МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 17 "СОЛНЫШКО"
Педагогический проект
Тема: «Знакомство с биографией и творчеством детских писателей »
Провела: воспитатель
Савенкова М.А.
2019 год
Технологическая карта работы над проектом
" Семья рядом!"
Актуальность темы:
Книга остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. «Живое» общение с книгой не могут заменить средства массовой информации, детские компьютерные программы, аудио- и видео-книги, зрелищные шоу. Именно литература создает незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.
Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.
Прививая любовь к произведениям детских писателей, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Именно в дошкольном возрасте начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем разнообразии его жанров, с русской и зарубежной классикой, с произведениями детских писателей - с теми первыми классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.
Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в письменной.
Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном. Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых - приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи.
Мы провели анкетирование среди родителей «Роль книги в воспитании детей». Проанализировав результаты, выяснили, что 50% родителей не читают детям книги дома, объясняя это отсутствием свободного времени.
Поэтому мы решили создать проект, в ходе реализации которого постарались определить степень важности и необходимости ознакомления детей с художественной литературой, сформировать у детей и их родителей устойчивый интерес к совместному домашнему чтению, восполнить отсутствие целенаправленной, систематической работы по данной теме.
Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством писателей и поэтов будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности. Целенаправленное общение старшего дошкольника с книгами доставляющее ребенку удовольствие, будет вызывать интерес, помогающий приобретать знания, стимулирующий работу ума и души. Показывая ребенку смысл и глубину содержания произведений, увлекая его процессом чтения общения с книгой, можно сделать так, чтобы чтение постепенно становилось ведущей деятельностью. Изучение литературных произведений способствует формированию литературного вкуса, расширяет кругозор ребенка, обогащает спектр личностных особенностей. Родители воспитанников, наряду с детьми, являются активными действующими лицами.
Цель проекта:
Развитие устойчивого интереса к произведениям детских писателей (Агния Барто, Сергей Михалков, Корней Чуковский, Виталий Бианки, В.Г.Сутеев, Шарль Перро, Братьев Гримм) ;
содействие в становлении личности ребёнка через формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качеств и развитие творческих способностей.
Задачи проекта:
1. Развивать интерес к художественной литературе, формировать навыки устной речи. Расширять читательский кругозор ребёнка через знакомство с произведениями русского писателя-натуралиста В. В. Бианки, детских писателей С. Я. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, К. И. Чуковского, В.Г.Сутеева; зарубежных писателей Шарль Перро, Братьев Гримм
2. Воспитывать языковое чутье, желание говорить правильно и красиво.
3. Совершенствовать умение декларировать стихи, слушать и понимать произведения, драматизировать и инсценировать.
4. Создать условия для совместной и самостоятельной деятельности детей, их родителей и педагогов.
5. Внедрить новые образовательные технологий в педагогическую практику (Информационно – коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, ИКТ в НОД, игровые технологии, мнемотехника и др.)
6. Организовать различные виды деятельности, воздействующие на формирование у детей интереса к произведениям детских писателей;
Тип проекта:
• По доминирующей в процессе деятельности – познавательный, социальный, творческий.
• По времени – краткосрочный ( 1.04.2019-31.05.2019.)
Участники проекта:
Воспитатели, дети старшей группы, родители, музыкальный руководитель.
Ресурсы:
Материально – технические
Портреты детских писателей, фотоаппарат, проигрыватель дисков, компьютер . Мультимедийный проектор для демонстрации презентации и подготовки к НОД.
Учебно – методические:
Сборники стихотворений А. Барто «Мы с Тамарой», «Младший брат», «Игрушки»,
сборник лучших стихов и сказок К. Чуковского, рассказы
В. Бианки,
стихотворения С. Я. Маршака, С. В. Михалкова,
биографии детских писателей.
Наглядные пособия:
альбом «Детские писатели и их книжки»,
иллюстрации Лебедева к стихотворениям С. Маршака,
портреты детских писателей.
Методические пособия:
1. Барто Агния Львовна Верёвочка: стихотворение\А. Л. Барто;ил. Г. О. Валька. – Нигма, 2015.-12с. ил.
2. Книга для чтения детям от года до семи лет:стихи, рассказы, сказки, песенки\С. Маршак, А. Барто, Л. Толстой, К. Ушинский и др. ;Художник Н. Акиньшин и др. -Москва:Изд. АСТ;Тула:Родничок, 2016.-254( 2) с. :ил.
3. «Мои первые книжки». Корней Чуковский «ТЕЛЕФОН». Рисунки В. Винокура. Москва изд. :«Детская литература», 1986
4. «Мои первые книжки». С. Маршак «БАГАЖ». Рисунки В. Лебедева. Москва изд. :«Детская литература», 1988
5. В.Г.Сутеев «Золотая книга сказок»
6. В. Бианки «Воробей».
7. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых.
8. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1993г.
9. Давыдова О. И. Работа с родителями в ДОУ. М., 2005г.
10. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья. М., 2001г.
11. Сборники стихотворений А. Барто «Мы с Тамарой», «Младший брат», «Игрушки».
12. Сборник лучших стихов и сказок К. Чуковского.
13. Сборник стихов и сказок С. Я. Маршака.
14. С. В. Михалков «А что у вас? », «Дядя Степа», «Как бы жили мы без книг».
15. Интернет-ресурсы.
16. «Сказки» Шарль Перро
17.Братья Гримм «Бременские музыканты»
Формы работы над проектом:
НОД,
беседы с детьми,
конструирование из бумаги,
художественное творчество,
рассматривание иллюстраций, фото,
работа с родителями с целью создания лэпбуков «Детские писатели и их книжки»,
анкетирование,
театрализованная деятельность (драматизация, декламация стихов) .
Продукты проекта для детей и родителей:
Для детей: – Презентация «Детские писатели и их произведения», выставка рисунков, выполненных детьми совместно с родителями, создание книжки – малышки со стихами С. Маршака, обогащение предметно – развивающей среды «Уголок детского писателя», «Детская библиотека»
Для родителей: Участие в создании лэпбука «Детские писатели и их книжки», составление рекомендаций «Как научить ребёнка любить книгу», консультация «Семейное чтение», подбор материала о пользе домашнего чтения для демосистемы «По страницам любимых книг».
Реализация проекта
1 Этап – Подготовительный
Создание проблемной ситуации: Исчезли все книжки из книжного уголка.
Проводится беседа с детьми:
1. что можно почитать;
2. где можно взять книгу;
3. каких писателей знаете;
4. кто нам расскажет о писателе;
5. что такое библиотека;
6. где она находится;
7. как к ней пройти;
8. кто будет договариваться о посещении в библиотеку;
9. кто нам ещё поможет узнать о творчестве писателей; и т.д.
План реализации проекта:
Постановка и определение целей и задач проекта, исходя из возрастных особенностей детей:
Включение педагогов в творческий процесс;
Вовлечение родителей в процессе решения поставленных задач;
Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта;
Подведение итогов.
2 Этап – Основной (планирование и организация деятельности). (Приложение 1)
3 этап – Заключительный
Итоговый результат:
Инсценировка сказки Братьев Гримм «Бременские музыканты»
презентация проекта.
Ожидаемый результат проекта.
Дети.
В результате данного проекта дети познакомятся с творчеством детских авторов, научаться слушать и понимать художественный текст и многое другое, расширится эмоционально – оценочная лексика, улучшится объяснительная речь, что является фундаментом для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека, станут внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать поддержку.
Родители.
Родители в результате деятельности в образовательном проекте расширят свои знания о многообразии детских авторов и важности знакомства с ними детей.