СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект по творческому развитию учащихся средствами хореографии в условиях танцевального коллектива «Сударушка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения.

Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по хореографии содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач.

Природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможность постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целеустремленного организованного художественно-эстетического воспитания и обучения.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект по творческому развитию учащихся средствами хореографии в условиях танцевального коллектива «Сударушка»»

МАОУ ДО ЦДО «Спектр Туринского городского округа



Педагогический проект

по творческому развитию учащихся средствами хореографии в условиях танцевального коллектива «Сударушка»




Исполнитель: Гундер Наталия Александровна дополнительной

образовательной программы

«В ритме танца»
















2019 г.

Содержание


Паспорт проекта 3

Актуальность проекта 5

Основное содержание проекта 9

График реализации проекта 15

Ресурсы 17

Перспективы реализации проекта 18

Список использованных источников …………………………………...20

Приложение 1 Рабочая программа дополнительного образования по хореографии «В ритме танеца» (художественно-эстетической направленности)……………………………………………………………..….22





Паспорт проекта

Название проекта

Педагогический проект по творческому развитию учащихся средствами хореографии в условиях танцевального коллектива «Сударушка»

Заказчик проекта

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «СОШ № 28» ГО Ревда

Разработчик проекта

Гундер Наталия Александровна – педагог дополнительного образования первой КК. МАОУ ДО ЦДО «Спектр»

Нормативные основания реализации

проекта

  • Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.4

  • Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78- 03 «Об образовании в Свердловской области». Принят Законодательным Собранием Свердловской области 9 июля 2013 года;

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 22 января 2013 г. № 23;

  • Стратегия развития воспитания в РФ до 2025г.

  • Государственная культурная политика 2030г.

  • Конституция Российской Федерации

Цели проекта

Формирование всесторонне развитой личности, раскрытие потенциальных способностей средствами хореографии танцевального коллектива «Сударушка», подготовка к исполнительской деятельности в основном составе, сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи проекта

Обучающие:

  1. Формировать у детей представление о практике и теории в области хореографии;

  2. Обучать практическим приемам в хореографии: исполнению, техничности, выразительности;

  3. Демонстрировать хореографические умения в концертной деятельности.

Развивающие:

  1. Развивать чувство ритма ребенка, совершенствовать координацию движений ребенка

  2. Прививать детям культуру исполнителя, культуру поведения на сцене, формировать сценический имидж;

  3. Сохранять и укреплять физическое здоровье детей;

Воспитательные:

  1. Воспитывать эстетическое и нравственное отношение к окружающему миру;

  2. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

  3. Поддерживать интерес к хореографическому искусству.

Объект и предмет педагогической деятельности

Объект – творческая деятельность самодеятельного хореографического коллектива «Сударушка».

Предмет – педагогический опыт Гундер Н.А. в организации работы и творческой деятельности самодеятельного хореографического коллектива «Сударушка».

Участники проекта:

Педагог, учащиеся, родители

Социальные партнеры

Образовательные учреждения г. Туринск, МБКУ РСКО «Районный Дом культуры»

Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта

Личностные результаты:

  1. Знать о правилах поведения на занятиях, о правилах общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе или поражению.

Метапредметные результаты:

Иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нормами.

Предметные результаты:

  1. Знать основные правила техники безопасности,

  2. Правила выполнения неусложненных элементов классического танца, основные позиции рук и ног.

  3. Ориентироваться в пространстве на основе круговых, диагональных и линейных рисунков.

  4. Двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным характером музыки, темпом и ритмом.

Источники финансирования

Финансирование проекта не предусмотрено.



Актуальность проекта


Танец – это глоток чего-то нового.

Чего – то, что спрятано глубоко внутри тебя.

Танец – это возможность стать другим.

Неизвестный автор


Внимание к проблемам духовно-нравственного, эстетического воспитания подрастающего поколения в системе образования на протяжении многих лет неуклонно растёт. В начальной школе закладывается фундамент представлений об окружающей среде на основе патриотических, культурно-исторических и православных традиций России.

В настоящее время востребован человек, готовый к активному преобразованию окружающей действительности, инициативный, не боящийся ответственности, умеющий работать и находить разумное сочетание индивидуальных и социальных потребностей.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества.

ФГОС НОО устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на эстетическое развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной или культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.

Творческое развитие является важнейшей стороной формирования и личности ребёнка. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития.

Проблемы творческого развития рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как Н.А.Бердяев, П.П.Блонский, С.Н.Булгаков, В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, В.В.Зеньковский, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, А.Н.Острогорский, Н.И.Пирогов, М.М.Рубинштейн, К.Д.Ушинский и др.

В трудах таких современных учёных, как К.А.Абульханова-Славская, Е.П.Белозерцев, В.Л.Беляева, З.В.Видякова, И.Ф.Гончаров, С.Ф.Иванов, В.М.Меньшиков, В.А.Сластенин, В.Д.Шадриков и др. уделяется особое внимание изучению проблем духовно-нравственного воспитания как воспитания, формирующего внутренний мир личности.

Е.И.Власова, И.Ф.Гончаров, Н.Д.Никандров, Л.Н.Погодина и др. связывают творческое развитие личности со всей русской традиционной культурой.

Вместе с тем, говоря о возможностях использования потенциала хореографии для творческого развития школьников, можно выделить ряд противоречий между:

  • необходимостью воспитания личности школьника и недостаточным использованием возможностей хореографии в дополнительном образовании для его развития;

  • углублением интереса к духовно-нравственным аспектам воспитания и образования и отсутствием программно-методического обеспечения решения этой проблемы.

Решение данных противоречий определило актуальность избранной темы исследования.

Детский хореографический коллектив помогает гармоничному развитию личности ребенка. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают в нем художественный вкус. Общение с танцем учит слушать музыку, воспринимать ее и оценивать. Танцевальные занятия развивают детей физически, укрепляют их здоровье: правильно развивают костно-мышечный аппарат, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру.

Актуальность данного проекта – это решение проблемы поиска оптимальных путей совершенствования образовательного процесса, направленного на творческое развитие личности.

В целях повышения интереса к хореографии, раскрытия творческого потенциала, формирования повышенной мотивации коллективной творческой деятельности проектом предполагается добровольное участие обучающихся в мероприятиях предусмотрена возможность участия детей в разном количественном составе: одному, в паре, в группе, в составе класса.

Таким образом, всем желающим представится возможность продемонстрировать танцевальные знания, умения, навыки, приобретённые на занятиях по хореографическому искусству, и побороться за призовые места. Итоговые творческие мероприятия станут результатом обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловых ориентаций, жизненных компетенций, привитие здорового образа жизни.

В процессе работы обучающие научатся понимать и осваивать новую информацию, быть активными и способными выражать свои мысли, уметь самостоятельно принимать решения и помогать друг другу в создании танцевальной композиции.

Проект позволит реализовать принципы личностно-ориентированного подхода, что обеспечит каждому обучающемуся возможность проявить свои индивидуальные способности. Совместное участие педагогов, учащихся и их родителей в создании «танцевального» продукта гарантирует ситуацию успеха для каждого ребенка и будет способствовать формированию положительных детско-родительских отношений, развитию родительского интереса к школьным успехам детей.

Танец – это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Танец отражает совокупность различных форм танца, таких как классический, характерный, народный, различные виды джаза, модерн и другое. В нем сохраняются законы вышеперечисленных танцев, но также при необходимости используется лишь стилизация, для более полного раскрытия замысла хореографа. В любом танце каждый может найти что-то свое.

Обучение призвано сделать жизнь занимающихся детей более яркой и интересной, познакомиться с различными видами танцев, музыкой, сценой, зрителем. Помимо эстетического развития также огромное значение имеет физическое развитие ребенка.










Основное содержание проекта

В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения.

Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по хореографии содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач.

Природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможность постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целеустремленного организованного художественно-эстетического воспитания и обучения.

Эстетическая воспитанность предполагает наличие у человека эстетических идеалов, художественного вкуса, умения глубоко переживать эстетические чувства.

Пренебрежение эстетическим развитием детей оставляет их глухими к подлинным духовным эстетическим ценностям. При эстетическом воспитании ребенка различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуя на ребенка.

Сочетание в хореографической деятельности таких свойств танца, как единство музыки, движения и игры, делает хореографию наиболее плодотворным средством эстетического воспитания и обучения детей. В этой связи определяется цель творческого развития учащихся средствами хореографии на примере танцевального коллектива «Сударушка» и задачи.


Цель: Формирование всесторонне развитой личности, раскрытие потенциальных способностей средствами хореографии танцевального коллектива «Сударушка», подготовка к исполнительской деятельности в основном составе, сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи проекта

  1. Обучающие:

  • Формировать у детей представление о практике и теории в области хореографии;

  • Обучать практическим приемам в хореографии: исполнению, техничности, выразительности;

  • Демонстрировать хореографические умения в концертной деятельности.

  1. Развивающие:

  • Развивать чувство ритма ребенка, совершенствовать координацию движений ребенка;

  • Прививать детям культуру исполнителя, культуру поведения на сцене, формировать сценический имидж;

  • Сохранять и укреплять физическое здоровье детей.

  1. Воспитательные:

  • Воспитывать эстетическое и нравственное отношение к окружающему миру;

  • Воспитывать стремление к здоровому образу жизни;

  • Поддерживать интерес к хореографическому искусству.

Объект – творческая деятельность самодеятельного хореографического коллектива «Сударушка».

Предметпедагогический опыт Гундер Н.А. в организации работы и творческой деятельности самодеятельного хореографического коллектива «Сударушка».

Для решения проблемы эстетического воспитания учащихся используются разные формы, приемы, технологии на основе всех видов искусства. Одним из таких средств воспитания является хореография. Её специфика определяется разносторонним воздействием на человека.

В современных условиях возникла настоятельная потребность в том, чтобы обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) образование и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка.

Необходимость полного цикла образования обусловлена прежде всего новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже 20 и 21 веков. Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

В настоящее время широко распространена сеть различных учреждений дополнительного образования, как государственных, так и негосударственных, коммерческих. Однако статистика показывает, что формами и видами дополнительного образования детей охвачены далеко не все учащиеся, многие дети хотели бы заниматься в творческих объединениях дополнительного образования, но не могут сделать этого в основном по причине того, что их родители очень заняты на работе и у них нет возможности водить детей, помимо школы, в другие учреждения.

Достаточно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребенка и можно развить его способности в самых разных направлениях, причем делать это прямо в школе, не обрекая ребенка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне, при этом, в отличии от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения, его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже определение будущей профессии.

Задача всестороннего развития обучающихся включает в себя требования повышения эстетической культуры подрастающего поколения и воспитание художественного вкуса. Эстетическое воспитание будет не полным, если они не получат хотя бы основные знания и навыки в области искусства танца.

Организовывая хореографический творческий коллектив развивается личность ребенка, его интеллект и духовный мир в гармоничном единстве с искусством танца, приобщаем к коллективному творчеству, происходит общение детей разного возраста (в классе учатся дети одного возраста, массовые школьные мероприятия проводятся для учащихся примерно одного возраста и т.д.).

Суть деятельности такого коллектива не только научить танцевать ребенка, но и создать для него такую среду, где бы всесторонне развивалась его личность, способности, дарования.

Хореографический коллектив оказывает существенное воздействие наобучающихся: он способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся в коллективе вне учебного времени содействует укреплению самодисциплины, развитию само организованности, самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга.

«Фундамент» танцора закладывается на учебных занятиях, которые состоят из каждодневных экзерсисов у станка и середине зала. А творческий процесс по созданию пластических, сценических образов происходит на репетициях.

Продуктом же всего учебно-творческого комплекса являются концертные номера и, соответственно, концертные выступления детей на сцене. И чем чаще это происходит, тем крепче становится интерес ребенка к художественному творчеству, тем чаще возникают ситуации успеха. В процессе подготовки к концертным выступлениям воспитанник привыкает трудиться, это становится его физической потребностью.

Кроме того, в нем крепнут характерные для творческого человека черты личности: креативность, ответственность за общее дело, доброжелательность, оптимизм. Все воспитанники могут участвовать в коллективе.

Участие коллектива в культурно-массовых мероприятиях Центра способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней. Коллективное творчество требует от воспитанника большого умения, желания и осознания своей деятельности, а также физической и психологической готовности.

Вывод:

Таким образом, хореографическое искусство, способно решить целый комплекс проблем, направленных на гуманизацию всей жизни Центра:

    • выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

    • способствовать формированию индивидуального образовательного пути;

    • обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;

    • содействовать самореализации личности ребенка и педагога;

    • приобщать детей к искусству хореографии;

    • формировать общую и художественно-эстетическую культуру личности;

    • развивать индивидуальные творческие способности детей;

    • вовлекать в совместную художественную творческую деятельность;

    • организовать содержательный досуга как сферу восстановления психофизических сил ребёнка;

    • ориентировать на профессиональное самоопределение.







График реализации проекта

1 этап – подготовительный

Организационное собрание, общие вопросы. Цели и задачи коллектива. Содержание и форма занятий. Внешний вид. Взаимоотношения «педагог-ученик», отношения учеников между собой. Правила поведения на занятиях, в учреждении; основы безопасности. Беседа с родителями.

2 этап – основной

Составление перспективного плана работы по эстетическому развитию. Активизация родителей для проведения концертов.

Проведение консультации для родителей.

3 этап – обобщающий

Подведение итогов работы с детьми.


План-график реализации проекта

Мероприятие

Срок

Ответственный

Подготовительный этап

1

Рекламная деятельность

Октябрь 2018

Гундер Н.А.

2

Родительское собрание

Декабрь 2018

Гундер Н.А.

3

Правила поведения на занятиях по хореографии

Основы безопасности

Декабрь 2018

Гундер Н.А.

Основной этап

5

Основы музыкальной и танцевальной культуры

Правила поведения на сцене

Январь 2019

Гундер Н.А.

6

Упражнения для развития отдельных групп мышц и различных частей тела

Февраль 2019

Гундер Н.А.

7

Танцевальные элементы и комбинации

Туры в диагонали, прыжки

Март

2019

Гундер Н.А.

8

Упражнение на гибкость и эластичность мышц

Апрель 2019

Гундер Н.А.

9

Тренинги по актерскому мастерству

Май 2019

Гундер Н.А.

Заключительный этап

10

Постановка и репетиции хореографических номеров

Апрель – май 2019

Гундер Н.А.

11

Отчетные уроки и концерты

Май 2019

Гундер Н.А.

12

Концертная деятельность: школьные и городские мероприятия

Февраль – май 2019

Гундер Н.А.

Ресурсы

Информационные:

  • нотные сборники;

  • набор музыкальных записей.

Организационные:

  • специальная форма одежды;

  • обувь для занятий.

Материально-технические:

  • просторное помещение

  • зеркало;

  • паркетное или другое специальное покрытие;

  • гимнастические коврики;

  • ноутбук;

  • видеопроектор;

  • музыкальный центр.

Перспективы реализации проекта

Реализация проекта «Творческое развитие учащихся средствами хореографии на примере танцевального коллектива “Сударушка зависит от целевых ориентиров деятельности МАОУ ДО ЦДО «Спектр» г.Туринск.

Начиная занятия с детьми, педагог-хореограф, прежде всего, стремиться заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусство танца, которое расширяет сферу их интересов, обогащает их новыми впечатлениями. Приобретение правильных и точных танцевальных навыков, участие в исполнении танцев, творческое отношение к созданию в них образа, беседы педагога с детьми – все это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное отношение к произведениям искусства, учит правильным суждениям в области хореографии.

Исходя из практического опыта работы с детьми, можно сделать вывод о том, что как важно дать детям грамотную и систематическую подготовку в хореографическом коллективе. Овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями, научившись понимать и осмысливать содержание изучаемого хореографического материала, выразительно его исполнять, дети по-новому, более активно и сознательно начинают относиться к занятиям.

В результате активного эмоционального знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни.

Так же можно прийти к заключению, что занятия в хореографическом коллективе имеют большое значение для физического развития детей. Они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, «косолапость», лишний вес и т.д.

У них улучшается координация движений. На занятиях в хореографическом коллективе полезные навыки приобретаются естественно. Дети начинают чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически.

Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе, либо допускает ошибки, которые отрицательно влияют на детей. Преподавателям хореографии важно знать особенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространенных ошибок, встречающихся в практике.

Нельзя не сказать о том, что важной чертой педагога в воспитании активности детей является умение анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности исправления допущенных ошибок. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога-руководителя имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в коллективе.

Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовному развитию.


Список использованных источников


1. Безуглая Г. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа [Текст]: Учебники для вузов. Специальная литература/ Г. Безуглая.-М.- Издательство: Лань Спб, 2015.- 272 с

  1. Вашкевич Н. История хореографии всех веков и народов. Хореография древнейших культур. Античная хореография. Айседора Дункан и античные принципы ее плясок [Текст]: Школа сценического мастерства/ Н. Вашкевич.-M.- издательство: Ленанд, 2018.- 88 с

  2. Государственная культурная политика 2030г [Текст]

  3. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа. [Текст]: Учебники для вузов. Специальная литература/ Д. Зайфферт.-М.- Издательство: Лань Спб, 2015, 128с

  4. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78- 03 «Об образовании в Свердловской области»[Текст] [Принят Законодательным Собранием Свердловской области 9 июля 2013 года];

  5. Ковалева М., Балет. Маленькая музыкальная энциклопедия [Текст]: Маленькие энциклопедии/ М. Ковалева, С. Щипунова.-М. - Издательство: Фордевинд, 2016.- 96с

  6. КонституцияРоссийскойФедерации [Текст]

  7. Лукьянова Е. Дыхание в хореографии. [Текст]: Учебное пособие/ Е.Лукьянова.- М.- Издательство: Лань Спб, 2016.-188 с

  8. Новикова М. А. Хореография, как одно из направлений эстетического воспитания./[Электронный ресурс]https://multiurok.ru/files/khorieoghrafiia-kak-odno-iz-napravlienii-estietich.html дата обращения 17.10.2018

  9. ПасютинскаяВ.Путешествие в мир танца[Текст]/ В. Пастютинская.-М.- Издательство: Алетейя, СПб, 2014.- 368 с

  10. Приказ Минестерства труда и социальной защиты Российской Федерации об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Принят от 22 января 2013 г. № 23];

  11. Рамо П.Учительтанцев. [Текст]: Учебники для вузов. Специальная литература/ П.Рамо.- М.-Издательство: Планета музыки, 2016.- 224 с

  12. Стратегия развития воспитания в РФ до 2025г [Текст]

  13. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] [федер. закон: принят от 29 декабря 2012 г][издание 4-е]

  14. ФилановскаяТ. История хореографического образования в России. [Текст]:Учебники для вузов. Специальная литература/ Т. Филановская.- М.- Издательство: Лань Спб,2016.- 320 с


Приложение 1

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования администрации

городского округа Ревда

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28

с углубленным изучением отдельных предметов»











рабочая программа

дополнительного образования

по хореографии

«Ритмика и танец»

(художественно-эстетической направленности)










Составитель: педагог доп. образования

первой кв. категории

Новоселова А.И









Ревда 2018 г.

Пояснительная записка

Данная программа «Ритмика и танец» составлена на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ. Имеет художественно-эстетическую направленность. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. В программе реализуются теоретические и практические блоки. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.

Программа «Ритмика и танец» предназначена для преподавания основ хореографического искусства с 7 до 18 лет в режиме дополнительного образования. Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.

Сроки реализации

Данная образовательная программа рассчитана на 3 года. Преподаваемый материал постепенно усложняется новыми элементами.

Задачи курса:

  • Формировать представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки, переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;

  • Использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора;

  • Использовать эстетические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, патриотизма, коллективизма, организованности;

  • Обеспечивать эмоциональную разгрузку учащихся, воспитывать культуру эмоций;

  • Обеспечивать формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами классического, народного и бального танцев, воспитать культуру движения;

  • Развивать потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни посредством увеличения периода двигательной активности в учебном процессе.

Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.

Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение классических и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.

В программу ритмики включены упражнения и движения классического, народного и современного танцев, доступные детям 7-10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.

Цели и задачи обучения

Образовательная цель программы: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства, от историко-бытового до современного танца.

Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств, гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артис­тизм и благородство.

Воспитательная цель программы: использование этических особенностей танца, и самоопределение ребёнка.

Задачи:

  • Дать учащимся первоначальную хореографическую подготовку, выявлять их склонности и способности. Прививать интерес к занятиям, любовь к танцам.

  • Способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка: гармонично развивать танцевальные и музыкальные способности, память и внимание;

  • Дать представление о танцевальном образе, выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;

  • Воспитывать культуру поведения и общения, развивать творческие способности и умение работать в коллективе;

  • Организовать здоровый и содержательный досуг.

Организация образовательного процесса

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими и практическими дисциплинами: музыкальная грамота, беседы о хореографическом искусстве. Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей, которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.

Программа «Ритмика и танец» ведется в рамках школьного компонента и не предусматривает оценивание учащихся.

Принципы обучения

Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на реализации дидактических принципов.

Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.

Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.

Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:

  • безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;

  • глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;

  • создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения.

Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.

Методы и методические приемы обучения

В курсе обучения хореографии применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.

Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:

Рассказ,

Беседа,

Обсуждение,

Объяснение,

Словесное сопровождение движений под музыку и т.д.

Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.

Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.

Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.

Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.

Содержание работы

Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.

Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы — развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков.

Материал программы включает следующие разделы:

  • Ритмика, элементы музыкальной грамоты.

  • Танцевальная азбука (тренаж).

  • Танец (народный, историко-бытовой, бальный, современный).

  • Беседы по хореографическому искусству.

  • Творческая деятельность.

Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.

Раздел «Ритмика и элементы музыкальной грамоты»

С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:

Правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;

Художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.

Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры для школьников 1 класса, слушание и разбор танцевальной музыки для школьников 2 и 4 классов. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.

Раздел «Танцевальная азбука»

Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народно — характерного и бального танца.

Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.

Занятиям по классическому танцу придаётся особое значение, т.к. классический танец является основой хореографической подготовки обучающихся.

Главная задача при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.

Раздел «Танец»

Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца добиваться, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.

Занятия историко-бытовым и бальным танцем органически связано с усвоением норм этики, выработки высокой культуры, общения между людьми.

В программный материал по изучению историко-бытового танца входит:

  • Усвоение тренировочных упражнений на середине зала,

  • Ритмические упражнения,

  • Разучивание танцевальных композиций.

Вначале учащиеся знакомятся с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается количество фигур, частей и количество тактов. Далее идёт усвоение учащимися необходимых специфических движений по степени сложности. После этого разученные элементы собираются в единую композицию.

Народно-сценический танец изучается на протяжении всего года обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы русского танца, упражнения по народно — сценическому танцу, изучаются в небольшом объёме и включаются в раздел «танцевальная азбука». Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.

Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит:

  • партерная гимнастика;

  • тренаж на середине зала;

  • танцевальные движения;

  • композиции различной координационной сложности.

Раздел «Беседы по хореографическому искусству»

Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течении всего года обучения; включает в себя лекции по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Цель занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другими видами искусства.

Раздел «Творческая деятельность»

Организация творческой деятельности учащихся позволяет увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.

В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.

При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я — учитель танцев», «Я- художник по костюмам» и др.

Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему.

Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмо-пластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений.

Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся отдельными уроками по темам.

Условия реализации программы

Программа рассчитана на детей и подростков с 7 до 18 лет, количество учащихся в группах:

Группа 1 года обучения 12 человек

Группа 2 года обучения 15 человек

Группа 3 года обучения 12 человек

Периодичность занятий

1 год обучения – 3 раза в неделю

2 год обучения - 3 раза в неделю

3 год обучения – 3 раза в неделю

Ожидаемый результат

Развитие деятельности танцевального коллектива «Астерия» позволило вовлечь во внеурочную деятельность широкий круг учащихся и создать условия для развития общих компетенций.

Расширение культурного пространства ОУ концертной деятельностью способствует возможности транслировать опыт профессиональной педагогической деятельности в методических объединениях.

Разработка и постановка танцевальных номеров, творческих проектов ОУ является творческой основой для реализации инновационных идей и идеи продолжения традиций МАОУ СОШ №28 «с углубленным изучением отдельных предметов».

Проводятся традиционно тематические мероприятия: День Знаний, День Учителя, День Матери, Новый год, День Защитника Отечества, 8 Марта, День победы, Выпускной вечер.

Оценка эффективности программы

Востребованность творчества танцевального коллектива «Астерия» во всех общешкольных, общегородских культурных мероприятиях и концертных программах. Участие в городских и областных конкурсах.

Научно-методический аспект моей деятельности связан с руководством методическим объединением педагогов дополнительного образования. Реализация данного направления позволяет принимать активное участие в методических мероприятиях разного уровня.








Учебно-тематический план. 1 год

№ раздела

Тема занятия

Количество учебных часов

Теория

Практика

Всего

1

Раздел «Ритмика, элементы музыкальной грамоты»

  1. Элементы музыкальной грамоты.

  2. Музыкально- ритмические упражнения, гимнастика.

  3. Построения и перестроения.

  4. Слушание музыки.

  5. Гимнастика.



10

4


2

2

4



--

12


12

--

13



10

16


14

2

17

2

Раздел «Танцевальная азбука»

  1. Элементы Классического танца.

  2. Элементы Народно- сценического танца.



10

10


15

15


25

25

3

Раздел «Танец»

  1. Детские бальные и народные танцы.

  2. Образные танцы (игровые).

  3. Постановка танцевальной композиции.


6

8

16


16

13

20


22

21

36

4

Раздел «Беседы по хореографическому искусству»

  1. История балета.

  2. Танцы народов мира.



2

2



--

--



2

2

5

Раздел «Творческая деятельность»

  1. Игровые этюды.

  2. Музыкально-танцевальные игры.

--

--

6

6

6

6


Итого:



204


Знания, умения и навыки 1 года обучения

1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты:

  • уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;

  • чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения;

  • уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4;

  • отмечать в движении сильную долю такта;

  • уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;

  • отмечать в движении музыкальные фразы, акценты; несложный ритмический рисунок;

2. Танцевальная азбука:

  • знать позиции ног и рук классического танца, народно-сценического танца;

  • усвоить правила постановки корпуса;

  • уметь исполнять основные упражнения на середине зала;

3. Танец: (понятия: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно)

В конце 1 года обучения дети должны уметь исполнить: веселую польку на подскоках, вальс в три па, свой национальный танец, танцевальную композицию, построенную на изученных танцевальных движениях.

4. Творческая деятельность:

  • Раскрытие творческих способностей;

  • Развитие организованности и самостоятельности;

  • Иметь представления о народных танцах.


Учебно-тематический план. 2 год

№ раздела

Тема занятия

Количество учебных часов

Теория

Практика

Всего

1

Раздел «Ритмика, элементы музыкальной грамоты»

    1. Элементы музыкальной грамоты.

    2. Музыкально-ритмические упражнения, гимнастика.

    3. Построения и перестроения.

    4. Слушание музыки.

    5. Гимнастика.



10

4


2

2

4



--

12


12

--

13



10

16


14

2

17

2

Раздел «Танцевальная азбука»

  1. Элементы Классического танца.

  2. Элементы Народно-сценического танца.


10

10


15

15


25

25

3

Раздел «Танец»

  1. Детские бальные и народные танцы.

  2. Образные танцы (игровые).

  3. Постановка танцевальной композиции.


6

8

16


16

13

20


22

21

36

4

Раздел «Беседы по хореографическому искусству»

  1. История балета.

  2. Танцы народов мира.



2

2



--

--



2

2

5

Раздел «Творческая деятельность»

  1. Игровые этюды.

  2. Музыкально-танцевальные игры.


--

--


6

6


6

6


Итого:



204


Знания, умения и навыки 2 года обучения

1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты:

  • иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш- песня-танец;

  • выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;

  • иметь навыки актёрской выразительности;

  • распознать характер танцевальной музыки;

  • иметь понятие о детальных оттенках музыки, о звуковысотности;

  • иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско.

2. Танцевальная азбука:

  • знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений;

  • знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник; элементы бального танца в простой комбинации;

  • освоить технику исполненных упражнений в более быстром темпе и полном приседе и с прыжком.

3. Танец: (понятия: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно)

В конце 2 года обучения дети должны уметь исполнять: фигурную польку, вальс — променад, русские танцы с использованием элементов хоровода и перепляса.

4. Творческая деятельность:

  • Раскрытие творческих способностей;

  • Развитие организованности и самостоятельности;

  • Иметь представления о народных, бальных танцах.


Учебно-тематический план. 3 год

№ раздела

Тема занятия

Количество учебных часов

Теория

Практика

Всего

1

Раздел «Ритмика, элементы музыкальной грамоты»

  1. Элементы музыкальной грамоты.

  2. Музыкально-ритмические упражнения, гимнастика.

  3. Построения и перестроения.

  4. Слушание музыки.

  5. Гимнастика.



10

4


2

2

4



--

12


12

--

13



10

16


14

2

17

2

Раздел «Танцевальная азбука»

  1. Элементы Классического танца.

  2. Элементы Народно-сценического танца.


10

10


15

15

25

25

3

Раздел «Танец»

  1. Детские бальные и народные танцы.

  2. Образные танцы (игровые).

  3. Постановка танцевальной композиции.


6

8

16


16

13

20


22

21

36

4

Раздел «Беседы по хореографическому искусству»

  1. История балета.

  2. Танцы народов мира.



2

2



--

--



2

2

5

Раздел «Творческая деятельность»

  1. Игровые этюды.

  2. Музыкально-танцевальные игры.

--

--

6

6

6

6


Итого:



204


Знания, умения и навыки 3 года обучения

1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты:

  • исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно;

  • знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям;

  • уметь отсчитывать такты, определять на слух музыкальные размеры;

  • различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод и т. д.;

  • уметь анализировать музыку разученных танцев;

  • слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении.

2. Танцевальная азбука:

  • иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;

  • знать правила исполнения упражнений народного тренажа и их названия;

  • знать положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;

  • уметь исполнять основные движения русского танца: хороводный шаг, переменный ход (виды) — вращения на месте и в движении, дроби простые, синкопированные, ключ, веревочка, присядки простые, с хлопушкой, на полном приседе и с прыжком.

3. Танец: (понятия: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно)

В конце 3 — го года обучения дети должны уметь исполнять: историко-бытовой танец — полонез, фигурный вальс; русские танцы: хороводные и кадриль. Иметь навык благородного, вежливого обращения к партнёру.

4. Творческая деятельность:

  • Раскрытие творческих способностей;

  • Развитие организованности и самостоятельности;

  • Иметь представления о народных, бальных, современных танцах.







Используемая литература

  1. Барышникова Т. «Азбука хореографии» (М.: Айрис Пресс, 1999)

  2. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (М.: ТЦ Сфера, 2009)

  3. Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (С.-П., 2000)

  4. Васильева Т. К. «Секрет танца» (С.-П.: Диамант, 1997)

  5. Воронина И. «Историко-бытовой танец» (М.: Искусство, 1980)

  6. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (М.: ВАКО, 2007)

  7. «Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (Волгоград: Учитель, 2008)

  8. Климов А. «Основы русского народного танца» (М.: Искусство, 1981)

  9. Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (М.: ВАКО, 2009)

  10. Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» (М.: Новая школа, 1998)

  11. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (М.: Просвещение, 1989)

  12. Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (М., 2008)

Учебно-методический комплекс

  1. Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях». (-Киев: Музична Украiна, 1985)

  2. Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». (М.: МГИУ, 2008)

  3. Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие». (М.: Издательство «Глобус», 2009)

  4. Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». (М.: ВЛАДОС, 2008)

  5. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. «Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие». (СПб.: Детство-пресс, 2001)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!