Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет «Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций учащихся»»
30.03.2017г.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют три группы образовательных результатов:
- − личностные
- − метапредметные
- − предметные
- Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
- Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности.
- Ценностно-смысловые;
- Общекультурные;
- Учебно-познавательные;
- Информационные;
- Коммуникативные;
- Социально-трудовые;
- Компетенции личностного самосовершенствования.
- – это форма организации совместной деятельности учителя и учащихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
- Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.
- Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта в целях выявления закономерностей возникновения, развития и преобразования его, это – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности.
- Направленность не только на повышение компетентности учащихся в предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
- Возможность реализовать потребности учащихся в общении со значимыми группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
- Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут быть востребованы практически любые способности учащихся, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Проектная деятельность
Учебно-исследовательская
деятельность
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и
необходимого для конкретного использования
В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ.
Отрицательный результат – тоже результат
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана.
Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и
последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
- информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
- исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования, и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
- творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии);
- социальный, прикладной (практико-ориентированный);
- игровой (ролевой);
- инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения).
- проект может быть - монопредметный , метапредметный , относящийся к области знаний (нескольким областным), относящийся к области деятельности.
- индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года;
- парный, малогрупповой (до 5 человек);
- групповой (до 15 человек);
- коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, областной, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернете).
Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта.
- Мотивационный
- Подготовительный
- Информационно-операционный
- Итогово-аналитический
- Рефлексивно-оценочный
«Шесть П»
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Портфолио
Формы представления проекта:
- презентация на конференции
- выступление для определённого круга лиц
- выставка достижений
- концерт
- спектакль
- видеосюжет (фильм)
- слайд-шоу
- web -сайт
- телепередача
- экскурсия
- отчет исследовательской экспедиции
- научная конференция
- На урочных занятиях:
- урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок –защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
- домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
- исследовательская практика учащихся;
- образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;
- факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся;
- научное общество учащихся – форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с НОУ других школ;
- участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Учащиеся должны научиться:
- Ставить проблему и аргументировать ее актуальность.
- Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел – сущность будущей деятельности.
- Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый инструментарий
- Собственно проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ.
- Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта.
- Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
- Самооценивать ход и результат работы.
- Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.
- Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели.
- Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.
- Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания.
- Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
- Адекватно реагировать на нужды других.
- Проектная деятельность является обязательной составной частью учебной деятельности учащихся. В проектной и учебно-исследовательской деятельности принимают участие школьники с 1-го по 11-й классы. Для всех учащихся профильных и предпрофильных (9–11-х) классов участие обязательно.
- Учащиеся начальной школы выполняют проекты в соответствии с нормативами основной образовательной программы начального общего образования, также ученик начальной школы имеет право выбора дополнительного проекта. Лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и учителем–предметником, вкладываются в Портфолио ученика. Учащиеся основной школы сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта.
- Для организации проектной деятельности учителя – предметники (работающие в данном классе) в течение сентября текущего учебного года вносят в сводную заявку (перечень) выбранные темы годовых проектов и примерные сроки их выполнения. Творческая группа и ее руководитель несут ответственность за выполнение проектной работы каждым учеником.
- Руководителем проекта является учитель-предметник, тему которого выбрал ученик. Руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики исследования, оформления и представления результатов исследования.
- а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
- б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
- в) материальный объект, макет , иное конструкторское изделие;
- г ) отчётные материалы по социальному проекту , которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
- 1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности , представленный в одной из описанных выше форм;
- 2) подготовленный обучающимся паспорт проекта (объёмом не более одной машинописной страницы в начальной школе и трёх-пяти страниц в основной школе) в котором дана краткая характеристика работы:
- Название, автор работы, руководитель проекта.
- Цели и задачи исследования.
- Краткое содержание хода выполнения проекта.
- Краткие выводы о полученных результатах.
- Справочные материалы, графики, схемы, таблицы.
- Ссылки на используемые материалы.
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта.
- Защиту проекта на конкурсе осуществляет автор проекта. Время защиты составляет 7-10 минут.
- В ходе защиты участники должны осветить следующие вопросы:
- 1) обоснование выбранной темы – актуальность ее и степень разработанности;
- 2) цели и задачи представляемого проекта, а также степень их выполнения;
- 3) краткое содержание (обзор) выполненной работы, основные этапы, трудности и пути их преодоления;
- 4) степень самостоятельности в разработке и решении поставленной проблемы;
- 5) рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.
- следует считать не столько предметные результаты, а интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Под компетентностью в области решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения проблемы, формируются в учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения»
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы.