ученик будет включен в деятельность, поэтому нужно сделать так, что скучное и однообразное чтение теоретического материала учебника станет ярким, красочным, запоминающимся. Именно этому посвящена даннаяработа.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………...…..4

Основная часть…………………………………………………………………………………...7

Глава 1. Обоснование и план работы по теме «Использование приема «Верно - неверно» при изучении биографий писателей по учебнику «Литература. 8 класс» под редакцией В.Я.Коровиной». …………………………………………………...…………………………....7

    1. Анализ результатов социологического опроса учащихся………………………….……..7

    2. План работы по созданию сборника «Изучение биографий писателей и поэтов по учебнику «Литература. 8 класс» под редакцией В.Я.Коровиной при помощи приема «Верно – неверно»...……...………………………………………………………………….8

Глава 2. Основы использования приема «Верно – неверно»………………………………..10

    1. Методика изучения биографий писателей на уроках литературы..……..…….………...10

    2. Принципы ТРКМЧП ……………………………….……………………………..………..13

    3. Особенности приема «Верно – неверно» …………………………………………..…….15

      1. Концепция приема и алгоритм создания заданий……………………….……..........15

      2. Этапы урока, на которых используется прием …………………………….………...16

      3. Способы оформления ответов учащихся……………………..……...………….……18

    4. Учебник литературы 8 класс под редакцией В.Я.Коровиной – компас в бескрайнем море биографий писателей…………………………………………………………..…….19

Заключение………………………………………………………………….…………………..20

Список источников…………………………………………………………….…………….....21

Приложения………………………………………………………….…………………….........22



ВВЕДЕНИЕ

Верно - неверно… Как часто в нашей жизни появляются ситуации, в которых приходится опираться на истинное или ложное суждение. Можно поверить и ошибиться, а также отвергнуть и выиграть. Но возможно ли сомневаться в том, о чем говорят на уроке?! Конечно, если это учебная игра «Верно – неверно», цель которой состоит в том, чтобы вызвать интерес к изучению темы, создать положительную мотивацию для самостоятельного освоения текста по теме. Почему же появился такой прием?

В век развития информационных технологий многие аспекты жизни ушли на второй план. Живое общение сейчас заменяют социальные сети, Интернет и компьютерные игры. Сейчас молодёжь мало читает Пушкина, Лермонтова и Шекспира. Подростки всё больше стараются уйти в виртуальный мир. Через несколько лет Россия может столкнуться с поколением, не знающим не только русских классиков, но и свою, самобытную, национальную литературу. Уже сейчас социологи и педагоги отмечают низкую читательскую активность школьников, ослабевание интереса к чтению, и, как следствие, всё меньше знаний. Школьники относятся к урокам литературы как к тяжёлой повинности [2].

Исходя из этого, мы видим, что остро встает перед обществом проблема падения интереса к чтению, а в более узком смысле – потеря желания изучать биографии писателей. Именно решению последнего утверждения будут посвященыметодические разработки «Использование приема «Верно – неверно» при изучении биографий писателей и поэтов по учебнику «Литература. 8 класс» под редакцией В.Я.Коровиной», так как этот игровой прием позволит не только привлечь внимание и заинтересовать учащихся, но и лучше запомнить биографии писателей и поэтов.

Актуальность работы заключается в том, что составленный банк заданий, содержащий информационные карточки по биографиям писателей к учебнику «Литература. 8 класс» под редакцией В.Я.Коровиной, основанных на использовании приема «Верно – неверно», позволит расширить возможности изучать тексты о писателях и поэтах с интересом.

Практическая новизна.Несмотря на то, что многие учителя русского языка и литературы имеют в арсенале собственные разработки заданийс использованием приема «Верно – неверно», нет ни одного полного банка упражнений, где были бы представлены верные и неверные утверждения по всем темам учебника «Литература. 8 класс» под редакцией В.Я.Коровиной», хотя данный прием известен достаточно широкому кругу лиц, имеющих отношение к учебной деятельности. Материал, созданный в ходе работы, может быть использован как учителем, так и учениками для лучшего усвоения изучаемого на уроке. Составленный банк заданий является авторским. Никто не создавал такую работу по всем биографиям писателей и поэтов к учебнику «Литература. 8 класс».

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образованияопирается насистемно-деятельностный подход, который обеспечиваетактивную учебно-познавательную деятельность обучающихся, а прием «Верно – неверно» позволяет организовать работу учащихся в соответствии с данными требованиями.

В последние годы на уроках все больше педагогов используют ТРКМЧП, которая позволяет организовать учебный процесс в соответствии со стандартами нового поколения. Одним из приемов технологии критического мышления является прием «Верно – неверно», именно разработке таких заданий посвящены данные методические разработки.

Использование упражнений из сборника позволит повысить интерес учащихся к изучению биографий писателей и поэтов, и, как следствие, произойдёт рост уровня знаний.

Способам внедрения методических материалов в практику посвящена глава «Концепция приема и алгоритм создания заданий».

Прием «Верно – неверно» может быть использован педагогами всех учебных предметов, поэтому образцы составления упражнений и описание его особенностей позволят каждому учителю составить собственный банк заданий.

Цель работы: изучение особенностей приема «Верно – неверно» и создание сборника упражнений с использованием данного приема для изучения биографий писателей и поэтов по учебнику «Литература. 8 класс» под редакцией В.Я.Коровиной.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Опросить учащихся о популярности использования приема «Верно–неверно».

  2. Изучить особенности приема «Верно–неверно».

  3. Ознакомиться с биографиями писателей и поэтов по учебнику «Литература. 8 класс» под редакцией В.Я.Коровиной.

  4. Составить банк заданий.

  5. Апробировать задания во время изучения биографий на уроках литературы.

  6. Провести мониторинг результатов апробации приема.

Объектом работы является прием «Верно – неверно», а предметом – биографии писателей и поэтов в учебнике «Литература. 8 класс» под редакцией В.Я. Коровиной.

В ходе работы будут использованы следующие методы: анкетирование, эксперимент, теоретический анализ, синтез. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии, реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование.[2].

Ресурсы: Интернет - источники, учебник «Литература. 8 класс» под редакцией В.Я.Коровиной

Продукт: банк заданий


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Обоснование и план работы над проектом «Использование приема «Верно - неверно» при изучении биографий писателей и поэтов по учебнику «Литература.8 класс» под редакцией В.Я.Коровиной»

    1. Анализ результатов социологического опроса учащихся

Совершенно очевидно, что для устойчивого интереса к чтению биографий необходимо использование таких методов и приемов, которые эффективно воздействуют на желание учащихся узнавать факты из имеющихся источников информации. В рамках урока литературы таким источником является учебник В.Я.Коровиной. Чтобы разнообразить занятие и сделать его более интересным и познавательным, в череде приемов можно использовать на разных этапах урока упражнения, составленные по принципу верных и неверных утверждений.

Прием «Верно – неверно» известен достаточно широкому кругу лиц, имеющих отношение к учебной деятельности. В ходе подготовки к работе по составлению сборника заданий был проведен опрос учащихся 8 классов МБОУ «Гимназия», в котором приняли участие 63 человека. Для выявления частотности, популярности и особенностей использования приема были даны следующие вопросы:

  1. Интересно ли читать биографии писателей в учебнике?

  2. Пользовались ли вы когда-либо на уроках приемом «Верно – неверно»?

  3. Делает ли данный прием изучение более интересным?

  4. Помогает ли этот прием запоминать факты из биографий писателей?

Проведенное анкетирование показало, что современные подростки не совсем любят читать биографии писателей (лишь49,2% учащихся находят это занятие интересным). Примерно 86% опрошенных пользовались приемом «Верно – неверно» на уроках в школе. Такое же количество учащихся считают, что данный прием делает изучение материала более интересным. Около 80% опрошенных утверждают, что прием «Верно – неверно» позволяет лучше запоминать факты из биографий писателей. Диаграмма (Приложение 1) отражает это.


    1. План работы по созданию сборника «Изучение биографий писателей и поэтов по учебнику «Литература. 8 класс» под редакцией В.Я.Коровиной при помощи приема «Верно – неверно»

В начале 2015-2016 учебного года на уроках литературы часто использовался прием «Верно – неверно» при изучении биографий писателей. Было определено, что данное упражнение позволяет знакомиться с фактами достаточно интересно и легко, что дает возможность более качественно запомнить информацию. Оказалось, что при составлении утверждений учитель или учащийся не могли воспользоваться готовыми материалами, следовательно, возникла идея создания сборника, включающего примеры подобных заданий по текстам учебника «Литература. 8 класс» под редакцией В.Я.Коровиной, содержащим биографические данные писателей и поэтов. Было решено организовать работу по созданию сборника «Изучение биографий писателей и поэтов по учебнику «Литература. 8 класс» под редакцией В.Я.Коровиной при помощи приема «Верно – неверно». Был составлен следующий план работы.

План работы

Этап

Задачи этапа

Участники

Срок

Подготовительный этап

1.1

Составление плана работы

Составить план, для дальнейшей работы по нему

Лыхина Е.В.

Октябрь

1.2

Составление анкетирования

Составить вопросы для анкеты, чтобы опросить учащихся

Лыхина Е.В.

Ноябрь

Основной этап

2.1

Анкетирование учащихся и анализ результатов

Провести анкетирование среди учащихся восьмых классов, проанализировать результаты опроса

Лыхина Е.В., учащиеся 8А, 8Б, 8В МБОУ «Гимназия»

Ноябрь

2.2

Изучение теоретического материала

Изучить теоретический материал по использованию приема «Верно – неверно»

Лыхина Е.В.

Ноябрь, декабрь

2.3, 2.4

Знакомство с биографиями писателей и составление заданий

Ознакомиться с биографиями и составить задания с использованием приема «Верно – неверно» по биографиям писателей в учебнике «Литература. 8 класс» под редакцией В.Я.Коровиной

Лыхина Е.В.

Ноябрь – февраль

2.5

Оформление банка заданий

Оформить банк заданий

Лыхина Е.В.

Февраль

Заключительный этап

3.1

Апробация приема «Верно – неверно» по некоторым биографиям во время урока

Апробировать некоторые вопросы из банка заданий на уроке литературы

Лыхина Е.В., учащиеся 8А, 8Б, 8В МБОУ «Гимназия»

Ноябрь - февраль

3.2

Мониторинг

Провести мониторинг

Лыхина Е.В., учащиеся 8А, 8Б, 8В МБОУ «Гимназия»

Март









Глава 2. Основы использования приема «Верно – неверно»

2.1 Методика изучения биографий писателей на уроках литературы

Как сделать так, чтобы освоение материала было интересным? Ответ один – быть не равнодушным слушателем, а полноценным участником процесса. Современные уроки требуют от учителей планирование такого учебного занятия, на котором каждый ученик будет включен в деятельность. Сделать так, что скучное и однообразное чтение теоретического материала учебника станет ярким, красочным, запоминающимся, узнать особенности изучения биографий писателей на уроках, можно методом теоретического анализа. При исследовании теоретического материала по изучению биографий писателей на уроках литературы были проанализированы и систематизированы материалы Интернет-ресурсов по данному вопросу, было выявлено общее и особенное, установлены общие принципы. Использование метода конспектирования позволило составить научное рассуждение, позволяющее обосновать важность использования приема «Верно - неверно», объяснить суть данного упражнения, то есть были созданы детальные записи, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы.

Методика знакомства с биографиями писателей определяется с учётом целей и задач изучения жизни и творчества художника слова, творческих возможностей учащихся. Основная цель изучения биографии писателя – создать целостное представление об авторе. Основными методами изучения биографии писателя являются рассказ и лекция учителя, беседа. Составными частями названных методов являются приёмы, которые отличаются большим разнообразием: устное словесное рисование; цитирование; пересказ по опорной схеме, синтетической, хронологической таблице; работа с различными видами наглядности, видео-фото серии из жизни писателя, составление плана характеристики жизни и творчества писателя; написание рефератов, докладов, сочинений, эссе и многие другие.

Рассказ учителя является одним из эффективных методов изучения биографии писателя. Основные критерии рассказа учителя: содержательность, логичность, конкретность, доступность. Составными приёмами рассказа могут быть цитирование мемуарной литературы, высказываний современников, друзей писателя, карты его путешествия, различных типов таблиц, выборочное чтение фрагментов из произведений писателя и т. д.

Лекция, как метод изучения биографии писателя, имеет свои особенности. В отличие от рассказа учителя, в котором преобладает художественно-образная форма изложения, лекция содержит научно–логические обобщения. В ней события, факты, обстоятельства жизни писателя излагаются в строгой логической последовательности. Лекция о биографии писателя в 7 - 10 классах, по мнению профессора В.В.Голубкова [7], должна выяснить:

1)в чем особенность писателя как художника и мыслителя, как он связан с эпохой, с теми или иными общественными классами, с народной жизнью;

2)как развивался стиль писателя, каковы были основные этапы его творческого пути;

3)что нового внес он в общественную жизнь и в историю литературы.

С целью обеспечения живого, активного восприятия учителя в ходе занятия ставятся вопросы. Воробьева П. Г. справедливо считает, что по ходу биографической лекции «целесообразно чаще ставить перед учениками вопросы, требующие объяснения причинности смысла и знания фактов». Например, что побудило Пушкина восстать против света? Почему Пушкина называют идейным вождем декабризма? Чем знаменита «Болдинская осень»? Почему Лермонтов любил родину странною любовью? Случайно ли была гибель поэта? И т. д. [1]

Одним из методов проведения изучения биографии писателя является беседа. Методом беседы проводятся уроки обобщения. Изучение биографии писателя должно сопровождаться наглядностью. Формы наглядности, которые применяются на уроках разнообразные:

- Изобразительная наглядность - демонстрация портрета писателя с обсуждением живописной или графической трактовки характера, внутреннего мира, нравственного и общественно-политического облика писателя, показ серии портретов, раскрывающих разные стороны личности писателя, использование альбомов, посвященных жизни и творчеству, изобразительно-документального материала об эпохе, бытовом и культурном окружении писателя;

- Схематически-графическая наглядность представляет собой хронологические и синхронистические таблицы; планы-таблицы по биографии в сочетании с цитатным планом или планом–конспектом; таблицы-викторины типа «О чём говорят эти даты?», карты, рассказывающие о поездках писателя;

- Предметная наглядность - редкие, например, прижизненные, издания книг писателя; издания его произведений на разных языках, фотокопии архивных документов, рукописей, материалы выставок, уголков, школьных литературных музеев.

При этом основными приёмами могут быть:

-выразительное чтение фрагментов из художественных произведений;

-использование писательских афоризмов и критических высказываний;

-доклады и сообщения учащихся по материалам литературоведческих, критико-биографических, научно-популярных и научно-художественных книг;

-сочинения, изложения, самодеятельные, творческие работы;

-конкурсы на лучшее чтение стихотворений об изучаемом авторе, литературные вечера, посвященные биографии писателя и т.д.[3].



































2.2 Принципы ТРКМЧП

Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На уроках литературы обучающийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы  творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию.  Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. Таким образом, возникает проблема:  современное образование требует развития информационной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая.  В чем причина этого?  Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе? 

Данную проблему может решить технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМЧП), которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.  Развитие критического мышления важно для человека в современном мире, так как новый век требует творческой деятельности.  Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной  деятельности.[7]

В последние годы на уроках все больше педагогов используют ТРКМЧП. За аббревиатурой ТРКМЧП скрывается технология обучения, придуманная американскими психологами и модифицированная для школ российскими методистами - это технология развития критического мышления через чтение и письмо. Данная технология призвана научить ребенка самостоятельности в рассуждениях, она показывает, как работать с информацией, сравнивать ее, оценивать, анализировать, обобщать и применять на практике.

В основе ТРКМЧП заложено формирование базовых качеств личности:

  • критическое мышление;

  • рефлективность;

  • мобильность;

  • толерантность;

  • ответственность личности за результат своей деятельности.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

В настоящее время не надо никого убеждать в необходимости перехода к личностно-ориентированному обучению. Всем становится ясно, что не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; сейчас нужно не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Поэтому любые поиски новых форм уроков становятся актуальными.

Таким образом, в кратком изложении ТРКМЧП можно представить следующим образом:

  • роль учителя - координирующая. Педагог всего лишь направляет мыслительный процесс учащихся, указывает путь, но не преподносит готовые решения;

  • для каждого этапа урока разработаны свои приемы, которые призваны решать цели и задачи именно данного этапа [4].

Один из приемов технологии критического мышления получил название «Верно - неверно». В следующей главе попробуем разобраться, что это за прием, как и когда его использовать на уроке.



2.3 Особенности приема «Верно – неверно»

2.3.1 Концепция приема и алгоритм создания заданий

Прием «Верно – неверно»давно знаком учителям. Его концепция и алгоритм работы настолько удачно вписались в технологию развития критического мышления, что тип задания достаточно часто используется педагогами. На сайте «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» было просмотрено более 20 методических разработок уроков литературы, посвященных изучению биографий [5]. Около 60% материалов содержало использование приема «Верно – неверно».

Анализ приведенных примеров использования приема позволил составить алгоритм работы по созданию приема «Верно – неверно» при изучении текстов биографий писателей и поэтов:

1. Чтение текста.

2. Выбор важных положений, требующих запоминания

3. Создание ошибочных утверждений

  • замена дат (В октябре 1822 года Рылеев стал членом Северного тайного общества - 1823);

  • замена важных мест жизни, учебы, работы, учебных заведений (В 1898 г. будущий писатель поступил на юридический факультет Московского университета - Петербургского университета);

  • искажение названий, имен (Александр Иванович Пушкин – Сергеевич);

  • использование антонимичных понятий (Фонвизин был одним из худших студентов - лучший);

  • замена положительных действий, поступков, явлений на отрицательные и наоборот (Н.В.Гоголь не писал на исторические темы - писал).

Данный прием может быть использован как при индивидуальной, так и при групповой работе.











      1. Этапы урока, на которых используется прием

Педагогический прием «Верно - неверно» в рамках ТРКМ может применяться на разных этапах урока. Удобнее всего применять его на стадии вызова, то есть в начале урока, когда идет повторение пройденного материала или подготовка учащихся к восприятию новой информации [6].

В начале урока, изучения или осмысления нового материала, когда учащиеся не знают его, читают текст или прослушивают лекцию, при этом утверждения могут быть перед глазами учеников. На этом этапе важно не только активизировать учащихся, подготовить, помочь им освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и навыки, что пригодятся сегодня на уроке. Нужно и заинтересовать их, мотивировать.

В то же время, с помощью вопросов и предположений ограничивается круг вопросов, которые будут обсуждаться на уроке. Учащиеся уже в начале занятия могут наглядно увидеть, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным, что противоречит их знаниям.

Очень важно обратить на этот момент внимание, чтобы каждый из учеников получил в ходе урока ответы на те вопросы, которые у него возникли в самом начале - после работы с приемом «Верно - неверно».

Прием «Верно - неверно» подходит и при изучении художественных текстов, позволяя учащимся додумывать развитие событий. Так достигается одна из целей урока по ФГОС - развитие творческого восприятия.

Прием работает и на стадии осмысления, когда нужно в быстрой форме проверить: насколько точно усвоена новая информация. При этом учащиеся сначала читают текст, а потом отвечают на поставленные вопросы, отмечая верные и неверные утверждения. Особенно часто такой прием предлагается на уроках литературы, когда требуется привлечь внимание учащихся к отдельным аспектам текста, выяснить, насколько правильно понят текст.

В этом случае обсуждение ответов не откладывается на конец урока, а составленная учащимися таблица анализируется сразу.

Также данный прием может использоваться во время физкультминутки: ответы даются при помощи действий (прыжков, хлопков, приседаний, шагов и т.д.)

Прием «Верно – неверно» можно использовать и в качестве домашнего задания. Попросите учащихся дома составить вопросы и предположения по теме, которая только будет изучаться на следующем уроке. Не нужно заранее изучать тему самостоятельно. Важнее чтобы учащиеся высказали предположения, не заглядывая в текст нового параграфа. Предположения должны строиться только на основе уже изученного. Таким образом, развивается умение строить логические цепочки, наглядно увидеть взаимосвязь известного и нового.

На стадии рефлексии снова учитель возвращается к составленным таблицам. Учитель вновь зачитывает вопросы, и учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.

Хотелось бы отметить, что приемы ТРКМЧП - это не просто новые технологии, призванные разнообразить урок или «украсить» его. Это целая система, использовать которую нужно постоянно и целенаправленно, а не от случая к случаю [4].
























2.3.3 Способы оформления ответов учащихся

Существуют различные способы оформления результатов ответов учащихся при работе с заданиями, основанными на использовании данного приема.

Особенности приема: Учащимся даются верные или неверные утверждения, ученики должны, опираясь на текст учебника, определить верное или неверное утверждение и выразить свое согласие или несогласие с утверждениями.

а) Схематическая запись: ответы оформляются с помощью значков: «+» и «-».
+ - + - + - + + -

б) С помощью таблицы: ответы оформляются в таблице.

+

-

1

2

3

4


в) Физкультминутка: ответы даются при помощи действий (прыжков, хлопков, приседаний, шагов и т.д.) например,

верно – прыжок;

неверно – приседание.

г) Ответы оформляются рядом с вопросом при помощи знаков «+» и «-», или слов «да» и «нет».

1. Михаил Андреевич родился в Екатеринбурге. «-», «нет»;

2. М.М.Зощенко родился в Полтаве. «+», «да».

Возможен и вариант устных ответов учащихся, главное - нужно заинтересовать их и мотивировать на работу.









2.4 Учебник литературы 8 класс под редакцией В.Я.Коровиной – компас в бескрайнем море биографий писателей

Основным источником для создания сборника «Изучение биографий писателей и поэтов по учебнику «Литература. 8 класс» под редакцией В.Я.Коровиной при помощи приема «Верно – неверно»являются материалы учебника литературы за 8 класс. Поскольку он играет значимую роль в отборе утверждений «Верно – неверно», поэтому было решено провести статистическое исследование статей учебника, посвященных биографиям писателей и поэтов.

Анализ обеих частей учебника литературы показал, что

  • в учебниках находится 25 статей с биографиями писателей;

  • из этих статей 22 текста объемом от 1 до 2-х страниц (И.А.Крылов, К.Ф.Рылеев, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков – Щедрин, Н.С.Лесков, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.А.Блок, С.А.Есенин, И.С.Шмелев, М.А.Осоргин, Тэффи, М.М.Зощенко, А.Т.Твардовский, А.П.Платонов, В.П.Астафьев, Ж.-Б. Мольер, Дж. Свифт); 3 статьи (Д.И.Фонвизин, У.Шекспир, В.Скотт) размером от 3-х страниц и более;

  • в учебнике преобладает количество биографий русских писателей (20 статей) над зарубежными (4 статьи).















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В век развития информационных технологий многие аспекты жизни ушли на второй план. Уже сейчас социологи и педагоги отмечают низкую читательскую активность школьников, ослабевание интереса к чтению, и, как следствие, всё меньше знаний. Школьники относятся к урокам литературы как к тяжёлой повинности. Совершенно очевидно, что для устойчивого интереса к чтению биографий необходимо использование таких методов и приемов, которые эффективно воздействуют на желание учащихся узнавать факты из имеющихся источников информации.

В результате работы было выявлено, что прием «Верно – неверно» знаком учащимся 8 классов, они пользовались им на уроках. Данный прием известен достаточно широкому кругу лиц, имеющих отношение к учебной деятельности. Прием «Верно – неверно» - один из методов ТРКМЧП, он учит ребенка самостоятельности в рассуждениях, работе с информацией. Концепция и алгоритм работы настолько удачно вписываются в технологию развития критического мышления, что представить эту методику без данного приема невозможно.

В ходе работы по созданию сборника были рассмотрены биографии писателей и поэтов из учебника «Литература. 8 класс» под редакцией В.Я.Коровиной. По всем 25 статьям были составлены карточки-задания, содержащие положительные и отрицательные утверждения, которые вошли в банк заданий. Использование данного банка разнообразит и сделает более интересными уроки литературы.

В третьей четверти был апробированы некоторые из этих карточек (А.П.Чехов, А.И.Куприн, И.А.Бунин, С.А.Есенин, А.А.Блок, Л.Н.Толстой). Результаты показали, что прием «Верно – неверно» помогает лучше усваивать информацию. Это было выявлено в результате проведения мониторинга. Интерес подростков к чтению биографий писателей вырос на 20%, а те, кто считали, что прием «Верно – неверно» не делает изучение материала интересным, поменяли свое мнение на противоположное. Это подтверждают диаграмма (Приложение 2). Следовательно, прием «Верно – неверно» позволяет повысить интерес учащихся к изучению программного материала по предмету.

Таким образом, сборник «Изучение биографий писателей и поэтов по учебнику «Литература. 8 класс» под редакцией В.Я.Коровиной при помощи приема «Верно – неверно» является актуальным как для учителя, так и для учеников, поэтому будет целесообразным продолжить работу по составлению заданий к учебникам 5 – 7 и 9 – 11 классов. Такова перспектива данных методических разработок.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Воробьева П. Г. Пути активизации учебно-воспита­тельного процесса на уроках, посвященных изучению биографии писателя. В книге: Опыт совершенствования преподавания литературы в старших классах. Издательство АПН РСФСР, Москва, 1961 – с.78

2. http://pandia.ru/text/79/122/33815.php

3.http://center-yf.ru/data/Marketologu/Metody-issledovaniya.php

4.http://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/doklad-na-tiemu-mietody-i-priiomy-izuchieniia-bioghrafii-pisatielia-v-shkolie

5.http://festival.1september.ru/

6.http://mc-android.com/games/logicheskie-golovolomki/veryune-veryu

7.http://kopilkaurokov.ru/

8.http://golubkov.jimdo.com/


ПРИЛОЖЕНИЕ 1



ПРИЛОЖЕНИЕ 2



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Сборник

«Изучение биографий писателей и поэтов по учебнику

«Литература. 8 класс» под редакцией В.Я.Коровиной

при помощи приема «Верно – неверно»


1.Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин:

  1. Щедрин – псевдоним Михаила Евграфовича.(+)

  2. Салтыков - Щедрин окончил Московский лицей.(-)

  3. М.Е.Салтыков – Щедрин прожил 69 лет.(-)

  4. М.Е. Салтыков – Щедрин происходил из старинного дворянского рода.(+)

  5. Детские годы Михаил Евграфович провел в имении его отца.(-)

  6. В произведении М.Е.Салтыкова – Щедрина «История одного города»,описывается русская история в фантастической форме.(+)

  7. М.Е. Салтыков – Щедрин, как и многие другие писатели, поэтизировал терпение, молчание и смирение русского человека.(-)

  8. Писатель занимал крупные и важные должности в русском государстве.(+)

  9. Михаил Евграфович думал, что главное бедствие русской действительности – крепостное право.(+)

  10. В произведении «История одного города», смеясь над летописцами, историками и историческими трудами, писатель высказал несколько принципиальных мыслей об устройстве государства.(+)



2.Николай Семенович Лесков:

  1. Н.С.Лесков родился в семье генерала.(-)

  2. Первоначальное образование Н.С.Лескову дал его учитель.(-)

  3. Будущий писатель обучался в Орловской гимназии.(+)

  4. С 21 года он работает писцом в суде.(-)

  5. С 1857 года Лесков служит агентом одной из коммерческих фирм.(+)

  6. Н.С.Лесков сотрудничал с газетами «Русская печь» и «Северный шмель».(-)

  7. В июне 1862 года в статье газеты, посвященной пожарам в Петербурге, требует от власти открыть народу «поджигателей», «адских злодеев».(-)

  8. Н.С.Лесков назвал народ «хранителем общественного предания», из-за того, что не был понят ни властями, ни народом после выпуска статьи в газете.(+)

  9. Впечатления от поездок по делам коммерческой фирмы не вызвали у писателя должного восхищения, не служили материалом для творчества писателя.(-)

  10. Н.С.Лесков умер в 1896 году.(+)



3.Лев Николаевич Толстой:

  1. Род Л.Н.Толстого не играет роли в истории России.(-)

  2. Лев Николаевич принадлежал к старинному боярскому роду.(-)

  3. Л.Н.Толстой всегда интересовался историей.(+)

  4. В произведения Л.Н.Толстого часто затрагиваются исторические события.(+)

  5. Толстой выдвигает в качестве основы человеческого общежития христианскую любовь, которую понимает как любовное отношение одного человека к другому, независимо от расовых, национальных, религиозных различий.(+)

  6. Великий писатель не требовал от человека огромного духовного и душевного напряжения всех его способностей, воли и ума.(-)

  7. Светила русской литературы прославил свой род лишь как писатель.(-)

  8. Толстой осознавал, что жил в момент исторического перелома.(+)

  9. Л.Н.Толстой прожил 92 года.(-)

  10. Среди художественных произведений Толстого, запечатлевших исторические события, выделяются «Крымские рассказы», «Война и мир», «Хаджи – Мурат».(-)



4.Антон Павлович Чехов:

  1. Чехов хотел исключить из современной ему действительности насилие, фальшь, «заточение» в разные «футляры».(+)

  2. Никулин говорил об Антоне Павловиче: «Чехов близок нам, но он не вписывается в наше время».(-)

  3. Чехов писал только юмористические рассказы.(-)

  4. Основная профессия Чехова – хлебопашец.(-)

  5. Писателя А.П.Чехова интересовали только люди. Разные характеры, разные натуры – люди хорошие и дурные, добрые, злые, умные и глупые.(+)

  6. Род Чехова был старый крестьянский, в пяти поколениях Чеховы были хлебопашцами.(+)

  7. Будущий писатель Антоша Чехов учился в Таганрогской гимназии.(+)

  8. Детство А.П.Чехова было полным лишений, о чем он сам с горечью говорил: «В детстве у меня не было детства».(+)

  9. Писатель никогда не верил в счастливое будущее человечества.(-)

  10. Семья Чеховых отличалась способностям к искусству.(+)



5.Иван Алексеевич Бунин:

  1. Критики, в общем, похвально отзывались о нем, после первой книжки рассказов его назвали «певцом осени, грусти и дворянских гнезд».(+)

  2. Рассказы Бунина, меланхолические, с грустью повествующие о прошлом.(+)

  3. И.А.Бунин написал рассказ «Альпы».(-)

  4. Писателя хвалили как даровитейшего художника слова, мастера психологического портрета.(+)

  5. Взаимная любовь – одна из основных тем Бунина.(-)

  6. Бунин заслужил признание, как писатель, который умел передать тончайшие чувства человека.(+)

  7. В начале своей писательской карьеры Бунин пишет о русской песне, о ее прелести в сочетании с трудом косарей.(-)

  8. И.А.Бунин прожил 87 лет.(-)

  9. Критики часто отмечали влияние Толстого на Бунина.(-)

  10. Иван Алексеевич написал рассказы « На берегу», «Утро Чанга».



6.Александр Иванович Куприн:

  1. А.И.Куприн родился в небольшом городке Наровчате.(+)

  2. Куприн не помнил отца.(+)

  3. Отец маленького Саши умер, когда будущему писателю было 3 года.(-)

  4. Детские годы Куприна прошли в Томске в сиротском пансионе.(-)

  5. Александр Иванович ушел отставку в возрасте 31 года.(-)

  6. В молодом возрасте Куприн становится одним из лучших русских писателей – прозаиков.(+)

  7. И.А.Куприн с 1919 года живет в Париже.(-)

  8. Александр Иванович пишет рассказы о войне – «Гранатовый браслет» и «Олеся».(-)

  9. Целостную, обобщающую картину состояния русской армии писатель воссоздает в повести «Поединок».(+)

  10. Лучшие качества прозы Куприна – психологизм, многозначность художественной детали, увлекательность сюжета в полной мере присущи рассказу «Куст брусники».(-)



7.Александр Александрович Блок:

  1. На глазах у Блока происходили никогда не слыханные ранее исторические перемены.(+)

  2. Старая и новая Европа, ее прошлое, настоящее и будущее, история и современность – это вопросы, которые всю жизнь волновали Блока и на которые он искал ответ.(-)

  3. В.Орлов назвал Блока «самым историческим поэтом в литературе XX века».(+)

  4. Идейное воспитание Блока проходило в традициях передовой интеллигенции.(+)

  5. В 1898 г. будущий писатель поступил на юридический факультет Московского университета.(-)

  6. Впоследствии Блок перешел с юридического на филологический факультет.(+)

  7. История народа представлялась Александру Александровичу скучной и «безобразной».(-)

  8. Лучшие произведения, которые А.А.Блок пишет до революции 1917 г. - стихотворный цикл «На поле Куликовом» и поэма «Возмездие».(+)

  9. Впервые интерес к истории пробудился у Блока, вероятно, в семье его деда, ректора Московского университета.(-)

  10. Александр Александрович прожил всего 35 лет.(-)



8.Сергей Александрович Есенин:

  1. Сергей Есенин – самый популярный русский поэт XIX века.(-)

  2. «Со времен Кольцова земля Русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин… Вместе с тем Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовской стихией», писал Пастернак.(+)

  3. Марина Цветаева о Есенине говорит: «И не жалость – мало жил, И не горечь – мало дал, - Много жил – в наши жил Дни, все дал – кто песню дал».(+)

  4. Есенин известен, прежде всего, как поэт - лирик.(-)

  5. Самая главная тема есенинской поэзии – Россия, любовь к родному краю.(+)

  6. Сергея Александровича тревожит и мучает современность.(+)

  7. Есенин написал поэму «Пугачев», как обращение к истории.(+)

  8. С.А. Есенин написал поэмы «Марфа Рассадница» и «Песнь о великом походе».(-)

  9. Многие литературоведы и писатели пытались понять секрет непреходящей всероссийской любви к поэзии Есенина.(+)

  10. Сергей Есенин умер в возрасте 25 лет.(-)



9.Иван Сергеевич Шмелев:

  1. И.С.Шмелев родился в Замоскворечье.(+)

  2. Детские впечатления навсегда заронили в его душу и мартовскую капель, и вербную неделю, и «стояние» в церкви, и путешествие по старой Москве.(+)

  3. Шмелев был высоким, статным, с большими карими глазами, владеющим всем лицом, склонный к ласковой усмешке, но чаще серьезными и грустными.(-)

  4. В одиннадцать лет Шмелев остался сиротой.(-)

  5. Первый печальный опыт Шмелева – зарисовка «из народной жизни» «У мельницы».(+)

  6. Выход в литературу оказался для Шмелева успешным.(-)

  7. 1910 год стал переломным в писательской биографии Шмелева.(+)

  8. В 1922 году по приглашению С.Есенина Шмелев выезжает в Прагу, затем – в Париж.(-)

  9. До конца своих дней чувствовал Шмелев саднящую боль от воспоминаний о России, ее природе, ее людях.(+)

  10. Совсем недавно прах Ивана Сергеевича, по его завещанию, был перевезен в Россию.(+)



10.Михаил Андреевич Осоргин:

  1. Осоргин – псевдоним писателя.(+)

  2. Михаил Андреевич родился в Екатеринбурге.(-)

  3. Будущий писатель полюбил книги, будучи маленьким мальчиком.(+)

  4. М.А.Осоргин был гимназистом 9-го класса, когда его первую статью опубликовали в газете, а рассказ «Отец» в журнале «Для всех».(-)

  5. С 1902 года Михаил Александрович работает адвокатом.(+)

  6. Из-за участия в революционной деятельности, оказался в тюрьме. В мае 1907 года был освобожден, бежал в Италию.(-)

  7. Осоргин сотрудничал в журнале «Вестник Европы», много путешествовал.(+)

  8. Одна из книг Михаила Александровича называется «Там, где был счастлив», в ней немало страниц, посвященных итальянским впечатлениях.(+)

  9. В послереволюционные годы Осоргин был первым председателем Всемирного союза писателей.(-)

  10. Осоргин, как один из участников общества, был арестован, отправлен в ссылку, затем выслан из страны.(+)



11.Тэффи:

  1. Тэффи – псевдоним Надежды Александровны Лохвицкой.(+)

  2. М.М.Зощенко писал о Тэффи: «Ее считают самой занимательной и «смешной» писательницей и в длинную дорогу непременно берут томик ее рассказов».(+)

  3. Тэффи увлеклась литературой, будучи в сознательном возрасте.(-)

  4. Отец писательницы известный ученый, автор многих книг связанных с природой.(-)

  5. Будучи девочкой Тэффи ходила к Толстому, но боялась и не начинала разговор.(+)

  6. В возрасте 22 лет писательница и ее сестры начинают писать стихи.(-)

  7. С 1904 года Тэффи сотрудничает в литературных журналах.(+)

  8. Слава к писательнице пришла в 1910 году, после издания множества юмористических книг.(-)

  9. Тэффи прожила долгую жизнь: на ее глазах совершились три революции, две мировые войны.(+)

  10. Писательница выпустила 18 книг.(-)



12.Михаил Михайлович Зощенко:

  1. М.М.Зощенко родился в Полтаве.(+)

  2. Отец Михаила Михайловича был трактористом.(-)

  3. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступил в Петербургский университет на филологический факультет.(-)

  4. Обучение в университете М.М.Зощенко не закончил, потому что ушел на фронт начавшейся Первой мировой войны.(+)

  5. Литературной работой писатель занимается с 1922 года.(-)

  6. Он стоял за жизнеутверждающее искусство, показывающее гармоничного, сильного и красивого человека. Его обращение к юмористическим рассказам было продиктовано необходимостью борьбы за такого человека.(+)

  7. Разоблачение мещанства, пошлости, скудоумия, духовной нищеты стало главной целью творчества Михаила Михайловича.(+)

  8. М.М.Зощенко писал только рассказы и повести.(-)

  9. «История болезни» произведение написанное Михаилом Михайловичем.(+)

  10. Лучшая часть обширного наследия Зощенко, в особенности его юмористическая и сатирическая новеллистика, принадлежит к литературному романтизму.(-)



13.Александр Трифонович Твардовский:

  1. Основное содержание творчества Твардовского – жизнь народа на крутых переломах и поворотах его истории.(+)

  2. В «простых и грешных» героях А.Т.Твардовского проступают черты характера народа: его простота и трудолюбие, общительность и гуманность, острый ум и меткая речь, неафишируемая готовность к подвигу, духовное здоровье.(+)

  3. Произведение «Геннадий Теркин» написано Александром Трифоновичем.(-)

  4. Большинство произведений А.Т.Твардовского имеют между собой много общего. Их отличает острота и точность наблюдений, народный юмор, лиризм.(+)

  5. «Страна Муравия», «Дом на берегу», «За далью – даль» - произведения Твардовского.(-)

  6. Поэт всюду идет по следам современности.(+)

  7. Поэтический язык Твардовского прост и естествен, включает много разговорных элементов.(+)

  8. Рифма Твардовского отличается особой выразительностью и сложностью.(-)

  9. Александра Трифоновича отличает высокая культура стиха, мастерское использование мелодических, ритмических средств в изобразительных целях.(+)

  10. Александр Трифонович прожил 66 лет.(-)



14.Андрей Платонович Платонов:

  1. Картину литературы нашего времени невозможно представить без Андрея Платоновича.(+)

  2. А.П.Платонов родился в городе Ямская свобода.(-)

  3. Будущий писатель родился на пороге нового века.(+)

  4. Мир и человек – центральные понятия в творчестве Платонова – художника.(+)

  5. Одним из первых в русской литературе XX века А.Платонов обратился к анализу явления фашизма.(+)

  6. Прижизненная судьба Андрея Платоновича связана с Новосибирском.(-)

  7. В 1922 году писатель уезжает из родного города.(-)

  8. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» А.П.Платонов написал в 1945 году.(-)

  9. Рассказ «Семья Иванова» сейчас печатается под названием «Возвращение».(+)

  10. Первая печатная книга Андрея Платоновича вышла в его родном городе.(+)



15.Виктор Петрович Астафьев:

  1. Виктор Петрович Астафьев жил в 21 веке.(+)

  2. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является главой из книги «Последний поклон».(+)

  3. «Угон» - повесть о воспитанниках детского дома, о сложных, искалеченных жестокостью мальчишеских судьбах, о директоре детского дома Репине, который пытался отстоять в душах подростков веру в добро.(-)

  4. Виктор Петрович был детдомовцем.(+)

  5. «Последний поклон» - автобиографичная повесть, состоящая из рассказов.(+)

  6. «Каждую свою книгу, да каждую строку, и поступок свой просматриваю и прочитываю глазами своих друзей» говорил Виктор Петрович.(+)

  7. Виктор Петрович Астафьев прожил 77 лет.(+)


16.Уильям Шекспир.

  1. Уильям Шекспир – великий французский поэт и драматург эпохи Возрождения.(-)

  2. Время, в которое жил и творил Шекспир было переломным в истории Западной Европы.(+)

  3. Шекспир верил, что лучшие начала в мире и человеке в конечном итоге восторжествуют.(+)

  4. Уильям Шекспир знал только свой родной язык.(-)

  5. В возрасте 14 лет Шекспир уже начинает работать.(+)

  6. В 23 года Уильям женится.(-)

  7. Только в 1594 году Шекспир связал свою жизнь с театром.(+)

  8. В 1618 году Шекспир расстался с театром и вернулся на родину.(-)

  9. Уильям Шекспир умер в возрасте 52 лет.(+)

  10. Шекспир написал пьесу «Буря».(+)



17.Жан – Батист Мольер.

  1. Жан – Батист Мольер – псевдоним писателя.(+)

  2. Мольер – французский актер и драматург.(+)

  3. Жан – Батист родился в Ницце.(-)

  4. Образование он получал в Парижском колледже.(-)

  5. Мольер получил образование филолога.(-)

  6. Жан – Батист стал актером, создал с друзьями труппу и открыл в Париже «Блистательный театр».(+)

  7. «Дон Жуан», пьеса, написанная Мольером в 1666 году.(-)

  8. Жан – Батист умер после представления своей комедии «Жалкий больной».(-)

  9. Мольер был похоронен ночью за кладбищенской оградой.(+)

  10. Характерным приемом соединения традиций и новаторства был разработанный Мольером жанр комедии – балета, сочетающий драматическое действие с танцами и музыкой.(+)



18.Джонатан Свифт.

  1. Джонатан Свифт завоевал мировую известность сатирическим романом «Путешествия Гулливера».(+)

  2. В книге «Путешествия Гулливера» писатель высмеял государственно устройство, общественные порядки и нравы современной ему буржуазно – дворянской Шотландии.(-)

  3. Джонатан прожил долгую и трудную жизнь, полную испытаний и тревог, разочарований и горестей.(+)

  4. Детство Свифта было полным ярких событий, радостным.(-)

  5. После окончания школы шестнадцатилетний Свифт поступает в Лондонский университет.(-)

  6. В 1702 году Джонатан получил степень доктора богословия.(+)

  7. В 1707 году Свифт опубликовал книгу «Сказка бочки, написанная для общего совершенствования человеческого рода».(-)

  8. Последние годы жизни прошли в борьбе с тяжелым и мучительным недугом.(+)

  9. Книгу «Путешествия Гулливера» писатель создал на склоне лет.(+)

  10. Джонатан Свифт прожил 73 года.(-)



19.Вальтер Скотт.

  1. Вальтер Скотт – известный немецкий писатель, создатель жанра исторического романа.(-)

  2. Вальтер Скотт начал свою литературную деятельность в один из самых бурных периодов европейской истории.(+)

  3. Скотт по происхождению шотландец.(+)

  4. Поэмы и романы писателя повествуют о судьбах и бедах Шотландии.(+)

  5. Исторический роман, по мнению Скотта, должен воспроизводить историю, не так широко и развернуто, как научное исследование.(-)

  6. Вальтер Скотт родился в роду, имевшем не малое значение в истории страны.(+)

  7. Вскоре после рождения мальчика, обнаружилось, что он плохо владеет правой ногой, но в последующем его здоровье поправилось.(-)

  8. После окончания школы Вальтер начал работать в конторе отца. Вскоре получил звание адвокат и высшего судьи.(-)

  9. Будучи знаменитым писателем, Скотт бросил службу.(-)

  10. С 1814 года Скотт посвящает себя созданию исторических романов, которые он писал до конца жизни.(+)



20.Денис Иванович Фонвизин.

  1. Образование маленький Денис получал с 4-х лет, затем продолжил обучение в гимназии при Петербургском университете.(-)

  2. В 1760 году Фонвизин, как один из лучших студентов встретился с Ломоносовым.(+)

  3. За годы учения в университете Денис Иванович овладел латинским, немецким и французским языками.(+)

  4. Литературную деятельность Фонвизин начал с написания стихов и басен.(-)

  5. После коронации летом 1762 года в Москве Екатерины II один из ее придворных устроил Дениса переводчиком в Коллегию иностранных дел.(+)

  6. Фонвизин написал комедию «Строитель».(-)

  7. Первое представление «Недоросля» состоялось 24 сентября 1782 года.(+)

  8. Весной 1785 года Фонвизин ушел в отставку.(-)

  9. В 40 лет Денис Иванович серьезно заболел, с трудом мог передвигаться и говорить.(+)

  10. Умер в возрасте 47 лет.(+)



21.Иван Андреевич Крылов.

  1. В 1780-х – начале 1790-х годов Крылов стал известен как прозаик.(-)

  2. Дебют Крылова совпал с патриотическим воодушевлением, охватившим русское общество в первые годы XVIII столетия.(-)

  3. В басне «Обоз» Крылов коснулся стратегии и тактики Кутузова.(+)

  4. Басни Крылова об Отечественной войне 1812 года «превращались в живую историю», донося до простых солдат и всех русских людей истинный смысл событий.(+)

  5. В конце XIX века происходило постепенное изменение в общественных и литературных взглядах Крылова.(+)

  6. Писатель обратился к реальным отношениям людей в обществе.(+)

  7. Как Крылов не старался, его комедии никак не воспринимались в театрах.(-)

  8. Современники видели в Крылове преемника Д.И.Фонвизина.(+)

  9. Комедии «Подщипа», «Пирог», «Модная лавка», «Урок сыновьям» написаны Иваном Андреевичем.(-)

  10. И.А.Крылов прожил 76 лет.(-)



22.Кондратий Федорович Рылеев.

  1. Кондратий Федорович учился в кадетском корпусе.(+)

  2. После окончания учебы участвовал в заграничных походах русской армии.(+)

  3. В октябре 1822 года Рылеев стал членом Северного тайного общества.(-)

  4. Кондратий Федорович был одним из организаторов, вдохновителей и руководителей восстания на Сенатской площади.(+)

  5. Осенью 1821 года появляется знаменитая сатира «К временщику».(-)

  6. Сатира «К временщику» привлекла к себе огромное внимание современников.(+)

  7. Произведение «Смерть Ермака» написано К.Ф.Рылеевым.(+)

  8. В 1822 году в печати появляется 15 дум Рылеева.(-)

  9. Наиболее ранние из известных поэтических опытов Рылеева относятся к 1817 – 1820 годам.(-)

  10. Кондратий Федорович умер в возрасте 33 лет.(-)



23.Александр Сергеевич Пушкин.

  1. Биология была неотъемлемой частью жизни и творчества поэта.(+)

  2. Пушкину органически присущ историзм, включающий память его собственных предков, прошлое народа, место и роль России в мировой цивилизации и раздумья о будущем.(+)

  3. Пушкинское отношение к истории было лишено черно-белых оценок и подходов.(+)

  4. Александр Сергеевич не придает особого значения силе народного мнения.(-)

  5. «Виктор Годунов» - произведение Пушкина.(-)

  6. Пушкин пишет только художественные произведения на историческую тему.(-)

  7. Александр Сергеевич внимательно изучает исторические документы, над которыми трудится.(+)

  8. «Медная дочка» и «Капитанский всадник» - произведения, написанные на историческую тему.(-)

  9. Поэт умер в возрасте 40 лет.(-)

  10. Александр Сергеевич следил за современной ему исторической наукой, откликаясь на труды русских историков.(+)


24. Михаил Юрьевич Лермонтов.

  1. Поэт понимает историзм как совокупность признаков, определяющих национальное своеобразие.(+)

  2. В начале своего творчества Лермонтов убежден, что история представляет собой арену борьбы свободы и тирании, добра и зла.(+)

  3. Михаил Юрьевич дает понять, что движение истории не зависит от усилий личности и таинственных обстоятельств, которые управляют ею.(-)

  4. С каждым новым произведением Лермонтов отдалялся от историзма.(-)

  5. Герои Лермонтова думали и говорили так, как они могли думать и говорить в те годы, когда они жили и действовали.(+)

  6. Михаил Юрьевич написал стихотворение «Невское сражение».(-)

  7. В произведении «Россия» поэт пишет о своей родине и любви к ней.(-)

  8. Лермонтов написал произведение «Песню про царя Ивана Васильевича… и удалого купца Калашникова».(+)

  9. В поэме Лермонтова, наполненной широким эпическим содержанием, повествуется о важном переломе в русской жизни, в русской истории.(+)

  10. Михаил Юрьевич прожил 47 лет.(-)


25. Николай Васильевич Гоголь.

  1. Н.В.Гоголь с детства испытывал глубокий интерес к истории.(+)

  2. Он знал лишь украинскую историю.(-)

  3. Гоголь мечтал о том, чтобы в одном из городов отвести улицу, на которой разместить образцы архитектуры на протяжении всего исторического развития человечества.(+)

  4. В собственных сочинениях Гоголь не обращается к истории.(-)

  5. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести» и «Свежие души» - произведения Николая Васильевича.(-)

  6. В основе гоголевского понимания национальной истории лежит представление о том, что история сохраняется в фольклоре, в языке, в народных легендах.(+)

  7. Писатель верил, что Украина станет самой просвещенной, самой величественной и самой божески-человечной страной мира.(-)

  8. Николай Васильевич умер в возрасте 43 лет.(+)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!