ПЕДСОВЕТ Тема: « Духовно-нравственное воспитание личности ». Заместитель директора Кочерга О.А.
- «Все человеческое в человеке должно быть воспитано»
А . С. Макаренко
Цель педсовета:
- 1.Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников.
- 2.Коректировка подходов и технологий духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников
- 3 Мотивация деятельности педагогического коллектива на усиление нравственного и духовного воспитания учащихся
Современный национальный воспитательный идеал
- – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Базовые национальные ценности
- Патриотизм
- Гражданственность
- Социальная солидарность
- Человечество
- Наука
- Семья
- Труд и творчество
- Традиционные российские религии
- Искусство и литература
Актуальность проблемы
- 1. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей.
- 2. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера
- 3.Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.
- 4.вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Духовность
- Проявление в человеке высших общечеловеческих нравственных качеств;
- стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.
Система нравственного воспитания включает в себя:
- Понимать и учитывать в работе все источники нравственного опыта воспитанников.
- правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
- включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.
Каковы же задачи духовно-нравственного воспитания?
- 1.Формирование у ребёнка правильного представления о том, кто такой нормальный, хороший человек, какими он наделён качествами. 2.Развитие у ребёнка правильной жизненной ориентации, то есть того, к чему прежде всего должен стремиться человек, что является главными жизненными ценностями. 3.Развитие способности видеть в себе свои недостатки, пороки и бороться с ними. 4.Формирование способности различать полезное и вредное для себя и противостоять последнему.
Основные принципы организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся :
- Принцип ориентации на идеал
- Принцип следования нравственному примеру
- Принцип идентификации
- Принцип диалогического общения
- Принцип системно-деятельностной организации воспитания
Художественное слово в воспитании нравственных чувств у детей»
- Наверно, недаром в народе говорят: "Слово лечит, слово ранит". Лечить словом - это значит вовремя найти нужные слова, утешить, подбодрить словом в трудную минуту ребенка. Как это сделать? Что сказать?
- Можно ли затронуть тонкие струны маленьких сердец чтением произведений, стихов?
Цель внеурочной деятельности
- создание условий для самоопределения и самореализации личности ребенка на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи
- Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности.
- Оказание помощи в поисках «себя».
- Создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- Развитие опыта творческой деятельности.
- Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
- Расширение рамок общения с социумом.
Ожидаемые результаты :
- Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе самоопределения внеурочной деятельности
- Приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности, изучение социальных норм и правил
- Формирование позитивных отношений к базовым ценностям ( семья, отечество, мир и т.д.)
- Воспитание уважительного отношения к своей Родине и т.д.
Качества педагога:
- яркая индивидуальность; -любовь к детям; -внутренняя сила, цельность, целеустремленность, притягивающая детей и взрослых; -"организационное и эмоциональное" лидерство; -способность генерировать идеи и увлекать ими; -широта и глубина интересов, целостное мировоззрение; -уверенность в своей миссии, в правильности избранного им пути; -творческое отношение к детям, к своему делу, к миру в целом; -творческое отношение к самому себе как личности - использование собственных возможностей достигает в таком учителе своей высшей формы; -гуманистический приоритет.
Личностные характеристики выпускника :
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
-
« Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце». Сухомлинский В.А.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИСКУССТВА
Цель курса Искусства— силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую воспитанность.
Методика курса Искусства направлена на воспитание читателя, зрителя, слушателя, на развитие способности детей воспринимать культуру, обогащать свой духовный мир через общение с прекрасным.
Задача учителя — так организовать встречу учащихся с шедеврами мирового искусства, чтобы оно вызвало у детей сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые раскрывает перед ними художник и которые приглашает осмыслить. Не рассказ об искусстве, а само искусство должно воздействовать на чувства и мысли ученика.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
ИСТОЧНИКИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
НАУКА ИСКУССТВО РЕЛИГИЯ
Музыкальное искусство как одно из важнейших средств духовно-нравственного воспитания личности
Учитель музыки Бариева А.Ю
Урок музыки как школьный предмет
Особенности урока:
Цель урока:
- Формирование всесторонне развитой личности
- Возрастные особенности
- Общедидактические принципы
- Форма организации урока
- Разные формы работы
- Методы обучения
- Формирование всесторонне развитой личности
- Оптимизация эвристического мышления
- Влияние музыки на духовный мир
- Овладение языком искусства
- Постижение музыкальной интонации
Развитие творческих способностей
Этапы:
Задачи:
- Накопление впечатлений
- Спонтанное выражение творчества в сенсорике
- Импровизация
- Создание собственных композиций
- Воспитание эмоциональной культуры
- Выявление художественно- творческих устремлений на основе методов обучения
- Формирование музыкальных знаний ,умений и навыков.
«Прекрасное пробуждает доброе». Д.Б.Кабалевский Музыкальное искусство –особая форма отражения действительности.
Характерные черты:
- Чувственность, эмоциональность
- Комплексное воздействие на физиологию человека
- Единство эмоционального и сознательного мышления
- Художественное озвучивание репертуара
- Коллективная работа- хоровой класс единый инструмент
«Мелодия –душа музыки»
Творчество учащихся
Интонационное и песенное творчество
Ритмическое творчество
Музыкально-игровое и танцевальное творчество
Музыкальное инсценирование
Импровизация на музыкальных инструментах
Музыкально-драматическое творчество
Родительское собрание на тему : «Чтобы в жизни не звучать фальшиво»
«Если ребята почувствуют ,что учитель верит в них и относится к ним с уважением ,они сразу же сами поверят в учителя и ,что также очень важно ,поверят в самих себя». В.А .Апраксина
Духовно-нравственное воспитание личности на уроках
“ Основы религиозных культур
и светской этики ”
«Основы религиозных культур и светской этики» -
культурологический курс, направленный на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
• Курс предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной
школы.
• Дополняет обществоведческие аспекты курса «Окружающий мир».
• Предваряет изучение предмета «История».
Почему для изучения курса ОРКСЭ выбран этот возраст?
-наименее конфликтен;
-потребность в новом содержании;
-способность осмысливать содержание на новом уровне;
-потребность в примере, идеале;
-открытие разнообразия внутри класса.
Курс «Основы религиозных культур
и светской этики» включает в себя 6 модулей:
1. Основы православной культуры; 2. Основы мировых религиозных культур; 3. Основы светской этики; 4. Основы исламской культуры; 5. Основы буддийской культуры; 6. Основы иудейской культуры.
Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)
- Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
- Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
- Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
- Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Основы православной культуры
Модуль знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль
в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру
и людям, поведения в повседневной жизни.
Человек и Бог в православии
- Православная молитва
- Библия и Евангелие
- Проповедь Христа
- Христос и Его крест
- Пасха
- Чудо в жизни христианина
- Православие о Божием суде
Христианство
• Как христианство пришло на Русь
• Подвиг
• Отношение христианина
к природе
• Христианская семья
• Защита Отечества
• Христианин в труде
• Любовь и уважение к
Отечеству
Православное учение о человеке
- Совесть и раскаяние
- Заповеди
- Милосердие и сострадание
- Монастырь
- Зачем творить добро?
- Золотое правило этики
- Храм, икона
- Таинство Причастия
Страница учебника
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ