Тема: «Совершенствование деятельности ДОУ
по художественно-эстетическому развитию дошкольников»
Цель: совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО
Подготовка к педсовету:
-
Изучение научно - методической литературы по данной проблеме.
-
Проведение тематического контроля «Художественно – эстетическое развитие детей».
-
Проведение смотра уголков художественного творчества
Ход педагогического совета
Ведущий. Уважаемые коллеги! Мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания дошкольников. Предстоит путешествие по станциям.
1.СТАНЦИЯ АКТУАЛЬНАЯ
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства. Поэтому главная задача педагога - это развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольника, через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ», таким образом происходит формирование основ художественно – эстетической культуры личности дошкольника.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности, приобщение к искусству.
Целью работы нашего ДОУ - создание условий, способствующих творческому развитию ребенка путем использования различных видов искусства во всех видах деятельности и сформировать навыки и умения, владея которыми ребёнок сможет реализовать свои фантазии и творческие задумки.
Проанализировав мониторинг развития Х.Э.Р. за последние 5 лет наблюдается такая статистика: с каждым годом уровень усвоения ОО «ХЭР» снижается. И по сравнению с др. ОО он всегда ниже. Как вы думаете почему?......
-
Станция методическая
-
Выбрать правильное определение
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
- целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.
- средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха
- развитие эстетического мировидения, освоение эмоционально-нравственной культуры, формирование творческого воображения и образного мышления средствами художественно- эстетических видов деятельности, предпосылок общей художественной и художественно- конструктивной умелости
Творчество – это
— мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям. (творческое мышление)
- процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий — уникальность его результата.
— способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств, способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; (воображение)
Выделяю методы:
. наглядные;
. словесные;
. практические.
Это традиционная классификация.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:
. информативно - рецептивный;
. репродуктивный;
. исследовательский;
. эвристический;
. метод проблемного изложения материала.
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
рассматривание;
наблюдение;
экскурсия;
образец воспитателя;
показ воспитателя.
беседу;
рассказ, искусствоведческий рассказ;
использование образцов педагога;
художественное слово.
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
прием повтора;
работа на черновиках;
выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть
использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.
-
СТАНЦИЯ КОНТРОЛЬНАЯ
В ходе тематической проверки проводилось обследование детей всех возрастных групп по разделу художественное – эстетическое развитие
Практически все дети проявляют интерес к изобразительной деятельности. Высокая активность и увлеченность на занятиях по рисованию и лепке, аппликации наблюдается во всех группах. Основная масса детей выполняют работу в соответствии с заданием. Многие дети проявляют самостоятельность в выборе изобразительных материалов и технических приемов изображения. В основном дети неплохо усваивают программные умения, у них довольно устойчивые навыки, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту (как в техническом, так и в творческом плане).
У каждого педагога творческий, креативный подход к организации занятий: используются разнообразные методы и приемы обучения, игровые ситуации. Созданы все необходимые условия в группах для развития художественно-творческих способностей детей. В методическом кабинете имеются произведения изобразительного искусства разных видов и жанров, есть все необходимые изобразительные материалы, имеется разнообразный игровой дидактический материал, народные игрушки и т.д.
В группах оборудованы музыкальные уголки, театрализованные зоны, уголки по художественно-продуктивной деятельности. Наличие материалов в уголках не во всех группах соответствуют требованиям и возрасту детей.
Хорошо поставлена работа с родителями по развитию художественно-творческих способностей детей. Воспитатели организуют выставки рисунков, поделок из природного материала и овощей. В группах прошли выставки «Осенний букет», «Моя мама рукодельница», «Дары осени», в которых принимали участие родители с детьми и педагоги. Привлекают родителей к изготовлению игрушек и оформлению групп к праздникам. Проводят индивидуальные консультации.
Анализ занятий по группам
Рекомендации:
-
Пересмотреть перспективное планирование и включить тематические недели по теме «дикоративно – прикладное искуство». Знакомить воспитанников с творчеством художников.(август)
Ответственные: воспитатели.
-
При планировании занятий (изодеятельность, музыка, конструирование, аппликация) использовать наглядный материал из методического кабинета
(Постоянно).
Ответственные: воспитатели.
-
Дооборудовать центры по художественно-продуктивной деятельности в соответствии с возрастом детей.
Срок: 30.11.16г.
Ответственные: воспитатели.
-
СТАНЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Рисование, лепка, аппликация и конструирование – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
-
Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)
-
Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)
-
Как называют художника, отдающего предпочтение изображению Лица человека? Военных действий?( портретист, баталист)
-
Перечислите все виды изобразительного материала, с помощью которых, дети младшего дошкольного возраста могут создавать рисунки.
-
Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? Человека?
-
Выберите из представленных портретов портрет Е.Чарушина и из представленных репродукций репродукции его рисунков.
-
Станция Консультативная (Чернышова Н.С.)
-
Остановка «Угадай-ка»
-
Станция «Фантастические гипотезы» игра «Если бы… »
Инструкция: В основе упражнения очень простое и давно известное выражение «Если бы… », именно это словосочетание запускает у нас свободное фантазирование.
- Если бы вы поймали золотую рыбку, то …
- Если бы все люди стали бессмертными, то…
- Если бы я понимала язык животных и растений…
8.Остановка «Раздумье» (решение педагогических ситуаций).
• Дети должны были нарисовать с натуры чучело белки. Им было предложено обследовать натуру разными способами: дети средней группы, изучая белку, гладили ее по шерстке, показывали части тела и т.д.; дети старшей группы, изучали белку с опорой лишь на зрительное восприятие. Будут ли отличаться рисунки детей разных возрастных групп? Дайте психологическое обоснование своим суждениям.
• Папа купил сыну (2 года 3 месяца) цветные карандаши. Мальчик начал рисовать, но у него ничего похожего на окружающие предметы не получилось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, на рисунке никак не получалась елка, которую ему так хотелось нарисовать. Мама сказала, что ребенку еще рано рисовать. Но отец настойчиво вкладывал карандаш в руку сына и водил им по бумаге: «Давай вначале вместе нарисуем, потом у тебя одного получится». Он вслух обозначал то, что получалось в процессе совместного рисования, побуждал мальчика самостоятельно узнавать изображенное на бумаге. Проанализируйте поведение родителей, укажите, кто прав и почему. Проанализируйте действие отца с точки зрения теории Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития». Зона ближайшего развития (ЗБР) — теоретический конструкт, введённый Львом Выготским для характеристики связи между обучением и психическим развитием ребёнка.
«Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает»[1].
Согласно Выготскому, ЗБР определяется содержанием тех задач, которые ребёнок ещё не может решить самостоятельно, но способен решить в совместной со взрослым деятельности. То, что изначально доступно для ребёнка под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием (навыками, умениями). Её наличие свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка. Согласно Выготскому Л. С., процессы развития идут вслед за процессами обучения[2]. Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка ЗБР, на те психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной деятельности со взрослыми, а затем функционируют в его самостоятельной деятельности, а также на сформированные раннее у ребенка систему научных понятий. Понятие Зоны ближайшего развития также позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития. Её определение имеет важное значение для диагностики психического развития ребенка[3]. «Большая или меньшая возможность перехода ребёнка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве, и оказывается самым чувствительным симптомом, характеризующим динамику развития и успешность умственной деятельности ребенка»
8.Станция «Музыкальная»
Важная задача музыкального воспитания - сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, водили хороводы. Музыкальное сопровождение стимулирует воображение детей, расслабляет, ………
Рисование под музыку.
-
Станция «Театральная» игра «Крокодил»
- Остановка «Конечная».
Я вас поздравляю с прибытием на конечную остановку. Вы сегодня хорошо поработали и актуализировали свои знания по теме нашего педагогического совета.
III часть. Заключительная часть Проект решения педагогического совета.
-
Включать в работу по художественно-эстетическому развитию детей нетрадиционные подходы.
Ответственные: воспитатели, ст. воспитатель
Срок: постоянно
-
Регулярно пополнять уголки художественного творчества.
Ответственные: воспитатели.
-
Продолжить проводить выставки детского творчества.
Ответственные: воспитатели.
Срок: в течении учебного года
-
Провести мастер-класс по изготовлению Летбуков.
Ответственные: воспитатель по , старший воспитатель
Срок: в течении учебного года
-
Принять к исполнению рекомендации по результатам тематической проверки: «Организация работы в ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей».
Ответственные: воспитатели.
Срок: ноябрь-декабрь
-
Активно участвовать в конкурсах различных уровней, периодически публиковать свои работы в электронных СМИ.
Ответственные: воспитатели.
Срок: в течении учебного года
7. Использовать разнообразные формы работы с родителями (постоянно).