СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект урока на тему: "Клетка - структурная и функциональная единица живого"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект урока на тему: "Клетка - структурная и функциональная единица живого"»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КОНСТАНТИНОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОВЕТТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ (КСХТ)»










ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ УРОКА

по дисциплине ОД(ПД) 02 Биология

на тему:

«Клетка структурная и функциональная единица живого»





Автор: преподаватель естественнонаучных дисциплин

Бережная Юлия Ивановна





















г. Константиновск

2024г.



АННОТАЦИЯ

Прогресс развития во всех сферах современной жизни ставит перед обществом первостепенную задачу: наряду с базовой фундаментальной подготовкой, построить образовательный процесс таким образом, чтобы обеспечить подготовку специалистов, способных гибко адаптироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Применение современных инновационных технологий в совокупности с использованием универсальных учебных действий повышает эффективность образовательного процесса, формирует способность и готовность обучающихся к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности, создает основу для успешного освоения новых знаний в будущей профессиональной деятельности.

В методической разработке урока по теме: «Клетка структурная и функциональная единица живого» отражена методика проведения урока обобщения и систематизации знаний, основанная на системно-деятельностном подходе, реализуемом в рамках освоения учебной программы.

Цель урока - «Обобщить и систематизировать знания обучающихся о клетке, как целостной живой системе».

В основе урока лежит дидактический принцип профессионального обучения — это «Принцип связи теории с практикой». В профессиональной подготовке он предполагает объединение теоретической и практической готовности к будущей профессии. Также применяется принцип рационального сочетания групповых и индивидуальных видов учебного взаимодействия, в результате которых преподаватель использует разнообразные формы организации обучения: индивидуальную работу, работу в малых группах, что позволяет более эффективно продемонстрировать практические умения обучающихся. Индивидуальная форма работы с обучающимися стимулирует способность к самостоятельности и ответственности за принимаемое решение. Коллективные способы обучения обеспечивают необходимые условия для активизации мыслительной, познавательной и речевой деятельности каждого обучающегося группы. Делают урок более интересным, живым, формируют мотивацию к обучению, включают каждого в активную работу на уроке, создают условия для организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, дают возможность живого общения, направленного на приобретение коммуникативных навыков.

Методическая разработка представляет подробный сценарий урока. В ходе урока, реализуются следующие педагогические технологии: коммуникативно-диалоговая, информационные технологии, интерактивные технологии, личностно-ориентированная технология.

Основные структурные элементы урока представлены в 6 этапов

План урока

I. Организационный этап. Создание эмоционально- комфортной обстановки, настрой студентов к плодотворной работе.

II. Обобщение и систематизация знаний.

1. Мотивация обучающихся к обобщению и систематизации знаний материала способствует осмыслению его значения для дальнейшего изучения предмета.

2. Обозначение темы, задач и цели урока, дает возможность повысить интерес к изучаемой теме и развить у студентов логическое мышление.

3. Выполнение заданий, с применением разных методов обучения: групповая работа, метод моделирования, сравнение, частично-поисковый, , способствуют усвоению и систематизации знаний.

3.1.Установить хронологическую последовательность основных этапов развития «клеточной теории

3.2. Дополнить и написать пропущенные слова в положения клеточной теории

3.3. Моделирование растительной и животной клетки

3.4. Используя текст учебника заполнить схему «Классификация органоидов»

III. Контроль знаний, проводиться с применением ИКТ

1. Выполнение тестового задания

IV. Домашнее задание, предполагает разноуровневое задание

V. Рефлексия.

VI. Итог урока

Принцип рационального сочетания разнообразных форм предполагает применение в процессе обучения различных вариантов учебной деятельности, взаимное дополнение коллективных и индивидуальных форм, а также насыщение коллективных форм работы элементами самостоятельной познавательной и практической деятельности.





















СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 6

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

ПРИЛОЖЕНИЯ 22

































ВВЕДЕНИЕ


Методическая разработка урока по теме: «Клетка структурная и функциональная единица живого» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, реализуемого в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования.

Урок по теме: «Клетка структурная и функциональная единица живого» представляет собой занятие с применением современных педагогических технологий: коммуникативно-диалоговой, информационных технологий, проблемное обучение, что способствует повышению качества обучения, развивает аналитические и творческие способности обучающихся.

Смена видов учебной деятельности в течение урока дает положительный эффект, позволяет повысить качество усвоения учебного материала, и, соответственно - эффективность обучения.

Урок подготовлен с учетом современных образовательных тенденций, и направлено на реализацию основных учебных задач. Использование инновационных подходов и мультиформатных технологий при освоении учебного материала обеспечивает устойчивое формирование у обучающихся критического мышления и навыков смыслового анализа информации, дает возможность продуктивного использования их интеллектуального потенциала.




ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Тема: «Клетка структурная и функциональная единица живого»

Цель урока: «Обобщить и систематизировать знания обучающихся о клетке, как целостной живой системе».

Задачи урока:

Образовательные:

Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран;

Показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории;

Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле;

Развивающие:

Развивать у обучающихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь - словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету биологии, продолжить формирование навыков работы в группе (один за всех и все за одного);

умение выслушать мнение собеседника;

убедить в важности  изучения клетки для научно-технического прогресса.

Личностные результаты:

-развитие ценностного отношения к науке и труду ученых; научных теорий;

-развитие интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы);

-развитие взглядов мировоззренческого характера;

-понимание развития науки биологии как процесса появления смены и развертывания научных теорий.

Метапредметные результаты:

-овладение умениями работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал, составлять план ответа, проводить наблюдения, анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы;

-умение выстраивать логику доказательства, применять знания при решении теоретических задач;

-овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, умениями корректного ведения диалога.

Предметные результаты:

Представление о цитологии как науке и об истории её становления и развития;

-понимание процессов, происходящих в живых клетках;

-умения выявлять сходство и различия растительных и животных клеток, сравнивать строение прокариот и эукариот;

-умение характеризовать клетку как открытую, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся систему, как структурную и функциональную единицу жизни;

-представление о клеточной теории как об одном из крупнейших теоретических обобщений в биологии;

-умение формулировать основные положения клеточной теории.

Дата проведения: 23.04.2024

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Педагогические технологии: коммуникативно-диалоговая; информационные технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированная технология.

Методы урока: диалог, частично-поисковый, моделирование, тестирование, сравнение.

Оборудование урока: электронная презентация, раздаточный материал (маршрутные листы для выполнения заданий, учебники, канцелярские принадлежности), таблицы строение растительной клетки, строение животной клетки, раздаточный материал для моделирования клетки.

Межпредметная связь: анатомия, микробиология.























План урока

I. Организационный этап.

Создание эмоционально- комфортной обстановки, настрой студентов плодотворной работе.

II. Обобщение и систематизация знаний

1. Мотивация обучающихся;

2. Обозначение темы, задач и цели урока;

3. Выполнение заданий;

3.1.Установить хронологическую последовательность основных этапов развития «клеточной теории

3.2. Дополнить и написать пропущенные слова в положения клеточной теории.

3.3. Моделирование растительной и животной клетки

3.4. Используя текст учебника заполнить схему «Классификация органоидов»

III. Контроль знаний

1. Выполнение тестового задания

IV. Домашнее задание

V. Рефлексия.

VI. Итог урока















  1. Организация аудитории.

  2. Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия!

Давайте знакомиться.

Зовут меня Бережная Юлия Ивановна, и конкурсный урок биологии мы проведем с вами вместе.

Я желаю нам с вами отличного настроения и продуктивной работы, высоких результатов в достижении поставленных целей и задач.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

  1. Мотивация обучающихся.

СЛАЙД1


Эпиграф урока:

Знания всякие важны,

знания всякие нужны.

Этими словами я хочу дать понять, что для интеллектуального развития человека нужны знания не только по русскому языку и математике, но и знания из других наук, в том числе и знания по биологии.

-Что изучает биология?

(Как вы помните биология – это наука о жизни.)

-А за чем вам, как будущим ……. необходимо изучать биологию?

Биология очень интересная и загадочная наука, она хранит в себе ключи от разных тайн природы. Сегодня на уроке мы попытаемся найти один ключ к одной из тайн.

Для начала мы должны определить тему урока.

  1. Обозначение темы, цели и задач урока 2мин

-Определим тему, цель и задачи урока.

СЛАЙД2

(внимание на экран)

Молекула-клетка-ткань-орган-организм-вид-биогеоценоз-биосфера.

На слайде изображены различные биологические объекты. Назовите их.

-с чем ассоциируются данные объекты? (уровни организации живых систем)

-Какой уровень представляет элементарную живую систему?(клеточный)

Биология – это удивительная наука, которая позволяет познать не только многочисленные организмы, обитающие на нашей планете, но даже проникнуть в саму клетку и изучить ее строение.

-Как называется раздел биологии, изучающий строение клетки? (цитология)

Мы завершили изучение данного раздела.

На сегодняшнем уроке мы должны:

- подвести итоги нашей работы, обобщить материалы раздела цитологии, кратко вспомнить историю развития клетки и создание клеточной теории;

- доказать, что клетка - структурная единица жизни на Земле

- повторить строение органоидов клетки, сравнить клетки растительного и животного, прокариот и эукариот.

-Кто может сформулировать тему урока?

Напишите дату, фамилию. Запишите тему нашего урока: «Клетка структурная и функциональная единица живого»(маршрутные листы)

СЛАЙД3,4

(тема и цель урока записаны на экране)

В конце нашего урока мы должны ответить на вопрос: Почему клетка структурная и функциональная единица живого

  1. Выполнение заданий.

Предлагаю начать нашу работу с составления ленты времени «Основные этапы развития клеточной теории».

(маршрутные листы)

СЛАЙД 5

1. Установить верную хронологическую последовательность основных этапов развития «Клеточной теории», соотнести с нужным годом 2мин

1. Матиас Шлейден и Томас Шванн сформулировали основные положения клеточной теории.

2. Рудольф Вирхов доказал, что все клетки образуются из других клеток путём деления.

3. Антони ван Левенгук открыл одноклеточные организмы.

4. Карл Бер открыл яйцеклетку, доказав, что клетка-единица развития всего живого.

5. Роберт Гук ввел в науку термин клетка

( проверяем по эталону)

СЛАЙД 6

1665 год

1674 год

1827 год

1838год

1858 год

5

3

4

1

2

(проверка по эталону)

-Вспомним основные положения клеточной теории.

2.Дополнить и написать пропущенные слова в положения клеточной теории

СЛАЙД 7,8

Клетка является структурной единицей всего живого. Все живые организмы состоят из клеток (исключение составляют вирусы).

  1. Клетка является функциональной единицей всего живого. Клетка проявляет весь комплекс жизненных функций.

  2. Клетка является единицей развития всего живого. Новые клетки образуются только в результате деления исходной(материнской) клетки.

  3. Клетка является генетической единицей всего живого. В хромосомах клетки содержится информация о развитии всего организма.

  4. Клетки всех организмов сходны по химическому составу, строению и функциям.

(взаимопроверка, оценивание )

-Какие ученые были основоположниками клеточной теории? (Шлейден и Шванн)

-Какая ошибка и кем была обнаружена в клеточной теории? (Вирхов, клетки происходят от клеток)

СЛАЙД 9

-На какие типы можно разделить клетки? (прокариоты и эукариоты)

- -В чем их главное отличие?

-Приведите примеры прокариотов и эукариотов.

-Мы с вами знаем, что одним из методов изучения биологии является моделирование. Сегодня мы попробуем смоделировать эукариотическую клетку.

Работа будет проводиться в минигруппах.

3.Моделирование растительной и животной клеток 3мин

СЛАЙД 10

На столах лежат контуры клетки(мембрана и цитоплазма), разложены органоиды клетки, вырезанные из бумаги. 1 группа составляет модель животной клетки, 2 группа составляет модель растительной клетки. В завершении работы один из участников группы представляет модель.







СЛАЙД 11

Модель клетки животного

Модель клетки растения

  1. Мембрана

  2. Цитоплазма

  3. Ядро

  4. ЭПС

  5. Комплекс Гольджи

  6. Митохондрии

  7. Лизосомы

  8. Клеточный центр

  1. Мембрана

  2. Цитоплазма

  3. Ядро

  4. ЭПС

  5. Комплекс Гольджи

  6. Митохондрии

  7. Лизосомы

  8. Пластиды


Анализ, сравнение моделей

Что общего?

-О чем говорят сходства?

(Принципиальное сходство строения и химического состава клеток растений и животных указывает на общность их происхождения, вероятно, от одноклеточных водных организмов.)

-Что отличает каждую модель?

О чем говорят отличия? ( Животные и растения далеко отошли друг от друга в процессе эволюции, которая, как известно, сопровождается дивергенцией. У них разные типы питания (автотрофный и гетеротрофный), различные способы защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды и т.д. Естественно, все это должно было отразиться на строении их клеток.)

Какой вывод можно сделать? ( клетки сходны по строению)

Строение клетки (актуализация знаний)

1.Назовите основные части клетки (цитоплазма, ядро, мембрана)

2.Назовите основные функции цитоплазмы (объединение всех клеточных структур, взаимодействие друг с другом)

3.Назовите основные функции ядра? (хранение и передача наследственной информации, управляет биохимическими, физиологическими, морфологическими процессами)

4.Какие структурные компоненты входят в состав клетки? (органоиды и включения)

5.Что такое органоиды?(постоянные структуры клетки, обеспечивающие выполнение специфических функций)

4.Работа с книгой

СЛАЙД12

Откройте учебник на с21-22, используя текст учебника

Заполните таблицу «Классификация органоидов» (рабочие листы)

Какие органоиды характерны для клеток живого организма?

СЛАЙД 13

Классификация органоидов

мембранные

немембранные

Одномембранные (ЭПС,лизосомы, комплкс Гольджи

рибосомы

Двумембранные (метохондрии, пластиды)

центриоли



Проверка и анализ выполнения работы.(проверяем по эталону)

Какие органоиды будут общими для животных и растительных клеток? (ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, рибосомы, плазматическая мембрана)

Специфические (пластиды, клеточный центр)

Какой можно сделать вывод?

-В состав клетки входят как основные части, так и органоиды взаимосвязанные между собой. Части и органоиды клетки выполняют в ней разные функции.

Обобщив весь изученный материал к какому выводу мы пришли?

Клетка –это функциональная единица живого.

Клетка- структурная, функциональная единица всего живого.

Формулирование вывода

СЛАЙД 14

Клетка –это биосистема. В нее входят все основные части клетки и органоиды взаимосвязанные между собой. Части и органоиды клетки выполняют разные функции, обеспечивая основные процессы жизнедеятельности-рост, развитие обмен веществ.

СЛАЙД 15

  1. Контроль знаний (выполнение онлайн теста)

Проверим как вы усвоили материал урока? Перейдите по QR-для выполнения тестового задания.

СЛАЙД16

  1. Домашнее задание.

Составить кроссворд по разделу: «Учение о клетке»

20 слов оценка «отлично»

15слов оценка «хорошо»

10слов оценка «удовлетворительно»

Меньше 10 слов оценка «неудовлетворительно»

  1. Рефлексия.

Проведем рефлексию урока. Называется «Лестница успеха». Вам нужно отметить в маршрутных листах: что вы умеете, что знаете, что понимаете.

СЛАЙД 16

«Лестница успеха». Продолжите лесенку

Умею…сравнивать клетки ,устанавливать связь между сходством и отличием клеток, делать выводы и обобщать материал, моделировать клетки

Знаю историю развития кл. теории, положения кл. теории, строение клеток, функции органоидов

Понимаю значение положений кл. теории, значимость изучения строения клетки для современного развития науки

  1. Итог урока.2мин

Мы с вами ответили на поставленный вопрос в начале урока?

Можно считать, что одну тайну мы разгадали.

СЛАЙД17

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.
















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Биология, как известно, сложная наука. На первый взгляд кажется, что не всем она понятна и доступна. Поэтому, чтобы заинтересовать обучающихся, помочь им пересмотреть свои взгляды относительно сложности учебного материала, применяются разные методы изложения учебного материала.

Применение на уроке дидактических принципов обучения связи теории с практикой, рационального сочетания групповых и индивидуальных видов учебного взаимодействия поддерживают мотивацию учебной деятельности, повышают эффективность обучения, внутри коллектива создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, конструктивным взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, а так же дает возможность реализации творческих способностей, успешной социализации.

Использование на уроке технологии моделирующего обучения направлено на приобретение функциональной грамотности, приучает студентов к самостоятельному, оперативному решению поставленных задач, развивает когнитивные способности, внимание, память.

Интеграция цифровых технологий в процессе обучения, внедрение лучших образовательных практик позволяют решать основную задачу образовательной деятельности – подготовку конкурентоспособного специалиста, обладающего социально - профессиональной компетентностью. Применение инновационных технологий обеспечивает высокий интеллектуальный потенциал будущего специалиста, что в свою очередь, позволит гибко адаптироваться к специфике конкретных производственных и экономических условий, совершенствование и практическое применение знаний для реализации карьерных устремлений и намеченных целей.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Печатные издания

  1. 1Биология. 10-11 класс (углубленный уровень): учебник для среднего общего образования / В. Н. Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022.

  2. Обухов, Д. К. Биология: клетки и ткани: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 358 с.

  3. Биология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Ярыгин [и др.]; под редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 378 с.

Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным

голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о

поправках к Конституции РФ)

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., N 273-ФЗ;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413) (ред. 29.12.2014 г., 31.12.2015 г., 29.06.2017 г.);

4. Примерная основная образовательная программа среднего общего

образования, одобренная решением федерального учебно-методического

объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). - № 2. – Ст. 133. (с уточнениями, Одобрено Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.)

5. Приказ Министерства просвещения РФ № 653 от 02.08.2022 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации образовательных программ ... среднего общего образования»



Интернет- ресурсы:

(рекомендованные Министерством просвещения)

https://resh.edu.ru/ - «Российская электронная школа».

https://education.yandex.ru/home/ - «Яндекс.Учебник»

http://www.pcbl.ru/ - Платформа новой школы

https://media.prosv.ru/ - издательство «Просвещение»

https://xn--h1adlhdnlo2c.xn--p1ai/ - «Урок цифры»

https://edu.sirius.online/ - «Сириус.Онлайн»

https://uchi.ru/ - «Учи.ру»















ПРИЛОЖЕНИЯ









19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!