ХXIХ урок изобразительного искусства (22 – 29 апреля 2021 г.)
Пейзаж настроения Природа и художник
Подготовила
Мамедова
Надежда
Александровна
Со временем и свет дневного солнца, и мокрый туман, и свет восхода и заката — зыбкие и тонкие изменения в природе приходят в искусство пейзажной живописи.
В спорах о творчестве, новом художественном видении мира рождалось новое направление - импрессионизм . Это название возникло от французского слова « впечатление ».
Так назывались одна из картин – «Впечатление. Восход солнца», написанная в 1872 году Клодом Моне , который первым стал писать пейзажи прямо на воздухе — на пленэре .
Он создавал целые живописные циклы - серии картин, в которых один и тот же вид представал в разных погодных условиях и в разное время суток .
Фотография готического кафедрального собора в городе Руан, Франция.
Остальные изображения – живописные полотна Клода Моне
из цикла «Руанский собор».
Художники открыли, что, когда мы наблюдаем природу на открытом воздухе, мы не видим отдельных предметов, обладающих каждый своим собственным цветом, а скорее видим некую красочную смесь, рождающуюся в нашем глазу или, вернее, в нашем сознании.
На открытом воздухе мы обычно не замечаем тех тонкостей светотени, которые стали уже привычными, при изображении предметов.
Четкие контуры исчезают. На солнце контрасты становятся резкими, а в сумерках предметы сливаются в общее цветовое пятно. Тени вовсе не выглядят черными или коричневыми, они наполнены цветом.
Клод Моне.
Бульвар Капуцинок в Париже. 1873 г.
У художника, стремящегося уловить изменчивые состояния в природе, нет времени смешивать краски на палитре. Он наносит их прямо на холст, быстрыми мазками чистых цветов, заботясь о правде общего впечатления. Именно в это время вошло в употребление выражение «пейзаж настроения». Это значит, что художник, тонко чувствуя цветовые отношения. вызванные в природе освещением. временем суток и состоянием воздуха, научился воссоздавать их на холсте.
Стремление передать в картине личностное восприятие жизни воплотилось в творчестве постимпрессионистов.
Необычайно эмоциональное видение мира принес в живопись Винсент Ван Гог . С помощью ритмической организации цветовых мазков он, обостряя состояния природы, выражал напряжение собственных чувств, свое взволнованное вдохновение.
Винсент Ван Гог. Автопортрет.
Винсент Ван Гог.
«Море в Сент-Мари», 1888 г.
Винсент ван Гог. «Поле»
Автопортрет Поля Сезанна
и его картина «Гора Святой Виктории»
Поль Сезанн, наоборот, мимолетным впечатлениям импрессионистов противопоставлял напряженную работу мысли и чувства, приводящую впечатления от натуры в систему — организованную цветом композицию пространства.
Пейзаж в Эксе. Поль Сезанн.
Гора Святой Виктории. Поль Сезанн.
Суть нового метода в изображении пластического богатства натуры через ее колористическое богатство, которое нужно не только увидеть, но и понять. « Нет живописи ни светлой, ни темной, но только то или иное сочетание тонов. Чем оно разнообразнее и богаче, тем сильнее, точнее и приятнее для глаза передаваемые ощущения… Контрасты и связи между ними – вот весь секрет рисунка и модели », – говорит Поль Сезанн.
Творчество этих художников сильно повлияло
на дальнейшее развитие искусства,
заложило основы новых направлений живописи в XX в.
Задание на оценку:
Нарисовать свой пейзаж
в стиле Ван Гога, Поля Сезанна или Клода Моне.
Используй характерные штрихи и цветовую гамму.
и\или пройди тест https://forms.gle/Xk8iBqNQjmRncBWYхххх
Нарисуй, подпиши и вышли мне через WhatsApp +7924ххххххххх
КЛОД МОНЕ
Мягкие, мерцающие переливы красок, любимые цвета – розовый и серо-голубой.
ВАН ГОГ
«Дребезжащие» мазки, яркие локальные цвета, жесткий цветовой контраст.
ПОЛЬ СЕЗАНН
Соединение тягучих вязких линий-мазков и мелких мазков-мозаик, местами – зыбкие обводки. Любимые цвета –серо-голубой и зеленый.