| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Проверил
_____/_____/
«_»______20_г.
Педагогический совет:
Подходы к сохранению здоровья школьников
\
Выполнила:
студентка Ш-41 группы
Шимко Марина
Ейск, 2022
Пед. совет «Подходы к сохранению здоровья школьников»
Цель проекта: создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учеников.
Задачи проекта:
1. Развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей.
2.Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни, стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.
3. Создание приятного психологического климата среди всех групп – участников учебно-воспитательного процесса;
4. Создание условий для профилактики острых вирусных респираторных заболеваний и их осложнений, эффективного личностного роста ребенка, самораскрытие его творческого потенциала в процессе учебной деятельности.
5. Воспитание здорового, творчески мыслящего человека, знающего свой организм и умеющего управлять им в любых условиях.
6. Создание необходимых условий для активного вовлечения родителей в процесс восстановления и укрепления здоровья детей.
Ход работы:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Начать педсовет хочется словами В.А. Сухомлинского. Он сказал, что забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы... Я считаю, что он совершенно прав. И педагогический совет начнем с определения здоровья.
Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.
А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное благополучие? Официальная цифра такова: 96 % детей в России имеют отклонения в состоянии здоровья. Крайне неуютная цифра, не так ли?
По данным некоторых российских и зарубежных исследователей существуют четыре основных фактора, определяющих здоровье человека: физическая подготовленность, двигательная активность (30-40%), генетическая предрасположенность (20-25%), образ жизни (труд, жилье, питание, жилье и др.) (15-25%), медицина (качество лечения, профилактика болезней и т.п.) (5-10%). Степень влияния, усиления или снижения их действия различны. Для улучшения условий жизни, качества питания, медицинского обслуживания необходимы большие финансовые и материальные затраты, обеспечить которые в современной российской действительности весьма проблематично.
Укрепление здоровья – это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений. У них отмечается рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижение функциональных возможностей. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим.
Педиатры, проводя изучение состояния здоровья школьников, обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушений осанки и сколиозов, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. Перечисленные заболевания получили название «школьных болезней». Несмотря на существенные преобразования материальной базы современных общеобразовательных учреждений, «школьные болезни» продолжают сохранять массовый характер.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, часто создает для них психологические трудности.
Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. У детей, не справляющихся с программой, легко развивается само пораженческая реакция и негативное представление о собственной личности, они смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.
Решение проблемы
При проявлении поведенческих нарушений и снижении успеваемости на фоне перегрузок ребенка следовало бы научить снимать напряжение, овладеть навыками самоконтроля, самопознания, саморегуляции. Но, к сожалению, не все педагоги обращают внимание на изменение психологического состояния ребенка. А это влечет за собой плачевный результат. Школьник замыкается в себе и перестает выполнять полностью учебную программу, либо находить для себя облегченный вариант учебной программы. Происходит так называемая коррекция учебной программы, а основной целью становится приспособление ребенка к новому сниженному интеллектуальному статусу. В этом случае дальнейшее обучение тормозит формирование всех психических процессов и приводит к искажению эмоционально-личностного развития.
Таким образом, стратегической целью образования является создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья.
Согласно требованиям, СанПиН 2.4.2.2821-10 все пед. учреждения должны выполнять следующие требования:
– рациональная организация учебного процесса;
– оптимальная организация физкультурно-оздоровительной работы;
– организация качественного питания;
– организация качественного медицинского сопровождения.
В соответствии с данным документом в нашем ОУ применяются следующие здоровьесберегающие образовательные технологии и формы организации учебно-воспитательного процесса (УВП) с учетом психологических и физиологических особенностей учащихся.
Интеграция образовательного и оздоровительного процессов.
Требования к психолого-педагогическим и гигиеническим условиям проведения урока.
Организация безопасной образовательной среды.
Система профилактики вредных привычек.
Содержание и система мониторинга здоровья учащихся.
Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества по сохранению здоровья учащихся.
Учебно-воспитательный процесс в нашей школе проводится в соответствии с результатами регулярного комплексного изучения состояния здоровья школьников, осуществляемого педагогами, медицинскими работниками в образовательном учреждении.
Большое внимание школа уделяет здоровью и здоровому образу жизни школьников. При выполнении учебного плана не допускаются перегрузки учащихся, ориентируясь на предельно допустимую нагрузку, строго отслеживается дозировка домашнего задания. С целью сохранения здоровья учащихся, учитель физкультуры используют индивидуальный и дифференцированный подход на уроках.
Мероприятия по профилактике заболеваний и сохранению здоровья
I. Учет состояния здоровья детей:
1. Анализ медицинских карт учащихся.
2. Определение групп здоровья.
3. Учет посещаемости занятий.
4. Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
II. Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
1. Организация работы спортивных секций, кружков, клубов.
4. Динамические паузы для учащихся 1-х классов
5. Индивидуальные занятия.
8. Дни здоровья.
10. Физкультминутки для учащихся.
11. Организация летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
Организация работы по укреплению здоровья младших школьников
№ | Содержание | сроки |
1 | Беседа по профилактике заболеваемости ОРВИ | регулярно |
2 | Экскурсия «Звери, птицы, лес и я вместе дружная семья» | ежегодно |
3 | Проведение физкультминуток на уроках | регулярно |
4 | Беседа «Правильный режим дня» | ежегодно |
5 | Классный час «Отношение к себе» | ежегодно |
6 | Эстафета «Весёлые старты» | ежегодно |
7 | Беседа «Основные способы закаливания» | ежегодно |
8 | Беседа «Спорт в моей жизни» | ежегодно |
9 | Классный час «Вредным привычкам НЕТ!» | ежегодно |
10 | Беседа «Моё питание» | ежегодно |
11 | День здоровья | ежегодно |
12 | Классный час «Мой труд каждый день дома» | ежегодно |
13 | Спортивная программа «Мама, папа, я — спортивная семья | ежегодно |
14 | Классный час «Витамины в моей жизни» | ежегодно |
15 | Классный час «Путешествие по стране дорожных знаков» | ежегодно |
Оздоровительные процедуры и виды оздоровительных мероприятий, которые я применяю в своей работе:
1. Гимнастика до учебных занятий.
2. Подвижные перемены.
Организовать двигательный режим школьников во время перемены помогают подвижные игры. Задачи проведения подвижных игр включают в себя:
повышение работоспособности;
организацию активного отдыха;
содействие физическому развитию;
повышению уровня физической подготовленности.
3. Дни здоровья и спорта.
4. Профилактические мероприятия.
5. Просветительская и консультационная работа с родителями.
Оздоровительная работа будет эффективной лишь при условии тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого складываются единые взгляды на оздоровительную работу и дети могут в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки.
Таким образом, хочется отметить следующее: воспитание культуры здоровья у школьников будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
признание педагогическим коллективом школы приоритетным и значимым направлением своей деятельности здоровьесберегающую организацию образовательного процесса;
создание в школе целостной системы воспитания культуры здоровья, в которой все ее компоненты (когнитивная, эмоционально-чувственная и деятельностная) направлены на воспитание ценностей, среди которых Здоровье занимает особое место;
создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей пространственно-предметной среды;
организация систематического мониторинга здоровья воспитанников и здоровьесберегающей работы в школе.
Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.