СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет. Тема: «Развитие речи детей посредством сказок через карты – схемы Проппа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет. Тема: «Развитие речи детей посредством сказок через карты – схемы Проппа»»

Составитель: воспитатель Пономарёва Юлия Анатольевна  МБ ДОУ № 29 г. Краснотурьинска. 2017 год.   Педагогический СОВЕТ Тема: «Развитие речи детей посредством сказок через карты – схемы Проппа»

Составитель: воспитатель Пономарёва Юлия Анатольевна

МБ ДОУ № 29 г. Краснотурьинска. 2017 год.

Педагогический СОВЕТ Тема: «Развитие речи детей посредством сказок через карты – схемы Проппа»

«Развитие речи детей посредством сказок через карты – схемы Проппа»  Карты Проппа как средство развития речи детей Актуальность:   Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. В соответствии с принятием  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования раздел «Речевое развитие»  выделен  в отдельную  образовательную область, которая включает в себя развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

«Развитие речи детей посредством сказок через карты – схемы Проппа» Карты Проппа как средство развития речи детей

  • Актуальность:  

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. В соответствии с принятием  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования раздел «Речевое развитие»  выделен  в отдельную  образовательную область, которая включает в себя развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

Проблема

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком  построения связной речи.

    В книге по  развитию у детей связной речи  Дж. Родари «Грамматика фантазии», автор отметил методику фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, которая заключается в пересказе сказок с использованием карт Проппа. Джанни Родари отмечал: «…что преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей.                                                                                Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях (картах). Все это натолкнуло меня на мысль, что с помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но и большие по объему русские народные сказки.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.                                                 Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.                        Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь (от лат impressio - впечатление) - понимание - устной или письменной речи) детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п.                                                 

Цель Развитие связной речи у дошкольников через моделирование с использованием  карт Проппа.

Цель

Развитие связной речи у дошкольников через моделирование с использованием  карт Проппа.

 Задачи:   Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Развивать наглядно - образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать своё суждение.   Развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи.   Способствовать повышению поисковой активности.               Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев как свою.                                                                                            

Задачи:

  • Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Развивать наглядно - образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать своё суждение.  
  • Развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи.
  •   Способствовать повышению поисковой активности.              
  • Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев как свою.                                                                                            
 Предполагаемый результат :   Повышение активности в речевом общении.   Последовательность при пересказе сказок,  самостоятельность  в сочинении своих.

Предполагаемый результат :

  • Повышение активности в речевом общении.
  •   Последовательность при пересказе сказок,  самостоятельность  в сочинении своих.
 Целесообразность карт Проппа   Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

Целесообразность карт Проппа

  • Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
  • Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
  • Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.
Владимир Пропп

Владимир Пропп

Карты Проппа

Карты Проппа

Приёмы

Приёмы

Словестные формулы

Словестные формулы

Варианты карт Проппа

Варианты карт Проппа

Например

Например

Например

Например

Продолжение

Продолжение

Например

Например

И так далее…

И так далее…

Один из вариантов конца сказки…

Один из вариантов конца сказки…

Варианты в красочных картинках из сказок…

Варианты в красочных картинках из сказок…

Схематическое изображение карт Проппа (варианты могут быть разные) Первый вариант Второй вариант Третий вариант

Схематическое изображение карт Проппа (варианты могут быть разные)

Первый вариант

Второй вариант

Третий вариант

Возможные варианты оформления

Возможные варианты оформления

Продолжение оформления…

Продолжение оформления…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!