СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Тропинки родного посёлка"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический проект "Тропинки родного посёлка"Проект рассчитан на активный отдых, сочетающийся с разносторонней трудовой и познавательной деятельностью. Он продуман так, что мероприятия будут  максимально комфортными для детей.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Тропинки родного посёлка"»


Педагогический проект
















Автор проекта:

педагог дополнительного образования

Середёнина Надежда Викторовна


















Содержание.


Аналитико - прогностическое обоснование проекта 3 стр

Концепция проекта 6 стр

Стратегия и тактика проектных действий 9 стр

Ожидаемые результаты и способы их оценки 10 стр

Ресурсная база проекта 13 стр

Возможные риски проекта и способы их преодоления 13 стр

Необходимая поддержка проекта 13 стр

Литература 14 стр

Приложение 15 стр


























Аналитико-прогностическое обоснование проекта.


Проблемы в экологии в опасной для людей форме существуют не один десяток лет, но острота их не уменьшается. Человек, по мнению ученых, оказался неспособным приспособиться к тем изменениям, которые сам же и внес в этот прекрасный мир.

Подрастают наши дети и очень редко задумываются об экологической ситуации в поселке, где они живут. Переключение на телевизор, компьютер отрывает ребёнка от реальных проблем. От того скудеет их духовный мир, падает культура. Живя в столь живописной местности, которая славится родниками, храмами, дети даже не задумываются, как же они появились, почему имеют такое название, кто бережет их на протяжении нескольких веков.

В последнее время все чаще в средствах массовой информации обсуждаются вопросы экологии. Если 30-40 лет назад экологические проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас слово «экология» стало привычным в нашем обиходе. В сознании большинства людей слово «экология» связано с понятием «тревога», «защита», «сохранение».

Ещё совсем недавно в нашем посёлке было чисто, зеленели лужайки. В течение последнего десятилетия ситуация в корне изменилась. Мусор, грязь, клумбы вытоптаны или заросли бурьяном. Свалки бытовых отходов можно увидеть в самых неожиданных местах и даже, что особенно огорчает, у родников и храмов, которыми так славится наш посёлок. Отдыхая на живописных берегах реки Теша, люди не утруждают себя уборкой, оставляют за собой мусор: пакеты, пластиковые бутылки, банки и многое другое. Там и здесь вырастают мусорные свалки. Мусор загрязняет окружающую среду, ухудшает качество жизни. Наша местность является уникальной, и этот уголок родной природы требует защиты. Именно лес, речки, луга, родники и храмы – создают тот неповторимый образ окружающего мира, который рождает в нас тягу к родным местам, формирует высокие человеческие качества. Сохранить и приумножить все это богатство и разнообразие – главная задача каждого человека проживающего на территории нашего поселка, поэтому появилась идея осуществить экологический проект «Тропинки родного посёлка».

Особую роль в экологическом образовании ребят играют учреждения дополнительного образования: тематические кружки, секции, ученические научные общества, дворцы творчества детей и подростков, эколого-биологические центры и клубы, станции юных натуралистов, техников и туристов. Вопросы экологического образования, воспитания, формирования экологической культуры выходят сегодня на первый план. Экологическое образование населения приобретает все большее значение в обеспечении экологической безопасности и устойчивого развития общества. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у детей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Формирование экологической культуры как специфической формы организации деятельности на основе знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и идеалов обуславливает потребность в экологическом воспитании и образовании.

Эстетическое взаимодействие с природой поможет раскрыть творческие задатки и способности детей. Воспитанники приобретут навыки глубокого, «утонченного» попечительства над объектом природы: бережливости, внимательной заботы, длительного ухода – то есть постоянного желанного общения с ним. Это стимулирует индивидуальную и коллективную творческую деятельность ребят, которая поднимает настроение, вызывает любовь к природе, родному краю, дает ощущение радости, эмоционального комфорта, благополучия.

Наш подростковый клуб «Солнышко» каждый год проводил и поддерживал различные природоохранительные акции. В этом году мы решили на базе клуба организовать волонтерскую бригаду по очистке и охране окружающей среды нашего поселка.

Проект рассчитан на активный отдых, сочетающийся с разносторонней трудовой и познавательной деятельностью. Он продуман так, что мероприятия будут максимально комфортными для детей.

Форма работы: беседы, трудовые и просветительские акции, игры, викторины, знакомства с научной, экологической, культурологической, исторической и художественной литературой. Такая работа помогает привить любовь к природе, научить бережному отношению к ней, знакомит с флорой и
фауной родного края. Включаясь в социально значимую деятельность, осознанно совершая природоохранные действия, учащиеся духовно обогащаются, получают заряд психического здоровья, у них формируется экологическая грамотность. Проведение подобных мероприятий очень важно для воспитания подрастающего поколения, они формируют экологическую культуру, ответственность за природу, прививают любовь к родному краю. Только экологически грамотные люди могут обеспечить устойчивое развитие, как нашего региона, так и страны в целом.

Проблема: загрязнение посёлка бытовым мусором.


Цель проекта: Воспитание чувства ответственности за сохранение природы своей малой Родины.


Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с правилами охраны окружающей среды


  1. Создать атмосферу для духовного роста личности и осознания своего места в жизни.


  1. Воспитывать в детях экологическую, нравственную культуру через социально значимую деятельность.


  1. Организовать трудовую деятельность по очистке территории посёлка.

Ребята, получив определенные знания, будут бережнее относиться к природе, к своему родному поселку. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране. Дети станут более внимательными и добрее к окружающим их людям. Так же ребята познакомятся с историей возникновения храмов и родников, которыми так славится наш посёлок.
























































Концепция проекта.



В своей работе я опираюсь на концепцию воспитания экологической культуры (Б.Т. Лихачёв, Н.С. Дежникова, И.Д. Зверев), на духовно – нравственное воспитание (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова) и личностно ориентированный подход.

Основополагающее значение в концепции воспитания экологической культуры имеет технологический аспект, в основе которого лежат современные образовательные технологии (игровые, тренинговые, компьютерные и т.д.) Основой методов и форм воспитания экологической культуры являются: воспитывающие ситуации (выбора, проблемные, игровые, трудовые), экологические знания, построенные на предыдущем опыте.
К формам воспитания экологической культуры можно отнести следующие: традиционные учебные занятия, экологические игры, экологические сказки, экологическая тропа, практикумы, опыты и т.д. - те технологические приёмы, которые, во - первых, в наибольшей степени отвечают потребностям и возможностям детей, а во - вторых, позволяют изменить потребительское отношение учащихся к природе.
Экологическое образование подразумевает конечный результат, итоговую сумму знаний по экологии, которой должен овладеть человек на каждом этапе обучения. Целью экологического образования является становление экологической культуры и экологического воспитания личности.
Экологическое воспитание – это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии. Экологическое воспитание является равнодействующей всех сторон воспитания – умственного, нравственного, патриотического, эстетического, физического, трудового. Но, получив необходимую сумму знаний и имея желание поступать правильно, человек не всегда реализует свои потенциальные возможности в реальной жизни.
Экологическая культура – это реальное каждодневное поведение человека в природе. Экологическая культура предполагает овладение человеком системой экологических знаний, умений, системой норм и правил поведения в природе.
Организуя работу по экологическому образованию воспитанников, следует дифференцировать понятия «охрана природы» и «экология». Под охраной природы подразумевается определенная деятельность человека направленная на сохранение, как отдельных организмов, так и целых биоценозов и экосистем. Экологией же называется наука о взаимоотношении организмов друг с другом и о приспособлении их к жизни в тех или иных условиях. Корень «эко» (от греческого «oikos») означает «дом». Причем имеется в виду, что природа является домом не только для человека, но и для каждого организма, будь это животное, гриб или бактерия.
В связи с этим было бы неправильным сужать экологическое воспитание до форм, произносимых с частичкой «не»: не рвать, не ломать, не разорять, не трогать. Несмотря на важность этих форм деятельности человека, задачи педагога значительно шире. Педагог должен вооружить воспитанников позитивными знаниями, т.е. научить тому, что надо делать, и показать, как это делать правильно. Дети должны понять: мы не можем жить, не пользуясь другими организмами, но надо стараться делать это с минимальными негативными последствиями для природы в целом.
Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они появляются и в обратном взаимодействии человека на природу, которое может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и др.)
Положительное взаимодействие детей с природой делает их более отзывчивыми, добрыми, ласковыми.

Земля – наш общий дом. Научиться беречь Землю – значит научиться жить в гармонии с природой и сохранить её для будущих поколений.

Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Экологическое воспитание является частью экологического образования.

Воспитывать не значит говорить.

Воспитывать - это учить делать.

Все проблемы окружающей среды имеют коллективный характер. Экологическое сознание формируется лишь в процессе деятельности. В ходе проекта дети научаться ставить экологические задачи и решать их, уметь критически и трезво оценивать состояние окружающей среды. Цель экологического воспитания в данном проекте – сформировать у детей ответственное отношение к окружающей среде, личность, готовую к практической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению окружающей среды.

Духовно – нравственное воспитание - передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирования опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанной христианской культурой в течение двух тысячелетий. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее-её светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение , что соответствует православным ценностям определяющим смысл жизни человека. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс формирования у человека:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, патриотизма)

  • нравственного облика (терпения, милосердия, красоты)

  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви)

  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, послушание, добрая воля).

Главной отличительной чертой личностно ориентированного подхода в экологическом образовании является обеспечение гармоничного соответствия педагогического и психологического процессов формирования экологической культуры личности на основе психолого-педагогических инноваций. Личностно ориентированный подход является ведущим в процессе обновления образования и применяется исходя из необходимости охвата действительности и формирования целостной картины мира, что соответствует требованиям экогуманитарной парадигмы (О.С.Анисимов, Е.В.Бондаревская, П.Я.Гальперина и др.).


































Стратегия и тактика проектных действий.


Этапы проектирования

Проектные мероприятия

Сроки исполнения

Промежуточный результат

Подготовительный


Разработка материала, формирование волонтёрской бригады, правила ПБ, ТБ




Беседы о храмах и родниках посёлка.



Май



17.08.23





18.08



Просмотрев урок-презентацию «Правила поведения на воде, в лесу, при пожаре» ребята усвоят ТБ, ПБ



Беседы помогут детям познакомиться с историей возникновения родников, храмов и с их современной жизнью.







Основной



Экскурсия в Воскресную школу

Акция «Зелёный марш» (прополка клумб у Воскресной школы).


Мини-сочинение «Легенды моей Родины».

Изготовление агитационных табличек.


Акция «Экологический субботник» (уборка территории у храмов и Воскресной школы).


Конкурс рисунков «Моя малая Родина».


Акция «Зелёный марш». (прополка и полив клумб у Воскресной школы и дворового клуба).

Помощь в уборке

территории у кладбища



Акция «Спасти и сохранить» (уборка территории у родника «Колнакса и Скоропослушница.



Уборка территории у родника Иоанна Богослова.

Уборка территории у родника в честь Казанской иконы Божией Матери).



Акция «Чистый берег»



19.08










20.08







21.08







24.08







25.08









26.08









27.08











28.08











Посещая Воскресную школу, ребята познакомятся с работами детей из Воскресной школы.

При проведении экологических акций у ребят формируется положительное отношение к труду, сформируется ответственное отношение к окружающей среде. Дети будут готовы к практической деятельно, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению окружающей среды.

В ходе проведения волонтёрской работы ребята привлекут внимание местных жителей, друзей, сверстников к данной проблеме чтобы люди перестали мусорить в поселке, у родников, храмов, на берегу рек.



Заключительный

Викторина «моя малая Родина», подведение итогов, информация в СМИ

31.08


Организация данного проекта поможет ребятам узнать историю своего края и воспитает в них экологическую культуру.































Ожидаемые результаты и способы их оценки.


Ожидаемые результаты

Способы их оценки


Ребята будут ответственнее относиться к окружающей среде, природе посёлка (храмам, родникам, рекам, кладбищу, памятникам), будут приумножать ее богатства.

Получение необходимой информационной базы о состоянии окружающей среды поселка и осмотр прилегающих территорий поможет ребятам сделать выводы о дальнейшей охране территории малой Родины. Будут посажены деревья, цветы.

Дети обогатятся знаниями и опытом общения с природой, узнают, как сберечь от экологической катастрофы поселок.

Ребята будут правильно вести себя в общественных местах. Уменьшится количество мусора в поселке, у родников, на берегу рек.


Улучшится отношение в среде подростков, устранятся негативные проявления, искоренятся вредные привычки. Будет создана атмосфера сотрудничества и взаимодействия.


При проведении совместных акций дети будут более дружелюбны друг к другу, будут осознавать свою значимость в жизни. Воспитанники будут привлекать молодежь к общественно значимой деятельности. Совместный труд сплотит коллектив. Снизится социальная напряжённость в подростковой среде.


С помощью добровольных трудовых акций в участниках разовьётся экологическая, нравственная культура.

Изготовление и установка агитационных табличек поможет воспитанию экологической культуры не только в волонтерах, но и в простых гражданах.

Будет организована трудовая деятельность по очистке территории поселка от мусора.

При организации трудовых акций расширится волонтёрское движение, пропагандирующее здоровый образ жизни. Укрепится здоровье детей.







Ресурсная база проекта.

Материально – техническое  и  методическое  обеспечение программы:

- Фотоаппарат;

- Музыкальный центр;

- Фонограммы и тексты песен;

- Магнитофон;

- DVD диски;

- Методические рекомендации (памятки, электронная презентация);

- Методические журналы;

- Пособия, где предлагаются мероприятия различной направленности;


В проекте примут участие педагоги подросткового клуба «Солнышко», педагоги воскресной школы, родители.




Возможные риски проекта и способы их преодоления.

Риски

Способы преодоления

Отсутствие мотивации детей в проекте

При помощи бесед, осмотра ближайших загрязненных территорий в детях появится уверенность в необходимости проведения данного проекта.

Слабая материальная составляющая проекта

Необходимое финансирование выделит МОУ ДОД ДЮЦ, так же частично подростковый клуб «Солнышко», администрация поселка.

Погодные условия

В дождливую погоду планируем проводить мероприятия (беседы, конкурсы, викторины) в стенах подросткового клуба, библиотеке.
























Необходимая поддержка проекта.



При реализации проекта надеюсь на помощь методистов МОУ ДОД ДЮЦ, педагогов клуба, педагогов воскресной школы, библиотекарей, администрации поселка, родителей воспитанников.






























Литература.

 

1. Войтович Б.Г., Сухоруков В.Д. Экологическое мышление – основа экологического образования // География в школе. – 2003. - № 3 – С. 45 – 51. 

2. Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С. и др. Природопользование: Проб. Учебник для 10 – 11 классов. М.: Просвещение, 1995.

3. Годзевич Б.Л. Концепция системно-экологического природопользования // Вестник СГУ, 1988, выпуск 19.

4. Глобальные экологические перспективы-2000 (Доклад ЮНЕП о состоянии окружающей среды в конце тысячелетия). – М., 1999.Горшков С.П. Концептуальные основы геоэкологии. – Смоленск, 1998.

5. Иванов А.Г. Экологическое образование и воспитание учащихся сельской школы Республики Саха (Якутия) // География в школе, 2003. - № 3. 

6. Исаченко А.Г. Экологическая география в связи с проблемой интеграции географических наук. РГО: новые идеи и пути. СПб., 1995 

7. Кочуров Б.И. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территории. – Смоленск, 1999. 

8. Литвинова Т.И. Формирование экологической культуры на уроках географии // География в школе. – 2003. - № 3 - С. 51 – 54. 

9. Лобжанидзе А.А. География России: эколого-экономические аспекты. М., 1996.

 10. Лосев К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в ХХ в. – М., 2001. 

11. Максаковский В.П. Концепция обновления географического образования в российской школе // География в школе, 1998. № 2. 

12. Махов С.И. Методика формирования экологических умений при изучении курса «География России» // География в школе, 1998. № 3. 

13. Методика обучения географии в школе / Под ред. Л.М.Панчешниковой. М., 1997. 

14. Мирзаев Е.С. Изучение антропогенных изменений в природе родного края // География в школе. – 1983. – № 5. – С. 12 – 15. 

15. Реймерс Н.Ф. Экология: теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994. 

16. Ржевский Б.Н., Максимова Н.И. Особенности разработки и реализации эколог-краеведческих программ // География в школе. – 1999. - № 3. – С. 55 – 58. 

17. Родзевич Н.Н. Смена стереотипов экологического мышления: Проблемы подготовки учителей: Тез. докл. М., 1995. 

18. Сундукова Т.В. Региональный компонент в преподавании географии // География в школе. – 1997. - № 7. – С. 81 – 82.  

19. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. – М.: Просвещение,  

20. Финаров Д.П. Основные направления совершенствования эколого-краеведческой работы // Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе. – СПб.: Образование, 1994. 

21. Экологическая география России / под ред. Л.Г.Исаченко. – С.-П.б.: Издательство Санкт – Петербургского университета, 2001.

Приложения



Памятка: Знакомство с нормами экологической морали

- каждый человек имеет право на благоприятную среду жизни;

- в больной природе нельзя оставаться здоровым;

- не делай того, последствия чего для природы ты не знаешь;

- взял из природы, компенсируй втрое.






История возникновения храмов.


На холме посреди села Гремячева устремляется вверх, в

заоблачные выси белокаменный храм, носящий имя трех святых, и деревянный храм Казанской Божьей Матери.


Строительство деревянного храма.


Существует две версии строительства деревянного храма («летняя» церковь).

Когда Иван Грозный шёл со своим войскам на Казань, то в походе ему открылось явление Казанской Божьей Матери. И он, проезжая Гремячево, посетил деревянную маленькую церквушку(она была похожа на часовенку) и дал большой денежный вклад. Царь распорядился построить новый храм Казанской иконы Божьей Матери. И именно отсюда богатая архитектура этой церкви, дорогое убранство по тем временам. Когда построен храм неизвестно, предположительно в 1771 году, поправлен (т.е. реставрирован) в 1836 году.

Обнаружена и вторая версия о происхождении деревянной церкви, именуемой Казанской. Согласно ей, она обязана семье Рубцовых.

Дед был, говорят, человек работящий, с достатком, жил в селе Шилокша, что в 23-25 км. От Гремячева, имел своё дело- гонял по Волге баржу. Однажды случилось ему искушение. Он упал за борт и ударился о край железного якоря. Потеряв сознание, начал тонуть. Была ночь. Его падение никем не было замечено, а в сознание пришёл только тогда, когда начал погружаться на дно. Помощи ждать было неоткуда. Все спали, да и баржа уже скрывалась во мраке за излученной реки. Придя в сознание. Все последние силы души направил он в молитве к Богу и Божьей Матери и дал обет, что если ему будет даровано спасение, то посвятит жизнь служению Богу и ближнему, взяв на себя подвиг странноприимства, и построит церковь в честь Казанской иконы Матери Божьей.

Очнулся тонущий на берегу и вскоре исполнил данный Богу обет - в селе Гремячеве построил церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери.

Спасённый после чудесного избавления изменил свою жизнь, искал уже прибытка неземного, а небесного. И детям своим заповедовал служить день и ночь Богу и ближнему по заповедям Христовым. Странноприимство стало уставом семьи Рубцовых.


Строительство каменного храма.

Каменный храм построен во имя святителя и Чудотворца Николая Мирликийского, Иоанна Богослова, Михаила Архангела. Эта церковь трехпрестольная, воздвигнутая в 1853 году христианами. Строительство возглавил Влас Григорьев. Его жена Ульяна Захарова имела двух дочерей: Ирину-39 лет и Анастасию-27 лет. Обе дочери не пошли замуж, на воспитание они взяли приёмыша из роду Дияновых, Зиновия в возрасте 14 лет. В архивной книге города Арзамаса он был записан как Влас Наумов, но все жители села знают его как Григорьева. Есть легенда о том, что Влас плыл по реке, а возможно попал в топи болота и начал тонуть. Тогда он очень просил и молился святому Николаю Чудотворцу о спасении его и был выброшен волной на берег.

В благодарность святому Николаю решил построить храм каменный в селе Гремячеве. Местные власти в первый раз не разрешили строительство церкви. Тогда он решил построить храм либо в Ардатове, либо в Саконах. Но прежде Влас обратился второй раз к местной власти села Гремячева и добился разрешения на строительство храма. Он собрал жителей и просил их о помощи. Христиане отнеслись к этому доброжелательно. Днём работали в поле, а ночью строили храм. Труд в основном был ручной. При изготовлении кирпича для крепости в глину клали яйца. Их жители приносили целыми корзинами. Для подвязки из протесовых досок делали

трапы. Благодаря бескорыстной помощи верующих храм был построен.






21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!