СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет. Доклад по теме: «Роль классного руководителя в организации работы ученического самоуправления класса»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: анализ работы педагогов по созданию условий для организации жизнедеятельности классных коллективов.

Задачи:

  • проанализировать деятельность педагогического коллектива по созданию условий для формирования у школьников готовности к самореализации в современном обществе через освоение навыков социального взаимодействия;
  • определить пути активизации деятельности органов ученического самоуправления в школе;
  • вовлечь участников педагогического совета в активную продуктивную деятельность, сотрудничество.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет. Доклад по теме: «Роль классного руководителя в организации работы ученического самоуправления класса»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная школа № 46 города Макеевки»
















ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

«Роль классного руководителя в современной школе»



Доклад по теме:

«Роль классного руководителя в организации работы ученического самоуправления класса»









Подготовила:

педагог-организатор

Мохонько М.В.







январь 2022 год

Цель: анализ работы педагогов по созданию условий для организации жизнедеятельности классных коллективов.

Задачи:

  • проанализировать деятельность педагогического коллектива по созданию условий для формирования у школьников готовности к самореализации в современном обществе через освоение навыков социального взаимодействия;

  • определить пути активизации деятельности органов ученического самоуправления в школе;

  • вовлечь участников педагогического совета в активную продуктивную деятельность, сотрудничество.

Подготовительная работа:

  • проведение внутришкольного контроля по теме заседания на основе собеседования с педагогами и учащимися, изучения документации классных руководителей, посещения классных часов, проведения диагностики с использованием следующих методик:

  • методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (приложение 1);

  • методика “Наши отношения” (приложение 2);

  • диагностика взаимодействия учитель — ученик (приложение 3);

  • методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (приложение 4);

  • анкета «Успешность ученического самоуправления» (приложение 5);

  • оформление аналитических материалов и подготовка проекта решения педагогического совета.

Методы подготовки и проведения:

  • словесные (доклад);

  • наглядные (компьютерная презентация, результаты анкетирования, диагностик);

  • практические (моделирование ситуаций, микроисследования, наблюдения).

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка; наглядный материал.




Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру»

С.И.Гессен

Ход заседания

Докладчик приветствует участников педсовета и предлагает им начать совместную работу, разделившись на группы. Групповая работа направлена на актуализацию темы педсовета. Педагоги в группах определяют свою позицию относительно следующих высказываний:

  • “Проблема организации ученического самоуправления является актуальной”

  • “Данная проблема требует своего разрешения в школе”

(Обсуждение проходит в течение трех минут, затем группы озвучивают свои мнения, приводят аргументы).

Вступительное слово докладчика:

Уважаемые коллеги! В современном мире все острее ощущается потребность в школе, которая учит мыслить, быть самостоятельными, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права. Успешна ли сегодняшняя школа в этом направлении? Увы, не всегда. И изменить такую ситуацию невозможно без осознания каждым педагогом своей первостепенной задачи, которая в современных условиях заключается не столько в передаче определенных знаний, формировании конкретных умений и навыков, сколько в содействии развитию и личностному становлению учеников.

В сегодняшней школе, к сожалению, существует дефицит детской инициативы, вызванный отсутствием оптимальных условий для ее проявления. Следствие такой ситуации - низкий уровень социальный активности школьников, ограниченность возможностей для проявления их лидерских качеств, организаторских способностей, формирования навыков самоорганизации и продуктивного взаимодействия в коллективе. Противостоять подобным явлениям в школе призвано ученическое самоуправление.

Под ученическим самоуправлением понимается форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности и ответственности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Ключевые слова - самостоятельность и ответственность. Это как раз те качества, на отсутствие которых у учеников мы, педагоги, так часто жалуемся друг другу и которые так нужны ребятам для достижения успеха в настоящей и будущей, взрослой жизни.

Как видим, эффективная организация ученического самоуправления в школе имеет значительный воспитательный потенциал. Она способна формировать самостоятельного, ответственного, увлеченного, активного ученика. И сегодня мы собрались, чтобы проанализировать работу нашего педагогического коллектива по созданию условий для организации жизнедеятельности классных коллективов на основе принципов ученического самоуправления.

Погружение в тему

За последние годы произошли существенные изменения в процессе воспитания учащихся. Заметные коррекции внесены в систему управления и самоуправления жизнедеятельностью детских сообществ. Отказ от создания в учебных классах октябрятских звездочек, пионерских отрядов и комсомольских групп обусловил возникновение новой ситуации в организации самоуправления в классном коллективе.

Как педагогу действовать в этой ситуации? Что из прошлого опыта самоуправленческой деятельности можно использовать в настоящее время? От чего следует решительно отказаться? Какие новшества смогут повысить эффективность самоуправления? На эти вопросы надо обязательно найти ответы каждому педагогу, работающему с детским коллективом. Для того чтобы более обоснованно и убедительно ответить на эти вопросы, необходимо иметь отчетливые представления о сущности самоуправления в детском коллективе, его целях, принципах, содержании и способах организации.

Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Н.И.Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой. В.М.Кротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, а известный белорусский исследователь В.Т.Кабуш делает вывод, что самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации. Представления учёных о сущности самоуправления разделяют педагоги-практики и их воспитанники. Некоторые ученики понимают его как:

  • управление жизнью класса;

  • организацию дел для своего класса, а значит и для себя;

  • решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом;

  • школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.

Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общений и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

Анализ практического опыта дал возможность установить основные признаки характера воспитательного процесса, каким его делают управление и самоуправление.

Добровольный процесс. Воспитания по принуждению нет. У каждого участника воспитательного процесса, у педагогов и воспитанников есть потребность и желание совершенствовать самих себя, строить свою жизнедеятельность на основе высоких нравственных ценностей, вырабатывать коллективно нормы, обычаи, то есть вырабатывать основы поведения. Отсюда главная функция самоуправления – создавать эти основы. Задача педагога – воспитать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских отношений.

Демократический процесс. В организации воспитательной деятельности учитываются интересы и потребности каждого члена, меньшинства, всего коллектива путем стремления к общему согласию. Функция самоуправления – строить жизнедеятельность коллектива, идя от ученика, его интересов, запросов, идеалов. Задача педагога – воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских отношений.

Гуманистический процесс. В воспитательной деятельности должно быть всё во имя ребёнка и для ребёнка. Самоуправление формирует в коллективе атмосферу защищённости каждого его члена. Функция самоуправления – разрабатывать и утверждать нормы гуманистических отношений друг к другу. Эти отношения помогают воспринимать каждого как уникальную личность и способствуют самореализации её неповторимости. Задача педагога – научить каждого выполнять поручения коллектива через осуществление самоучёта, самоконтроля по отношению к окружающим; признавать самоценность человека.

Социальный процесс. Самоуправление следует рассматривать как фактор социализации личности ребенка, поскольку оно способствует реализации в коллективе социальных функций: информационной, ценностно-ориентационной, нормативной и др. Благодаря им, в коллективе формируются специфические способы регуляции внутригрупповых отношений. Задача педагога – через самоуправление расширять социальные связи и, используя их, обеспечивать каждому индивиду освоение социального мира, формировать у учащихся умения преобразовывать его, строить свой собственный социальный мир.

Творческий процесс. Самоуправление способствует социальному, индивидуальному, нравственному творчеству. Инициативное самоуправление – одно из условий проявления учащимися творческой энергии. Более того, оно даёт возможность действовать всем не только в соответствии с возложенными на них обязанностями, но и согласно голосу собственной совести, в соответствии с требованиями подлинной нравственности. Задача педагога – направить самоуправление на формирование у воспитанников индивидуального стиля жизни.

Разновариативный процесс. Самоуправление, формирующееся на основании сложившегося опыта и традиций, с учётом типа школы, национальной культуры и традиций, делает воспитательный процесс разновариативным, неповторимым. Расширение границ самоуправленческой деятельности, вовлечение новых учащихся в его работу, усложнение задач – всё это способствует появлению в воспитательном процесс инновационных подходов. Задача педагога – вести поиск результативных методов педагогического обеспечения постоянно развивающегося самоуправления.

Самостоятельный процесс. Самоуправление, построенное на творческом педагогическом управлении и инициативной самодеятельности учащихся, делает воспитательный процесс самостоятельным, то есть не зависимым от существующих установок, интересов администрации. Предоставление педагогической самостоятельности учителям и учащимся – необходимое условие развития самодеятельности, инициативы, творчества. Задача педагога – формирование у учащихся потребности и желания реализации пяти «само»: самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самовоспитания, самообучения.

Цели самоуправленческой деятельности. Во-первых, содействие развитию ребенка. Речь идет о детском коллективе, ведущей функцией которого является обеспечение личностного роста его членов. Самоуправление следует рассматривать как важнейшее средство (метод, инструмент) развития детей. «Самодеятельность, по утверждению Т.Е.Конниковой, - очень острое оружие: деятельность, совершаемая по внутреннему побуждению, обязательно отражается в чертах личности». Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и многие другие. Во-вторых, организация эффективного функционирования учебной группы. Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных на классное сообщество функций, начиная от обеспечения дисциплины и порядка в классе и завершая созданием условий для профессионального и гражданского самоопределения учащихся. В-третьих, формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека. Самоуправление позволяет ребенку расширить пространство для проявления своей активности. Оно не должно быть ограничено стенами ученого кабинета и даже рамками школьного здания. Выполнение постоянного или временного поручения может происходить и в детском саду, и в больнице, и на участке какого-либо хозяйства, то есть там, где возможно и педагогически целесообразно проявление и развитие социально ценных устремлений детей.

Принципы самоуправления. Для достижения перечисленных целей необходимо соблюдение научно обоснованных правил и требований к организации ученического самоуправления. Чаще всего научные и практические работники называют следующие принципы:

  • деятельное наполнение работы органов самоуправления;

  • социальная значимость деятельности самоуправления;

  • соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития классного коллектива;

  • взаимосвязь функций, полномочий, реальных прав и возможностей органов самоуправления;

  • добровольность и выборность органов самоуправления;

  • инициатива, самодеятельность и творчество детей;

  • гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разработки;

  • сочетание деятельности постоянных и временных органов самоуправления, последовательность и систематичность их работы;

  • обязательное представительство классных коллективов в органах школьного самоуправления;

  • взаимодействие всех органов самоуправления;

  • сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении решений.

Функционирование ученического самоуправления в школе невозможно без участия педагогов. Их деятельность в данном направлении можно представить следующим алгоритмом:

  1. Помочь детям определить и сформулировать цель и задачи совместной деятельности.

  2. Сориентировать их в выборе коллективных дел.

  3. Включить ребят в реализацию задуманного дела, помочь в распределении обязанностей.

  4. Организовать деятельность по анализу результатов работы.

Таким образом, задача классного руководителя — строить полноценную жизнь класса вместе с детьми, постепенно предоставляя своим воспитанникам все большую самостоятельность, расширяя сферу ученического самоуправления. При этом нужно опираться на реализацию принципа планирования “снизу вверх”, т. е. исходить из интересов и инициативы детей; в рамках общешкольной деятельности предоставлять широкие возможности для делегирования представителей ученических коллективов в органы школьного самоуправления для совместного решения актуальных задач.

Групповая работа

Педагоги предлагают свои варианты окончания фразы:

“Ученическое самоуправление — это возможность учащихся самим…”. На обсуждение дается три минуты. Затем представители групп озвучивают свои варианты, докладчик фиксирует их на листе ватмана.

Например: …планировать;

…организовывать;

…подводить итоги;

…участвовать в решении вопросов школьной жизни;

…демонстрировать уникальность своей личности;

…накапливать опыт общения;

…приобретать опыт преодоления трудностей;

…чувствовать ответственность за свои поступки;

…осваивать общественный опыт; и др.

Анализ деятельности педагогического коллектива в рамках работы по организации ученического самоуправления

Анализ результатов анкетирования учащихся (опрошены учащиеся 5-9 классов) указывает, что в школе факторами включения педагогов, учащихся и их родителей в организацию активного процесса обучения и воспитания, в формирование приоритетных ценностей школьного коллектива, в совместное осмысление перспектив развития являются следующие:

  • создание временных творческих групп на период подготовки и проведения различных коллективных дел;

  • работа органов самоуправления в классных коллективах, которые избираются так, чтобы каждый ребенок на основании своих предпочтений и возможностей входил в ту или иную активную группу;

Анализ посещенных классных часов общения, сборов отрядов, результаты собеседования с педагогами и учащимися указывают, что органы ученического самоуправления активно функционируют. Определён круг обязанностей, учащиеся знают требования, которые предъявляются к тому или иному виду поручений, дети включены в деятельность по планированию дел класса на ближайшее время: конкретно, содержательно, с видением перспективы. В ходе классных часов классные руководители создавали условия для самоанализа и взаимоанализа учащимися качества выполнения определенных обязанностей. Определив проблемы, учащиеся совместно с учителями прогнозировали пути их решения. Классные руководители подчеркивали значение коллектива для самореализации каждого ученика, приглашали учащихся к разговору и осмыслению этого положения.

Вместе с тем необходимо указать на недостатки:

  • при подготовке классных часов педагоги уделяют недостаточное внимание отбору эффективных методик, позволяющих детям определять и аргументировать собственную позицию по обсуждаемой теме;

  • отсутствует системная работа с экранами участия учащихся в делах класса и школы;

  • наблюдаются недостаточная содержательность и формальный подход к ведению информационного уголка класса;

  • присутствует ограниченность видов поощрения активных и ответственных учащихся.

Реальную картину эффективности функционирования и развития органов ученического самоуправления демонстрирует факт участия классов в коллективных творческих делах, конкурсах различного уровня. (Осуществляется аналитика успешности участия классных коллективов в школьных мероприятиях, конкурсах, которая сопровождается мультимедийной презентацией.)

  Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более чёткой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.

 Так же, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, учащиеся приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как: прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.

Сделать учащихся активными участниками воспитательного процесса – это важная и ответственная задача. Привлечение школьников к общественной жизни школы  расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании. Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско – патриотического и духовно – нравственного становления личности ребенка. 

Самоуправление нашей школы

Одним из главных разделов воспитательной работы в нашей школе является развитие ученического самоуправления, смысл которого заключается не в управление одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Учащиеся детской общественной организации «Школьная республика» объединены в следующие объединения: 1-4 классы - «Орлята», 5-7 классы - «Алые паруса», 8-9 классы - «Юность Донбасса».

Организационные проблемы жизнедеятельности учащихся решают органы школьного самоуправления на I уровне - классный сбор, на II уровне - Совет министров и Совет ДОО «Школьная республика», возглавляемый Президентом ДОО «Школьная республика». На III уровне – Совет школы, в который входят представители детской общественной организации «Школьная республика». Деятельность органов ученического самоуправления I, II и III уровней регламентируется Положением о детской общественной организации «Школьная республика».

Согласно пунктам 3.21-3.25 Положения о детской общественной организации «Школьная республика» I уровень ученического самоуправления (первичный) – это самоуправление в классе. Оно осуществляется посредством классного собрания.

Классное собрание (сбор):

  • обсуждает любые вопросы жизни класса, принимает по ним необходимые решения;

  • избирает совет класса, заслушивает отчёты о его работе.

Совет класса:

  • организует выполнение решений классных собраний и Совета министров;

  • организует дежурство и самообслуживание  в классе;

  • обеспечивает дисциплину и порядок в классе;

  • организует взаимопомощь в учёбе учащимся;

  • готовит и проводит классные собрания, культпоходы в музей, кино, ТЮЗ, экскурсии, другие классные мероприятия.

Все первичные коллективы входят в состав единой организации. Руководит классным коллективом командир класса. Командир класса входит в Совет ДОО «Школьная республика».

Школьное ученическое самоуправление в нашей школе состоит из пяти министерств: образования, культуры, информации и печати, спорта и здоровья, внутренних дел в которые входят представители классных коллективов. Курируют работу кураторы из преподавательского состава: Ульянченко Т.В., Касьяненко О.В., Мохонько М.В. и Гелюх Т.М. У каждого министерства есть свои поставленные цели и задачи. Ежегодно составляются планы работы министерств, скоординированные с планом воспитательной работы школы. Каждое министерство организует деятельность учащихся по конкретному направлению (познавательное, правовое, трудовое, спортивно-оздоровительное, художественное, эстетическое, информационное). Ведётся отчётная документация: протоколы заседаний, рабочая тетрадь министров. В ходе подготовки и проведения коллективно-творческих дел его участники

осуществляют все этапы самоуправления: 

  • совместно определяют цель своей деятельности;

  • договариваются о средствах и способах ее реализации;

  • управляют процессом ее осуществления;

  • подводят итоги.

Важное преимущество коллективно-творческих дел общешкольного масштаба состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Многие учащихся  с удовольствием участвуют в общественных делах школы, что благотворно влияет на стремление их к самоуправлению, самореализации в различных сферах общественной жизни.

Среди учащихся много творческих детей. Все они входят в состав ученического самоуправления, которые, помогают в подборке материалов для сценариев. Ребята учатся таким необходимым в жизни человека качествам, как умение принимать решение, взаимодействовать с товарищами, помогать другим, осуществлять их предложения и привлекать к осуществлению собственных решений. Учащиеся стараются ответственно относиться к порученному делу, но, к сожалению, не все ребята это понимают.

В течение года запланированы ежемесячные сборы Совета класса, заседания министерств, Совета министров – 1 раз в четверть, Совета «Школьной республики» и ученическая конференция - 1 раз в полугодие, на которых рассматривается план работы, ведётся подготовка к внеурочным мероприятия, обсуждаются текущие рабочие вопросы, заслушиваются отчеты о проделанной работе. Решение заседаний заносится в протокол. Так же запланированы сборы детских объединений - Сбор объединения «Орлята», посвящённый приёму в орлят; Сбор объединения «Алые паруса», посвящённый приёму в пионеры; Сбор объединения «Юность Донбасса» посвящённого Дню Неизвестного Солдата.

В сентябре, октябре, декабре 2021 года и январе 2022 года состоялись заседания министерств (4). 15 декабря 2021 года - заседание Совета министров (1). 16 декабря 2021 года - заседание Совета ДОО «Школьная республика» (1). Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Сборы объединений «Орлята», «Юность Донбасса» и «Алые паруса» перенесены на II полугодие в связи с длительными каникулами и дистанционным обучением. Состоялись открытые сборы отрядов (3): 10 декабря в 4 классе «Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут!», 23 декабря в 3 классе «Поговорим о дружбе», в 6 классе «ДНР – Родина моя».

Учащиеся всегда активно участвуют в проведении заседаний, выдвижении кандидатов от класса в министерства школьного самоуправления, на выборы президента школы. В этом учебном году процесс перевыборной кампании прошёл в дистанционном режиме. Но это никак не помешало в проведении деловой игры «Выборы президента детской общественной организации «Школьная республика»». Игра проведена в четыре этапа. Голосование проходило в дистанционном формате (онлайн-голосование) с 9 ноября по 10 ноября 2021 года до 12 ч. 00 мин. в закрытых группах 5-9 классов. Всего проголосовало 74 избирателя – это составляет 92 % от общего количества. По результатам голосования президентом детской общественной организации «Школьная республика» одержала победу Мостовая Дарья, учащаяся 8 класса. На её счету 47 голосов – это 64 %.  На 28% голосов меньше набрала Кушнаренко Оксана, 27 голосов. Согласно Положению о выборах президента детской общественной организации «Школьная республика» она занимает пост заместителя президента школы.

С целью проверки уровня развития ученического самоуправления было проведено анкетирование «Успешность ученического самоуправления».

Слово «самоуправление» дети понимают по – разному: выполнение обязанностей в школе и классе, управление самим собой, контроль над самим собой.

На второй вопрос они отвечают, что оно учит их быть ответственным, прислушиваться к мнению других.

Без классного руководителя им трудно, он может помочь в разных делах, может наблюдать, контролировать и руководить работой класса.

Совет класса может решать проблемы класса только с помощью классного руководителя, организовать мероприятие, классный час. Решает вопросы об успеваемости, посещаемости, поведении обучающихся.

Ученики 5-6 классов назвали конкретные поручения, которые они хотели бы выполнять, ученики постарше, затруднялись в ответах, не знают конкретно чего они хотят.

Конкретных пожеланий и предложений у обучающихся по организации жизнедеятельности класса нет.

Проведённая диагностика показала, что ученическое самоуправление не работает на должном уровне, нужно продолжать работу по развитию ученического самоуправления класса и школы в целом. Действенность органов самоуправления минимальна, отсутствие инициативы, резко сократилось количество ребят, владеющих организационными навыками.

Что нужно сделать, чтобы активизировать работу ученического самоуправления? 

Основными задачами для активизации ученического самоуправления являются:

  • активное вовлечение каждого школьника  в разнообразную деятельность;

  • обучение школьников управленческой деятельности, что воспитывает ответственность и самостоятельность обучающихся;

  • повышение интеллектуального уровня школьников, воспитание в детях добра и милосердия;

  • развитие творческой индивидуальности ребёнка;

  • активизировать учёбу актива ученического самоуправления;

  • привлечь педагогов для участия в ученическом самоуправление (обучение актива).

Самоуправление является важной составляющей в системе формирования гражданского общества, так как актуализирует для ребёнка проблему общественных интересов и их разумной взаимосвязи с интересами личности. Самоуправление способствует успешной социализации, ведь ребенок получает возможность освоить различные социальные роли, учится руководить и подчиняться, учитывать и использовать различные позиции интересов, создавать позитивные и оптимистические взаимоотношения, придерживаться устойчивых ценностей, уважать правила и нормы совместной деятельности.

При самоуправлении часть коллектива занимает активную позицию, организовывая процесс и отношения, большинство же оказывается в подчиненной роли (отсутствуют либо особые черты характера, либо их востребованность). В данной ситуации педагогу важно создать условия, чтобы каждый ученик в классе смог примерить на себя роль лидера, причем не только в связи с обязательной выборностью и ротацией, но и на основе своих индивидуальных особенностей, способностей, увлечений. В этой связи педагогу не обойтись без изучения интересов учащихся класса, без наблюдения за их развитием. Важно также подпитывать мотивацию детей к коллективной деятельности, используя самые различные педагогические средства.

Пусковым механизмом ученического самоуправления является, как правило, внешняя мотивация. И немалую роль здесь играет классный уголок, в котором должны размещаться не только планы мероприятий и списки ребят, ответственных за то или иное дело, но и информация аналитического характера.

Возьмем для анализа один аспект жизни классного коллектива — дежурство. В роли дежурного бывает каждый ученик, и каждый должен осознавать, что от его добросовестности зависит порученное ему дело. Поэтому в графике дежурств обязательно должен отражаться принципиальный подход дежурного командира к оценке того, как его одноклассники выполняют данное поручение. Проанализировав графики дежурств, размещенные в классных уголках, можно сделать следующий вывод. Ни в одном графике дежурства не отражена оценка качества работы посредством цветового ранжирования, системность заполнения, эстетичность оформления. Классными руководителями этот вид работы органов ученического самоуправления находится не на должном уровне.

Какова же роль классного руководителя по сопровождению деятельности дежурного командира класса? Это контроль за ведением учёта качества дежурства по классу, системное отражение оперативной информации в классном уголке, постоянный анализ успешности того или иного дела (на каждом классном собрании).

Говоря об ученическом самоуправлении, нельзя не затронуть еще один аспект: не всем детям дано быть успешными в учебе, стать отличниками, участниками олимпиад, конференций, конкурсов. Есть дети с нераскрытыми, неявными способностями, которых мы, учителя, зачастую “не видим”. Из школьных стен они выходят в большую жизнь незамеченными, непризнанными. Исправить такую несправедливость можно посредством ученического самоуправления, при котором дети получают больше возможностей заявить о себе, проявить свои способности, которые, возможно, напрямую не связаны с учебной деятельностью. Чувство личностной значимости, ощущение себя полноправным членом коллектива - все это в итоге формирует отношение к школе, определяет степень психологической комфортности ученика.

( Дается анализ данных по методике изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью)

Я иду утром в школу с радостью…

Совершенно согласен – 5 класс

Согласен – большинство в 7-9 классах

Трудно сказать – 6 класс

Совершенно не согласен – показатель отсутствует


По диаграмме мы можем увидеть, что утром учащиеся 5-9 классов с радостью идут в школу. Но анализируя следующие ответы на вопросы, радость улетучивается, и вырисовываются небольшие проблемы, требующие внимания классных руководителей…


К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации…

С овершенно согласен и согласен

- большинство учащихся 5-6 классов

Трудно сказать, не согласен и совершенно не согласен

– большинство учащихся 7-9 классов.

Чем старше становятся учащиеся,

тем сложнее обратиться за помощью к учителю.


В классе я всегда могу высказать своё мнение…

С овершенно согласен и согласен

– чуть больше 30% учащихся всех классов

Трудно сказать – большинство в 6, 8 и 9 классах

Не согласен – большинство в 7 классе

Совершенно не согласен – 5 % в 6 классе


Еще полвека назад В.Г.Яковлев доказал, что путь развития самодеятельности школьников можно представить следующим образом: от деятельности при непосредственном руководстве взрослых - к проявлению инициативы в этих же условиях, а далее – к самостоятельным действиям и проявлению инициативы без непосредственного руководства. Не случайно в период расцвета пионерского движения в стране вожатым и педагогам-воспитателям рекомендовали в работе по развитию самодеятельных и самоуправленческих начал в детских коллективах выделять три этапа с такими названиями-девизами:

I этап – «Делай, как я!»

II этап – «Делай, как большинство из нас!»

III этап – «Делай, как лучшие из нас!»

Чаще всего данный подход к развитию детского самоуправления приносил желаемые результаты. Но для его реализации педагогу надо иметь отчетливые и адекватные представления об уровне сформированности детского коллектива, о состоянии в нем деловых и эмоционально-психологических межличностных отношений, о наличии у школьников, особенно входящих в когорту активистов, организаторских умений и навыков. Объективная информация о процессе развития ученического коллектива и его членов является надежной опорой для воспитателя в подборе форм и способов педагогического обеспечения становления самоуправленческих начал в классном сообществе.

Академик Л.И.Новикова советовала педагогам не становиться (в большинстве случаев) организаторами коллективной деятельности учащихся. И придумывать дело, и проводить его, и подводить итоги должны сами дети.

Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.

Постепенно педагог формирует стиль взаимодействия с учащимися и их органами самоуправления. Например, заслуженный учитель России Н.В.Яникова в работе со своими воспитанниками старается соблюдать сформулированные для себя правила:

  • не требуй от ребят того, чего не выполняешь сам;

  • гарантируй помощь каждому при подготовке дела;

  • выстраивай доверительные отношения с детьми;

  • избегай мелких несущественных замечаний (придирок).

В качестве принципов педагогической поддержки развития инициативы и самостоятельности учащихся можно взять высказывания знаменитых людей:

  1. «Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей» (Г.Гегель).

  2. «Немало можно добиться строгостью, много – любовь, но всегда – знанием дела и справедливостью, невзирая на лица» (И.Гете).

  3. «Каждый человек – исключение» (К.Ижиковский).

  4. «Детство – равноправная часть жизни, а не подготовка к ее наиболее значительному, взрослому периоду» (И.Песталоцци).

  5. «Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера» (С.Смайло).

  6. «Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником» (М.Горький).

  7. «Кто умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе (Я.Коменский).

Такие принципы, правила или требования помогают классному наставнику занять педагогически целесообразную позицию в работе с детским коллективом, его членами и органами самоуправления, а следовательно, внести более весомый вклад в формирование духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития и жизни детей в классном сообществе.


Подведение итогов заседания

Сегодня школа столкнулась с серьезным противоречием. С одной стороны - несформированность у обучающихся “самости” - самостоятельности, самоконтроля, стремления к самореализации и самоактуализации. С другой стороны - социальный запрос в инициативных, самостоятельных выпускниках. Данное противоречие вызывает острую необходимость создания условий для личностного роста учащихся, повышения их социальной активности. И такие возможности заложены в системе ученического самоуправления. Самоуправление развивается только тогда, когда обучающиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».  



Проект решения педагогического совета:


  1. Продолжить работу по развитию ученического самоуправления класса и школы.

В течение второго полугодия

Педагог-организатор

Классные руководители

  1. Организовать деятельность ученического клуба “Лидер”, в котором ребята постигают основы управленческой культуры.

В течение второго полугодия

Педагог-организатор

  1. Опираясь на полученные в ходе педагогического совета знания, усовершенствовать работу по моделированию классного самоуправления.

В течение учебного года

Классные руководители

  1. Провести анкетирование «Успешность ученического самоуправления»

В течение третьей четверти

Классные руководители






Приложение 1

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (по М. И. Рожкову)



На бланке напротив каждого утверждения учащийся выбирает и обводит одну из пяти цифр. На доске записано смысловое значение цифровых кодов: 4 — да, 3 — скорее да, чем нет, 2 — трудно сказать, 1 — скорее нет, чем да, 0 — нет.

Цифровой код

Утверждение

4 3 2 1 0

1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше

4 3 2 1 0

2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса

4 3 2 1 0

3. Самостоятельно организую некоторые мероприятия в классе

4 3 2 1 0

4. Участвую в подведении итогов класса и в определении ближайших задач

4 3 2 1 0

5. Считаю, что наш класс способен к дружным самостоятельным действиям

4 3 2 1 0

6. Обычно мы хорошо справляемся с поставленными перед нами задачами

4 3 2 1 0

7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех ребят

4 3 2 1 0

8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями

4 3 2 1 0

9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению общественных обязанностей

4 3 2 1 0

10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса

4 3 2 1 0

11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены

4 3 2 1 0

12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей

4 3 2 1 0

13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы

4 3 2 1 0

14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий школы

4 3 2 1 0

15. Мы стремимся помочь представителям класса в органах самоуправления школы в решении поставленных задач

4 3 2 1 0

16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы

4 3 2 1 0

17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать с другими классами и объединениями

4 3 2 1 0

18. Я удовлетворен отношением моих товарищей к ребятам из других классов

4 3 2 1 0

19. Мы стремимся помогать другим классам в разрешении возникших у них трудностей

4 3 2 1 0

20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом

4 3 2 1 0

21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива

4 3 2 1 0

22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов

4 3 2 1 0

23. Я готов отстаивать интересы школы в различных ситуациях

4 3 2 1 0

24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива

Обработка результатов. Все утверждения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

  1. Включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (утверждения 1, 2, 3, 4).

  2. Организованность классного коллектива

(утверждения 5, 6, 7, 8).

  1. Ответственность членов классного коллектива за свои дела (утверждения 9, 10, 11, 12).

  2. Отношение учащихся класса к общешкольным делам (13, 14, 15, 16).

  3. Отношения класса с другими ученическими общностями (утверждения 17, 18, 19, 20).

  4. Ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (утверждения

21, 22, 23, 24).

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на 16 (16 — максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5 — это низкий уровень, меньше 0,8 — средний, 0,8 и более — высокий.

Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 — средний, если 0,85 и более — высокий.








































Приложение 2


Методика «Наши отношения» (по А.А. Андрееву)


Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями, а затем записать номер того из них, которое отражает его мнение по обозначенному вопросу.

Данная методика может использоваться для выявления различных сфер взаимоотношения детей в коллективе. Например, для определения сплоченности коллектива или, наоборот, конфликтности может быть предложена такая серия утверждений:

1.Наш класс очень дружный и сплочённый.

2.Наш класс дружный.

3.В нашем классе нет ссор, го каждый существует сам по себе.

4.В нашем классе бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

5.Наш класс не дружный, часто возникают ссоры.

6.Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Другая серия утверждений позволяет выявить наличие или отсутствие в коллективе взаимопомощи:

1.В нашем классе принято помогать без напоминания.

2.В нашем классе ребята оказывают помощь только своим друзьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом попросишь.

4.В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

5.В нашем классе не принято помогать друг другу.

6.В нашем классе отказываются помогать друг другу.



















Приложение 3


Диагностика взаимодействия учитель — ученик “Взаимоотношения с учениками” (по М. Г. Яковлевой)



Педагогам предлагается заполнить анкету “Взаимоотношения с учениками” выбрав и обозначив один из предложенных вариантов ответа на каждый вопрос.

Ваш стаж работы составляет ________ лет.

Являетесь ли Вы классным руководителем? _________


  1. Удовлетворены ли Вы своими взаимоотношениями с учащимися?

а) полностью удовлетворен;

б) частично;

в) нет.

  1. Какая работа с детьми приносит Вам наибольшее удовлетворение? Отметьте не более трех вариантов ответа:

а) общение с учащимися на уроках;

б) общение с учащимися во внеурочное

время;

в) проведение классных собраний;

г) проведение трудовых дел;

д) проведение праздников, игр;

е) индивидуальное общение;

ж) поездки, экскурсии;

з) проведение дискуссий, диспутов;

и) свой вариант ____________________________

______________________________________________

3. Что затрудняет Ваше общение с учащимися, организацию совместной деятельности с ними?

а) недостаточный опыт;

б) недостаток теоретических знаний по психологии и педагогике;

в) недостаточные знание основ общения и владение соответствующими умениями;

г) нежелание общаться с детьми;

д) незнание особенностей взаимодействия школьников определенного возраста;

е) недостаточная помощь со стороны классных руководителей, психолога школы;

ж) нежелание детей участвовать в делах класса, школы;

з) другие причины (указать) _________________ ____________________________________________________

4.Какие профессионально-личностные качества, по Вашему мнению, необходимы педагогу, чтобы успешно взаимодействовать с учащимися? Проранжируйте предложенные качества, начиная с самого важного:

  • эрудиция;

  • владение методикой воспитательной работы;

  • организаторские способности;

  • потребность в общении с учащимися;

  • коммуникабельность;

  • самообладание, выдержка, терпение;

  • педагогический такт;

  • чувство юмора;

  • способность к сопереживанию.

5.Чем вызвана Ваша потребность в общении и взаимодействии с учащимися? Отметьте один или несколько вариантов ответа:

а) желанием получить нужную информацию;

б) целями учебно-воспитательной работы;

в) невозможностью обойтись без общения

в силу специфики педагогической деятельности (служебная обязанность);

г) общение доставляет мне удовольствие;

д) другие причины (указать) ________________

_______________________________________________

6.Случаются ли у Вас конфликтные ситуации при общении с детьми?

а) да, очень часто;

б) иногда;

в) очень редко;

г) никогда;

д) затрудняюсь ответить.

7.Можете ли Вы обозначить причину конфликтов?

а) да, причину знаю всегда;

б) не всегда;

в) меня это не интересует.

8.Какой характер взаимоотношений сложился у Вас с детьми во внеурочное время?

а) практически не общаюсь с учащимися;

б) помогаю детям в решении их проблем, когда они сами обращаются за помощью;

в) стараюсь не вмешиваться в их жизнь, общаюсь в силу служебных обязанностей;

г) активно общаюсь по любым вопросам.

9.Необходимо ли Вам дополнительное обучение по вопросам организации совместной деятельности с учащимися и общения с ними?

а) необходимо;

б) нет;

в) по некоторым вопросам (по индивидуальным запросам).

Приложение 4


Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (по А. А. Андрееву)


Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 — совершенно согласен; 3 — согласен; 2 — трудно сказать; 1 — не согласен; 0 — совершенно не согласен.

Утверждения:

  1. Утром я иду в школу с радостью.

  2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

  3. В нашем классе хороший классный руководитель.

  4. К школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

  5. У меня есть любимый учитель.

  6. В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение.

  7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

  8. У меня есть любимые школьные предметы.

  9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

  10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных

Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов за ответы на общее количество ответов:

У 3 — высокая степень удовлетворенности;

2

У
















Приложение 5


Анкета «Успешность ученического самоуправления»


1.Назови классы, с которыми ваш класс в школе имеет общие дела?__________

2.Какой класс, на твой взгляд, лучший в школе?___________________________

3.Какие традиции есть в твоем классе?___________________________________

4.В чем проявляется твое участие в жизни класса?

  • Просто присутствуешь на делах класса;

  • Сам предлагаешь провести некоторые из них;

  • Принимаешь участие в подготовке и проведении классных дел;

  • Участвуешь в анализе и оценивании дел класса;

  • Стараешься избегать участия в жизни и делах класса.

5.Какие отношения друг к другу у вас в классе?

  • Отзывчивые;

  • Доброжелательные;

  • Равнодушные;

  • Безразличные;

  • Конфликтные.

6.Если бы тебе предложили перейти в другой класс, согласился бы ты?

  • Да;

  • Скорее да, чем нет;

  • Скорее нет, чем да;

  • Нет.

7.Считаешь ли ты престижным быть избранным в органы ученического самоуправления?

  • Да;

  • Нет.

8.Ученическое самоуправление в классе приносит пользу вам или ты мало знаешь о том, чем оно занимается? _________________________________

9.Какую оценку по 10-балльной шкале ты поставил бы ученическому самоуправлению в классе? ________________________________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!