СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Развитие межнациональной толерантности учащихся посредством интерактивной модели ознакомления с традициями православного христианского праздника Светлой Пасхи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие межнациональной толерантности учащихся посредством интерактивной модели ознакомления с традициями православного христианского праздника Светлой Пасхи.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Развитие межнациональной толерантности учащихся посредством интерактивной модели ознакомления с традициями православного христианского праздника Светлой Пасхи".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»



Регистрационный номер работы

___________________________







ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ:

РАЗВИТИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНОЙ МОДЕЛИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРАДИЦИЯМИ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНСКОГО ПРАЗДНИКА СВЕТЛОЙ ПАСХИ.



(возраст детей:8-9 лет,

срок реализации данной работы: февраль-апрель)





Автор: учитель начальных классов

Гнеушева Татьяна Александровна



г.о. Реутов

Балашихинская епархия

Московская митрополия

E-mail: [email protected]

Контактный телефон

8(999)907-60-15

2022 г.





АКТУАЛЬНОСТЬ:

Сегодня школа объединяет в себе учащихся разных наций. В одном классе мы встретим представителей как русской, так и украинской, белорусской, чеченской, армянской, таджикской, азербайджанской и других национальностей. И как никогда остро стоит перед учителем проблема развития межнациональной толерантности, принципов терпимости.

Исходя из определения, мы понимаем под межнациональной толерантностью – терпимое отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей, относиться к любому человеку с позиции «презумции национальной невиновности». К сожалению, дух нетерпимости к иной внешности, проявляется в отношениях детей. Не редко дети в ссоре стремятся унизительно обозвать по национальности ребенка, дразнить, задирать, отказываться играть вместе, брать за руку в хороводе или игре, сторонятся в общении. Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно -терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Толерантность как черта характера означает уважительное отношение ее носителя к людям самим по себе. Такое уважение приложимо к самым разным стилям жизни. Полноценная, зрелая, общая толерантность складывается из четырех таких базовых компонентов- личной, культурной, религиозной и политической толерантности. На этапе взросления маленьких людей важно научить их не равнодушному созерцанию друг другу, а стремлению к пониманию, общению и участию в проблемах друг друга.

Одним из действенных средств развития межнациональной толератности в детском коллективе является участие в познавательно-творческом проекте, который основывается на общечеловеческих ценностях, понятных различным культурам. Именно в совместной деятельности и творчестве создается благоприятная среда для воспитание в детях доброты, чуткости, понимания другого человека. Традиция воспитания общечеловеческих ценностей уходит своими корнями в глубинные истоки человеческой культуры. Необычайно глубоки, познавательны, красочны, символичны, наглядны традиции православного праздника Пасхи. Все семьи наших учащихся принимают участие в праздновании, хотя и являются представителями различных национальностей. Это и определило выбор темы нашего проекта.





ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА:

Психологический климат в детском коллективе станет значимо благоприятнее, если создавать условия для развития межнациональной толерантности в рамках педагогических проектов для учащихся (на примере интерактивного ознакомления с традициями православной Пасхи).

Предмет исследования: процесс развития межнациональной толерантности учащихся.

Объект: детский коллектив.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель:

Создать условия для развития межнациональной толерантности учащихся класса посредством интерактивной модели ознакомления с традициями празднования православного праздника Светлой Пасхи.

Задачи:

  1. Пробудить познавательный интерес учащихся класса разных национальностей и верований к выявлению общечеловеческих нравственных ценностей в идеалогии православного праздника Светлой Пасхи.

  2. Создать условия для развития у учащихся межнациональной толерантности, что делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.

  3. Ознакомить учащихся с истоками традиций православной русской культуры через организацию различных видов продуктивной деятельности к празднованию Пасхи.

Тип проекта: творческий, игровой.

Принцип построения: интегративный.

Продолжительность: цикличный (один раз в четыре года), краткосрочный февраль-апрель

Материал и техническое оборудование: художественный, иллюстрированный, игровой материал, компьютер, проектор.

Участники проекта: учащиеся , родители, педагог.

Направления реализации проекта: совместная деятельность педагогов и детей; взаимодействие с родителями.

Этапы проекта:

1 этап (01.02.-25.03.) подготовительный .

Теоретически-консультативный (определение цели и задач проекта, изучение методической литературы).

Подготовительный:

составление плана проекта, сбор материалов, отбор содержания актуальной для данной детской аудитории;

создание презентации,

поиск материалов для продуктивной деятельности: поделок, раскрашек, рисунков, открыток;

изготовление пособий, атрибутов, декораций,

подбор иллюстрированного материала, художественной литературы, фольклора по данной теме, аудиозаписей, мультимедиа,.

Анализирующий: выяснение уровня развития межнациональной толерантности и сформированности представлений о празднике Пасха.

2 этап (26.03-20.04.) основной.

Ознакомительно-формирующий: циклы занятий и бесед в различных образовательных областях по данной теме;

разучивание игр и песенок, изготовление открыток, поделок, раскрашек; видео- и фотоинформирование родителей о ходе работы;

организация и консультирование родителей по экземплярам необходимым детям для участие в электронной версии журнала «Пасхальное яйцо. Росписи и украшения».

Деятельность в рамках проекта:

Чтение художественной литературы:

А.Майков «Христос Воскрес!», П.Бунаков «Христос Воскрес!»

Познание:

Беседа на тему «Что такое Пасха?»

Беседа на тему «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи?»

Беседы: «Знакомство с традициями Светлой Пасхи», «Предание о первом красном яичке», «Почему мы красим яйца?»

Досуговое мероприятие «Светлый праздник Пасха»

Коммуникация:

рассматривание картины: И.Левитан «Весна», С.Ю. Жуковский «Пасхальный натюрморт», Н.П. Богданов -Бельский «Пасхальный стол», Н.А. Кошелев «Дети, катающие пасхальные яйца», Б.М. Кустодеев «Пасхальное утро»

Художественное творчество:

представление теоретических знаний на тему «Украшение пасхального яйца»;

роспись раскрашек пасхального яйца; изготовление праздничных открыток;

творческая мастерская по изготовление поделок в мини-музей;

создание журнала в электронном виде «Пасхальное яйцо. Росписи и украшения»

Музыка: слушание аудиозаписей песни «Праздник Воскресенья», праздничного колокольного звона.

Социализация: сюжетно-ролевые игры с правилами, театрализованные игры, пасхальные игры: «Битки», «Катись. Катись яичко», «Покрути яйцо”

Игры-хороводы: «Солнышко -ведрышко», «Ты по кругу пойди, себе друга найди»

Формы работы с родителями: беседы («Пасха -праздник обновления и единения», «Красим яйца с детьми»); консультирование по созданию фото и текста к электронному журналу «Пасхальное яйцо. Росписи и украшения» и поделок для классного мини-музея «Пасхальное чудо» и для муниципального конкурса «Пасхальный подарок».

3 этап – (21.04-20.05) заключительный. Участие в ежегодном муниципальном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Пасхальный подарок»

Ожидаемые результаты:

  1. Создание благоприятного климата в детском коллективе для развития межнациональной толерантности; сплочение учащихся разных национальностей в единый дружный коллектив, проявляющийся в интересе, участии и активности на всех этапах реализации проекта;

  2. Конкретизировать и углубить знания учащихся разных национальностей о традициях празднования православной Пасхи.

  3. Получение глубокого эмоционального отклика со стороны учащихся, что позволит внести вклад в дело развития межнациональной толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения. Дети различных национальностей увидят общность человеческих ценностей, станут более доброжелательны, терпимы, миролюбивы.

  4. Оформление мини-музея пасхальных поделок «Пасхальное чудо».

  5. Создание электронной версии детского журнала «Пасхальное яйцо. Роспись и украшение»

  6. Участие в муниципальном конкурсе «Пасхальный подарок» (организаторы Музейно-выставочный центр и Троицкий храм г. Реутов)

Практическая значимость проекта состоит в том, что воспитание межнациональной толерантности у учащихся школы через совместную познавательно-творческую деятельность на основе ознакомления с общечеловеческими ценностями православного праздника Светлой Пасхи является одной из действенных форм.

Перспективы дальнейшего развития проекта :

возможность дальнейшего расширение территории и контингента участников достаточна высока. Учителям, организаторам воспитательной работы будет полезен опыт решения межнационального вопроса в данном педагогическом проекте. Безусловно, существует и безграничный простор в развитии содержания , художественной и творческой части представленной работы. Логичным продолжением темы проекта стали бы работы «Веточка вербы», «Пасхальный стол», «Пасха в разных странах мира», «Детские образы в картинах русских художников о Празднике Пасхи».



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Низова Г.Ю. Наши праздники. – Макариев-Решемского мужского монастыря. – 2001. – 284 с.

2. Бородина А.В. Основы Православной Культуры. – М.: Православная педагогика, 2003. – 221 с.

3. Праздники в воскресной школе // Музыкальные пьесы. – М.: Издание храма св. вмч. Димитрия Солунского (г.Руза) совместно с Православным братством во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 2000. – 118 с.

4. Божий мир. - №3. – 2000. – 32 с.

5. Зорька. Детский иллюстрированный журнал воскресной и церковно-приходской школ храма Всех Святых, что в Красном Селе. - №3. – 1998.

6. Газета «Воскресная школа». - №1 - №23. – 1997.

7. Журнал «Мотылёк». Приложение к детскому иллюстрированному журналу «Зорька» - №2.

8. Пасхальные хлопоты. – М.: Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег». – 2001.

9. Пасхальный подарок для детей. – М., 2001.

10. Пасха красная. - ООО Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»

11. Иоанн Рустенин. Златокудрый Инок. – «Паломник». – 1999.

12. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры. Книга для учителя. – М.: «Первое сентября». – 2001.

13. А.С.Алексеева. Христос Воскресе! – М., 1996. – 51 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!