СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет «Активизация умственных способностей и интеллекта детей в условиях детского дома»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс воспитания процесс многогранный. Он включает в себя эстетическое, умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Но развитие всех сторон личности связывает умственное воспитание. Поэтому ему уделяется особое внимание.

 

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет «Активизация умственных способностей и интеллекта детей в условиях детского дома»»

Слайд 1. Педагогический совет «Активизация умственных способностей и интеллекта детей в условиях детского дома»



Слайд 2. Цель: ознакомление с практико-ориентированными формами и методами работы педагогов по формированию умственных и интеллектуальных способностей воспитанников детского дома.

Задачи: 1. Формировать ключевые компетентности по теме «Активизация умственных способностей и интеллекта детей в условиях детского дома», используя активные методы работы с педагогами.

2. Познакомиться с опытом педагогов, использующих в работе программы интеллектуального развития детей.


Процесс воспитания процесс многогранный. Он включает в себя эстетическое, умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Но развитие всех сторон личности связывает умственное воспитание. Поэтому ему уделяется особое внимание.

Воспитанники детских домов, дети особенные. Мнение, что они отстают в психическом развитии от сверстников ошибочно. По некоторым параметрам дети даже опережают своих сверстников, воспитывающихся в обычных условиях, по некоторым отстают даже от младших детей. Отстают они существенно в образном мышлении, в процессах воображения. Неразвитость воображения характеризуются сниженной познавательной активностью, слабой любознательностью.

В процессе работы с воспитанниками самых разных возрастов - от младшего школьного до старшего подросткового, в разных ситуациях - учебных, неучебных, - мы постоянно сталкиваемся с еще одной проблемой – это то, что дети решительно не умеют применить даже имеющиеся у них знания к решению встающих перед ними задач.

Умственное воспитание, процесс, связанный с развитием всех сторон личности. Оно включает в себя и ознакомление детей с предметами, ознакомление с общественными явлениями, но важнейшей задачей является развитие умственных способностей воспитанников.

Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учёбе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные особенности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности.

Слайд 3. Что мы понимаем под интеллектуальными способностями?



Общеизвестно, что интеллектуальные способности детей развиваются в процессе обучения и воспитания, в процессе деятельности самого ребёнка.

Неуправляемый поток информации, обилие различных сведений идёт от разнообразных явлений жизни, содержание которых зачастую ребёнку непонятно, да и не предназначено детям. Задача воспитателей и педагогов, направить интересы детей, их познавательные активность по правильному пути. Важность этой задачи определяется тем, что, в общем, и умственном развитии любовь к знаниям, стремление к их усвоению обогащают духовный мир человека.

Само по себе познавательной отношение не преобразуется в познавательный интерес, формирование познавательных интересов, как условие воспитания пытливости ума осуществляется в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

Слайд 4 «Воспитатель не должен забывать, - говорит Ушинский, - что ученье, лишённое всякого интереса и взятое только силою принуждения, хотя бы она почерпалась из лучшего источника — из любви к воспитателю, — убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдёт; а ученье, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не всё в ученье интересно, и придёт многое, что надобно будет взять силою воли...»


Процесс обучения должен базироваться на имеющейся у каждого ребёнка и никогда не насыщающейся фундаментальной потребности в новых впечатлениях, новых знаниях и способах познавательной деятельности. Для реализации и развития этой потребности необходимо, чтобы эти знания были действительно новыми для ребенка и в тоже время тесно связывались с теми, которые у него уже есть.

Если мы по каким-то причинам не учитываем это, то приходим к тому, что познавательные потребности гаснут, дети теряют интерес знаниям и к процессу их приобретения, а педагогу придется пользоваться искусственными приёмами активизации познавательной деятельности.

Под познавательной деятельностью детей следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе, она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.                        

Считается, что познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание возможно благодаря процессам ощущения, восприятия, а также памяти, которая хранит эту информацию.

К основным формам абстрактного мышления отнесены понятия, суждения и умозаключения. Познание – приобретение знаний, постижение закономерностей объективного мира. Познать – постигнуть, приобрести знание о чем-либо, о ком-нибудь.        

Познание – это сложное образование, в котором можно выделить два компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.                                

Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Сюда относятся: что интересует ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания; как получает ребёнок информацию, т. е. речь идёт о способах познания и средствах познания; как ребёнок перерабатывает информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и т. д. Информация рассматривается  как средство, с помощью которого надо развить у ребёнка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.                                                                                        

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. У взрослых и детей отношение к ней различно.  Взрослые могут высказать, определить отношение к чему – либо только при наличии о нём знаний, представлений, опыта. У детей наблюдается обратная картина.  Для них отношение – первично, а информация вторична.  Они всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.                        

В течение жизни человека процесс познания проходит разные этапы развития. Так любой нормальный ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, которая помогает ему на первых порах адаптироваться к новым условиям жизни.

Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, которое проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире                                        

Познавательная самостоятельность имеет три составляющие: мотивационный компонент (осознанное побуждение для выполнения целенаправленной деятельности); содержательно-операционный (владение ребёнком системой ведущих знаний и способов обучения); волевой (волевые усилия, которые необходимо приложить обучающимся для разрешения учебной задачи в ходе познавательной деятельности).                                                                        

Основные требования к организации активного учения следующие: чтобы программный материал становился предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребёнка; чтобы средства активизации обеспечивали не общую, постоянную активность обучаемых в образовательной деятельности, а активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.  Средства активизации тогда достигнут необходимого результата, когда отбор их будет осуществляться в соответствии с конкретной целью каждого этапа познания, и они будут воздействовать на каждый компонент обучения.                                

Познавательная активность позволяет ребёнку с интересом воспринимать и понимать окружающий мир, т. к. познавательная активность детей напрямую зависит от того насколько правильно подобрано содержание активизации познавательной активности.                                                                                      

Важный компонент активизации, влияющий на познавательную активность – это наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации. Считается, что в содержании активизации познавательной активности входят регулярно проводимые с детьми занятия, которые стимулируют активное познание нового, способствуют умственному воспитанию детей.    

Деловая игра:

 «Без игры, нет и, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал Василий Александрович Сухомлинский.  Играя, ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и расширяет жизненный опыт. Игра помогает формированию произвольного поведения ребенка, его социализации. Через языковые игры и словесное творчество происходит формирование речевых навыков, активизация воображения, мышления и внимания детей. Игра – это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов. На нашей деловой игре вам будут представлены задания, которые вам предстоит выполнить, проявив креативность, внимание, воображение через словесные игры.

Чтобы продвинуться к вершинам педагогического мастерства, надо развивать креативность. А вы умеете нестандартно мыслить и читать между строк? Посмотрите на экран. Слайд 5

Представитель команды, первым поднявший руку, читает вслух:

«Интеллект – это способность адаптироваться к изменениям».

Слайд 6.

Сегодня в рамках деловой игры, я вам предлагаю поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно, проявив находчивость, и тем самым поднять свой профессиональный уровень в изменившихся условиях. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся одним из показателей его профессиональной компетентности, быть способным адаптироваться к изменениям.

Давайте поиграем! Начнем нашу игру с разминки «Разминка: Пятью пять». Слайд 7. Правило конкурса: Каждой команде по очереди предлагается выбрать одну из тем. Затем ведущий задаёт вопрос из данного сектора. Время на обдумывание 15 секунд. Ответ от имени всей команды даёт один из участников, при этом помните, что в слове правильного ответа должно быть только пять букв. При неправильном ответе вопрос переходит к следующей команде.

Литература:

- сказка о пользе коллективного труда? (Репка);

- слепой странствующий певец – один из древних сказителей? (Гомер);

- сказочная соседка, боровшаяся за братскую любовь? (Герда);

- лошадь для поэта (Пегас);

- волшебница из сказки, которая может оставить с разбитым корытом (рыбка)

Искусство:

- танец на пальцах? (балет);

- Ариозная кричалка? (опера);

- Простыня, за просмотр которой платят деньги? (экран);

- Город в Ивановской области, известный на весь мир своими росписями? (Палех);

- роспись по барышне (дымка)

Спорт:

- Подколка фехтовального противника? (выпад);

- Едет он со стадиона на квартиру чемпиона. Будет жить с призёром вместе
на почётном, видном месте… (Кубок);

- спортивный каюк, кранты, амба, конец? (финиш);

- очень гладкое место для «коровьего танца» (каток);

- мала, неказиста, а развивает скорость до скорости автомобиля (шайба)

География

- Какой город летает? (Сокол в Вологодской области);

- У меня в столе хранится шар земной на ста страницах! (Атлас);

- река, впадающая в Каспийское море (Волга);

- корабельный радостный крик (земля);

- река, которая «помещается» во рту? (Десна)

История

- уменьшенный прототип гильотины? (топор);

- самая весёлая из муз, обожаемая женщинами? (Талия - муза комедии и лёгкой поэзии, дочь Зевса и Мнемосины);

- русский Иванушка, ставший царём? (Иоанн);

- праздничные цветы на небесах? (салют);

- Здесь чеканит шаг воинов отряд, реет гордый флаг. Смотрим что? (Парад)

Конкурс «Разминка» показал, что у вас, дорогие педагоги, отличный педагогический потенциал! Загадки – это хороший способ в игровой форме потренировать логику и весело провести время. Чтоб дух мастерства нам сохранить, нужно в работе активными быть!



Умственное воспитание осуществляется в разнообразных видах деятельности. Главная роль принадлежит обучению на занятиях, в дидактическую играх, в упражнениях.

Конечно, многое ребёнок усваивает в процессе непосредственного восприятия жизненных явлений, в порядке личного опыта. Но полученные таким образом знания часто бываю ошибочным, случайными, мало содействуют умственном у развитию.
Обучение в детском доме должно строится с учетом доступности.
Работа по активизации умственной деятельности детей школьного возраста имеет ряд особенностей. Общеизвестно, лишь незначительная часть детей в детских домах не испытывает затруднений в процессе обучения.

Уже в младшем школьном возрасте у многих детей, к сожалению, угасает потребность в интеллектуальной активности. Так появляются дети негативно относящиеся к учебе, умственной работе, что постепенно приводит к неумение мыслить, думать - это главное отличительное качество интеллектуально- пассивных детей.

Однако иногда ребёнок бывает без вины виноватый. У младших детей в силу возраста не сформирован стойкий познавательный интерес. Многие отдают предпочтение изобразительной деятельности, лепке и т.п. На данном этапе очень важен индивидуальный подход. Робкие, застенчивые дети не проявляют интереса не потому, что ко всему безучастны, а потому что у них не хватает уверенности или они бояться вступать в контакт с другими детьми и с взрослыми.
К ним нужно быть особенно внимательным, вовремя заметить проявление любознательности, интереса или способности к какому-нибудь роду деятельности..

Неоспорим тот факт, что самая распространенная причина, порождающая неумение мыслить, нежелание учиться, лень и безответственность - это недостаток в развитии мышления. И в данном случае педагогам предстоит долгий процесс восполнения недостаточного развития интереса у детей к учебе, к приобретению новых знаний - процесс активизации мыслительной деятельности детей.

Потребность детей к новым знаниям растет, если она поддерживается взрослыми.
На начальном этапе формирования активности детей привлекают собственно только игровые действия. Игра должна служить эмоциональным фоном, постепенно она превращается в игру- работу.

В детских домах работа по активизации умственной деятельности имеет целый ряд особенностей. Нежелание детей учиться, проблемы в школе, низкая успеваемость, нежелание выполнять домашнее задание - всё это характерно для детей воспитанников детских домов и всё это влечёт снижение умственной активности. Существует известная зависимость между уровнем знаний и умственным развитием воспитанников. Но неправильно умственное развитие ребёнка определять объемом усвоенных им знаний.

Развить ум, овладеть необходимыми умственным и операциями, логическими приёмами мышления помогает решение различных логических задач, головоломок, викторины. Содержание такого материала должно помогать закрепить и расширить знания детей, помогать в преодоление каких-либо затруднений в обучении, есть одно "но". Все эти игры, викторины не должны восприниматься, как процесс продолжения обучения т.к. это разрушит саму сущность игры.

Если у ребёнка не хватает знаний, дети ищут ответы в других источниках. Процесс поиска ответа тоже способствует повышению познавательного интереса, а это в свою очередь активизирует мыслительную деятельность, повышая его любознательность.
С детьми старшего возраста надо использовать немного отличные формы работы.

Одной из самых удачных является беседы: индивидуальные, групповые. Во время бесед детям предлагается спрашивать обо всем, что их интересует. Активность детей возрастает, они узнают, что- то новое для себя, начинают задавать вопросы, потом дети делятся информацией другими детьми. С учетом заинтересовавшей детей информации подбираются темы для новых бесед, разговоров.

В настоящее время дети очень мало читают. Надо привлечь их внимание к чтению, к книгам (пусть даже это электронный или аудио вариант), как основному источнику получения знаний. Сегодня становится популярным метод развития интеллекта под названием «зеркальная книга». Слайд 8. В результате экспериментов было показано, что направление письменной формы языка изменяет алгоритмы восприятия и мышления человека гораздо сильнее, чем структура языка: при чтении текста слева направо мозг учится работать в одном алгоритме, а при чтении справа налево — в другом. В результате регулярного зеркального чтения меняются роль и степень участия каждого полушария в процессах восприятия, внимания и мышления.

Несмотря на показанную сложность процесса зеркального чтения, получение элементарных навыков происходит за короткое время. Каждый следующий подход к зеркальному чтению будет отмечаться повышением качества чтения и улучшением понимания смысла прочитанного. Одновременная сложность и простота освоения зеркального чтения делают эту практику чрезвычайно эффективным и доступным инструментом развития высших психических функций у людей любого возраста, достатка и подготовленности. Сегодня можно приобрести через интернет зеркальную книгу, правда это не очень дешево, а можно отзеркалить любой текст онлайн и затем распечатать его.


Хотелось бы отметить роль телевидения и интернета. Очень большой поток информации хлынул на детей. Надо научить детей правильно фильтровать этот поток, отсеивать ненужную и больше сказать, вредную информацию, оставить лишь то, что действительно не навредит психике детей. Это сложно, но возможно. Направить интерес в нужное русло, по нужному направлению.

Следует обратить внимание на ряд, телевизионных игр, передач, которые несут ребёнку знания в некоторых областях наук, расширяют его кругозор, обогащают его интеллектуальный запас. Сейчас существует очень много каналов телевидения, где можно получить много знаний о природе, технические знания, викторины и интеллектуальные игры и другую полезную информацию.


Деловая игра:

Разноплановый подход к любому поставленному вопросу, позволяет задействовать разные области человеческого мозга и обнаружить неожиданные аспекты решения. И сейчас мне хотелось бы узнать, а много ли вы знаете пословиц и поговорок? Это универсальное средство для обогащения словарного запаса, не только педагогов, но и детей. Следующий конкурс «Заморочки не из бочки». Узнайте во фразах, изложенных почти научным языком, зашифрованные русские пословицы и поговорки о ком или, о чем идет речь. Слайд 9.

I вариант

  • Потерялся в небольшом количестве вечнозелёных хвойных деревьев («Заблудился в трех соснах»).

  • Домашнему млекопитающему доподлинно известен хозяин проглоченного им продукта животноводства («Знает кошка чье мясо съела»).

  • Домашнего млекопитающего семейства кошачьих ждёт возмездие за выделившийся в большом количестве секрет слёзных желёз маленького грызуна («Отольются кошке мышкины слезы»).

  • Кровососущее насекомое отряда двукрылых не сможет заточить свой орган обоняния («Комар носа не подточит»).

  • Сильная боязнь имеет большие органы зрения («У страха глаза велики»).

II вариант Слайд 10

  • В нижних конечностях истины нет. («В ногах правды нет»)

  • Глубокое сердечное чувство настолько жестоко, что заставит вас испытывать влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих. («Любовь зла полюбишь и козла»)

  • Беднейшие слои населения вынуждены мыслить нестандартно. («Голь га выдумку хитра»)

  • Человек с хорошей памятью на обиды иногда может лишиться органа зрения. («Кто зло помянет, тому глаз вон»)

  • Говорит неправду без опускания и поднимания кожной складки вокруг глазного яблока. («Соврет, глазом не моргнет»)


Ведущий: Велик и могуч наш русский язык, и вы своими ответами еще раз это подтвердили. Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае Вы должны научиться их понимать, проявив педагогический такт, способность к сочувствию, сопереживанию, развитое чувство юмора, умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы.



Планируя свою работу, ставя перед собой задачу, развитие умственных способностей, нельзя упускать из внимания то, что в большинстве своем дети в группах школьники. И задача педагогов поддерживать у них интерес к учебе, познавательную активность. Роль педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку облегчить процесс овладения знаниями, рационально организо­вать свой учебный труд и ускорить процесс познания. Для этого надо скоординировать свои действия с действиями учителей в школе, необходимо планировать подготовку домашнего задания так, чтобы поддерживать интерес к обучению.

Поддержать познавательную активность и интерес к учебному труду у  детей можно через организацию классных часов на тему "Учись учиться", которые помогут детям рационально орга­низовать свой полезный труд, развить свои способности. Например, "Как развивать память", "Как развивать свои способности", "Что такое ум и как его развивать", "Дисциплина мышления" и т.д.

Чем выше познавательная активность учащихся, тем богаче, осмысленнее, полнее и прочнее усваиваются знания. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и, повышая их собственные усилия в овладении знаниями можно добиться улучшения успеваемости. Необходимо приучать детей к умственному труду, воспитывать потребность в нём, предоставить возможность детям стать более инициативными, проявлять инициативу, умение нестандартно мыслить.


Перед педагогом стоит задача развития у учащихся положительной настроенности к учению и возбуждения внутренних стимулов познавательной активности. Какую бы сторону деятельности человека мы не взяли, в ней, так или иначе, отражается отношение к вызывающим эту деятельность побудительным причинам и ее результатам.

В одних случаях человек с радостью и удовольствием выполняет работу, а в других те же побудительные причины деятельности вызывают негативизм, таким образом, проявляется его отношение. При положительном восприятии внешнего воздействия ребенок будет проявлять познавательную активность и наоборот. Таким образом, в процессе учебной работы у каждого учащегося проявляются определенные объективные переживания, влияющие на характер познавательной активности.

Педагогу необходимо учитывать значение этих внутренних стимулов для личностного развития ребенка. Первейший фактор стимуляции всякой деятельности — потребность. В общем виде это надобность человека, в чем-либо, что необходимо для него и что поэтому вызывает у него определенную степень активности.

Познавательная активность возбуждается познавательной потребностью. Если ребенок не осознает потребности в учении, если у него нет познавательной потребности, он, как правило, не проявляет умственной активности. В отличие от взрослого, который хорошо понимает цель учебы для ребенка, ребенок живет настоящим, в нем преобладают эмоции, импульсы непосред­ственной жизнедеятельности. Принуждая его учиться и привлекая для этого искусственные стимулы, мы жертвуем его эмоциями ради будущего и пренебрегаем настоящим. На этой почве рождается конфликт между ребенком и взрослым — ребенок думает, что он учится не ради себя.

Как педагогам привести в действие внутренние стимулы познавательной активности детей и возбудить у них потребность в овладении знаниями?
Искусно создавать противоречия между знанием и незнанием, создавать проблемные ситуации, с помощью которых можно управ­лять вниманием детей и активизировать их познавательную деятельность. Ставить задачи для самостоятельного разрешения, само­контроля, самоанализа. Выявлять субъективное значение того или иного вида познавательной деятельности для конкретного ребенка.

Рассматривая педагогические факторы, обеспечивая реализацию закономерностей умственного развития следует уделить особое внимание самостоятельной работе.

Современные требования усиления роли и доли самостоятельной работы в учебно-воспитательном процессе, обусловлены объективной необходимостью активизации познавательной деятельности обучаемых. Именно самостоятельная работа призвана обеспечивать усвоение новой информации, но и помочь детям формировать умения и навыки самостоятельного приобретения знаний. Активизация умственной деятельности в этом случае заключается в реконструировании, преобразование структуры и содержание ранее усвоенной информации. Это предполагает необходимость анализировать данное описание объекта, различные возможные пути выполнения заданий, возможность выбирать наиболее правильные из них или последовательно находить логически следующее решение.

Наряду со всех способами, методами активизации умственной деятельности, не стоит забывать и о практической преобразующей деятельности. Этот вид деятельности, позволяет активизировать и углублять познание, избежав при этом пагубно перегрузок. В практической деятельности активизируются все самые важные познавательные процессы, в том числе и мышление.

Для познающего, мыслящего человека положительным результатом является не только успешное решение проблемы, но даже и её "нерешение"; Неудача в попытке её решить - тоже продукт мышления как деятельности и она тоже способствует формированию важнейших новообразований в психике: у человека формируются всё более адекватные способы мышления, познания, вырабатываются новые знания, способы умственных действий, мотивы, чувства, способности, а также отношение к тому, что он делает.


Деловая игра:


Существует утверждение: «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Творчески работающий педагог своими личностными качествами стимулирует развитие у воспитанников с любым статусом творческой активности, формирует речевые навыки, воображение, мышление и внимательность.


Слайд 11 Что такое синквейн?

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет. Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.


Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам.


Слайд 12 Правила написания синквейна

первая строка -  одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка -  два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка -  три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка -  фраза из нескольких (обычно трех - четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самими нами фраза в контексте с темой.

пятая строка -  слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пишущего к теме.


Пример синквейна на тему любви:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Вам предлагается за 5 минут написать коллективный синквейн на темы: вера, надежда.



Слайд 13 На педагогическом совете в начале учебного года были утверждены программы интеллектуального развития воспитанников детского дома. По этим программам воспитатели групп и специалисты работали с озвученной проблемой в течении учебного года. В ходе подготовки к педагогическому совету воспитатели Гдюль Е.В. и Тароян А.Д. провели открытые занятия с воспитанниками по развитию памяти и внимания, соответствующие календарно-учебному плану, реализуемых в группах программ. И сейчас я предоставляю слову воспитателям групп Гусаровой Е.в. и Равкиной И.Г., чтобы они более подробно ознакомили присутствующих с сутью работы по интеллектуальному и умственному развитию наших воспитанников.

Педагог-психолог Кригер М.А. также поделится опытом и расскажет нам как на своих занятиях она развивает интеллект наших воспитанников.

Деловая игра:


Весна — это не только время распускающихся цветов и свежего воздуха, но и время новых начинаний, вдохновения и возрождения. В продолжении нашей деловой игры я предлагаю вам восстановить стихотворение об этом удивительном времени года, которое написано на слайде и прочитать его «по весеннему».

Слайд 14


***

Вернулось царство вешних …..дней:

Звенит по камушкам ……ручей,

Река шумит,

И с криком стая ……..журавлей

Уж к нам летит.

Смолою пахнет от ….. лесов,

Краснея, почки лепестков

Вздохнули вдруг,

И миллионами …… цветов

Покрылся луг.



***

Пробудившись ото …. сна,

Кистью мягкою ….. весна

На ветвях рисует ….. почки

На полях — грачей цепочки,

Над ожившею …… листвой

Первый росчерк грозовой,

А в тени прозрачной ….. сада

Куст сирени у ограды.



Еще один способ развития интеллектуальных способностей детей – проектная деятельность


Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.


Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Слайд15 Существуют ли основные требования к использованию метода проекта?

- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

- обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых;

- развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

Как можно сформулировать основную цель использования проектного метода?

Слайд 17 Основной целью проектного метода является развитие творческой личности ребёнка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.


Слайд 18. Вывод: Задача педагогов в детском доме направить свою деятельность на ознакомление детей с окружающей жизнью, на усвоение знаний и применение их в разных условиях (умение распоряжаться знаниями) на овладение способами умственной деятельности, формирование умственных способностей, развитие любознательности и познавательных интересов, активизации интеллекта.

Все формы организации обучения, все программы целью ставят развитие личности ребенка, его умственных способностей, эмоциональное благополучие.
Различные программы, все без исключения включают в себя ряд базисных направлений и целей в соответствии с возрастом и одним из базисных направлений является развитие умственных способностей.

Проблеме активизации умственной деятельности посвящено много и психологических и педагогических исследований. И все исследования сходятся на следующем: умственная активность закладывается и развивается уже в младенческом возрасте. Её развитие обусловлено обучающими воздействиями взрослых и способствует формированию личности, которая бы "приобретала в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойной человека".





Слайд 19.


Решение:

  1. Признать работу воспитателей групп и педагога-психолога детского дома по развитию умственных и интеллектуальных способностей воспитанников положительной.

  2. Продолжить работу по данному направлению в следующем учебном году с использованием активных форм и методов, в том числе озвученных в теоретической части доклада.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!