Задание: необходимо составить задачу по чертежу, выбрать единицу измерения и вставить недостающие данные. Придумать вопрос и решить задачу.
Текст задачи:
В первый день велосипедист проехал до обеда…, а после обеда еще …. Во второй день он проехал….
Ответы учеников
1. В первый день велосипедист проехал до обеда 460 км, а после обеда еще 150 км. Во второй день он проехал на 230 км больше, чем в первый. Сколько велосипедист проехал за 2 дня?
Решение:
1)460+150=610 (км)-проехал в 1 день.
2)610+230=840 (км)-проехал во 2 день.
3)610+840=1450 (км)-проехал за 2 дня.
Ответ: 1450 км.
2. В первый день велосипедист проехал до обеда 56 м, а после обеда еще 40 м .Во второй день он проехал на 15 м больше, чем в первый. Сколько велосипедист проехал за 2 дня?
Решение:
1)56+40=96 (м)-проехал в 1 день.
2)96+15=111 (м)-проехал во 2 день.
3)96+111=207 (м)-проехал за 2 дня.
Ответ: 207 м.
Тема: формирование у младших школьников направления функциональной грамотности «математическая грамотность» посредством текстовых задач.
Цель методического объединения
Продемонстрировать применение текстовых задач для формирования у младших школьников направления функциональной грамотности «математическая грамотность».
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
(Леонтьев А.А.)
«Математическая грамотность (МГ) – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира».
(PISA)
Текстовая задача - описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие отношений между ее компонентами.
(Стойлова Л.П., Пышкало А.М.)
Содержание
1. Учащимся предлагаются не типичные учебные задачи, а близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.
2. Математическое содержание тесно связано с сущностью реальных явлений окружающего мира.
Текстовые задачи на формирование математической функциональной грамотности
- Паша собрался в лагерь «Радуга». В лагерь необходимо купить ряд вещей для личной гигиены: мочалка, мыло, шампунь, гель для душа, зубная щетка и зубная паста. Хватит ли Паше 500 руб, чтобы купить все эти вещи?
12 руб
27 руб
50 руб
20 руб
40 руб
15 руб
- Хозяйка участка захотела поменять тротуарную плитку. Тротуарная плитка продаётся в упаковках по 4 штуки. Сколько упаковок плитки понадобится, чтобы выложить все дорожки и площадку перед гаражом? У хозяйки 300 руб, хватит ли ей денег на покупку плитки, если 1 упаковка стоит 45 руб?
- 1 плитка
Ответы
Задача 1.
150+40+15+20+27+12=164(руб)-за все предметы.
500-164=336(руб)-остаток от покупки.
Ответ: Паше хватит денег на покупку предметов, так как стоимость всей покупки меньше, чем количество денег у Паши.
Задача 2.
24:4=6(у)- количество упаковок.
45х6=270(руб)-стоимость всей покупки.
Ответ: понадобится 6 упаковок плитки. Хозяйке хватит денег, так как стоимость всей покупки меньше, чем количество денег у хозяйки.
Продемонстрировать применения текстовых задач для формирования у младших школьников направления функциональной грамотности «математическая грамотность».
Возращение к цели
Рефлексия
- Поделитесь своими впечатлениями от сегодняшнего методического объединения. Напишите 3 слова, которые описывают ваши эмоции, впечатления или пользу нашей встречи. Нажмите на ссылку и в пустые строки впишите слова.
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.menti.com%2F4oeqmkoa8o&el=snippet
Список источников
1. Смолеусова Т.В. Формирование функциональной грамотности на уроках математики , вебинар (28.04. 2021)
Ссылка на запись: https :// youtu.be /pHfhTDofQk8
2. Смолеусова Т.В. Формирование функциональной грамотности на уроках математики, презентация(28. 04. 2021)
Ссылка на презентацию: https://edu54.ru/upload/iblock/6bc/1-Smoleusova-T.V.-Osobennosti-formirovaniya-i-otsenki-matemtaicheskoy-gramotnosti-_1_.pdf
3. Рослова Л.О., Краснянская К. А., Квитко Е. С. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности //Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1,№ 4(61). С. 58-79.