Педагогический проект ко Дню Матери
ФИО: Агаркова Раиса Николаевна
МБДОУ детский сад №25 п. Переяславка
Должность: воспитатель
Сколько звезд на ясном небе!
Сколько колосков в полях!
Сколько песенок y птицы!
Сколько листьев на ветвях!
Только солнце - одно на свете.
Только мама - одна на свете.
Актуальность:
И действительно ведь мама у всех на свете одна. И именно она делает всё для того, чтобы мы были счастливы. К ней мы идём со своими проблемами. Она всегда всё поймёт, утешит и обнадёжит. Сколько бы мы ни говорили о маме – этого будет мало. Важно, чтобы дети понимали, что значит мама в судьбе каждого из них, какую роль она играет в семье. Кроме того, в беседе с детьми, мне удалось выяснить, что практически все дети знают и могут рассказать, чем их мамы заняты дома, о своей совместной с ними деятельности, но 43% детей не знают где и кем работают их мамы, не все дети могут рассказать о маминых увлечениях.
Проект разработан воспитателем подготовительной группы МБДОУ д/с №25. В совместной деятельности участвовали дети 6 лет, их родители.
Основными методами и приёмами проекта являются: беседы, чтение художественных произведений, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, а так же подготовка и участие детей и родителей в досуге. Сотрудничество с семьёй позволяет более успешно реализовать поставленные задачи, т.к. в семье дети приобретают первоначальный опыт общения. Маленький ребёнок, как губка, впитывает образцы поведения значимых взрослых. Этот проект направлен на акцентирование внимания родителей на мысли о том, что положительное самоощущение у детей появляется в результате эмоционально наполненных, доверительных контактов с родными и близкими. Уважительное отношение к родителям лежит в основе народной педагогики.
В последнее время, в календаре появилось много праздников. Мы решили обратить внимание на «День Матери», так как он схож с привычным - «8 Марта». Но разница в том, что в этот день поздравляют, чествуют, благодарят женщин, у которых есть дети: мам и бабушек. Мама у всех на свете одна. Именно она делает всё для того, чтобы мы были счастливы. К ней мы идём со своими проблемами. Она всегда всё поймёт, утешит и обнадёжит. Сколько бы мы не говорили о маме - этого будет мало. Важно, чтобы дети понимали, что значит мама в судьбе каждого из них, какую роль она играет в семье. Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли матери и семьи в жизни каждого человека. О семейных традициях и их развитии в современных условиях. Об уважении и почитании матерей, желании помогать и заботиться о них.
Данный проект направлен на развитие положительного отношения ребенка к окружающему миру, приобщению детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме.
Цель: Дать понять, что только женщины, имеющие детей, называются мамами, и в этот день поздравляют только их. Сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей.
Задачи:
- Познакомить детей с праздником - «День Матери».
- Воспитывать у детей уважение и заботливое отношение к матери, бабушке, оказывать им посильную помощь (убирать игрушки, накрывать на стол, протирать после еды стол и др).
– Расширить сведения о семье (знать имена, отчества, профессию, место работы, увлечения).
- Способствовать воспитанию нравственных устоев семьи, уважения к старшим. – Помочь осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни.
- Углубить знания детей о роли мамы в их жизни.
- Способствовать сплочённости родительского коллектива.
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
- Развивать творческие способности детей, желание делать подарки маме.
- Способствовать развитию детской речи через выразительное чтение стихов, пословиц, составление рассказов о маме.
- Развивать коммуникативные навыки детей.
Проблема: скоро праздник – День матери. Как лучше поздравить маму?
Вид проекта: среднесрочный.
Сроки проекта: с 16 по 26 ноября
Участники проекта: воспитанники ДОУ, родители, воспитатели.
Интеграция образовательных областей:
Социально-личностное развитие.
Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений. Развитие игровой деятельности, формирование гендерной, семейной принадлежности.
Формирование положительного отношения к труду. Развитие трудовой деятельности, формирование первичных преставлений о труде взрослых (мамы).
Познавательное развитие
Речевое развитие.
Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Развитие свободного общения со взрослыми. Развитие всех компонентов устной речи.
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, формирование первичных ценностных представлений.
Художественно-эстетическое развитие.
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, потребность в самовыражении. Развитие продуктивной деятельности, детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный - выявляется предпочтения детей, обсуждаются цели и задачи проекта с детьми и родителями, создаются условия, необходимые для реализации проекта, прогнозирование результата и т.д.);
II этап – основной (реализация основных видов деятельности по направлению проекта, презентация работ, проведение итогового мероприятия и т.д.);
III этап – заключительный (обработка и обобщение материалов, соотнесение полученных и прогнозируемых результатов с полученными).
Взаимодействие с родителями.
Просвещение родителей – консультация «историческая справка» о празднике «День матери».
Разработка сценария досуга, посвященного празднику «День матери.
Проведение досуга «Милая, любимая мама моя».
Создание развивающей среды
Консультация для родителей – папка ширма; внесение альбома «Моя семья»,
Оформление выставки работ «Моя мамочка»; выставка портретов мам, нарисованных детьми «Милая, любимая, самая красивая»
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, различной фурнитуры, бросового материала, атрибутов к музыкальному досугу
Интеграция непосредственно - образовательных областей программы в соответствии с ФГОС в ходе реализации проекта «День матери»:
Образовательная область. Социально-личностное развитие
Содержание:
Сюжетно - ролевые игры: «Дочки-Матери», «Семья», «Мама в магазине», «Мама в больнице», «Мама на работе-(мама-парикмахер, мама-продавец, мама-врач, мама-медсестра, мама-маляр)
Дидактические игры «Подбери наряд на праздник», «Накрой на стол», «Укрась шляпку», «Мама – детеныши»;
рассматривание семейных фотоальбомов.
Беседа на тему: «Как я помогаю маме дома», «Мамино любимое занятие»
Задачи для детей:
Продолжить развивать игровую деятельность детей, совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе полученных знаний, полученных при восприятии окружающего.
Формировать гендерную, семейную принадлежности
Развить желание вместе с взрослым и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения
Образовательная область. Познавательное развитие
Содержание:
Задачи для детей:
Расширить преставления о труде взрослых
Образовательная область. Речевое развитие
Содержание:
Свободное общение на тему «Близкий мне человек».
Чтение художественной литературы: р.н. сказка «Волк и семеро козлят»,
рассказ Л.Н. Толстого «Сыновья»,
ненецкая народная сказка «Айога»,
А.Барто «Разлука»,
Б. Емельянов «Мамины руки»,
К. Кубилинкас «Мама»,
Э.Мошковская «Я маму мою обидел…»,
Н. Саконская «Разговор о маме»,
К. Д. Ушинский «При солнышке тепло, при матери добро»
Разучивание песен о маме.
Проведение дидактических игр: «Назови ласково», «Моя мама самая…».
Составление рассказа «Моя мама лучше всех!»
Задачи для детей. Продолжать учить выразительно пересказывать, рассказывать литературный текст.
Образовательная область. Художественно – эстетическое развитие
Содержание:
Рисование портретов мам, на тему «Моя мамочка» «Наряд для мамы»;
Лепка «Сладости для мамы», «Цветы для мамы»;
Раскрашивание раскрасок по теме «Семья»;
Выставка детских работ «Моей мамочке дарю, за все ее благодарю»
Сбор фотографий для фотогазеты и совместное оформление с детьми фотогазеты «Мама – лучшая на свете»
«Мама – лучшая на свете».
Пальчиковый театр «Волк и семеро козлят»
Ручной труд – изготовление цветов способом оригами в подарок маме.
Создание коллажа: «Поздравляю маму»
Рисование «Портрет мамы»
Оформление приглашений для мам
Задачи для детей:
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно- творческие способности. Развить чувство формы, цвета, пропорций.
Образовательная область. Физическое развитие
Разучивание пальчиковых гимнастик о семье, для мамы, танцевальных движений. Проведение подвижных игр «Мама, распутай ниточку» и др.
Предполагаемый результат:
1.Владение понятием «Семья»
2.Освоение детьми праздника «День Матери»
3.Составление рассказов о своей матери, семье.
4.Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
5.Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основании знаний.
6.Улучшение отношений в семье через совместную деятельность и праздничную атмосферу, созданную в детском саду.
Итог проекта:
Дети уяснили разницу в праздниках: «День матери» и «8 марта».
Музыкально-спортивное развлечение
Практическая значимость проекта
1. Для детей: сформированы позиция помощника и защитника, доброжелательные отношения к женщине, к матери и уверенность в своих возможностях.
2. Для воспитателя: состоялась реализация поставленных задач по теме проекта. Получила признание родителей.
3. Для родителей: узнали больше о способностях своих детей, появилась уверенность в сформированных навыках ребёнка – заботиться о своих близких.
Использованная литература:
Веракса Н.Е., Комарова Т.С. , М.А. Васильева. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: Мозаика- Синтез, 2010.
Гербова В.В Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.- М.: Просвещение.
Краснощекова Н.В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста.- Ростов- на- Дону: Феникс,2012.
Сахипова З.Г. Читаем детям.- Ленинград: Просвещение, 1987.
О маме. Стихи и рассказы.- М.: Детская литература,1988.