СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации основных направлений ФГОС»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации основных направлений ФГОС»»

Педагогический совет

«Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации основных направлений ФГОС»

Особая сфера воспитательной работы –

ограждение детей, подростков и юношей

от одной из самых больших бед –

пустоты души, бездуховности …

Настоящий человек начинается там,

где есть святыни души…

В.А.Сухомлинский

Цель: выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно-нравственного воспитания обучающихся и корректировка подходов и технологий духовно-нравственного воспитания учащихся.

Повестка дня

  1. Проблемы нравственного и духовного воспитания школьников в современных условиях (Верняева О.П.)

  2. Пути реализации духовно-нравственного воспитания школьников в рамках ФГОС:

1) урочная деятельность (Перминова Т.В.);

2) внеурочная деятельность (Перевозчикова Р.Р.);

3) внешкольная деятельность (Верняева О.П.);

4) семейное воспитание (Жевлакова Е.А.);

5) изучение культурологических основ традиционных российских религий

(Перминова Е.М.)

  1. Адреса передового опыта:

1) «Остров мерцающей надежды» (Рябова Г.Д.)

2) Презентация методического сборника «Педагогический поиск» № 4

(Жевлакова Е.А.)

  1. Рассмотрение наградных материалов (Жевлакова Е.А.)


Ход педсовета


  1. Проблемы нравственного и духовного воспитания школьников в современных условиях

Верняева О.П.: Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Почему?

(Слайд)

Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу духовности, нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности.

В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.

(Слайд)

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Она определяет характер современного национального воспитательного идеала.

(Слайд)

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности.

(Слайд)

Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? 

–      патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

–      гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

–      социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

–      человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

–      наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

–      семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

–      труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

–      традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

–      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

–      природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

На каком фоне идёт формирование школьников, растущего поколения? Роль семьи в воспитании сегодня низка, общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций школьников оказывают СМИ, особенно телевидение и социальные сети. Тогда чему учить и как учить? Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского (как бы старо это не звучало).

(Слайд )

Нравственный идеал в понимании В.А. Сухомлинского выглядит следующим образом:

  1. умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца;

  2. гармоническое единство общественного и личного , большого и малого в духовной жизни личности;

  3. потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей;

  4. чувство человеческого достоинства, уважение самого себя, умение дорожить своей честью, стремление к нравственному совершенствованию;

  5. любовь к труду;

  6. открытость сердца радостям и горестям других людей.

При определении направлений нравственного воспитания обучающихся очень важно понять, как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня России, насколько несёт в себе дух нового времени. Для полноты картины освоения основных нравственных ценностей со старшеклассниками был проведён мониторинг. Участвовали старшеклассники - 8-10 класс (10 человек)

(Слайд)

Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего?

Расположите в порядке снижения важности проблемы.

  • Учёба - 9

  • Здоровье -8

  • Любовь - 7

  • Взаимоотношения в семье - 6

  • Возможность заработка - 6

  • Будущая карьера - 6

  • Проведение свободного времени - 2

  • Нормальное питание - 2

  • Взаимоотношения с одноклассниками - 1

  • Взаимоотношения с учителями - 1

  • Покупка одежды и других вещей - 0

Анализ данных показывает, что приоритетными вопросами личного плана являются учеба, здоровье, любовь, взаимоотношения в семье, карьера.

В процессе изучения особенностей освоения нравственных ценностей старшеклассниками важно знать уровень ориентации на традиционные гуманистические ценности.

Ученикам был предложен перечень гуманистических ценностей, с тем, чтобы выразить своё отношение к ним методом ранжирования.

(Слайд)

  • Справедливость - 9

  • Честь, достоинство и совесть - 8

  • Дружба -7

  • Счастье - 6

  • Миролюбие -4

  • Истина -4

  • Свобода -3

  • Патриотизм -3

  • Вера и идеалы - 2

  • Добро - 2

  • Милосердие -1

  • Коллективизм -1

Обращает на себя внимание факт, что такие ценности как милосердие, добро, патриотизм и коллективизм имеют сравнительно низкий рейтинг.

Результаты следующего исследования среди старшеклассников.

Чему жизненно важному учит Вас школа?

(Слайд)

  • Дружбе - 6

  • Самостоятельности и уверенности в себе - 5

  • Творческому отношению к жизни -5

  • Умению общаться-4

  • Организаторским умениям - 4

  • Уважению к людям, человеколюбию - 3

  • Затрудняюсь ответить – 3

  • Самопознанию - 2

  • Доброте - 2

  • Преданности – 2

  • Ничему не учит - 1

  • Жизнелюбию – 0

Таковы основные результаты освоения нравственных ценностей старшеклассниками. Эти данные объективно отражают картину и помогут нам вести образовательную и воспитательную работу школы, чтоб воспитать высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России во всех сферах его жизни: - и в сфере личностного развития, и в сфере общественных отношений, и в сфере государственных отношений.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

(Слайд)

- нравственного примера педагога; Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодёжи

- социально-педагогического партнёрства; партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

- индивидуально-личностного развития; поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, отличает добро от зла, ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество,

- интегративности программ духовно-нравственного воспитания; (обратить внимание на программы ВиС классных руководителей.)

- социальной востребованности воспитания; воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

(Слайд)

  1. Пути реализации духовно-нравственного воспитания школьников в рамках ФГОС

Каковы источники нравственного воспитания? Согласно требованиям Федеральных стандартов нравственное воспитание осуществляется по пяти направлениям:

  • урочная деятельность;

  • внеурочная деятельность

  • внешкольная деятельность

  • семейное воспитание;

  • изучение культурологических основ традиционных российских религий.

  1. Урочная деятельность

Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории, музыке и МХК. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу. Русская литература  является основным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры. Произведения русской литературной классики имеют огромное воспитательное значение.  Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности русской культуры: весь художественный мир человека - живопись, архитектура, музыка - основан на литературе. Именно  русская литература дает возможность сохранить в  сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество.

Перминова Т.В.: Свое выступление хочу начать со слов Я. Корчака « Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе. Не даем Родину, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Но мы даем стремление к жизни по правде и справедливости. И, может быть, это стремление приведет вас к Богу, Родине, любви».

Перед филологами проблема духовно-нравственного воспитания стоит особенно остро, ведь мы имеем сильное оружие – слово, художественную речь, книгу.

Свои задачи вижу в том, чтобы уроки литературы помогали:

- формировать представление о духовном мире человека;

- осознавать необходимость этих знаний для становления личности;

- научить учащихся грамотному анализу прочитанного художественного произведения, для чего необходимо создать комфортную обстановку на уроке, эмоциональную атмосферу увлеченности.

На уроке применяю приемы: создание проблемных ситуаций, постановку проблемных вопросов. В 5 классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости, патриотизме. Уроки литературы выигрышны тем, что побуждают говорить о непростых проблемах нашей жизни, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека.

На уроках русского языка в рамках подготовки к ОГЭ провожу сочинения на морально-нравственную тему, работаем со словарем при определении лексического значения нравственных понятий (добро, милосердие и др.). и если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище. Добрее душой, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной.

  1. Внеурочная деятельность

Верняева О.П.: Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеурочная работа. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности, являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят, факультативы, защита самостоятельных докладов на уроках, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ, экскурсии, различного рода школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.

Перевозчиковой Р.Р.: Огромные возможности для реализации духовно-нравственного развития и воспитания дают занятия курса внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность – творческая среда, которая дает дополнительные возможности для формирования патриотических чувств младших школьников. Воспитание духовности и нравственности прослеживается периодически в каждом курсе внеурочной деятельности.

Для сплочения коллектива и духовно-нравственного развития и воспитания проводятся различные мероприятия (Презентация прилагается)

«Воспитание словом самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике»,- говорил В. А. Сухомлинский. При проведении внеурочных мероприятий необходимо вести с детьми диалог. Это способствует установлению отношений сотрудничества, достижению взаимопонимания. Любое мнение не должно игнорироваться. Для создания благоприятного климата, поддерживания творческой и доброжелательной атмосферы следует проявлять уважительное отношение к ученикам, оказывать им своевременную помощь, демонстрировать доверие, помогать школьникам в выработке у них позитивной самооценки.

Духовно-нравственное воспитание в нашей школе осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах, выставках, конференциях и соревнованиях. Мы – активные участники районных, областных, всероссийских и международных конкурсов, конференций и олимпиад.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

«Духовная атмосфера в школе живет не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже переходит в характер воспитанников» (К.Д.Ушинский)

  1. Внешкольная деятельность

Верняева О.П.: Положительно воздействуют на формирование гражданско-патриотического и духовно-нравственного становления личности ребенка внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д.

(Слайд)

Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика . В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.

Например, наши дети участвуют в трудовых десантах («БУНТ» - Большая Уборка На Территории), в других работах по благоустройству. Прошедшим летом дети из неблагополучных, малообеспеченных семей участвовали в реализации социального проекта «Дети – детям» - благоустраивали территорию детского сада, строили объекты, где отдыхают дети во время прогулок. Очень популярны экологические акции: «Посадка деревьев», «Аллея Победы», «Сирень Победы». В рамках «100 добрых дел» в октябре учащиеся 5-6 класса убрались в сосновом лесу. Ежегодно проходит экологическая акция «Покормите птиц зимой», здесь можно участвовать семьями. Начальные классы изготовили из подручного материала кормушки. Необходимо теперь кормить птиц, наблюдать, фотографировать и отправить отчет на конкурс. В этом году уже стартовала данная акция, можно подключиться классами.

Работая с классом, можно проводить экскурсии (выезжать в музеи, сходить к интересным людям), можно заниматься благотворительной (гражданской) деятельностью: например, «Осенняя неделя добра» - оказание помощи и поддержки пожилым людям, уборка огородов и домов, «Весенняя неделя добра» - помощь нуждающимся детям, пожилым, ветеранам, акция «Свет в окне» - помощь одиноким людям. Я думаю, никто не забудет, как драматический кружок «Браво!» ездил с благотворительными концертами. В свое время все мы участвовали в тимуровской работе. К сожалению, советский опыт помощи людям уходит. И наш опыт – работа совместно с ветеранской организацией - заглох, необходимо восстановить.

Новый год, День матери – можно в любые праздники идти помочь людям. Наши дети часто участвуют в подобных акциях с Надеждой Ивановной Спиридоновой.

Формированию активной гражданской позиции способствуют военно-патриотические мероприятия: акция «Открытка воину» - например, поздравляем солдат срочной службы, акция «Возложение цветов к памятнику павшим воинам», «День памяти и скорби».

Во внеурочной и внешкольной деятельности формируется эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности. Для их развития также большое значение имеет семейное воспитание.

  1. Семейное воспитание

Верняева О.П.: Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, и этот институт в настоящее время переживает кризис. Педагогический коллектив всегда стремится к сотрудничеству с семьями учащихся, старается привлекать родителей к участию в школьной жизни.

Жевлакова Е.А.: Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе. В каждой семье свои устои, своя религия.  В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные ценности. И важно не сравнивать, кто правильнее живёт. Педагог должен помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире.

Тесному взаимодействию семьи и школы мешают и кризисные явления в жизни семьи:

  • Разрушены нравственные представления о браке к семье: супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление пристрастия человека к своему “я”;

  • Повреждены устои семьи: утрачен традиционный уклад семейной жизни; традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

  • Утрачено традиционное восприятие родительства и детства: культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства; продолжает снижаться рождаемость.

  • Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему.

  • Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала; у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;

  • Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: массовая культура и средства массовой информации пропагандируют насилие, цинизм.

Культ наслаждений и порока, искусственная беззаботность, “психология Диснейленда” с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий — все это ожесточенно атакует неокрепшие души.

В силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью “тусовкой” в компании сверстников. Всё это приводит к вступлению в жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей. Для России с её многовековой культурой это противоестественно и гибельно. Выход из этой кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством восстановления в общественном сознании традиционной ценности семьи, возрождения культурно-исторической и религиозной традиций, воссоздания традиционного уклада жизни общества и семьи.

Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье и школа не заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливать тесные взаимосвязи между семьей и школой. Для этого рекомендуется:

  • проводить семейные праздники;

  • использовать систему творческих домашних заданий, при выполнении которых ребенку будет необходима помощь родителей;

  • приобщать родителей к участию во внеурочных школьных мероприятиях;

  • включать родителей в органы управления образовательным заведением.

Также следует уделять внимание изучению уровня воспитательного потенциала семей школьников и содействовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию родителей. Для этого можно организовывать тематические лекции, диспуты и семинары для родителей, использовать нестандартные формы проведения родительских собраний.

  1. Изучение культурологических основ традиционных российских религий

Верняева О.П.: Важно приобщать учащихся к культурологическим и историческим основам российских религий. Обязательным требованием изучения определенной традиционной российской религии является сохранение целостного воспитательного пространства общеобразовательной школы и достижение единой цели - духовно-нравственное развитие личности гражданина России.

Перминова Е.М.: «Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, что они вырастут быстро. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в свое время». Древняя мудрость.

Эта фраза мне понравилась, когда я бороздила бескрайние просторы интернета при подготовке к сегодняшнему выступлению. В статьях многих коллег встретила я эту древнюю мудрость. Из этой мудрости, по мнению авторов – учителей, следовало, что воспитательная цель на уроке истории, литературы, математики, физики и т. д. - самая главная.

В Евангелии от Матфея Иисус Христос учил народ притчей о сеятеле и семенах: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!»

Семя есть слово Божие (Евангелие).

Сеятель – тот, кто сеет (проповедует) слово Божие.

Земля - сердце человеческое.

Так вот о каких добрых семенах говорил старец! Сеять их мы можем на уроках Православной культуры. И о плодах мы, скорее всего, узнаем уже не в этом тленном мире. Слушая однажды одного батюшку о преподавании Православной культуры в школе, мне запомнилась его фраза: «Если спустя несколько десятков лет опустившийся человек, лёжа в грязи под забором, вспомнит то, что когда-то в светлом детстве одна добрая тётя-учительница рассказывала ему о Боге…»

Наше посеянное семя принесёт плод!

Нам, учителям начальной школы, дано столько возможности стать сеятелем на уроках ОПК.

Свою работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся я начала в 4-м классе, уроки ОРКСЭ проводила в соответствии с учебником А. В. Кураева.

Подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени, так как это новый предмет, незнакомый.

Духовно-нравственное воспитание требует тщательного отбора используемого на уроках материала: ярких, убедительных фактов, примеров, фрагментов из религиозной и художественной литературы, показывающих нравственные принципы, обычаи и традиции, примеры поступков; использования мультимедийной продукции, красочного иллюстративного материала и фрагментов музыкальных произведений.

Уроки ОПК стараюсь проводить с использованием презентаций, с применением разнообразных форм работы: парной, групповой.

Безотметочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема интересна учащимся. Радует, когда дети запоминают из Евангелия фразы и применяют их на практике.

Решая задачи духовно-нравственного воспитания, я помогаю учащимся развить в себе потребность в постоянном личном усилии по изменению себя, способствую формированию таких нравственных качеств, как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему и др.

Положительным результатом работы по формированию нравственных качеств личности младших школьников является тот факт, что дети становятся спокойнее, дружнее, терпимее друг к другу и к окружающим, требовательнее к себе.

Одним из трогательных моментов в уроке является диалог ученика с собой: «Стал ли я лучше? Как я могу в жизни применить полученные знания?», «Что говорит моё сердечко?». Идёт размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ, то есть – рефлексия.

Ведение этого курса оказывает огромное влияние как на детей, так и на меня как на личность. Ведь ни один предмет в школе не учит заботиться о своей душе, задумываться о своих поступках, работать над собой. Открывая мир православной культуры для детей, я, в первую очередь, открываю его для себя.

Из всего вышесказанного следует, что воспитательная работа на уроке ОПК самая важная, ибо она не подвержена никаким влияниям извне. От учителя требуется большая любовь к детям и стремление передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура. Человека всегда воспитывала только правда, а проводником к ней была нежная любовь педагога к предмету и ученику. Еще В.О. Ключевский говорил: «Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете».

Верняева О.П.: Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

(Слайд)

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта..

(Слайд)

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

(Слайд)

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

(Слайд)

Вот каким школа должна выпустить ученика (на слайде портрет ученика 9 класса) Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

3. Адреса передового опыта

1) «Остров мерцающей надежды»

Рябова Г.Д.: Есть в России особые школы, которые исправляют ошибки и упущения общеобразовательных школ в воспитании. Одной из таких школ является Раифское (недалеко от Казани) специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для учащихся с девиантным (общественно-опасным) поведением. Здесь мальчики от 11 до 18 лет, направленные по решению суда за совершенные преступления на срок от нескольких месяцев до трех лет. Эта воспитательная мера не считается для них судимостью, так как у подростков не достигнут возраст, при котором наступает уголовная ответственность. По окончании срока они могут служить в армии, поступать во все учебные заведения. Большинство школьных педагогов страны, как выяснилось, не знают о существовании этих учреждений, хотя имеют непосредственное отношение к появлению детей с девиантным поведением. Об этой школе написал действительный член (академик) Российской академии образования, профессор, доктор педагогических наук М.М.Поташник в статье «Остров мерцающей надежды». Это уникальная школа, где работают самоотверженные, высокопрофессиональные педагоги, помогающие за короткое время подростку найти себя и правильный путь в этой жизни. Марк Максимович с большой болью описывает об исковерканных судьбах детей, у которых в тяжёлый для них момент рядом не оказалось ни одного понимающего взрослого, который бы поддержал, остановил от проступков.

В статье описывается положительный опыт работы с трудными подростками. Большая роль во всём личности директора учреждения Н.П. Кисиль, которая является знаменем Раифы, по мнению автора статьи. Но самое важное в Надежде Петровне то, что для детей, оступившихся в жизни (не будем забывать, что все они попали в Раифу со дна общества), она делает всё возможное и невозможное, чтобы возродить их души, чтобы они больше никогда не опустились до преступления, чтобы они несли людям только свет.

Статья глубокая, содержательная и поучительная. Эту статью можно прочитать в журнале «Народное образование» №6-7 за 2018 год.

  1. Презентация методического сборника «Педагогический поиск» № 4

Жевлакова Е.А.: В методическом сборнике «Педагогический поиск» № 4 опубликованы следующие разработки уроков: Дюкина Н.В. Иммунология на службе здоровья (урок биологии в 8 классе); Зорина Г.П. Eine Reise durch die BRD (урок немецкого языка в 8 классе); Верняева О.П. Население и страны Евразии (урок географии в 7 классе); Перевозчикова Р.Р. Откуда берутся снег и лед (урок окружающего мира в 1 классе).

Во II разделе напечатаны конспекты внеклассных мероприятий: Верняева О.П. Мой Увинский край (интеллектуальная игра по краеведению); Жевлакова Е.А. Счастье – это … (классный час для учащихся 9 - 11 классов); Вахрушева В.Н. Наш родной любимый край (внеклассное мероприятие для начальной школы). Всем авторам публикаций вручаются свидетельства.

4. Рассмотрение наградных материалов

Зам. директора по УВР Жевлакова Е.А.: За добросовестный труд и высокую результативность в решении образовательных задач прошу рекомендовать кандидатуру Дюкиной Н.В. на представление к награждению грамотой УО Увинского района; кандидатуру Верняевой О.П. на представление к награждению грамотой Госсовета УР (Характеристики прилагаются).

(Слайд)

Решение педсовета

1. Каждому педагогу осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказанию помощи своим воспитанникам в духовном взрослении.

2. Педагогическому коллективу продолжить работу по повышению уровня воспитанности личности учащихся и поддержанию количества учащихся, имеющих «высокий» и «достаточно высокий» уровни, через усовершенствование воспитательной среды школы.

3.В рамках родительского лектория организовать выступление по проблеме нравственного и духовного воспитания с привлечением специалистов (администрация).

4. Классным руководителям запланировать и провести родительские собрания по вопросу духовно-нравственного воспитания в семье. Повышать педагогическую культуру родителей.

5.Учителям-предметникам при отборе материалов к уроку руководствоваться воспитательными целями, ориентированными на духовность и нравственность.

6.Классным руководителям, учителям-предметникам организовать участие воспитанников в конкурсах, мероприятиях духовно-нравственной направленности.

7. Рекомендовать кандидатуру Дюкиной Н.В. на представление к награждению грамотой УО Увинского района.

8. Рекомендовать кандидатуру Верняевой О.П. на представление к награждению грамотой Госсовета УР.




















11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!