СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое эссе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное эссе представляет собой размышление о профессии учителя.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое эссе»



Кто такой учитель? В толковом словаре мы найдем следующее: учитель-тот, кто учит и наставляет. Чем занимаюсь я? Учу и воспитываю своих учеников. Так значит, я- учитель?! Все, как видите, просто! Но так ли полно словарная статья раскрывает значение этого старого, как мир, слова? И если да, то это означает, что каждый, в принципе, учитель, ибо людям свойственно поучать и воспитывать друг друга.

Учитель же, в моем представлении, больше чем просто профессия. Это начало многим и многим нашим начинаниям. Грешно открывать книги и искать, что сказал какой-либо автор об учителе: для этого каждый должен иметь ЧТО-ТО в себе. Что же это ЧТО-ТО? И есть ли это ЧТО-ТО во мне, что позволило бы мне считать себя учителем?

Понимая, что КАЖДОЕ мгновение я должна видеть КАЖДОГО своего ученика, знать, чем наполнена душа КАЖДОГО ребенка, прихожу к выводу: учитель-творец полноценного мироощущения ребенка. Так значит, что от меня, от учителя, зависит многое в судьбе ребенка. Поэтому всю свою деятельность, будь это урок или внеклассное мероприятие, я строю, исходя из потребностей и способностей ученика.

Очевидно, что от моих знаний, моего педагогического мастерства и активной позиции зависит очень многое в процессе обучения и воспитания.

В условиях введения ФГОС основного общего образования каждому учителю важно осознавать необходимость формирования у обучающихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), поскольку в конечном итоге мы должны воспитать личность, готовую к самообразованию и самореализации, абсолютно адаптированную к жизни в современном обществе. Безусловно, это должен быть человек любознательный, деятельный, креативно мыслящий. Учитель-словесник должен сегодня четко осознавать, что языковая личность характеризуется не столько тем, что она знает о языке, сколько тем, что она может с языком делать. Учителю-словеснику важно верить в развиваемость лингвистических (языковых и речевых) способностей обучающихся. Пожалуй, в этой вере и состоит суть моей учительской стратегии.

Не буду закрывать глаза на то, что до сих пор приоритетным критерием успешности обучения русскому языку в школе остается усвоение обучающимися норм правописания. Мне же представляется очевидным, что выпускники средней школы испытывают коммуникативные трудности. Уровень владения такими видами речевой деятельности, как говорение, слушание, чтение вызывает большую тревогу в современном обществе. Целенаправленное обучение этим видам речевой деятельности методически мало обеспечено.

Современному учителю важно понять, что позади то время, когда главным казалось научить правильно писать то или иное слово, как правильно его произнести, как правильно построить предложение…..Все это важно, но еще важнее научить тому, как кратко и точно выражать свои мысли, как правильно понимать собеседника, вслушиваясь в его речь, анализируя его точку зрения. Очень важно помочь ученику осмыслить ту картину мира, которая отразилась в языке и литературе. То есть знать язык, чтобы уметь им пользоваться, чтобы достаточно свободно владеть им, чтобы полноценно освоить этот уникальный инструмент познания, развития, жизнедеятельности человека в обществе. В этом, как мне представляется, и состоит суть лингвистически образованной личности, готовой к самореализации.

Воспитание такой личности является первоочередной задачей учителя-словесника. В данных условиях быть методически грамотным специалистом нельзя без изучения обширного арсенала инновационных технологий. Более того, современный учитель просто обязан ориентироваться в широком спектре педагогических методик, стратегий, приемов, технологий. С позиции приобретенного опыта я могу сегодня ответить себе на вопрос: почему мои первые уроки разочаровывали меня и почему меня, такую много знающую (как мне тогда казалось!) не всегда понимали ребята. Мои первые уроки, по сути дела, были спектаклями одного актера (где актером была, конечно же, я!), а ребята были всего лишь созерцателями моих талантов, то есть зрителями. Упорная работа над самообразованием, обращение к инновационным технологиям (в том числе и к групповой форме работы) стало моим учительским прозрением и превратило меня из актера в режиссера, а скорее партнера, ненавязчивого, внимательного к способностям и талантам своих учеников.

Очевидно, что эффективно и целесообразно то обучение, при котором исходные условия не выделяются учителем, а отбираются самим учеником в зависимости от его понимания задач. Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с планируемыми. Групповая форма работы, которую я системно использую в своей педагогической практике, безусловно, способствует решению главной задачи (снятию коммуникативных трудностей), поскольку в режиме такой работы определяется роль учителя и ученика в учебном процессе. Также групповая форма работы на уроке позволяет создать такую образовательную среду, в которой комфортно учиться и учить, в которой взаимоотношение учеников , учителя и учащихся строятся на уважении и доверии, на стремлении реализовать себя как личность. Конечно же, организуя учебный процесс таким образом учитель становится началом многих начинаний, творцом полноценного мироощущения ребенка!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!