СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет "Формирование когнитивных способностей в начальной школе2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение ребенка в начальной школе - первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет "Формирование когнитивных способностей в начальной школе2»

Формирование когнитивных способностей в начальной школе.

Обучение ребенка в начальной школе - первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

Целью наших учителей начальной школы является активизация мотивационного и интеллектуального потенциала ребенка. В привлекательной для него форме показать интересные стороны познавательной деятельности и собственные возможности в этой сфере.

На своих уроках они формируют и развивают различные виды памяти, внимания, воображения, способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата; мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать; развивают сенсорную и двигательную сферы.


В своей практике учителя применяют различные приемы развития когнитивных способностей.

  1. (Слайд 3) С 1 класса их задания направлены на содержание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания семилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности .

  2. (Слайд 4) В силу возрастных особенностей обучающихся начальной школы на уроках целесообразно используются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. Учителя поощряют и поддерживают самостоятельность детей в поиске решения. А также следят, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в нее.

  3. (Слайд 5) Во время физкультминуток широко используется Мозговая гимнастика - один из видов, улучшающих показатели различных психических процессов: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

  4. (Слайд 6) В. А. Сухомлинский писал, что чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее. Поэтому очень важно «поставить руку», подготовить ее к работе.

С 1 класса на разных уроках ребята штрихуют предметы. На уроках письма - картинки, силуэты букв. На уроках математики - геометрические фигуры. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, – это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь. Наши учителя используют этот прием на уроках литературного чтения, уроках развития речи. На уроках окружающего мира ребята составляют схемы, таблицы, картинные планы.

  1. (Слайд 7) Для развития аналитических способностей, учителя используют логические, нестандартные, частично-поисковые задачи (Слайд 8).

Частично-поисковая задача содержит вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.

Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей у детей.

  1. Также учителя с учащимися занимаются проектной и исследовательской деятельностью, во время которой дети учатся: самостоятельному, критическому мышлению; принимать самостоятельные аргументированные решения; размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы; учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

  2. (Слайд 8) Наши дети сейчас очень много времени проводят у мониторов компьютеров, экранов телефонов, планшетов играя в различные игры или бороздя просторы Интернета. Даже на своих уроках англ. Языка, когда мы проходим тему «Досуг», на вопрос: Как вы проводите свое свободное время?, в первую очередь ребята отвечают: играем в компьютерные игры. Мы не можем особо повлиять на это, но можем использовать ситуацию. Есть большое количество компьютерных игр, тренажеров, программ, которые развивают познавательные способности. (Слайд 9)


Вывод.

Умение воспринимать ход мысли и “читать между строк” — важная составляющая общего образования, которую можно воспитать в процессе обучения.

Именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения. Однако его результатом является не только развитие самих познавательных процессов учащихся. Усвоение обобщенных когнитивных знаний, умений и навыков (ОЗУН, рассматриваемое как один из результатов развивающей работы является средством формирования у школьников познавательно-личностных структур. И это очень важно, так как смещает акцент в школьном обучении с широко распространенного в настоящее время «интеллектуального натаскивания» учащихся на их познавательно-личностное развитие.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!