СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект в старшей группе « В гости к Снежной королеве »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта : Познакомить с природой Севера, культурой и бытом коренных народов

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект в старшей группе « В гости к Снежной королеве »»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 17 "СОЛНЫШКО"





Педагогический проект в старшей группе


« В гости к Снежной королеве »











Проект выполнен

воспитателем

Савенковой Мариной Аркадьевной.

2018 год

Технологическая карта работы над проектом

" В гости к Снежной королеве"


Актуальность: Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания. Реализуемая программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С., Комаровой, М.А., Васильевой М.А в недостаточной степени даёт информации о северных районах, в связи с этим возникла необходимость ознакомления детей с растительным и животным миром северного края, с обычаями, жизнью и бытом, разнообразием национальных костюмов коренного населения. Актуальность данной проблемы также включает в себя расширение экологических знаний дошкольников.



1. Название проекта:

«В гости к Снежной королеве »


2. Тип проекта:

Познавательно-творческий.


3. Участники проекта:

дети старшей группы, их родители, воспитатель .

4.Срок реализации проекта: ноябрь- декабрь 2018 года


Цель проекта : Познакомить с природой Севера, культурой и бытом коренных народов

Задачи:

1. Познакомить детей с климатом, растительным и животным миром северного уголка нашей страны;

2. Познакомить с традициями, бытом и жизнью народов севера;

3. Воспитывать интерес и уважение к культуре других народов; 4.Вовлечь родителей в проектную деятельность.

Направления реализации проекта

• Работа с воспитанниками старшей группы.

• Работа с родителями.

• Работа с педагогами.

• Работа над предметно-развивающей средой

Принципы реализации проекта

• Принцип энциклопедичности;

• Принцип интеграции

• Культурологический принцип;

• Принцип наглядности


Интеграция образовательных областей:
"Познавательная», "Речевое», «Чтение художественной литературы", "Социально- коммуникативная», "Художественно- эстетическая», "Физическая».

Этапы работы над проектом:

I этап: Организационно-подготовительный

• Определение цели и задач проекта;

• Изучение литературы, связанной с темой проекта;

• Составление перспективного плана работы;

II этап: Основной

• Организация и проведение циклов занятий по темам:

«Познавательное развитие»

• «Путешествие на север России »

• «Животные крайнего севера»;

• «Жизнь и быт народов Севера»;

«Социально-коммуникативное развитие»

• Проведение бесед по темам:

• «Коренные жители Севера»;

• «Быт и традиции народов Севера»;

• «Климатические особенности лесотундры»;

• «Животный мир Севера»

Дидактические игры:

«Назови семью» (медведь –медведица-медвежонок и т. п.) 
"Чей хвост? », «Один- много», «Четвёртый лишний», «Кто, где» (места обитания, «Назови правильно»(чум, нарты, малица, унты, парка) 
Сюжетные игры:

«Едем в путешествие на Север», «Зоопарк», «Ветлечебница»


«Речевое развитие»


1. Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»
Цель: познакомить детей со сказкой. 
2. Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»
Цель: вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой»
Рассматривание картины «Животные Севера» и составление описательных рассказов. 

«Чтение художественной литературы»


Чтение книги рассказов Н. Сладкова «В тундре», «Про пингвинов» Г. Снегирёв, «Айога», Шестопалова «Северное сияние», просмотр мультфильма «Умка».

"Художественно – эстетическое развитие» 


1. Рисование « Северное сияние», «Пингвины», «Жизнь народов Севера», «Тюлень на льдине»
2.Аппликация из ватных дисков:
« Умка с мамой»

3.Лепка : « Северный олень»

4. Конструироване (коллективное): « Чум»


«Физическое развитие»


Подвижные игры: «Охотник и звери», «Медведь и тюлени», «Оленьи бега», «Кто больше наловит рыбы», "Ловля оленей».


Работа с родителями:


1. Консультации для родителей «Что можно рассказать ребенку о Севере», «Знакомим ребенка с животными Севера».
2. Предложить дома, с детьми посмотреть документальные фильмы о животном мире Арктики. 
4. Помощь в изготовлении макета « народы Севера». 

III этап: Заключительный

• Обобщение результатов работы;

• Итоговое занятие «Что мы знаем о Севере»;



Список литературы:

1. Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников для занятий с детьми 4-7 лет, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

2. С.Н.Николаева Парциальная программа «Юный эколог» Система работы в младшей группе детского сада 3-4 года, издательств МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016г.

3. Т.С.Комарова, М.Б.Зацепина Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва – 2014г.



4. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Мир, в котором я живу» методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром – Творческий центр СФЕРА, Москва – 2005г.

5. Э.Я.Степаненкова Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2-7 лет, издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ, Москва - 2015г.



































«Путешествие на север России»

(конспект занятия в старшей группе)



Программное содержание: дать детям определенный уровень знаний о Севере России; уточнять и расширять представления об изменениях в природе (неживая природа, растительный и животный мир); устанавливать связи между жизнью животных и средой обитания; воспитывать любовь и интерес к своей Родине — России; развивать любознательность и стремление изучать природу Земли, живых обитателей; чтобы сохранить природу и животных мы должны их охранять.

Словарная работа: обогащение и активизация словаря: заповедник, звероферма, камусы, лемминг, ездовые собаки, нарты, важенка, отдушины, айсберг, ластоногие, оленуха, тундра. Северное сияние, кухлянка, полярная ночь; пурга (летит, завывает, воет, бушует, засыпает, заносит снегом), погода (морозная, холодная, студеная, суровая, лютая, вьюжная). Северное сияние (сверкает, блестит, серебрится, переливается, сияет, светится, искрится).

Составление описательного рассказа, загадок описательного характера.

Материал: иллюстрации животных Севера, карточки из игры «Зоологическое лото»; слайды; посылка — песцовый воротник, шапка, костяные брошь, кораблик, деревянный гребешок.

Литературный ряд: стихотворение Ювана Шестопалова «Северное сияние»; загадка о северном олене (автор Е. Афанасьева).

Музыкальное сопровождение:

1) шумовой эффект «пурга» («Звуки окружающего мира» Т.Э. Тютюнникова).

2) «Северное сияние» (П. Саймон и оркестр П. Мориа — «Мост над бурными водами»).

3) «Ветер» (К. Минков «Метель» из к/ф «Снежная королева»).

4) Е. Крылатов «Колыбельная Медведицы» из м/Ф «Умка».

Ход занятия

Дети работают четырьмя группами по принципу — кто с кем дружит.

Воспитатель. Сегодня мы продолжим знакомиться с нашей Родиной — Россией. Я вам рассказывала, какая большая и необъятная наша страна. Она тянется с востока на запад и с севера на юг. В ней много рек, озер, морей, лесов и гор; разнообразен растительный и животный мир.

— Ребята, а куда недавно мы летали на самолете? (На Север.)

— Правильно, мы начали изучать Россию с Севера. Вам понравилось наше путешествие?

— Давайте вспомним, все, что мы видели на Крайнем Севере. Мы совершим увлекательное путешествие по суровому и одновременно ласковому краю.

— Чем он нас удивил, заинтересовал, что нового мы открыли для себя?

Вопросы к детям сопровождаются показом слайдов.

— Расскажите, где находится Север России. Женя. Север омывается Северным Ледовитым океаном и множеством северных морей (ребенок сопровождает свой ответ показом на географическом атласе).

— Кто из вас может перечислить северные моря? (Ответы, детей: Берингово море, море Лаптевых, Карское море, Восточно-Сибирское море.) Чем дальше едешь на Север, тем становится все холоднее и холоднее. Как показал на карте Женя, Северный Ледовитый океан раскинулся на самом Крайнем Севере, и он {хорошо просматривался из окошек самолета, на котором мы летели. Рома даже нарисовал его.

— Рома, расскажи, чем тебе понравился Северный Ледовитый океан, и покажи ребятам свой рисунок.

Рома. Северный Ледовитый океан очень большой. Лед на нем не тает даже летом, это настоящий морозильник. Океан покрыт плавающими льдами, встречаются айсберги и ледяные острова.

— Если внимательнее взглянуть на карту, то увидишь, будто белая шапка надета на голову России.

— Саша, когда мы летели на самолете, ты спросила меня, что это тянется длинной лентой вдоль берега I океана? Так что же это было, Саша?

— Правильно, тундра! Суша в арктических районах называется тундрой.

— Как вы думаете, близость океана и северных морей сказывается на погоде? (Да.)

— Так какая же погода на Севере? (Морозная, холодная, студеная, суровая, лютая, вьюжная.)

— Я хочу вам предложить прослушать фрагмент шумового эффекта. Что он вам напоминает? (Пургу.)

— Как пурга проявляет себя? (Летит, завывает, засыпает, заносит, воет, бушует.)

— Расскажите, какая на Севере зима? (Ответы детей.)

Звучит музыка в исполнении оркестра П. Мориа и стихотворение Ю. Шестопалова:

«Что за чудо - чудеса:

Загорелись небеса!

Изгорит, пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Никого за тучей нет,

Не пекут там хлеба.

Это — свет,

Холодный свет

«Северного неба».

Воспитатель. А что вы можете сказать о Северном сиянии?

Дети показывают свои рисунки, рассказывают: Северное сияние блестит, сверкает, серебрится, сияет, переливается, искрится, светится.

— А кто из вас расскажет о лете на Севере? (Ответы, детей.)

— Кто из животных Севера кормит, обувает, одевает и перевозит жителей Севера? (Олень.)

— Кто из животных считается хозяином Севера? (Белый медведь.)

— Назовите самого веселого, озорного животного (Калан.)

— Назовите животное Севера, у которого есть бивни. (Морж.)

Далее дети называют животных Севера. Педагог сопровождает ответы детей показом иллюстраций.

— Ребята, а как вы думаете, почему животные Севера не мерзнут в лютую стужу? (Животные имеют толстый слой подкожного жира, он помогает сохранять тепло, а у птиц много густых перьев, они носят «перьевые рубашки», и им не страшен мороз.)

Физкультминутка (с имитацией движений)

Детям предлагается отгадать загадку, превратиться в северных оленей и помчаться по бескрайним просторам Севера.

«Он вездеход, он пароход

И к тому же самолет!

Везде проедет, везде пройдет —

В любую погоду дорогу найдет!»

(Олень.)

"Полярное небо ночи темней,

Струйками пар из оленьих ноздрей

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй.

— дети скрещивают, руки над головой, высоко поднимают ноги, со- гнутые в коленях

Свистят по дороге полозья саней,

Поземка скользит и струится по ней.

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй.

— имитируют скольжение саней по кругу


И ветер с веселою песней моей

Летит над просторами

Снежных полей.

Хэй-хэй-хэй.

Ой, хэй-хэй.

— бег врассыпную под музыку

Летит за оленями песня — мой друг,

И стадо само собирается в круг.

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй".

— повторение первого движения

Работа у мольберта. На четырех мольбертах выставляются иллюстрации животных (северный олень, белый медведь, калан, морж). Дети составляют описательный рассказ. От каждой группы рассказывает один ребенок.

Многие животные и птицы Севера оказались под угрозой полного исчезновения, их осталось очень мало. Чтобы сохранить природу, мы должны животных охранять. Люди создают заповедники, зверофермы (кн. «Песцовая земля»: папа девочки Кати — зверовод, кн. «Как построить ярангу»: дедушка Илюкинэ — оленевод).

Дети рассаживаются за столы, на которых находятся подносы с карточками животных, птиц разных регионов. Предлагается выбрать карточку с изображением животного Севера, составить и загадать загадку описательного характера.

Физкультминутка

Цель: развить воображение, наблюдательность, эмпатию, выразительность движений.

Дети, разбившись на пары, образно показывают представителей фауны Севера.

Звучит «Колыбельная Медведицы». Вносится посылка.

— Ребята, Умка получил наше письмо с рисунками и прислал нам посылку. Давайте откроем ее. Дети открывают посылку. В ней находятся:

— воротник из песца (песцовый);

— шапка из нерпы (нерповая);

— тапки из оленя (оленьи);

— брошь из бивня моржа (костяная);

— кораблик из бивня моржа (костяной);

— брошь, кораблик из бивня моржа (костяные);

— гребешок из карликовой березы (деревянный). Дети рассматривают предметы, делятся впечатлениями друг с другом.

Педагог обращает внимание на красивую коробку — это Умка прислал угощение — рыбку (печенье в виде рыбок, глаз — изюминка) или мороженое (зефир в фольге на палочке).

— Наше путешествие по Северу России продолжится, впереди много нового и интересного. Я расскажу вам о жизни людей Севера, об их культуре, о целебных свойствах растений тундры. Мы познакомимся с национальными песнями, танцами, сказками. Все это нам поможет лучше узнать свою Родину — Россию.













МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 17 "СОЛНЫШКО"



Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Тема: «Путешествие на север России »






Провела: воспитатель

Савенкова М.А.

2018 год


















































































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!