СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет по теме: «Семья и школа: взаимодействие, взаимопонимание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет по теме: «Семья и школа: взаимодействие, взаимопонимание»»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Проверил

_____/_____/

«_»______20_г.









Педагогический совет:

Семья и школа: взаимодействие, взаимопонимание












Выполнила:

студентка Ш-41 группы

Шимко Марина

 









Ейск, 2022

Пед. совет «Семья и школа: взаимодействие, взаимопонимание»

Цель педсовета: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями.

Задачи:

  • проанализировать школьную систему воспитания по взаимодействию семьи и школы;

  • выявить наиболее эффективные формы взаимодействия школы и семьи.

Ход работы:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Начать педсовет хочется словами В.А. Сухомлинского. «Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей» «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»

Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Главными задачами в этом направлении являются сплочению силы, установление взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Работа с родителями всегда считалась и считается одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя.

Многие из родителей считают, что воспитанием должна заниматься школа. У школы несколько иные функции. Она не должна заменять ребёнку семью, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность самореализоваться, проявить свои способности. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. К большому сожалению, многие родители неохотно и очень осторожно обращаются за помощью к учителям, неохотно идут в школу.

Трудности в работе с родителями были и есть: не все родители понимают значимость активного взаимодействия с педагогическим коллективом, некоторые сознательно уклоняются от воспитания детей, а большинство остаются сторонними наблюдателями.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это и падение жизненного уровня многих семей, и рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей.

Семьи, из которых дети приходят в школу, неоднородны. Хорошо, если отношения в семье нормальные, там царит доброжелательная атмосфера. А если нет?! Тогда школа должна постараться компенсировать всё то, что ребёнок не может получить в семье, чтобы он вырос хорошим человеком, здоровой во всех смыслах этого слова личностью.

Существует мнение, что современные родители – чаще пропитатели, а не воспитатели. Они видят свой родительский долг лишь в бытовом обслуживании детей. Отчасти это происходит в силу сложившихся экономических условий. А ведь настоящее материнство и отцовство – это, прежде всего, труд души и только потом рук. 

Успешность ребёнка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся помочь своему ребёнку, насколько поддерживают его.

Мы же, в свою очередь, должны принимать наших учеников такими, какие они есть на данный момент, и работать над тем, чтобы каждому в классе было комфортно, чтобы в школе каждому было интересно, чтобы каждый ребёнок почувствовал себя успешным в каком-то деле.

Формы работы педагога с родителями.

  • Во-первых, педагог должен хорошо знать всех родителей класса, учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.

  • Большой эффект во взаимодействии с семьями дает предоставление родителям возможности проявлять инициативу во всех делах в классе и в школе. Важно, чтобы семьи понимали, что их участие ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется.

  • Традиционной формой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов, их возможностей, носит как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

  • Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Она должна способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

  • Дети очень рады тому, что их родители приходят на внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках. Внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура», детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку. Родители участвуют в организации мероприятий, выполняют порученную работу (изготовление вместе с детьми рисунков, поделок на выставки и конкурсы и т.д.), помогают в ремонте, уборке, обустройстве кабинета и игр и т.д.

  • Родители могут положительно повлиять на успех детей в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.

  • У родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам.

  • Привлечение отцов, братьев, сестер и других членов семьи к воспитательной работе.

  • Огромное значение для родителей имеют благодарственные письма, которые вручают родителям в конце учебного года. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.


К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:

  • познавательная сфера жизни школьников;

  • поддержка физического здоровья учащихся;

  • развитие их творческого потенциала;

  • поддержка одарённых детей;

  • социальная поддержка учащихся;

  • профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних.


Серафим Саровский говорил: «Нынче учить никого не надо. Все учёные. Надо показывать». И действительно, вся жизнь родителей является живым примером для их детей. Воспитание – в конечном итоге, это совместное проживание с ребёнком его собственного пути.

В процессе становления личности ребёнка семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания ребёнка.

Семья формирует базовое чувство безопасности по отношению к миру и к людям, если развитие и воспитание ребёнка происходит в благоприятных условиях. И, наоборот, базовое чувство недоверия к окружающему миру и к окружающим людям служит основой для возникновения различных сложностей в более взрослом возрасте, – той призмой, через которую ребёнок воспринимает окружающий мир как тревожный, враждебный, несущий угрозу. 

Семья формирует основные модели поведения. Родители влияют на поведение ребёнка, поощряя или осуждая определённые стереотипы, поддерживая ребёнка или применяя к нему наказания. 

Семья помогает ребёнку приобрести необходимый жизненный опыт. Дети, чей жизненный опыт включал широкий набор различных ситуаций и которые научились справляться с проблемами общения, научились находить компромиссы, прощать, радоваться, лучше других детей адаптируются к новой обстановке и адекватно реагируют на происходящие вокруг перемены. 

Семья формирует у ребёнка такие базовые понятия, как

  • отношение к себе;

  • стиль отношений с другими людьми;

  • нравственные ценности или представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

  • представления о себе как о мужчине или о женщине;

  • стремления и идеалы;

  • смысл жизни;

  • чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своей малой Родине, к своему народу, к своей стране. 

Таким образом, семья – это та среда, которая влияет на развитие личности ребёнка, его будущее духовное и душевное благополучие. 

Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

В создании союза детей, родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. В течение всей своей практической деятельности именно они пытаются сделать родителей настоящими помощниками педагогического коллектива, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если родители педагогам доверяют, значит, и дети тоже будут доверять своим учителям. А это очень хороший фундамент для сотрудничества, для общего успеха.

Главным и самым первым шагом в решении проблемы взаимодействия школы и родителей является изучение воспитательного потенциала семьи, той семейной атмосферы, в которой ученик растёт и развивается. Классными руководителями составляются социальные паспорта классов, на основе которых составляется социальный паспорт школы. Полученные аналитические данные становятся базовой информацией, которая позволяет выработать стратегию взаимодействия школы и родителей. Важную роль в системе взаимодействия с семьями играют школьные традиции: общешкольные и классные дела (традиционные праздники, концерты, конкурсные программы, спортивные мероприятия и т.д.); информационная среда школы (школьные стенды, классные уголки, сайт школы).

В основу взаимодействия между семьёй и школой положены ценности здоровья, творчества, толерантности, взаимной открытости, диалога и сотрудничества.

У нас с родителями общая цель – воспитать достойного человека, который будет себя комфортно чувствовать в окружающем его мире; чтобы он нашёл себя в жизни, смог самоопределиться и использовать весь свой потенциал, чтобы стать успешным.

Важную роль здесь играет всесторонняя диагностика учащихся: диагностика уровня воспитанности, способностей, интеллекта школьников, культурного уровня, к чему каждый ребёнок склонен, каковы особенности его характера. Проведя такую всестороннюю диагностику, необходимо сделать анализ и выводы, дать подробнейшую характеристику каждому ребёнку.

Взяв новый класс, классный руководитель должен добиваться максимальной посещаемости родительских собраний. Надо убедить родителей в том, что встречи до или после собрания не так эффективны, как совместный разговор с родителями во время родительского собрания и, как следствие, принятые решения, удовлетворяющие большинство присутствующих.

На собраниях необходимо знакомить родителей с динамикой обучения, воспитания и развития их детей, больше рассказывать о положительных сдвигах в коллективе и об индивидуальных успехах каждого ученика.

Обязательно привлекать родителей к воспитательной работе в классе, к их соучастию в классных делах. Общие мероприятия нужны всем. Родителям – чтобы они видели, как дети развиваются, какое место занимают в коллективе. Детям – чтобы они чувствовали, что родители интересуются их жизнью, их успехами, чувствовали значимость своей семьи.

К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести индивидуальные консультации, беседы и посещения учащихся на дому.

Как же организовать деловое сотрудничество с родителями?
Это целая система ежегодных мероприятий: 

  • составление социального паспорта класса, изучение семей учащихся, условий их жизни и т.д.;

  • проведение родительских собраний;

  • выборы родительского комитета класса;

  • анкетирование родителей;

  • проведение родительского всеобуча;

  • проведение групповых и индивидуальных консультаций;

  • предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций;

  • проведение Дней открытых дверей для родителей;

Партнёрское взаимодействие школы и семьи – это и есть сотрудничество.
Через совместные дела со своими детьми родители могут увидеть, как учится и живёт их ребёнок в коллективе, а иногда и открыть для себя много нового и в себе, и в своём ребёнке. Только благодаря совместным делам родители могут стать нам, учителям, союзниками, так как перестанут относиться к школе как сторонние наблюдатели. Только в этом случае можно говорить о целостном подходе в воспитании ребёнка.

Вовлечение родителей в дела класса и школы меняет их отношение к школе. Совместные дела способствуют желанию познать своих детей, помогают найти язык общения. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, а также педагогов.

И опять возвращаемся к важнейшей роли, которую играет классный руководитель в жизни классного коллектива.


Быть хорошим классным руководителем, значит


- взять на себя большую ответственность;
- уметь слушать и понимать;
- заботиться о каждом воспитаннике своего класса: о его интеллектуальном, психическом, физическом и нравственном состоянии;
- помогать во всём (в учении, в общении со сверстниками и учителями, в общении с родителями, в самоопределении, саморазвитии);
- руководить классом и поддерживать дисциплину;
- заменить (на время) маму и папу, подругу или друга;
- быть всегда на стороне справедливости.

В общении с детьми и их родителями хороший классный руководитель должен следовать следующим правилам:

  • Не быть назойливым. Помнить: у каждого ребёнка и родителя свой мир интересов, увлечений, печалей и радостей.

  • Войти в ситуацию, постараться понять, что чувствует ребёнок и родитель. Только тогда решать, что делать дальше.

  • Самому совершать добрые и хорошие поступки. Не только дети, но и родители учатся у нас.

  • Доставлять ребёнку радость общения с тобой! Хвалить! Указывать на успехи!

  • Избегать обвинений.

  • Покорить в себе гордыню. Уметь признаться, что и ты чего-то не знаешь.

  • Развивать в себе незаурядность! Тогда и твои воспитанники станут незаурядными личностями.

Основная и главная задача педагога – сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Учитель должен обладать большим терпением и тактом. У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями. 

Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!