Муниципальное автономное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
(МАОУ ЛПО ИПК)
Педагогический проект:
Сопровождение педагогом учащихся МБОУ ДО СЮН
в деятельности по реализации проекта
«Сбережем родники Новокузнецка»
Выполнила: Гундарева А.В.,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО СЮН
Проверила: Иванова Т.А.,
преподаватель МАОУ ДПО ИПК
Новокузнецкий городской округ, 2018
Руководство в проектной деятельности осуществляется в атмосфере сотрудничества. Вопросы организации деятельности по проекту, её регуляции и контроля поднимаются и обсуждаются всеми участниками проекта за круглым столом.
Цель педагогического проекта: воспитание бережного отношения к природе и водным ресурсам родного края.
Формат проекта: педагогический.
ЭТАП I . Мотивация на включение в проектную деятельность
Введение учащихся в проектную деятельность
Мотивацией к реализации проекта «Сбережем родники Новокузнецка» послужило желание учащихся поучаствовать в городском конкурсе «Эко-волонтерНК», одно из условий – наличие собственного реализуемого экологического проекта.
Перед участием в проекте каждый из участников (7 человек) за круглым столом должен был ответить на вопросы:
Почему участие в проекте важно для меня?
Зачем мы делаем этот проект?
Какой именно предлагается проект?
Можем ли мы реально его осуществить?
Как мы будем реализовывать проект (в первом приближении)?
С чего следует начать?
Какой результат мы можем получить в итоге?
Важность участия в проекте определили, как личная заинтересованность учащихся (сделать что-то важное своими силами –4 человека), так и внешняя мотивация - получить волонтерскую книжку (получить 5 баллов к ЕГЭ – 3 человека).
ЭТАП II. Подготовительный этап
Определение тематики проекта
Обсуждение за круглым столом темы будущего проекта. Предпосылкой к такому решению послужил видеоролик, который ребята снимали в рамках социальной рекламы «Сбережем воду!» в 2017 году на роднике Запсибовский.
Оценка ветхого состояния родника Запсибовский и знания из истории родника, что за ним когда-то ухаживали два старца, которых уже нет в живых, ребята решили позаботиться о роднике сами. К тому же в 2017-2018 учебном году учащаяся станции реализовывала исследовательский работу «Мониторинг экологического состояния родников Новокузнецка в течении нескольких лет», в результате исследований которой оказалось, что количество родников за последние 3 года снизилось, а некоторые и вовсе исчезли.
Определение проблемы
Прежде, чем определить проблему проекта, ребятам было мною предложение ознакомиться с исследовательской работой «Мониторинг экологического состояния родников г. Новокузнецка в течение 2014-2017гг.».
Вопросы, на которые они должны были ответить:
Что ухудшает экологическое состояние родников?
Почему на их взгляд люди не заботятся об улучшении состояния родников?(ветхое состояние, бытовой мусор, резкое изменение качества воды, снижение уровня грунтовых вод и т. д.)
Ветхое состояние родника Запсибовский, исчезновение родников Точилинский-1, Кузнецкий привело ребят к проблемной ситуации: как благоустроить родники Новокузнецка и позаботиться о роднике Запсибовский? ( Диагностика ситуации, как результат исследовательской работы, привели к проблемной ситуации: Как улучшить экологическое состояние родников Новокузнецка?)
Подготовка детей к реализации проекта
А) Выбор детьми формата проекта: экологический, долгосрочный (С мая по октябрь 2018) – сроки были предложены.
Б) Оценка экологическое состояние родников и выбрать объект благоустройства, наиболее нуждающийся.
В) Формулирование цели и задач проекта.
Г) Составление плана работы над проектом.
Д) Пред проектная защита проекта на Зеленой школе актива.
Е) Распределение детей на группы и выбор ответственного в каждой группе по направлениям: научно-исследовательскую, инженерно-техническую и информационно-техническую.
Ж) Работа в группах по направлениям – соответствующая будущей деятельности подготовка(работа с информационными источниками, подборка оборудования и т.д.)
ЭТАП III. Этап реализации проекта
Составление паспорта родников и мониторинг воды в родниках.
Организация ежемесячной уборки в окрестностях родников и мониторинг качества воды в родниках.
Разработка проекта по благоустройству родников.
Проведение благоустройства выбранного родника.
Разработка опросника для жителей города о родниках и необходимой работе по их сбережению и благоустройству.
Проведение опроса жителей города Новокузнецка.
Подготовка отчетного материала.
Снятие видеоролика о родниках Новокузнецка.
Организация деятельности учащихся и
осуществление контроля за выполнением проекта
Выбор руководителя группы учащихся, координирующий работу остальных групп.
Работа по плану проекта в группах, где ответственные за направления осуществляют контроль и координацию деятельности, ведут отчетность руководителю отряда, который в свою очередь отчитывается мне.
Информация о реализации проекта в процессе фиксируется руководителем проекта, руководителями группы и мной на каждом этапе реализации проекта в виде таблиц, фотографий, видеосъемке и небольших отчетов в социальной сети «Вконтакте».
Осуществление связи между участниками проекта через мобильную связь или в социальной сети «Вконтакте » в группе.
Организация проведение защиты проекта
Подготовка мини отчетов по направлениям в группах.
Руководитель группы готовит отчет с фотографиями и высылает на электронную почту Комитета по охране природы.
Освещение результаты проекта в социальных сетях, снятие видеоролика о родниках.
ЭТАП IV. Рефлексивно-оценочный этап
Подведение итогов проекта
Подведение итогов проекта было осуществлено в конце сентября за круглым столом.
Обсуждаемые вопросы:
Что получилось реализовать?
Что не получилось и по каким причинам?
Какие трудности возникали при реализации проекта на каждом этапе? Как их можно было избежать?
Что было особенно интересно?
Каков вклад каждого в реализацию проекта?
Каковы перспективы реализации проекта в дальнейшем и есть ли в этом необходимость?
Требования
к сформированности метапредметных умений учащихся
В ходе реализации проекта ребята реализовали потребность в участии в общественной жизни, общественно полезной деятельности; развивали умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; проявлять уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим (личностные УУД), приобрели умения самостоятельно анализировать условия достижения цели; планировать пути достижения цели; устанавливать целевые приоритеты; научились контролировать свое время и управлять им; научились также организовывать и планировать сотрудничество с педагогом и сверстниками; осуществлять контроль деятельности и т.д. (регулятивные УУД), учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций; брать на себя инициативу в организации совместного действия, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль, коррекцию действий партнера, уметь убеждать (коммуникативные УУД), осуществлять активный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета; устанавливать причинно-следственные связи; объяснять явления, процессы, связи, выявляемые в ходе выполнения проекта (познавательные УУД).
Заключение
Даже осуществляя корректирующую роль в атмосфере сотрудничества при реализации любого группового проекта педагогу необходимо постоянно быть хотя бы на шаг впереди воспитанников, но иногда ему приходится учиться самому.
Список литературы
Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская.—СПб.:КАРО, 2014.-176 с. – Серия «Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования».