СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Зеленец на подоконнике"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект проводился с обучающимися с ОВЗ 7б - 8б классов.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Зеленец на подоконнике"»

казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»




Фестиваль педагогических проектов

«Новая волна»




ТЕМА ПРОЕКТА

«Зеленец на подоконнике»






Выполнила:

Т.С. Калабина, воспитатель

I квалификационной категории


Леуши, 2020

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА


1.

Ф.И.О. руководителя проекта

должность, квалификация

Калабина Татьяна Сергеевна, воспитатель

I квалификационной категории

2.

Предметный раздел

Трудовое воспитание

3.

Участники проекта

Воспитатель, воспитанники

10 группы продленного дня (7б, 8б классы)

4.

Тема проекта

«Зеленец на подоконнике»

5.

Вид проекта

Практико-ориентированный

6.

Продолжительность проекта

2 месяца (январь-февраль 2020г.)

7.

Цель проекта

Формирование практических умений и навыков по уходу за растениями огурцов при выращивании в комнатных условиях.

8.

Задачи проекта

1. Познакомить воспитанников с историей происхождения огурца, его полезными свойствами, необходимыми условиями его выращивания на подоконнике.

2. Формировать умения воспитанников ухаживать за рассадой, пересаживать, подвязывать к опоре, рыхлить почву, удалять сорняки, поливать комнатные огурцы, создавать благоприятные условия для их роста.

3. Воспитывать положительные качества личности: трудолюбие, умение работать в коллективе, внимание и интерес к процессу выращивания огурцов.

9.

Результат проекта

(ожидаемый или реальный)



1. Расширение представлений воспитанников об истории происхождения огурцов, их полезных свойствах.

2. Понимание воспитанниками необходимости соблюдения определенных условий выращивания огурцов на подоконнике.

3. Приобретение воспитанниками практических трудовых умений и навыков по уходу за огурцами при выращивании в комнатных условиях (посев, пересадка, подвязка, рыхление, полив, соблюдение температурного режима).

4. Приобретение воспитанниками положительных качеств личности.




Оглавление

  1. Введение -------------------------------------------------------------------------------------------- 4

  2. Основная часть ------------------------------------------------------------------------------------ 6

  3. Заключение -----------------------------------------------------------------------------------------10

  4. Библиографический список -------------------------------------------------------------------- 11












































Введение

«Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

дай мне действовать самому,

и я научусь».

Конфуций

Одной из важнейших задач школы-интерната является подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современном мире. Благодаря данной проектной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья формируются необходимые трудовые умения и практические навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повышается уровень мотивации к обучению.

Проектная деятельность – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Дети вовлекаются в активный познавательный и творческий процесс, учатся применять свои знания в новых условиях, ориентироваться в мире информации.

Данный проект создаёт условия для формирования практических навыков и познавательных способностей воспитанников. Дети познакомятся с историей возникновения огурцов, их лечебными свойствами, ролью в жизни людей. Узнают, какие необходимы требования для их роста и развития в комнатных условиях.

В ходе работы над проектом ребята будут наблюдать за процессом прорастания семян и их дальнейшим развитием, учиться ухаживать за растениями огурцов, делиться своими впечатлениями. Полученные знания и практические навыки ребята смогут применить в их дальнейшей жизни.


Вид проекта: практико-ориентированный


Продолжительность: среднесрочный – 2 месяца


Участники проекта: воспитатель, воспитанники 10 группы продленного дня (7б, 8б классы)


Цель проекта - формирование практических умений и навыков по уходу за растениями огурцов при выращивании в комнатных условиях.


Задачи проекта:

1. Познакомить воспитанников с историей происхождения огурца, его полезными свойствами, необходимыми условиями его выращивания на подоконнике.

2. Формировать умения воспитанников ухаживать за рассадой, пересаживать, подвязывать к опоре, рыхлить почву, удалять сорняки, поливать комнатные огурцы, создавать благоприятные условия для их роста.

3. Воспитывать положительные качества личности: трудолюбие, умение работать в коллективе, внимание и интерес к процессу выращивания огурцов.



Формы реализации проекта:

  • чтение познавательной литературы об овощных культурах (огурцах);

  • дидактические игры;

  • использование мультимедийных презентаций;

  • просмотр видеороликов о выращивании огурцов в комнатных условиях;

  • наблюдение за прорастанием семени огурца, за формированием цветков и плодов;

  • практическая деятельность по уходу за растениями огурцов.


Предполагаемый результат:

1. Расширение представлений воспитанников об истории происхождения огурцов, их полезных свойствах.

2. Понимание воспитанниками необходимости соблюдения определенных условий выращивания огурцов на подоконнике.

3. Приобретение воспитанниками практических трудовых умений и навыков по уходу за огурцами при выращивании в комнатных условиях (посев, пересадка, подвязка, рыхление, полив, соблюдение температурного режима).

4. Приобретение воспитанниками положительных качеств личности: трудолюбие, умение работать в коллективе, внимание и интерес к процессу выращивания огурцов.


Продукт проектной деятельности: здоровые растения огурцов с завязями и плодами.

Применение результатов работы над проектом: применение воспитанниками полученных знаний и навыков по уходу за комнатными огурцами в дальнейшей жизни.























Основная часть


Ход реализации проекта


Подготовительный этап

1. Выбор темы проекта.

2. Составление плана работы.

3. Определение цели и задач предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты.

4. Подбор методической литературы для реализации проекта.

5. Подбор познавательной литературы для чтения воспитанниками.

6. Подготовка электронных материалов (презентаций, видеороликов), ссылок на Интернет-ресурсы.

7. Подготовка семян, необходимого инвентаря для посева и выращивания огурцов.


Основной этап


I. Теоретическая часть.

    1. Обоснование выбора темы.

Посадка зелени и овощей на подоконнике является очень привлекательным занятием, особенно в зимнее время года, когда хочется свежих овощей. Наверное, каждый испытывал желание поесть помидоры и огурцы в январе-феврале. И это естественно, ведь к концу зимы запас витаминов в нашем организме иссякает. Человеку необходимо получать нормальное количество витаминов и микроэлементов ежедневно. Нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо на подоконнике зимой. Это могут быть лук, петрушка, укроп и даже листья салата. Ребята уже участвовали в проекте по выращиванию зелени на подоконнике и остались очень довольны. Приходя каждое утро в свой кабинет, они с удовольствием «пощипывали» зелень укропа, лука, петрушки. В этом году у ребят возник вопрос: а можно ли вырастить огурцы в школе на подоконнике, и что для этого нужно? Ведь до лета еще так долго ждать, а зимой особенно хочется посадить какое-нибудь растение, ухаживать за ним и ждать хоть небольшого урожая. Обсудив все возможные варианты посадки овощей, мы остановились на огурцах.

Данный проект посвящен выращиванию огурцов в комнатных условиях на подоконнике. Ребятам будет полезно и, наверняка, интересно узнать об истории появления огурцов, их полезных свойствах, условиях выращивания зимой на подоконнике. Они будут учиться ухаживать за рассадой, рыхлить почву, удалять сорняки, пересаживать, правильно поливать, подвязывать растения к опоре.

Практическая значимость работы состоит в использовании воспитанниками полученных знаний и навыков по уходу за комнатными огурцами в дальнейшей жизни.

1.2. Беседа с детьми об истории происхождения огурцов.

Огурец появился в культуре более 6 тысяч лет назад. Родина этого вида – тропические и субтропические районы Индии, подножие Гималаев, где он до сих пор растёт в естественных условиях.

Эта культура была известна уже грекам, от которых перешла к римлянам. Первое упоминание об огурцах в Московском государстве было в 1528 году. Ныне культура огурца распространена повсеместно и имеет множество разновидностей и сортов. Плоды диких сортов мелкие и несъедобные из-за содержания горьких веществ.

Славянское название огурец получил от греческого   слова «агурос», что в переводе означает «неспелый», «незрелый». На Руси огурец стал любимейшим лакомством, в некоторых городах России даже проводятся традиционные праздники в честь огурца. Во времена Петра I было учреждено два сада-огорода в подмосковном селе Измайлово, где наряду с другими овощными культурами в парниках выращивались и огурцы.

1.3. Чтение и обсуждение познавательной литературы о пользе огурцов для здоровья человека. 

В пищу употребляют молодые недозрелые плоды - зеленцы: в свежем виде, соленом и маринованном. Огурцы состоят: на 95% из воды, белка 0,7 - 1%, сахаров 2%, витаминов С, В1, В2, Р, провитамина А, ферментов, ароматических веществ и минеральных солей.

Огурцы называют санитарами нашего организма. Они снижают кислотность желудочного сока, а высокое содержание в них калия способствует удалению воды из организма и благотворно влияет на работу сердца, почек, печени. Огуречный сок и сам огурец – отличное средство от кашля. Огуречный сок хорошо помогает при заболеваниях суставов, при плохом состоянии зубов и десен, помогает при водянке и отеках сердечного происхождения. Отваром из перезревших плодов лечат желтуху и заболевания печени.

Огурцы возбуждают аппетит. Всем известно, что если в окрошку добавить немного натертого или мелко нарезанного свежего огурца, то это блюдо сразу приобретает освежающий вкус.

Огурцы, как не покажется это странным, способны убрать неприятный запах изо рта. Кусочек огурца, прижатый к небу языком в течении 30 секунд, убивает бактерии, которые являются источником неприятного запаха.

Стоит ли говорить о полезных косметических свойствах огурца?

Во-первых, огуречный сок прекрасно увлажняет кожу.

Во-вторых, отбеливает.

В-третьих, охлаждает.

В-четвертых, сужает поры.

Мало? Тогда ещё огуречный сок прекрасно защищает кожу от солнца. Достаточно лишь отрезать ломтик огурца и протереть им лицо.

1.4. Просмотр и обсуждение презентаций и видеороликов об условиях, необходимых для выращивания огурцов на подоконнике.

Вырастить огурцы на подоконнике не так уж и сложно, главное – создать оптимальные условия для роста растений. Для выращивания огурцов в помещении надо выбирать окно с широким подоконником, чтобы можно было разместить на нем посевы. Комнатные огурцы прекрасно приживутся практически в любой емкости, которая может быть использована для выращивания растений. Это могут быть высокие ящики, пластиковые контейнеры, ведра, горшки.

Выращивая огурцы на подоконнике, не стоит забывать о такой процедуре, как опрыскивание. За счет частых опрыскиваний восполняется потребность растений во влаге, создается для них оптимальный микроклимат и, таким образом, может увеличиться количество образовывающихся завязей. Полив растений осуществляют практически каждый день, используя чуть теплую отстоянную воду. Почва в емкостях должна быть хорошо увлажнена, но при этом необходимо следить за тем, чтобы вода в них не застаивалась. В противном случае корневая система огурцов от переизбытка влаги может серьезно пострадать. Кроме того, необходимо защитить растения от сквозняков и холода.

Также следует позаботиться и о том, чтобы огурцы получали достаточно света. Для чего же нужен свет растениям? Листья – это «живые заводы» по производству еды. В листьях растений содержится хлорофилл. С его помощью растения вырабатывают себе пищу. Если света растениям не хватает, органических веществ образуется мало. Растения вырастают слабыми, бледными.

Для чего нужно тепло растениям? Тепло – необходимое условие жизни. В тепле все процессы происходят быстрее. В холоде растение погружается в спячку и может даже погибнуть.

Для чего нужна вода растениям? В каждом семени есть запас питательных веществ, небольшая «кладовая». Когда семена попадают во влажную среду, питательные вещества растворяются в воде и дают семени силы для роста.

Для чего нужен воздух растениям? Как всё живое, семя дышит кислородом, который содержится в воздухе. Без доступа воздуха растение погибает.

Для чего нужна почва растениям? Растение получает питательные вещества из почвы. Поэтому люди удобряют почву, чтобы получить хороший урожай.

1.5. Проведение дидактических игр, отгадывание загадок, работа с пословицами и поговорками.

Во время реализации проекта с воспитанниками проводились дидактические игры «Собери картинку», «Что лишнее?», «Что сначала, что потом?», «Назови ласково», «Подбери слово». А также ребята отгадывали загадки об овощах, работали с пословицами и поговорками о труде (Приложение 2).


II. Практическая часть.

2.1. Посев семян.

Для выращивания огурцов мы взяли сорт F1 Балконный. Для начала мы замочили семена во влажной марлевой ткани и поставили в теплое место. (Приложение 1, 3).

2.2. Наблюдение за прорастанием семян и посадка в торфяные таблетки.

Через 2 дня у семян появились маленькие росточки. Ребята аккуратно поместили проросшие семена во влажные торфяные таблетки и накрыли сверху прозрачной пластиковой крышкой, тем самым создав благоприятные условия для их дальнейшего прорастания (Приложение 3).

2.3. Внесение данных в таблицу наблюдений.

Все данные наблюдений регулярно заносились в таблицу для отслеживания процесса выращивания, от семечки до взрослого растения (Приложение 3).

2.4. Пикировка растений. Растения хорошо развивались, появлялись новые листочки и усы. Огурцы нуждались в более просторных емкостях. Мы с ребятами подготовили торфяные горшочки, наполнили их питательной почвой, сделали углубление и пересадили наши огурчики. Конечно, мы не забыли и обильно полить (Приложение 1, 3).

2.5. Уход, полив, рыхление почвы.

Уход за растениями заключался в следующем: полив теплой водой по мере высыхания почвы, опрыскивание, рыхление 1 раз в неделю, подвязка подросших растений к опоре, подкормка удобрением Энерген (Приложение 1).

2.6. Ежедневное наблюдение.

Каждый день мы с ребятами приходили в библиотеку посмотреть, как растут и развиваются наши огурцы. Фотографировали все основные этапы роста. Следили за соблюдением необходимых условий для выращивания – температурный режим, освещение, поддержание почвы во влажном состоянии (Приложение 1, 3).

2.7. Первые результаты.

Через 45 дней после появления всходов появились первые долгожданные завязи плодов, которые увеличивались в размерах с каждым днем. Наблюдение и ежедневный уход за огурцами доставляли немало радости всем участникам проекта.


Заключительный этап

1. Обобщение результатов проекта.

2. С помощью воспитателя были сделаны следующие выводы:

  • огурцы в комнатных условиях лучше растут только там, где есть широкие, светлые окна, выходящие на восточную, западную, а лучше на южную сторону;

  • поливать огурцы необходимо по мере надобности и только теплой водой. Излишняя влага плохо влияет на растения: они увядают, желтеют, части корней загнивают;

  • для выращивания на подоконнике больше всего подходят самоопыляющиеся огурцы, с ними не возникнет проблем с завязями плодов;

  • огурец не любит сквозняков, поэтому перед посадкой рекомендуется утеплить подоконник и поддерживать температуру в помещении не ниже +20 градусов.

  • для получения урожая огурцов необходим ежедневный уход и наблюдение, своевременная подвязка их к опоре, полив, опрыскивание, рыхление почвы, внесение удобрений, поддержание температурного режима.

3. Презентация проекта.

















Заключение


После завершения проекта:


  • Расширились представления воспитанников об истории происхождения огурцов, их полезных свойствах. Ребята узнали о необходимых условиях для выращивания огурцов на подоконнике.

  • У детей появился интерес к процессу выращивания огурцов и результатам своего труда. Ребята начали внимательнее и бережнее относиться к растениям, стали более наблюдательны к изменениям в росте растений.

  • У воспитанников сформированы элементарные практические умения и навыки ухаживать за рассадой и выращивать огурцы в комнатных условиях.

  • Сформировано позитивное отношение детей к выращиванию овощей в комнатных условиях и к проектной деятельности в целом.



































Библиографический список


  1. Быковская Н.З. Как сохранить урожай. Путеводитель по саду и огороду. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.

  2. Дубова М.В. Организация проектной деятельности школьников. Практическое пособие для учителей. - М.: БАЛЛАС, 2008.

  3. Ермакова С.О., Черясова И.А. Овощи от посадки до урожая: сбор, хранение, переработка. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.

  4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. - 2005.- № 9.

  5. Зимина Н.В. Полезные советы садоводу и огороднику. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.

  6. Новолодская Е.Г., Яковлева С.Н. Реализация творческих проектов при изучении природоведения // Начальная школа. – 2008.- № 9 - с.94.

  7. Толстова Л.В. Проект «Зимний огород в классе» // Начальная школа. - 2011.- № 11. - с.17.

  8. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. - М.: Издательство «Флинта», 2014.

Интернет – ресурсы:

http://www.babylessons.ru/zagadki-pro-ovoshhi-ogurec/

http://vashurogay.ru/ogurec/vyrashhivanie-ogurcov-na-podokonnike-zimoj-polnaya-instrukciya-dlya-ispolzovaniya.html

http://www.domsovetof.ru/publ/sovety_dom_semjia/sovety_sad_ogorod/kak_virastitj_ogurcy_na_podokonnike/30-1-0-898

http://www.liveinternet.ru/users/3560462/post352477540/

https://lady.mail.ru/product/ogurets/

























11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!