СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя родная Михайловка» для детей подготовительной группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя родная Михайловка» для детей подготовительной группы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛУКОМОРЬЕ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД МИХАЙЛОВКА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «РАДУГА»




Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Моя родная Михайловка»

для детей подготовительной группы




Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории

Сотникова Лариса Николаевна






г. Михайловка 2022 г


Тип проекта: познавательно-творческий

Направление: интегрированный проект (развитие речи, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие)

По характеру содержания: ребенок и общество.

Вид проекта: фронтальный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (с 10.11.2021г. по 30.05.2022г.)

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей.


Проблема: Патриотическое воспитание осуществляется с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Проблемы, решению которых будет способствовать проект:

- расширение представлений детей о Волгоградской области, городе Михайловка и других регионах страны;

- вовлечение участников проекта в сохранение народных традиций, семейных ценностей, национальной культуры, поддержка патриотических чувств у детей, родителей, педагогов.

Актуальность:

Наш детский сад расположен в городе Михайловка, Волгоградской области. Мы, педагоги, считаем, что одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта своего народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

В настоящее время повышается роль патриотического воспитания подрастающего поколения, привития им любви к Родине, к своему городу, стране. Большое значение для формирования нравственного сознания имеет, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к своей малой Родине.

Рост национального самосознания, характеризующий наше общество на современном этапе, в свою очередь, остро ставит проблему воспитания молодежи уже с дошкольного возраста.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место в духовной жизни России, многие философы, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее влияние.

Представители прогрессивной отечественной мысли (Н.Я. Данилевский, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.С. Соловьёв, В.В. Розанов, П.Ф. Каптерев, В.И. Водовозов, С.Т. Шацкий, В.Я. Стоюнин) определяли духовную сущность русского народа, национальные ценности в воспитании и образовании, среди которых в качестве важнейшей выделяли патриотическое воспитание.

Задача педагогов - воспитывать у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывая воспитание с жизнью, помогать формировать нравственные понятия и чувства.

Дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящая свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой.

Наш детский сад расположен в городе Михайловка. Есть в нашем городе и достопримечательности, и народные умельцы, и народные ансамбли. Так, например, Михайловский краеведческий музей является хранителем славной истории нашего города. Он был открыт 29 октября 1967 года в здании старинного купеческого дома по ул. Карла Маркса. В нашем городе регулярно проводятся фольклорные праздники, конкурсы, в которых принимают участие мастера декоративно-прикладного творчества и самодеятельные творческие  коллективы  филиалов Михайловского центра культуры. Поэтому считаем, что наш детский сад должен принимать активное участие в культурной жизни нашего города, в ознакомлении детей и их родителей с народными традициями, в приобщении к культурным и национальным ценностям. Актуальность данного проекта обусловлена тем, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, историю, традиции, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России.


Цель проекта: формирование нравственного сознания и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством краеведческого материала.

Задачи проекта

Образовательные:

- ознакомление с творчеством коллективов г. Михайловки;

- познакомить с народными промыслами города Михайловки;

- знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом;

- расширить представления детей о Волгоградской области, городе Михайловка и других регионах страны;

Развивающие:

- развивать интерес к традициям родного города и Волгоградской области, соблюдать их и сохранять;

- способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

Воспитательные:

- учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению;

-  воспитывать уважение к труду народных умельцев;

-воспитывать интерес к народной музыкальной культуре посредством ознакомления с творчеством коллективов г. Михайловки;

- воспитывать гордость за россиян, тружеников города Михайловка;


Практическая значимость:

Будет обеспечено нравственное-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента и местного краеведческого материала города Михайловки Волгоградской области.

Формы реализации проекта:


Формы работы с детьми:

- проведение тематических экскурсий к в музей, к памятнику неизвестному солдату, по ратной тропе.

- прогулки по городу, к реке Медведице;

- образовательная деятельность (знакомство с историческим прошлым Волгоградской области);

- трудовая деятельность;

- продуктивные виды детской деятельности (рисование города, изготовление стенда «Мой город Михайловка», аппликация «Река Медведица» и др.).

- музыкальные праздники «Помним, гордимся», «Вдоль по реченьке»;

- спортивные развлечения («Богатыри Волгоградской области»)

С родителями:

- привлечение родителей к изготовлению пособий «Труженики города»;

- изготовление стенда «Мой город Михайловка»;

- конкурс фотографий «Семейная история»;

- конкурс сочинений «Моя семья живет в Михайловке».

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

Изготовление наглядных пособий:

-         альбомы «Наша семья», «Улицы города Михайловка», «Мойгород», «Наш детский сад», «Моя Россия»;

-         папки-передвижки с иллюстрациями «Природа родного края», «Я живу в Михайловке» и др.

-         картинки и иллюстрации «Труд взрослых», «Труженики города», «Подвиг в ВОВ», «Дети, живущие в других городах».

-         Репродукции изобразительных произведений, жанровой и портретной живописи;

-         Декоративно-прикладное искусство Волгоградской области;

-         Поделки из бросового и природного материала;

-   Флаг, герб и символика города Волгоградской области, России;

- Альбомы «Достопримечательности Михайловки», «Мы по Михайловке идём», «Животные Волгоградской области».

- Дидактический материал: книжки-раскраски «Моя улица», «Мой дом», фотографии, макеты «город Михайловка», «План детского сада», музейные экспонаты, игрушки, костюмы, образцы народной игрушки, предметы быта русской старины, детские творческие работы, глобус, карта Волгоградской области.

- Проведение анкетирования родителей «Патриотическое воспитание в семье», привлечение родителей к проектной деятельности.


Основной этап:


Основные мероприятия по проекту. На данном этапе было важно,чтобы каждый ребёнок группы проявлял интерес к практической деятельности для достижения хорошего уровня знаний, умений, навыков. В разнообразных видах деятельности достигалось значительное накопление информации благодаря интеграции образовательных областей:

познавательное развитие ,речевое развитие,художественно- эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.


Заключительный этап:

- Выставка творческих работ детей по теме проекта;

- Презентация проекта на сайте ДОУ;

- Подведение итогов реализации проекта, оформление выставки «Мой город Михайловка».



План мероприятий

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

«Моя семья»


1. Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».

2. Дидактические игры «Достопримечательности Волгоградской области», «Угадай Михайловка», «Животные города Михайловка».

3. Посещение историко-краеведческой экспозиции «Михайловка – город старинный»

3. Рисование на тему «Я и моя семья».

4. Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.

5. Прогулка к реке Медведице.

6. Экскурсия к вечному огню.


Работа с родителями: тематическая беседа «Семейные реликвии»

Октябрь

«Я люблю свой детский сад и город, где я живу».


1. Экскурсия «Мой город-Михайловка»

2. Беседа на тему «Наши добрые дела»

3. Экскурсия к храму Николая Чудтворца.

4. НОД «Покров Пресвятой Богородицы - это удивительный праздник».

4. Экскурсия в Михайловский краеведческий музей.

5. Рисование на тему «Там, где я живу, красиво»

6. Просушивание народного самодеятельного ансамбля казачьей песни «Себряки» 

7.Работа с родителями: консультация на тему «Формирование патриотических чувств посредством воспитания любви к родному краю»


Оформление альбома «Мой любимый город» и стенда «Достопримечательности города Михайловка»


Ноябрь

«Я живу на земле Волгоградской»


1.Игра – путешествие «Я живу на земле Волгоградской»

2.Рассматривание альбома «Мой любимый город Михайловка»

3.Беседа на тему «Красная книга Волгоградской области»

4.Прогулка к реке Медведице «Белая берёза под моим окном»

5. Сюжетно-ролевые игры («Я иду в музей»), дидактические игры «На улицах города», «Памятные места».

6. Конкурс «Живая старина».

7. Виртуальная экскурсия, знакомство с мастерами декоративно-прикладного творчества и самодеятельными творческими коллективами  филиалов Михайловского центра культуры.

6. Прослушивание народной музыки (ансамбль «Любавушка» г. Михайловка)


Работа с родителями: выставка фотографий на тему «Моя семья живет в Михайловке»


Декабрь

«Наша Родина – Россия»


1.Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»

2.Дидактическая игра «Кто живёт в моем городе?»

3. Показ диафильмов, видеофильмов «Город Михайловка», «Православные памятники земли Волгоградской», прослушивание музыкальных произведений.

4.Беседа «Государственная символика России»

4.Рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины»

5.Рисование «Русский национальный костюм»

6. Подвижные игры Волгоградской области


.Работа с родителями: беседа на тему «Как формировать нравственные и патриотические качества ребёнка»


Январь

«Красота рядом»


1.Интерактивная беседа на тему «Народно-прикладное искусство Волгоградской области»

2. Тематические экскурсии в Михайловский краеведческий музей

3.НОД «Наши мастера» ( Знакомство с народными художественными промыслами (куклы, вязаные и войлочные изделия, выполненные в технике мокрого валяния, украшения и аксессуары из бисера, лоскутное шитье, вышивку, художественная обработка кожи и меха).

4.Рисование «Церковь Николая Чудотворца».

5. Народный праздник «Крещение». Экскурсия с реке Медведица, наблюдение за крещенскими купаниями.

6. Прослушивание народных музыкальных произведений

(ансамбль «Лель»).

7. Разучивание стихотворений о городе Михайловка.

Работа с родителями: развлечение на тему «Волгоградская ярмарка чудес».


Февраль

«День защитника Отечества»


1.Беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война? »

2.Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»

3.Подвижная игра «Защита границы»

4. НОД «Как жили наши предки».

5.Ручной труд : «Бескозырка, пилотка, бинокль»

6. Знакомство с коллекцией предметов казачьего быта (в ходе виртуальной экскурсии в Михайловский краеведческий музей).

7.Беседа по картине «Богатыри»

8. Спортивное развлечение с детьми и родителями «Богатыри Волгоградской области».

9. Прослушивание народной музыки (ансамбль «Медведица»).

Работа с родителями: конкурс армейских фотоальбомов пап : «Есть такая профессия – Родину защищать», спортивное развлечение с детьми и родителями «Богатыри Волгоградской области».


Март

«Мамы на защите семьи»


1.Беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»

2. Знакомство с творчеством Кожуховой Валентины Алексеевны, которая создает удивительно красивые изделия из кожи.

3. НОД по аппликации «Цветы из кожи»

4.Составление рассказов из личного опыта «Моя мама - труженица»

5.Разучивание стихотворений о маме и бабушке.

6 Конкурс чтецов «Михайловка родная».

9. Прослушивание народной музыки (ансамбль «Рапсодия»).

Работа с родителями: тематический вечер «Тепло материнского сердца»



Апрель

«Издалека течет река Медведица».


1.Экологическая беседа о реке Медведице, показ иллюстраций и фотографий о красоте реки.

2. Рисование на тему «Голубая река Медведица»

3. Аппликация «Животный мир реки Медведица»

4. Тематические экскурсии к реке Медведице.

5. Беседа на тему «Сохраним реку Медведицу»

9. Прослушивание народной музыки (ансамбль «Лад»).

Работа с родителями: акция «Цветочная поляна малой Родины» благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми.

Клуб любителей русской гармони «Вы любите гармонь»


Май

«Этот День Победы»


1.Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»

2.Экскурсия к Мемориалу воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны («Вечный огонь»).

4. Встреча с ветеранами труда.

5. Рисование на тему «Салют в честь дня Победы»

6. Праздник «Помним, гордимся».

7. Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне.

8. Праздник-фестиваль казачьей культуры «Мы –потомки казаков»


Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.










Результат реализации проекта

Занятия позволили достичь следующих результатов:

- произошло усиление любви и привязанности к своей семье, детскому саду, городу;

- у детей наблюдаются чувства патриотизма к отечеству и родному краю;

- произошло знакомство детей с символами нашей страны и города;

- дети узнали о достопримечательностях и культуре нашего города;

- расширились представлений о народностях нашего города;

- дети стали проявлять интерес к художественно-культурной среде города, к его традициям;

- дети узнали о защитниках нашего города, о его тружениках;

- у детей сформировалось бережное отношения к природной среде, желание поддерживать чистоту в городе, желание сохранять и украшать наш его;

- у детей сформировалось чувство ответственности и гордости за свой город.

В результате использования средств краеведческой деятельности удалось развить такие качества у дошкольников, как оптимизм, доброта, уважение, сострадание, сочувствие, отзывчивость.




Итоги реализации проекта

Перед современной системой дошкольного образования стоит задача приобщения детей к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее для последующих поколений. 

Правильно организованное патриотическое воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

В группе была создана соответствующая предметно-развивающая среда: центры краеведческой деятельности, мини-музеи, выставки.

Нами были оформлены следующие наглядные пособия:

-         альбомы «Наша семья», «Улицы города Михайловка», «Мой город», «Наш детский сад», «Моя Россия»;

-         папки-передвижки с иллюстрациями «Природа родного края», «Я живу в Михайловка» и др.

-         картинки и иллюстрации «Труд взрослых», «Труженики города», «Подвиг в ВОВ», «Дети, живущие в других городах».

-         Репродукции изобразительных произведений, жанровой и портретной живописи;

-         Декоративно-прикладное искусство Волгоградской области;

-         Поделки из бросового и природного материала;

-   Флаг, герб и символика города Волгоградской области, России;

- Альбомы «Животные Волгоградской области».

Для занятия мы подобрали дидактический материал: книжки-раскраски «Моя улица», «Мой дом», фотографии, макеты «город Михайловка», «План детского сада», музейные экспонаты, игрушки, костюмы, образцы народной игрушки, предметы быта русской старины, детские творческие работы, глобус, карта Волгоградской области.

Был оформлен игровой материал, картотека подвижных игр Волгоградской области, сюжетно-ролевые игры («Я иду в музей»), дидактические игры «На улицах города», «Памятные места»).

Патриотическое воспитание с использованием средство краеведческой деятельности в детском саду должно носить систематический и целенаправленный характер. В ходе проекта проводились тематические экскурсии, изготовление стенда-«Мой город Михайловка», прогулки, к реке Медведице. В ходе образовательной деятельности мы осуществляли знакомство с историческим прошлым Волгоградской области, проводили беседы о нравственных и духовных ценностях, рассказывали о подвигах односельчан в годы войны. В ходе продуктивных видов детской деятельности (рисование города, изготовление стенда «Мой город Михайловка», аппликация «Река Медведица» и др.) осуществлялось формирование нравственных чувств и национального сознания детей.

При реализации   проекта мы использовали показ диафильмов, видеофильмов «Мой город Михайловка», «Православные памятники земли Волгоградской», прослушивание музыкальных произведений, показ познавательных фильмов о природе родного края, традициях народа.

Коллективные формы организации детей использовали во время экскурсий, НОД («Моё имя, его значение», «В этом доме я живу», «Как жили наши предки»). В ходе непосредственной образовательной деятельности дети «проживали» определённую тематическую, историческую ситуацию или целый исторический период.

Музыкальные праздники «Помним, гордимся», «Вдоль по реченьке» способствовали возникновению чувства гордости, причастности к национальной культуре и героическому прошлому страны.

С большим интересом дети рассматривают экспозиции, посвященные участникам Великой Отечественной войны нашего города и участникам локальных войн. В музее мы проводим экскурсии и беседы на нравственные темы.

В  патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. Были организованы встречи с приглашением членов семьи. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы старались привить детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг.

Работу проводили и с родителями. Мы стремились заинтересовать родителей в создании и изготовлении стенда «Мой город Михайловка», проводили конкурсы на лучший рисунок к организации выставки «Я люблю Михайловку». Родители принимали участие в изготовлении поделок, макетов для выставки «Мир природы города Михайловка». Совместно было проведено спортивное развлечение.

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родине.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. 

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста представляет многогранный и трудоёмкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.

На примере песен о Рязани мы старались вызвать у детей чувство любви к родному краю, природе, восхищение красотой, уважительное и бережное отношение к живой и неживой природе.

Приобщение детей к семейно-бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Особое внимание уделялось укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогало объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.

Проведенная работа показала, что средства краеведческой деятельности при условии правильной организации являются эффективным способом развития нравственных качеств и патриотических чувств, приобщения дошкольников к народной культуре, развития их активности, любознательности, расширения кругозора.

В ходе проведения проекта мы сделали вывод о том, что патриотическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо осуществлять при широком включении в жизнь детей дошкольного возраста и разностороннем использовании в педагогическом процессе детского сада средств краеведческой деятельности. При этом рекомендуется проводить серию занятий с использованием средств краеведения, в ходе организации работы мини-музеев, выставок, центров краеведческой деятельности в детском саду.



Список литературы

  1. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007. – 118 с.

  2. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.: учеб. пособие / Л.А. Кондрыкинская - М.: Сфера, 2011. - 244 с.

  3. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию: учеб. пособие / Л.В. Логинова - М.: Скрипторий, 2008. - 257 с.

  4. Лутовинов В.И. Современное понимание российского патриотизма. – Волгоград: Перемена, 2009. – 58 с.

  5. Матова В.Н. Краеведческая деятельность в детском саду. – М.: Детство-Пресс, 2015. - 176 с.

  6. Музейная педагогика. Под редакцией А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: Владос, 2008. – 123 с.

  7. Новицкая М.Ю. Наследие: Патриотическое воспитание в детском саду: учеб. пособие / М. Ю. Новицкая. - М.: Линка - Пресс, 2010. - 200 с.

  8. Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М.: Карапуз, 2009. – 76 с.






Приложение

Фотоотчет о реализации проекта


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!