СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Развитие мотивации учащихся ДШИ к занятиям декоративно-прикладным искусством.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данный педагогический проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - развитие мотивации к обучению средствами декоративно-прикладного искусства, передача детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий, содействующих творческому развитию за счёт максимального обогащения их личного опыта в процессе организации деятельности по народному декоративно-прикладному искусству.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Развитие мотивации учащихся ДШИ к занятиям декоративно-прикладным искусством.»

МБУ ДО «Детская школа искусств» Матвеево-Курганского района

Педагогический проект

«Развитие мотивации учащихся ДШИ к занятиям декоративно-прикладным искусством»


Выполнила:

преподаватель Декоративно-прикладного искусства

Лозина Надежда Анатольевна

п.Матвеев Курган

15 ноября 2019 год



«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда

сохранятся образы, в которых

воплощается Родина»

(В. А. Сухомлинский)


Пояснительная записка

Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.

Реальность сегодняшнего дня диктует необходимость поиска способов взрастить в душах детей потребность освоения таких вечных общечеловеческих ценностей, как Истина - Добро - Красота, Вера - Надежда – Любовь, и в конечном итоге приблизиться к достижению цели педагогики - воспитанию «человека будущего». Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей, эстетическое воспитание детей. Одним из таких средств является декоративно-прикладное искусство.

Важнейшим отличием дополнительного образования – от общего школьного – заключается в том, что благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся (телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных). Целью работы ДШИ, становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - развитие мотивации к обучению средствами декоративно-прикладного искусства, передача детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий, содействующих творческому развитию за счёт максимального обогащения их личного опыта в процессе организации деятельности по народному декоративно-прикладному искусству.

Объектом исследования является процесс формирования представлений о декоративно-прикладном искусстве у учащихся младших классов. Процесс развития творческих способностей на занятиях декоративно-прикладным искусством в школе искусств.

Предмет: особенности ознакомления учащихся младших классов с декоративно-прикладным искусством.

Условия реализации проекта:

­ интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности учащихся;

­ активное включение учащихся в различные виды деятельности: продуктивную, игровую, художественно – речевую, коммуникативную;

­ использование разнообразных методов и приемов работы с учащимися;

­ учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов учащихся;

­ использование разнообразных методов и приемов работы с учащимися младших классов;

­ бережное, уважительное отношение к детскому творчеству;

- создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельности;

­ создание эстетически-развивающей среды.


Выбранная нами тема актуальна, так как произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии учащихся: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.

Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного, способствует воспитанию и развитию творческой активности детей.

В процессе реализации проекта решались следующие задачи:

Образовательные:

• Познакомить учащихся с народными промыслами.

• Познакомить учащихся с декоративно – прикладным искусством – дымковской, филимоновской, каргопольской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью, матрешкой.

• Вызвать интерес у учащихся к народному творчеству.

• Учить оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.

• Научить учащихся ориентироваться в различных видах росписи.

Развивающие:

• Развитие мотивации к обучению

• Развитие познавательной активности учащихся.

• Развивать чувство цвета, композиционные умения.

• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

• Активизировать словарь учащихся.

Воспитательные:

• Воспитывать у учащихся любовь к декоративно - прикладному искусству.

• Воспитывать любовь к народному творчеству.

• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

• Воспитывать эстетические и этические чувства.

Предполагаемый результат:

У учащихся младших классов появится:

• мотивация к обучению;

• интерес к истории и культуре нашего народа; умение ориентироваться в различных видах росписи;

• умение составлять узоры по мотивам народных росписей;

• научатся различать изделия разных народных промыслов;

• они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления;

• приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.

Понятно, что маленькому ребенку невозможно дать глубокое представление о народном искусстве, но мы должны дать первоначальное представление о декоративно-прикладном искусстве, развивая при этом интерес к истории и культуре искусства, и поэтому мы выбрали следующие направления в работе:

  • расширенное знакомство детей с изделиями

народных художественных промыслов;

  • знакомство с элементами росписи;

  • самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Знакомство учащихся с народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Методы исследования:

- теоретический анализ литературных источников, анализ программ по изобразительной деятельности, народному и декоративно-прикладному искусству;

- прямое и косвенное, длительное и кратковременное педагогическое наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью учащихся младших классов;

- изучение и анализ готовых работ учащихся.


1. Теоретическая основа проекта


    1. Особенности проявления художественно-творческих способностей

у учащихся младших классов


Дети обладают разнообразными потенциальными способностями.

Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».

Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение учащихся к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса. Этот возраст считается особенно эмоционально насыщенным. Эмоции ребенка, развиваясь, изменяются качественно, становятся более сложными и глубокими. Ребенок постепенно учится подчинять свое поведение не только непосредственным эмоциональным побуждениям, но и сознательно поставленным перед ним задачам.

Разрешая этически сложные ситуации, ребенок накапливает необходимый практический опыт морального поведения в коллективе, испытывает чувство морального удовлетворения от выполнения этических норм.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.

Огромный эмоциональный опыт ребенок приобретает в процессе общения с искусством, постигая смысл и усваивая общечеловеческие ценности, которые воплощены в художественных произведениях.

Особое значение в деятельности детей имеет воображение. Оно тесно связано с мышлением, потому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Особенностью воображения детей младшего школьного возраста является его опора на восприятие. Воображение позволяет прочувствовать произведения искусства, эмоционально «достроить» его, по отдельному фрагменту или штриху. Степень эмоциональности ребенка определяет интенсивность его воображения.

Поэтому важно, чтобы уроки по декоративно-прикладному искусству эмоционально заряжали, вызывали у ребенка удивление, восхищение, несли радость. Постоянные упражнения, тренирующие воображение, рождают веру в свои силы, создают ситуацию успеха на уроке, психологическую комфортность, желание творить.

По словам Ж. Пиаже, ребенок хочет увидеть сразу все. Важнейшей задачей для педагога – сохранять и поддерживать в ребенке интерес к занятиям, к учению, к постижению нового, к искусству и художественному творчеству. Уровень развития психомоторной сферы обусловливает качество художественно - творческих результатов деятельности личности. Компоненты художественно - творческих способностей в этом возрасте сформированы в разной степени и их проявление весьма индивидуально. Педагогу необходимо считаться с индивидуальным своеобразием деятельности учащихся, которые выступают в разной восприимчивости к учению и в творческих проявлениях детей.

Путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей учащихся младших классов:

1. Введение в программу воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.

2. На занятиях по декоративно-прикладному искусству давать учащимся задания творческого характера.

3. Работа с родителями.


    1. Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства в ДШИ

Декоративно-прикладное искусство – это особый мир художественного творчества. Процесс приобщения учащихся младших классов к декоративно – прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.

            В практике преподавания декоративно-прикладного искусства не всегда уделяется должное внимание духовно-содержательным и образно-языковым проблемам.    Урок должен стать средством общения с искусством, средством взращивания культурного человека.

Учащимся, овладевшим основами декоративного творчества на материале народного, затем классического и современного декоративно-прикладного искусства, легче освоить другие виды пластических искусств.      

 Приобщение учащихся младших классов к декоративно-прикладному искусству осуществляется в разных формах: это уроки, факультативные, кружковые занятия, посещение музеев, выставочных залов, поисковая деятельность школьников.

  Поисковая деятельность включает чтение литературы по декоративно-прикладному искусству, собирание репродукций, открыток по отдельным разделам программы, подлинных вещей, которые могут стать основой создания школьного музея искусства.

    Педагог помогает систематизировать материал, подсказывает учащимся, как можно его оформить, привлекая для этой работы родителей. Собранный материал дети используют на текущих и итоговых уроках.

    Уроки декоративно-прикладного искусства -  это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это сотворчество, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка.

 Общение должно осуществляться на каждом уроке. Каждый ученик должен быть уверен, что его мнение будет услышано и даже маленькие творческие победы не останутся незамеченными.

В процессе приобщения детей к декоративно-прикладному искусству важное значение имеет включение в процесс занятия активных средств эмоционально-образного воздействия - слова, музыки, зрительных образов. На занятиях, посвященных народному искусству необходимо комплексное использование разных видов фольклора - устно-поэтического (сказки, пословицы, поговорки, обрядовые тексты и др.), а также музыкального и изобразительного, что помогает осознать учащимся целостность народной культуры.     Важным компонентом на завершающей стадии занятия является обсуждение детских работ. При обсуждении и оценке работ необходимо учитывать следующие критерии:

      - декоративность: выход на уровень лаконично-обобщенного (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);

      - содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;

      - оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания.

Важное значение в художественном и эстетическом развитии учащихся имеют итоговые, обобщающие уроки четвертей, года, которые можно драматургически выстраивать как праздники. Важной задачей итоговых уроков является организация живого общения между учащимися и приглашенными гостями. Уроки-обобщения могут включать в себя импровизированные диалоги, игры (в форме викторин, состязания команд), участие фольклорных коллективов, воссоздающих аромат народной культуры, интеллектуальные задания по систематизации зрительного материала на основе стилевых признаков и т. д.

Занятия декоративно-прикладного искусства - это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности они создают благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка.

Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности.

Цель деятельности: исследование методов для развития творчества, мотивации к обучению учащихся младших классов.

Задачи деятельности:

- Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству и народной культуре.

- Формирование и развитие творческих начал личности

- Выявить способных детей и создать условия для их самореализации.

- Предоставить ребенку свободу выбора деятельности.

- Комплексное изучение детского художественного творчества (педагогика искусства, психология).

Разная организация занятий, использование различных материалов, художественного слова, музыки – все это позволяет учащимся младших классов попасть в необычный мир искусства, приобщить их к художественной культуре. Очень важно, чтобы маленький человек, взявший в руку кисточку, почувствовал себя творцом, настоящим волшебником, способным сотворить чудо. В процессе работы по данной теме мы пришли к выводу, что нельзя вести работу одними и теми же материалами, необходимо менять их, развивая у детей умения работать всеми, используя разнообразные техники исполнения изображения.

При реализации проекта использовались разные формы проведения НОД. Например, на занятии «Жостовский букет» при знакомстве с новым народным промыслом, останавливались в деревне Жостово, Московской области, где находится жостовская фабрика декоративной росписи. На занятии «Украсим теремок для зверей» - знакомство с хохломской росписью», Сказка «Семь Катерин» - знакомство детей с вологодским кружевом, дети отправлялись в сказку. На занятии «Очень любим, мы, матрешки разноцветные одежки» мы с детьми превращались в мастеров – художников и открывали «Фабрику матрёшек».


Список литературы


1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: Учеб.-метод.пособие: Для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2006

2. Возрастные возможности усвоения знаний. /Под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. – М., 1966

3. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. /Под ред.

Т.Я.Шпикаловой и Г.А.Поровской. – М.: Гум.-изд.центр «ВЛАДОС»., 2000

4. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте – М., 1990

6. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество, Издательство:

Просвещение, 2006

7. Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов

деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образования. – 2003

8. Дополнительное образование детей. / Под ред. Лебедева О.Е. – М.: ВЛАДОС, 2000

9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000

10. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2014 новый 273-ФЗ. Рф ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

ЗАКОН от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

11. Киселева М.В. «Арт-терепия в работе с детьми». СПб.: Речь, 2008

12. Кошаев В. Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития: учеб. пособие для вузов / В. Б. Кошаев. - М.: Владос, 2010

13. Развитие творческого потенциала личности школьника /Вопросы психологии. 1996. № 3.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!