СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет «Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций учащихся»

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический совет «Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций учащихся»

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет «Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций учащихся»»

30.03.2017г.

30.03.2017г.

 Федеральные государственные образовательные стандарты определяют три группы образовательных результатов: − личностные − метапредметные − предметные

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют три группы образовательных результатов:

  • − личностные
  • − метапредметные
  • − предметные
Компете́нтность   — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности.
  • Компете́нтность   — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
  • Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности.
Ценностно-смысловые;  Общекультурные; Учебно-познавательные; Информационные; Коммуникативные; Социально-трудовые; Компетенции личностного самосовершенствования.
  • Ценностно-смысловые;
  • Общекультурные;
  • Учебно-познавательные;
  • Информационные;
  • Коммуникативные;
  • Социально-трудовые;
  • Компетенции личностного самосовершенствования.
– это форма организации совместной деятельности учителя и учащихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
  • это форма организации совместной деятельности учителя и учащихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование. Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта в целях выявления закономерностей возникновения, развития и преобразования его, это – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности.
  • Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.
  • Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта в целях выявления закономерностей возникновения, развития и преобразования его, это – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности.
Направленность не только на повышение компетентности учащихся в предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
  • Направленность не только на повышение компетентности учащихся в предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Возможность реализовать потребности учащихся в общении со значимыми группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
  • Возможность реализовать потребности учащихся в общении со значимыми группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут быть востребованы практически любые способности учащихся, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
  • Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут быть востребованы практически любые способности учащихся, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат – тоже результат Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская

деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и

необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ.

Отрицательный результат – тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана.

Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и

последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

информационный  (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории; исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования, и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии); социальный, прикладной (практико-ориентированный); игровой  (ролевой); инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения).
  • информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
  • исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования, и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
  • творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии);
  • социальный, прикладной (практико-ориентированный);
  • игровой (ролевой);
  • инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения).
проект может быть - монопредметный , метапредметный , относящийся к области знаний (нескольким областным), относящийся к области деятельности.
  • проект может быть - монопредметный , метапредметный , относящийся к области знаний (нескольким областным), относящийся к области деятельности.
индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года; парный, малогрупповой (до 5 человек); групповой (до 15 человек); коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, областной, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернете).
  • индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года;
  • парный, малогрупповой (до 5 человек);
  • групповой (до 15 человек);
  • коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, областной, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернете).
Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта.

Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта.

Мотивационный Подготовительный Информационно-операционный Итогово-аналитический Рефлексивно-оценочный
  • Мотивационный
  • Подготовительный
  • Информационно-операционный
  • Итогово-аналитический
  • Рефлексивно-оценочный
«Шесть П»  Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация Портфолио

«Шесть П»

Проблема

Проектирование (планирование)

Поиск информации

Продукт

Презентация

Портфолио

 Формы представления проекта:    презентация на конференции выступление для определённого круга лиц выставка достижений концерт спектакль видеосюжет (фильм) слайд-шоу web -сайт  телепередача  экскурсия  отчет исследовательской экспедиции  научная конференция

Формы представления проекта:

  • презентация на конференции
  • выступление для определённого круга лиц
  • выставка достижений
  • концерт
  • спектакль
  • видеосюжет (фильм)
  • слайд-шоу
  • web -сайт
  • телепередача
  • экскурсия
  • отчет исследовательской экспедиции
  • научная конференция

На урочных занятиях: урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок –защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
  • На урочных занятиях:
  • урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок –защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
  • учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
  • домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
  • исследовательская практика учащихся;
  • образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;
  • факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся;
  • научное общество учащихся – форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с НОУ других школ;
  • участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Учащиеся должны научиться: Ставить проблему и аргументировать ее актуальность. Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел – сущность будущей деятельности. Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый инструментарий

Учащиеся должны научиться:

  • Ставить проблему и аргументировать ее актуальность.
  • Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел – сущность будущей деятельности.
  • Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый инструментарий
Собственно проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ. Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта. Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
  • Собственно проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ.
  • Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта.
  • Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
Самооценивать ход и результат работы. Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели. Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе. Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания.  Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Адекватно реагировать на нужды других.
  • Самооценивать ход и результат работы.
  • Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.
  • Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели.
  • Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.
  • Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания.
  • Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
  • Адекватно реагировать на нужды других.
Проектная деятельность является обязательной составной частью учебной деятельности учащихся. В проектной и учебно-исследовательской деятельности принимают участие школьники с 1-го по 11-й классы. Для всех учащихся профильных и предпрофильных (9–11-х) классов участие обязательно.
  • Проектная деятельность является обязательной составной частью учебной деятельности учащихся. В проектной и учебно-исследовательской деятельности принимают участие школьники с 1-го по 11-й классы. Для всех учащихся профильных и предпрофильных (9–11-х) классов участие обязательно.
Учащиеся начальной школы выполняют проекты в соответствии с нормативами основной образовательной программы начального общего образования, также ученик начальной школы имеет право выбора дополнительного проекта. Лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и учителем–предметником, вкладываются в Портфолио ученика. Учащиеся основной школы сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта.
  • Учащиеся начальной школы выполняют проекты в соответствии с нормативами основной образовательной программы начального общего образования, также ученик начальной школы имеет право выбора дополнительного проекта. Лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и учителем–предметником, вкладываются в Портфолио ученика. Учащиеся основной школы сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта.
Для организации проектной деятельности учителя – предметники (работающие в данном классе) в течение сентября текущего учебного года вносят в сводную заявку (перечень) выбранные темы годовых проектов и примерные сроки их выполнения. Творческая группа и ее руководитель несут ответственность за выполнение проектной работы каждым учеником.
  • Для организации проектной деятельности учителя – предметники (работающие в данном классе) в течение сентября текущего учебного года вносят в сводную заявку (перечень) выбранные темы годовых проектов и примерные сроки их выполнения. Творческая группа и ее руководитель несут ответственность за выполнение проектной работы каждым учеником.
Руководителем проекта является учитель-предметник, тему которого выбрал ученик. Руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики исследования, оформления и представления результатов исследования.
  • Руководителем проекта является учитель-предметник, тему которого выбрал ученик. Руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики исследования, оформления и представления результатов исследования.
а) письменная работа  (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа  (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет , иное конструкторское изделие; г ) отчётные материалы по социальному проекту , которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
  • а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
  • б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
  • в) материальный объект, макет , иное конструкторское изделие;
  • г ) отчётные материалы по социальному проекту , которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности ,  представленный в одной из описанных выше форм; 2) подготовленный обучающимся паспорт проекта  (объёмом не более одной машинописной страницы в начальной школе и трёх-пяти страниц в основной школе) в котором дана краткая характеристика работы: Название, автор работы, руководитель проекта. Цели и задачи исследования. Краткое содержание хода выполнения проекта. Краткие выводы о полученных результатах. Справочные материалы, графики, схемы, таблицы. Ссылки на используемые материалы.  Для конструкторских проектов в  пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта.
  • 1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности , представленный в одной из описанных выше форм;
  • 2) подготовленный обучающимся паспорт проекта (объёмом не более одной машинописной страницы в начальной школе и трёх-пяти страниц в основной школе) в котором дана краткая характеристика работы:
  • Название, автор работы, руководитель проекта.
  • Цели и задачи исследования.
  • Краткое содержание хода выполнения проекта.
  • Краткие выводы о полученных результатах.
  • Справочные материалы, графики, схемы, таблицы.
  • Ссылки на используемые материалы.

Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта.

Защиту проекта на конкурсе осуществляет автор проекта. Время защиты составляет 7-10 минут. В ходе защиты участники должны осветить следующие вопросы: 1) обоснование выбранной темы – актуальность ее и степень разработанности; 2) цели и задачи представляемого проекта, а также степень их выполнения; 3) краткое содержание (обзор) выполненной работы, основные этапы, трудности и пути их преодоления; 4) степень самостоятельности в разработке и решении поставленной проблемы; 5) рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.
  • Защиту проекта на конкурсе осуществляет автор проекта. Время защиты составляет 7-10 минут.
  • В ходе защиты участники должны осветить следующие вопросы:
  • 1) обоснование выбранной темы – актуальность ее и степень разработанности;
  • 2) цели и задачи представляемого проекта, а также степень их выполнения;
  • 3) краткое содержание (обзор) выполненной работы, основные этапы, трудности и пути их преодоления;
  • 4) степень самостоятельности в разработке и решении поставленной проблемы;
  • 5) рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.
следует считать не столько предметные результаты, а интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
  • следует считать не столько предметные результаты, а интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Под компетентностью в области решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения проблемы, формируются в учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения»

Под компетентностью в области решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения проблемы, формируются в учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения»

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:  Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недоста­точно знаний;  умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи. 2. Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:

  • Рефлексивные умения:
  • умение осмыслить задачу, для решения которой недоста­точно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!