Педагогический совет "Совершенствование образовательного процесса на основе внедрения в практику моей работы продуктивных педагогических технологий" С целью совершенствования методов обучения и воспитания, овладения современными образовательными технологиями и методиками и эффективное их применение в практической профессиональной деятельности, руководствуясь при этом гуманными принципами образования и воспитания, я работаю над методической темой: «Ценностный подход в изучении литературы».
Становление нравственной и духовной личности является потребностью времени. Хочется надеяться, что в наши дни началось обновление образовательной сферы в сторону духовности, нравственности, гуманности, поиска систем по развитию личности. И всё же охарактеризовать происходящее сегодня в образовании лучше всего словами Л.Н. Толстого: «...всё переворотилось и только начинает укладываться». Проекты в сфере образования и науки в Российской Федерации требуют конкретных действий, системного подхода, нацеленности на результат. Выявляются наиболее актуальные проблемы и запросы общества, разрабатываются эффективные технологии их решения. Всё это выводит нас на необходимость планировать процесс обучения информационно насыщенным, определяя формы и методы современного урока, чтобы осуществить задачи и требования ФГОС.
Ценностный подход в изучении литературы является системой стратегий, «обучающих школьников мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, взаимодействовать с окружающим миром» на основе добра, мира и правды.
Наиважнейшей целью учителя, стремящегося видеть своих учеников высокообразованными и высоконравственными людьми, а самое главное - счастливыми, я считаю формирование единой картины мира в мировосприятии ребёнка через дискретность наук методом погружения в познание, что осуществляется при синтезе и симбиозе наук.
Ценности же родились в человеческом обществе как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжёлых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят все осмысленные оценочные моменты, отражают иные, по сравнению с наукой, аспекты окружающей действительности. Они соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни, определяют наше поведение. Во всей мировой философии происходит сегодня «антропологический поворот». Размышление о человеке всегда было ключевым вопросом для философии. С тех пор, как человек задумался об устройстве окружающего мира, он начал постигать и самого себя. Кто я? Кто мы? Откуда взялись? К чему и куда идём в бесконечном историческом развитии? Что выделяет нас в пёстром, многоликом сонме живых существ, населяющих планету, и что роднит с ними? Меняется ли человек как биологический вид по мере своего интеллектуального и нравственного совершенствования? Каким путём развивается его дух- к познанию мира и себя в нём или к саморазрушению? Может ли он изменить мир или, наоборот, является рабом обстоятельств?
« Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №20 являются: достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности обучающегося в её самобытности, уникальности, неповторимости»
Задачи современного школьного обучения таковы:
реализовывать потребности обучающегося в образовательной сфере, постоянно повышать его образовательный уровень;
приводить систему воспитания и образования в соответствие с образовательными потребностями личности, общества и государства;
готовить новые поколения граждан к жизнедеятельности в условиях современного общества, его социокультурных, научных и технологических достижений;
социально интегрировать различные группы населения независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных убеждений;
формировать и развивать единое образовательное пространство;
6) формировать ценностные установки воспитанников как людей ищущих, стремящихся к самопознанию, самоопределению, самореализации.
Познание человека - бесконечный процесс. Поставленные вопросы -лишь вехи к постижению феномена...Современная эпоха характеризуется общей гуманизацией образования. Я признаю принцип свободного развития человеческой личности. Через познание происходит расширение духовного опыта. Урок превращается в коммуникативное событие, порождающее понимание и направляющее общение к диалогу согласия при сохранении каждым его участником самостоятельной позиции. Я ориентируюсь на приоритет коммуникации над информацией, понимания над знанием, диалога - согласия над дискуссией. Принцип коммуникативной педагогики особенно важен в наше время - субъектные отношения между учителем и учеником жизненно необходимы.
Сущность педагогики сотрудничества воплощается в принципах-положениях, которые соблюдаются обоюдно:
« Я стараюсь создавать в классе обстановку, в которой
-каждый из вас будет самим собой;
-каждый сможет, не смущаясь, высказывать своё мнение;
-уважаются и учитываются индивидуальные особенности каждого;
-конфликты решаются на основе взаимного уважения и сочувствия;
-приветствуется самоконтроль;
-мы внимательно слушаем друг друга и искренне стремимся понять другого;
-сотрудничество важнее соперничества;
-здоровый дух соревнования приемлем для нас;
-царят мир и взаимное доверие».
Особо важную роль в качестве условий, процесса и результата деятельности играет качество материально-технической базы кабинета. Мой кабинет оснащён всем необходимым: есть художественная программная литература, словари: литературоведческие, толковые, этимологические, орфографические, омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, фразеологизмов; видеоуроки, презентации (созданные учащимися, мной, приобретённые на сайте «Инфоурок» по русскому языку, литературе, ОБЖ).Тесты по всем темам русского языка, по основным разделам литературы.
Ценность осмысленного обучения, о которой писал ещё Л. Выготский в работе «Педагогическая психология», - основа развития критического мышления ученика. Умение мыслить критически — это не высказывание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Ближайшей задачей образования является «стремление пробудить в ученике его личное самосознание..., заставить его критически отнестись к своим мыслям» (Николай Жевахов).
Педагог, занимаясь воспитанием и образованием школьника (целенаправленным формированием личности), осуществляет развитие сознания (!) ученика.
Эпицентром сознания является сознание собственного «я».
Рефлексивная функция - основная функция, которая характеризует сущность сознания.
Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, пережить его и определённым образом относиться к себе. Мерилом для человека в отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека, делает его более многогранным. Сознательное поведение не столько является проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.
Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и даёт человеку возможность интегрировать себя в единое целое.
Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.
Только благодаря осознанию своей индивидуальности, возникает особая функция - защитная - стремление защитить свою индивидуальность от угрозы её нивелирования.
Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться, невзирая на мешающие воздействия, самим собой и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироваться, стать самим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, надо осмелиться полностью погрузиться во что-либо без остатка, забыв свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчивость, и переживать это нечто без самокритики; решаться делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявляться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовывать свои возможности полностью в каждый данный момент.
Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой, едва научившись выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, это глубинная, трудно насыщаемая потребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность человеческого.
Особенности организации
Ценностный подход в изучении литературы- надпредметный, применяется мной как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов (стадий).
Цели и задачи первого этапа - активизация исследовательской, творческой деятельности. «Вызов»- на основе имеющихся знаний учащихся пробуждение интереса к теме, определение цели изучения учебного материала.
«Осмысление» -второй этап. Содержательный. Работа ученика с текстом, направленная, осмысленная. Действия ученика обязательны (наблюдения над текстом, составление схем, таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. Текст трактуется широко: и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериалы.
Третий этап- «рефлексия»-размышления. Личностное отношение ученика к тексту или фиксирование его с помощью создания собственного текста, либо своей позиции в диалоге, дискуссии.
Организация урока
Учебный процесс-это коллективный способ обучения. Комбинация форм разнообразна. Учащиеся работают в группах, парами, индивидуально.
Тексту отводится приоритетная роль. Его читают, пересказывают (задания могут даваться заранее). Учащиеся анализируют, трансформируют текст, интерпретируют, дискутируют, возможно, сочиняют.
Источниками информации являются на таком уроке не только учитель, но и автор критической статьи; оппонентом является и предложенный учителем лектор из материалов видеороликов. Диаметрально противоположные точки зрения предоставляют право на заблуждение и ученикам, стимулируют их на поиски собственных ответов на вопросы, поставленные учителем или возникшие у них самих.
Рефлексивный анализ помогает прояснить степень понимания той или иной проблемы, глубину проникновения в авторский текст. Сам процесс вербализации (устный или письменный) структурирует хаос мыслей ученика, разрешает их сомнения или, наоборот, вызывает новые вопросы. Этап рефлексии, бесспорно, активно способствует развитию навыков критического мышления, систематизации знаний учащихся, развивает умения слушать и слышать, быть в диалоге с оппонентом, с автором текста, с самим собой. Сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. Знакомство с различными точками зрения по поводу прочитанного или услышанного способствуют осмыслению информации, развивают не только ум, но и душу. Ученик, внимательно слушающий дискуссию, уже является соучастником диалога.
Различные виды письменных работ (эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) учат отбору информации, важной для понимания той или иной темы, для реализации поставленной цели, способствуют умениям и навыкам точности выражения собственных мыслей, выстраивания причинно-следственных связей.
Эта основа, на мой взгляд, связана с поэтикой изучаемого произведения и с важнейшими проблемами в творчестве того или иного писателя. Вне исторического подхода к каждому отдельному явлению, будь то образ героя, произведение или творчество писателя в целом, немыслимо познание художественного мира того или иного автора. Историзм здесь выступает и как связь художественных явлений произведения, и как их отношение к действительности. Этими принципиальными соображениями я руководствуюсь при осмыслении изучаемой темы и определении задач, которые необходимо поставить перед учащимися в процессе работы.
Мой педагогический опыт основан на предоставлении учащимся возможностей раскрыть себя, на основе установления диалога между учителем и учащимся, на пробуждении способностей школьников к личностному восприятию литературных произведений, на стремлении будоражить мысли ученика, на знакомстве учащихся с четкой и завершенной концепцией истории русской литературы XVIII - XIX вв., нового концептуального подхода к истории русской литературы ХХ-ХХI вв.
Сочетая наглядные и технические средства обучения, работу с учебником, с дополнительными и дидактическими материалами, опорными схемами, я добиваюсь полной занятости учащегося во время учебной деятельности.
Уплотнённый опрос позволяет за короткое время выслушать значительную часть учеников, проверить, как они усвоили тот или иной материал. В этом им помогают таблицы, схемы, графическое комментирование, тесты, конспектирование лекций.
Чтобы повысить уровень читательской культуры и качество гуманитарной подготовки школьников, я применяю разнообразные методы обучения, сочетая индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.
В своей практике активно использую нестандартные творческие уроки: лекции, которые отличаются поставленной задачей, диспуты, суды, КВНы, семинары, уроки-мастерские, викторины. Такие интерактивные формы работы позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся. Мною разработана система творческих заданий: сочинение сказок, стихов, рассказов; написание отзывов, заметок, эссе, этюдов; составление сценариев, инсценирование эпизодов, система контрольных диктантов, изложений, сочинений.
Повысить уровень познавательного интереса учащихся к литературе помогает знакомство ребят с неожиданными, подчас шокирующими оценками известных эссеистов (Юлия Айхенвальда, Александра Гениса, Петра Вайля), которые побуждают их к столь же смелым и оригинальным суждениям и самостоятельному взгляду на произведение.
Как отмечала М. А. Рыбникова, "личность поэта - вот единственный центр, вокруг которого мы можем воистину крепко сдвинуть все им созданное", поэтому особое внимание во внеклассной работе я уделяю поэтическому творчеству.
Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, её возможности и действительность, свобода воли и необходимость - эти вопросы получают в творчестве М.Ю. Лермонтова многогранное образное воплощение.
Через проникновение в сущность гениального дарования, через приобщение читателя к прекрасному, неповторимому и всё ещё в чём-то загадочному миру лермонтовской поэзии я стремлюсь затронуть глубинное «я» ученика, проникнуть в его экзистенцию. Именно в поэзии есть символ, опыт, страдание, смысл, экзистенциальная ситуация, духовное освоение. Этому ряду параллелен другой ряд: знак, понятие, потребность, социально - деятельное взаимодействие, обучение.
На протяжении многих лет я стремилась преподносить стихи Лермонтова как лирический дневник поэта, как выявление сложных связей, сложившихся между ним и обществом в одной из самых драматических эпох. После эмоционального рассказа о судьбе поэта, в который органически вплетаются строки стихов, дневниковых записей, документов, высказывания современников, учащиеся в известной мере подготовлены к восприятию лирики. Читая стихи поэта, сопоставляя ранние произведения с поздними стихотворениями, девятиклассники убеждаются в глубокой справедливости его слов: "Жажда бытия во мне сильней страданий роковых" ("1831-го июня 11 дня") и слышат в лирическом дневнике поэта полифоническую музыку, а не пять-шесть тем. (Примерный план анализа поэтического текста помогает увидеть особенности того или иного стихотворения. (См. приложение).
Активное, развивающее, проблемно -контекстное обучение позволяет формировать творческое мышление ученика.
Работы шестиклассников иллюстрируют это: « В этом красивом, но грустном стихотворении говорится о тучке и об утёсе. Стихотворение такое грустное, потому что тучка, такая маленькая, красивая, улетела от утёса-великана. А утёс, хоть и прошло мало времени, полюбил тучку, как родную. Он был очень старый, и тучка заставила его вспомнить своё детство
Утёс остался один, ему снова грустно, одиноко; и он плачет очень тихо, так, чтобы никто не слышал.
А тучка, она свободная, независимая, и она не знает, что навсегда останется в сердце утёса. Она будет для него, как внучка.
Это стихотворение очень похоже на историю детей и родителей. Ведь, когда дети вырастают, они уходят и оставляют родителей одних.
М.Ю. Лермонтов тоже был когда-то маленьким и был оставлен родителями, и он прекрасно понимает и золотую тучку, и старого задумчивого утёса.» ( Базина Катя,6кл.).
«М.Ю.Лермонтов пишет, что сосна одна, у неё нет подруги, ей не с кем поделиться. Вокруг лишь снег и только снег:
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Ей снится, что где-то в пустыне стоит пальма, и у неё нет подруги.
У сосны и пальмы одна судьба, горькая участь. Они растут в одиночестве. Пальма растёт «ни для кого». Сосна одета в длинное красивое одеяние. Они прекрасны, каждая по-своему. Но, если заглянуть в душу, она почти пуста. Только есть надежда, что кто-нибудь придёт, посмотрит, полюбуется, поговорит.» (Сасина Кристина,6кл.).
Вот что представляют собой размышления ребят на вопрос: «Что нового вы узнали , читая Лермонтова?»: «...прочитав стихотворение «Три пальмы», я задумался над тем, что мы часто бываем жестоки к природе. Мы, не задумываясь, ломаем, топчем, рубим, сжигаем в костре деревья, кустарники. А ведь это живые организмы. И по отношению друг к другу мы бываем жестоки, часто не хотим понять другого человека и протянуть руку помощи. Стихи Лермонтова помогают задуматься над этим.» (Телегин Юра,6кл.).
«Благодаря произведениям Лермонтова, я поняла, что нужно ценить свою жизнь, какой бы она ни была. Любовь родных и близких, возможность учиться, иметь друзей-всё у меня есть, и потому не надо роптать на бога, как делали это три пальмы.
Также я поняла, что надо стремиться к гармонии, не надо останавливаться на достигнутом, а совершенствовать себя» (Букреева Ольга,6кл.)
«Читая лермонтовские произведения, я узнала не только о его персонажах: парусе, утёсе, листочке, пальме, но и о себе. Ведь я никогда раньше не задумывалась о себе самой, о своей душе, мыслях, чувствах, настроении. А особенно, что мне надо от жизни? Чего я хочу?
А я хочу то же, что и все. То же, что хотели парус и пальмы.Они хотели гармонии. Они хотели, чтобы всё было не однообразным и серым, а наоборот, ярким, красочным. Так же и я. Мне хочется чего-нибудь нового, неожиданного, впечатляющего. Мне хочется перемен и смены настроения, новых познаний, которые я могу найти в учёбе и в книжках, ведь только поэтому я так много читаю. Каждая книга другая, ни одна не похожа на предыдущую, и именно поэтому надо учиться - узнавать с каждым днём всё больше, чем ты знал раньше.
Правильно гласит мудрая пословица: делу время, потехе -час. Это значит, что мы должны знать своё дело. Но и должны отдыхать, играть с друзьями, узнавать что-то новое из книг. Я должна делать всё это, чтобы не быть одинокой, как утёс, и не оторваться от своей «ветки», как листок.
Я должна чаще задумываться о себе, о своей душе. Я должна стремиться к совершенству, как все люди, желающие жить (в буквальном смысле слова). «Жить» с большой буквы. Пусть иногда не всё удаётся. Пусть на пути стоят беды и разочарования. Пусть невзгоды одолевают нас. Но мы должны жить, радоваться каждому дню, каждому облачку, деревцу, каждому живому существу, каждому лучику солнца и каждой -пусть небольшой- доле счастья. Нужно стремиться к совершенству до конца своих дней.
Лермонтовские герои помогают задуматься о себе самой, своей душе и своих мыслях, но не забывать и о своих друзьях, заботиться о них и делать всё возможное, чтобы и их жизнь стала ещё лучше, пусть не намного, радостней.
Я очень благодарна М. Ю. Лермонтову и его героям. Они помогли мне почувствовать «душу» стиха, а значит и свою. И я говорю ему с большим удовольствием: «Спасибо Вам за всё, хотя Вы не можете услышать меня». (Дорофеева Катя,6кл.)
Когда ученики анализируют стихи, появляется большая потребность в чтении поэзии, в размышлениях и в самосовершенствовании. Чем богаче знания учеников о языковой природе эстетического эффекта, тем глубже их понимание художественного текста, тем сильнее проявляется способность к сопереживанию, тем настойчивее созревает и укрепляется потребность к речевому самосовершенствованию.
Можно ещё раз убедиться, как отзывается душа ребёнка на проникновенные строчки стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...», изучаемого в 7 классе, прочитав анализы тех же учениц, только повзрослевших на год:
«Стихотворение Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...» наполнено той радостью, той жизнью, тем великолепием, которое автор хочет передать читателю. В каждой его строчке чувствуется то тепло, то вдохновение, которое мог передать только М.Ю.Лермонтов. Великолепие нашей русской природы, её материнская забота о нас, её любовь к нам, наша любовь к ней- всё передаётся в этом стихе. Каждая строчка-это жизнь кого-то или чего-то, так как каждая строчка насыщена тем, что посвящает нас в жизнь какого-то одного персонажа.
В первом четверостишии этого стиха говорится о желтеющей ниве, которая, волнуясь, ожидает какого-то чуда, о свежем лесе, который шумит при лёгком дуновении ветерка, о сливе же здесь говорится так, будто ты вот-вот снимешь её с ветки и насладишься этим дивным ароматом и вкусом. Она здесь описана так волшебно, так чарующе, ведь она прячется «под тенью сладостной зелёного листка», а также здесь сказано не просто слива, а «малиновая слива».
Во второй строфе ещё более завораживающе, чем в первой. Здесь уже говорится о прекрасном ландыше, который приветливо качает головой «румяным вечером иль утра в час златой», и во всё это время обрызган, как по волшебству, «душистою росой».
В третьей строфе рассказывается о студёном ключе, который играет по оврагу, «погружая мысль в какой-то смутный сон», и рассказывает давнюю сказку «про мирный край, откуда мчится он».
Ну, а в четвёртой, последней строфе «смиряется души тревога. Расходятся морщины на челе».
И когда насладишься нашей русской природой, можно со спокойной душой взглянуть на пройденный жизненный путь и можно постигнуть счастье на земле и в небесах увидеть не просто сияющую поверхность, даль, но, кажется, можно увидеть и Бога». (Базина Катя, 7кл.)
«Мне понравилось это стихотворение за свою открытость мысли. Оно воспринимается легко, и поэтому можно почувствовать то, что чувствовал Лермонтов. Он выражает свои мысли и чувства в этом, казалось бы, «маленьком стихотворении». Но, если вдуматься, тема стихотворения безгранична, её затрагивали многие поэты, философы. Это тема о пользе природы и о том, может ли человек быть абсолютно счастлив на земле.
Мне понравилось, как Лермонтов по-новому описал ощущение, которое даёт природа, когда ты воспринимаешь её в хорошем расположении духа. «Дума» Лермонтова как бы путешествует по чувствам. Сначала она находится в покое, затем слышится грусть, сменяющаяся счастьем, потом тревога и снова покой. Лермонтов уверен, что счастье можно постигнуть и на земле. Он был счастлив, слушая звуки природы, её «настроение». Он как бы общался с ней на «языке сердца». Лермонтов чувствует безграничное счастье, и его душа как бы возносится к Богу. Поэт хотел дать понять читателям, что они могут быть счастливы, если захотят. Стоит лишь прислушаться к голосу своего сердца и по -иному взглянуть на мир, природу, окружающую нас. Может, тогда мы увидим нечто иное, что видели до сих пор, и мир покажется нам сказочным, мы как бы услышим «голос» природы и поймём, что хотел сказать Поэт в своём стихотворении. А сказал он немало». (Дорофеева Катя, 7кл.)
Как же научить школьника ПОНИМАТЬ литературное творение и при этом, чтобы «алгебра» анализа не убила, не разрушила целостность восприятия стихотворения?..
Необходимо, чтобы наблюдения над художественной формой помогли ввести ученика во внутреннее содержание произведения, раскрыть строй мыслей и чувств поэта, не забывая о том, как заметил А.С.Пушкин, что «цель поэзии - поэзия».
Одна из задач учителя заключается в том, чтобы раскрыть мир лирического стихотворения во всём многообразии красок и оттенков.
А что значит уметь читать? Это значит наслаждаться чтением художественного произведения, публицистической или критической статьи, т.е. находить в них отклик своим мыслям, чувствам, видеть в книге источник духовного и нравственного развития, открывать для себя мир красоты, прежде всего-красоты человека. Это значит - уметь вдумываться в произведение, видеть в нём не только внешнюю (событийную) сторону, но и глубину взаимосвязей, психологическую и социальную обусловленность действий и поступков героев, мыслей и чувств автора. Это значит, взять всё лучшее из опыта умерших поколений и современников.
Но «такому чтению - как труду и творчеству - надо учить» (В.Ф.Асмус)
И в этом смысл уроков литературы, традиционное их назначение - воспитать читателя, развить в ученике особый талант, без которого немыслима творческая личность.
Урокам литературы всегда было противопоказано лицемерие. Сегодня особенно. Искренность в преподавании литературы - формула нашего освобождения от заданности и двоемыслия, а, значит, и путь к ученику.
Читая, изучая, анализируя произведение, осуществляется творческий поиск. При выполнении самостоятельной работы, ученики имеют право на вариативность решения (в зависимости от уровня знаний, понимания, особенностей мышления, характера, темперамента). Сотворческая учебная деятельность формирует мировоззрение, вырабатывает убеждения, воспитывает общественно-значимые гражданские и другие качества личности.
Главное, дать толчок собственным мыслям школьников, привести в движение их воображение, фантазию и позволить аргументировать свои варианты суждений. Учитель выступает в роли «старшего научного сотрудника» и вместе с «младшими» - своими учениками»-думает, ищет, сомневается, предполагает, показывает, наталкивает...
« Баллада В.А. Жуковского рассказывает о девушке, отчаявшейся дождаться своего жениха.
Мне очень понравились строки, в которых сам автор говорит о сути произведения:
Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье - лживый сон;
Счастье - пробужденье.
И действительно, не стоит верить снам и всему, что тебе внушают. Нужно жить в реальности и слушать своё сердце. Баллада как раз заканчивается пробуждением Светланы и её возвращением в настоящее.
Так символично, переходом ото сна к жизни, Жуковский передал читателям, как тонка эта грань между счастьем и несчастьем и то, что зависит она только от самого человека» (Запрометова Анастаия,9кл). И ещё одна её работа: « В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» рассказывается о трудной судьбе простой крестьянки, о её недолгой, наполненной любовью жизни.
Главная героиня - молодая девушка Лиза - была очень чистой и светлой, за что её сполна одарили любовью.
И отец, и мать не чаяли в ней души. И даже возлюбленный Эраст подарил ей такие мгновения. Лиза получила и любовь, и счастье. А потом её история закончилась. И не прервалась, как думают многие. Нет, а просто закончилась.
За свою недолгую жизнь Лиза пролила немало горьких слёз: смерть отца, старушка-мать, предательство Эраста... Но знаете, все её несчастья я бы свела к нулю. Ведь их затмило нечто иное, по- настоящему волшебное чувство-любовь.
Пусть среди всей горести и печали счастье наступало крайне редко, но оно было таким сильным... Именно та любовь, которую Лиза испытывала к Эрасту, делала её счастливой. И в их короткие встречи она сполна упивалась этим чувством, которое не смогут затмить никакие беды. Я считаю, что история Лизы не была печальной и закончилась так, как ей надлежало.
Когда я читала эту повесть, мне через слова на бумаге передавались все чувства героев. Автор очень точно описал их эмоции и мысли, что безумно впечатлило меня. Так понятно и просто Н.М. Карамзин написал о самом обычном и в то же время о самом дорогом.
«Бедная Лиза» - отнюдь не повесть о несчастной любви, а история о самом важном и светлом чувстве».
Моя главная задача в этих видах работ - развить воображение, фантазию, обогатить жизненным опытом, а к творческому выражению ребята приходят сами. Особенностью моей методической системы является её направленность на пробуждение творческой активности учащихся, на развитие их способности мыслить самостоятельно, на формирование эмоциональной восприимчивости школьников, на развитие речи.
Принципы развивающего обучения, методы лингвистического анализа художественных текстов, интеграция уроков русского языка и литературы способствуют развитию у детей умений по-человечески чувствовать слово, думать над словом, искать и находить в нём его истинный смысл и пафос, выражая себя в речи, в обретении способности жить в слове.
Анализируя в классе этюды, наброски, черновики или готовые работы, останавливаюсь на наиболее удачных моментах, постоянно спрашиваю себя: "За что можно похвалить ребенка?". Особое внимание при этом обращается мной на самостоятельность суждения автора, его искренность, своеобразие в построении предложений, текста, на отдельные удачные фразы, слова, эпитеты. Убеждена, что в ученической работе нужно обязательно отметить в первую очередь достоинства, а уж потом промахи и ошибки.
Но один учитель вне педагогического коллектива, без его поддержки, без совместного творчества -диалога не сможет достичь особых успехов в своей педагогической деятельности. Содружество, сотворчество педагогического коллектива, человеческая мудрость, наставничество и уважение к молодым педагогам, взаимопонимание, единство требований- всё то, что было лучшего в советской школе, помогает нам и в наши достичь положительного результата в педагогической деятельности.
«Нам есть на кого равняться! Вы -олицетворение вечной весны и любови!!!»
«Вы научили нас думать и любить», « Со временем многое забывается, но Вас и Ваши уроки остаются в памяти, и, думаю, это о многом говорит: о том, какой Вы ЗОЛОТОЙ и ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ УЧИТЕЛЬ и ЧЕЛОВЕК!!!»,- так по прошествии времени оценивают мою педагогическую деятельность бывшие ученики. И всё же каждый раз всё заново: борьба за их души, за их Свет, Добро и Правду. Мы учим их, они учат нас Неуспокоенности, Желанию Любить, Творить, Думать, Совершенствоваться.