СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пейзаж в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для подготовки к ЕГЭ по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Пейзаж в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"»

Роль пейзажа в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» 10 класс

Роль пейзажа в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

10 класс

Что такое пейзаж в литературе?  Пейзаж в литературе – это прежде всего изображение природного окружения человека (хотя может быть и городской пейзаж). Он, как правило, выражает не только эстетическое отношение автора к воспроизводимому объекту, но и служит средством психологической характеристики героев, помогает раскрыть социальные и философские проблемы, поставленные в произведении.

Что такое пейзаж в литературе?

Пейзаж в литературе – это прежде всего изображение природного окружения человека (хотя может быть и городской пейзаж). Он, как правило, выражает не только эстетическое отношение автора к воспроизводимому объекту, но и служит средством психологической характеристики героев, помогает раскрыть социальные и философские проблемы, поставленные в произведении.

Пейзаж в литературном произведении 1) способствует созданию образа лирического героя; 2) служит одним из средств создания местного колорита; 3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия; 4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей; 5) является источником философских рассуждений писателя; 6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются; 7) служит средством характеристики социальных условий жизни; 8) может приобретать символическое значение.

Пейзаж в литературном произведении

  • 1) способствует созданию образа лирического героя;
  • 2) служит одним из средств создания местного колорита;
  • 3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия;
  • 4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей;
  • 5) является источником философских рассуждений писателя;
  • 6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;
  • 7) служит средством характеристики социальных условий жизни;
  • 8) может приобретать символическое значение.
Природа в произведениях И. С. Тургенева являет собой живой и всеобъемлющий образ, это как бы еще один герой в системе персонажей.
  • Природа в произведениях И. С. Тургенева являет собой живой и всеобъемлющий образ, это как бы еще один герой в системе персонажей.
Своеобразие пейзажа в романе «Отцы и дети»  По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в З главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: « преобразования необходимы »).  Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что « природа не храм, а мастерская» , и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян). Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе(настраивает читателя на философские размышления).

Своеобразие пейзажа в романе «Отцы и дети»

  • По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в З главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: « преобразования необходимы »).
  • Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что « природа не храм, а мастерская» , и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян).
  • Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе(настраивает читателя на философские размышления).
В экспозиции романа «Отцы и дети» начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего  произведения , приводит к мысли о необходимости искоренения, изменения тех порядков, которые породили такое запустение (обнажает социальные проблемы).
  • В экспозиции романа «Отцы и дети» начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего  произведения , приводит к мысли о необходимости искоренения, изменения тех порядков, которые породили такое запустение (обнажает социальные проблемы).
«Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием, нельзя, нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как поступить?» Даже само противоборство «белого призрака» безотрадной, бесконечной зимы «с весенним красным днем» есть уже предопределение конфликта, столкновение двух взглядов, столкновение «отцов» и «детей», смены поколений.
  • «Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием, нельзя, нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как поступить?»
  • Даже само противоборство «белого призрака» безотрадной, бесконечной зимы «с весенним красным днем» есть уже предопределение конфликта, столкновение двух взглядов, столкновение «отцов» и «детей», смены поколений.
Однако затем картина весеннего пробуждения природы вносит в роман светлую, бодрую ноту надежды на обновление Отечества, своей Родины. Хотя мысли о перемене и «улетучиваются» из головы Аркадия, «весна все же берет свое». Но даже в этом радостном пейзаже по-разному показано значение этой весны в жизни героев различных поколений.  Если Аркадий рад «чудесному - сегодняшнему - дню», то Николаю Петровичу лишь вспоминаются стихи Александра Сергеевича Пушкина, которые, хотя и прерваны на страницах романа Евгением Базаровым, раскрывают его душевное состояние и настроение: Быть может, в мысли нам приходит Средь поэтического сна Иная, старая весна... («Евгений Онегин», гл. VII)
  • Однако затем картина весеннего пробуждения природы вносит в роман светлую, бодрую ноту надежды на обновление Отечества, своей Родины. Хотя мысли о перемене и «улетучиваются» из головы Аркадия, «весна все же берет свое». Но даже в этом радостном пейзаже по-разному показано значение этой весны в жизни героев различных поколений.
  • Если Аркадий рад «чудесному - сегодняшнему - дню», то Николаю Петровичу лишь вспоминаются стихи Александра Сергеевича Пушкина, которые, хотя и прерваны на страницах романа Евгением Базаровым, раскрывают его душевное состояние и настроение:
  • Быть может, в мысли нам приходит
  • Средь поэтического сна
  • Иная, старая весна...
  • («Евгений Онегин», гл. VII)
Пространство в романе Все его мысли устремлены в прошлое, поэтому единственной дорогой для потерявшего «историческое зрение» Николая Петровича становится «дорога воспоминаний». Вообще сквозь все повествование проходит образ дороги (мотив дороги). Пейзаж передает ощущение простора, незамкнутости пространства. Не случайно герои так много путешествуют. 

Пространство в романе

  • Все его мысли устремлены в прошлое, поэтому единственной дорогой для потерявшего «историческое зрение» Николая Петровича становится «дорога воспоминаний». Вообще сквозь все повествование проходит образ дороги (мотив дороги). Пейзаж передает ощущение простора, незамкнутости пространства. Не случайно герои так много путешествуют. 
Гораздо чаще мы видим их в саду, аллее, дороге... - на лоне природы, нежели в ограниченном пространстве дома. И это приводит к широкомасштабности проблематики в романе: такой целостный и разносторонний образ России, показанный в «пейзажных зарисовках» (вспомним Ф. Тютчева: «Эти бедные селенья, Эта бедная природа»), полнее раскрывает общечеловеческое в героях.
  • Гораздо чаще мы видим их в саду, аллее, дороге... - на лоне природы, нежели в ограниченном пространстве дома. И это приводит к широкомасштабности проблематики в романе: такой целостный и разносторонний образ России, показанный в «пейзажных зарисовках» (вспомним Ф. Тютчева: «Эти бедные селенья, Эта бедная природа»), полнее раскрывает общечеловеческое в героях.
Усадьба Николая Петровича Усадьба Николая Петровича словно его двойник (традиция Гоголя, отождествлявшего в «Мертвых душах» «хозяйство» с духовным миром помещика). Николаю Петровичу не удается претворить в жизнь хорошие задумки. Несостоятельность его как владельца имения контрастирует с его человечностью. Тургенев симпатизирует ему, и беседка, «разросшаяся» и благоухающая, есть символ его чистой души.

Усадьба Николая Петровича

  • Усадьба Николая Петровича словно его двойник (традиция Гоголя, отождествлявшего в «Мертвых душах» «хозяйство» с духовным миром помещика).
  • Николаю Петровичу не удается претворить в жизнь хорошие задумки. Несостоятельность его как владельца имения контрастирует с его человечностью.
  • Тургенев симпатизирует ему, и беседка, «разросшаяся» и благоухающая, есть символ его чистой души.
Сад Одинцовой Сад Одинцовой - «аллея» стриженых елок, цветочные «оранжереи» - создает впечатление искусственной жизни. Действительно, вся жизнь этой женщины «катится как по рельсам», размеренно и однообразно. Образ «неживой природы» перекликается с внешним и духовным обликом Анны Сергеевны. Вообще место жительства, по Тургеневу, всегда откладывает отпечаток на жизнь героя. Так, Базаров, сравнивавший в разговоре с Одинцовой людей с деревьями, рассказывает Аркадию о своем детском талисмане - осине на краю ямы. Это и есть прообраз, двойник его жизни. Одинокий, гордый, озлобленный, до удивления похож он на это дерево. 

Сад Одинцовой

  • Сад Одинцовой - «аллея» стриженых елок, цветочные «оранжереи» - создает впечатление искусственной жизни. Действительно, вся жизнь этой женщины «катится как по рельсам», размеренно и однообразно.
  • Образ «неживой природы» перекликается с внешним и духовным обликом Анны Сергеевны. Вообще место жительства, по Тургеневу, всегда откладывает отпечаток на жизнь героя.
  • Так, Базаров, сравнивавший в разговоре с Одинцовой людей с деревьями, рассказывает Аркадию о своем детском талисмане - осине на краю ямы. Это и есть прообраз, двойник его жизни. Одинокий, гордый, озлобленный, до удивления похож он на это дерево. 
Испытание природой Все герои романа проверяются отношением к природе. Базаров отрицает природу как источник эстетического наслаждения. Воспринимая ее материалистически («природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник»), он отрицает взаимосвязь природы и человека. И слово «небо», написанное у Тургенева в кавычках и подразумевающее собой высшее начало, горний мир, Бога, не существует для Базарова, поэтому его и не может принять великий эстет Тургенев.

Испытание природой

  • Все герои романа проверяются отношением к природе.
  • Базаров отрицает природу как источник эстетического наслаждения. Воспринимая ее материалистически («природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник»), он отрицает взаимосвязь природы и человека. И слово «небо», написанное у Тургенева в кавычках и подразумевающее собой высшее начало, горний мир, Бога, не существует для Базарова, поэтому его и не может принять великий эстет Тургенев.
Одинцова , как и Базаров, равнодушна к природе. Ее прогулки по саду всего лишь часть жизненного уклада, это что-то привычное, но не очень важное в ее жизни. Для Николая Петровича природа - источник вдохновения, самое важное в жизни. Он гармоничен, ибо един с «натурой». Именно поэтому все события, связанные с ним, происходят на лоне природы.
  • Одинцова , как и Базаров, равнодушна к природе. Ее прогулки по саду всего лишь часть жизненного уклада, это что-то привычное, но не очень важное в ее жизни.
  • Для Николая Петровича природа - источник вдохновения, самое важное в жизни. Он гармоничен, ибо един с «натурой». Именно поэтому все события, связанные с ним, происходят на лоне природы.
Павел Петрович не понимает природы, его душа, «сухая и страстная», может лишь отражать, но отнюдь не взаимодействовать с ней. Он, как и Базаров, не видит «неба». Катя и Аркадий по-детски влюблены в природу, хотя Аркадий и пытается это скрыть.
  • Павел Петрович не понимает природы, его душа, «сухая и страстная», может лишь отражать, но отнюдь не взаимодействовать с ней. Он, как и Базаров, не видит «неба».
  • Катя и Аркадий по-детски влюблены в природу, хотя Аркадий и пытается это скрыть.
Внутренний мир героев Настроения и характеры героев тоже подчеркиваются пейзажем. Так, Фенечка , «такая свеженькая», показана на фоне летнего пейзажа, а Катя и Аркадий так же молоды и беззаботны, как окружающая их природа. Базаров , как ни отрицает природу («Природа навевает молчание сна»), все же подсознательно един с ней. Именно в нее отправляется он, чтобы понять себя. Он злится, негодует, однако именно природа становится немым свидетелем его переживаний, только ей он может довериться.

Внутренний мир героев

  • Настроения и характеры героев тоже подчеркиваются пейзажем.
  • Так, Фенечка , «такая свеженькая», показана на фоне летнего пейзажа,
  • а Катя и Аркадий так же молоды и беззаботны, как окружающая их природа.
  • Базаров , как ни отрицает природу («Природа навевает молчание сна»), все же подсознательно един с ней. Именно в нее отправляется он, чтобы понять себя. Он злится, негодует, однако именно природа становится немым свидетелем его переживаний, только ей он может довериться.
Описанием летнего вечера (в VI главе) Тургенев показывает, как глубоко и сильно действует природа на человека . « Как хорошо. Боже мой!» - думал Николай Петрович, и память его вновь воскрешает в воображении «дела давно минувших дней».
  • Описанием летнего вечера (в VI главе) Тургенев показывает, как глубоко и сильно действует природа на человека .
  • « Как хорошо. Боже мой!» - думал Николай Петрович, и память его вновь воскрешает в воображении «дела давно минувших дней».
Психологизм пейзажа Тесно связывая природу с душевным состоянием героев , Тургенев определяет одной из основных функций пейзажа психологическую . Природа в романе делит все на живое и неживое, естественное для человека и нет .

Психологизм пейзажа

  • Тесно связывая природу с душевным состоянием героев , Тургенев определяет одной из основных функций пейзажа психологическую .
  • Природа в романе делит все на живое и неживое, естественное для человека и нет .
Поэтому описание «славного, свежего утра» перед дуэлью указывает на то, как все суетно перед величием и красотой природы . Сама дуэль представляется в сравнении с этим утром « экою глупостью ». А лес, под которым во сне Базарова подразумевался Павел Петрович, сам по себе есть символ. Лес, природа - все то, от чего отказывается Базаров, есть сама жизнь .
  • Поэтому описание «славного, свежего утра» перед дуэлью указывает на то, как все суетно перед величием и красотой природы .
  • Сама дуэль представляется в сравнении с этим утром « экою глупостью ».
  • А лес, под которым во сне Базарова подразумевался Павел Петрович, сам по себе есть символ. Лес, природа - все то, от чего отказывается Базаров, есть сама жизнь .
Философия пейзажа Поэтому-то смерть его неизбежна. Последний пейзаж - это « реквием » по Базарову. Лирической печалью и скорбными раздумьями наполнено все описание сельского кладбища , на котором похоронен Базаров. Пейзаж этот носит философский характер . Автор задумывается о вечной жизни и вечной природе , которая дает успокоение и позволяет Базарову примириться с жизнью.

Философия пейзажа

  • Поэтому-то смерть его неизбежна. Последний пейзаж - это « реквием » по Базарову. Лирической печалью и скорбными раздумьями наполнено все описание сельского кладбища , на котором похоронен Базаров. Пейзаж этот носит философский характер . Автор задумывается о вечной жизни и вечной природе , которая дает успокоение и позволяет Базарову примириться с жизнью.
Природа у Тургенева человечна , она помогает развенчать теорию Базарова, выражает «высшую волю», поэтому человек должен стать ее продолжением и хранителем «вечных» законов. Пейзаж в романе не только фон, но философский символ, пример правильной жизни.
  • Природа у Тургенева человечна , она помогает развенчать теорию Базарова, выражает «высшую волю», поэтому человек должен стать ее продолжением и хранителем «вечных» законов. Пейзаж в романе не только фон, но философский символ, пример правильной жизни.
Сны Базарова Что олицетворяет лес во сне Базарова и в бреду на пороге смерти?  (Сон:  “...а Павел Петрович представлялся ему  большим лесом , с которым он всё-таки должен был драться”.  Здесь сон олицетворяет бессилие Базарова перед тайнами жизни. Отмщение потрясает глубинную суть базаровской натуры, преследуя его даже в сновидениях.  В бреду:  “...Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Я нужен России... Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продаёт... мясник... постойте, я путаюсь...  Тут есть лес. ..”  Образ леса символизирует ещё не освоенные Базаровым стихии национальной жизни и истории, слитые, как всегда у Тургенева, с миром природы.)

Сны Базарова

  • Что олицетворяет лес во сне Базарова и в бреду на пороге смерти? (Сон:  “...а Павел Петрович представлялся ему  большим лесом , с которым он всё-таки должен был драться”.  Здесь сон олицетворяет бессилие Базарова перед тайнами жизни. Отмщение потрясает глубинную суть базаровской натуры, преследуя его даже в сновидениях. В бреду:  “...Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Я нужен России... Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продаёт... мясник... постойте, я путаюсь...  Тут есть лес. ..”  Образ леса символизирует ещё не освоенные Базаровым стихии национальной жизни и истории, слитые, как всегда у Тургенева, с миром природы.)
Источники https:// fb.ru/article/230465/i-s-turgenev-ottsyi-i-deti-rol-peyzaja-v-romane https:// nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2019/01/14/issledovatelskaya-rabota-funktsii-peyzazha-v-romane-i https:// vuzlit.ru/613792/peyzazh_romane_ottsy_deti

Источники

  • https:// fb.ru/article/230465/i-s-turgenev-ottsyi-i-deti-rol-peyzaja-v-romane
  • https:// nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2019/01/14/issledovatelskaya-rabota-funktsii-peyzazha-v-romane-i
  • https:// vuzlit.ru/613792/peyzazh_romane_ottsy_deti


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя