СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пение и логопедия

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пение и логопедия»

ПЕНИЕ И ЛОГОПЕДИЯ Автор: Касторнова Елена Анатольевна, преподаватель по классу вокала РМБУ ДО «Знаменская ДШИ»

ПЕНИЕ И ЛОГОПЕДИЯ

Автор: Касторнова Елена Анатольевна,

преподаватель по классу вокала

РМБУ ДО «Знаменская ДШИ»

АКТУАЛЬНОСТЬ Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными речевыми нарушениями. Проблема развития детской речи вызывает большой интерес у спе­циалистов различных областей знаний: логопедов, психологов, преподавателей, лингвистов, физиологов, учителей, музыкальных работников, поэтому синтез пения и логопедии на сегодняшний день имеет особую актуальность, так как позволяет осуществлять взаимопроникновение и взаимообогащение между различными образовательными технологиями и методиками. Роль пения при совершенствовании речевых функций трудно переоценить: чем раньше ребенок с нарушениями речи начнет петь, тем больше у него будет шансов навсегда распрощаться с этим недостатками.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными речевыми нарушениями. Проблема развития детской речи вызывает большой интерес у спе­циалистов различных областей знаний: логопедов, психологов, преподавателей, лингвистов, физиологов, учителей, музыкальных работников, поэтому синтез пения и логопедии на сегодняшний день имеет особую актуальность, так как позволяет осуществлять взаимопроникновение и взаимообогащение между различными образовательными технологиями и методиками.

Роль пения при совершенствовании речевых функций трудно переоценить: чем раньше ребенок с нарушениями речи начнет петь, тем больше у него будет шансов навсегда распрощаться с этим недостатками.

ЦЕЛЬ Непроизвольное обучение , напрямую связанное с интересом и интуитивным восприятием, результатом чего являются: игровая методика обучения с моментами веселой неожиданности, когда обыденное становится необычным, а потому особенно интересным, привлекательным, дает детям радость и эмоциональный подъем; интерес и внимание к пению становятся более устойчивыми (это важнейшее условие для развития восприятия и, главное, для воспроизведения музыкальных звуков, т. е. правильного интонирования); не только разучивание песен, но и рутинная работа над исправлением речевых дефектов, идет легко и радостно.

ЦЕЛЬ

Непроизвольное обучение , напрямую связанное с интересом и интуитивным восприятием, результатом чего являются:

  • игровая методика обучения с моментами веселой неожиданности, когда обыденное становится необычным, а потому особенно интересным, привлекательным, дает детям радость и эмоциональный подъем;
  • интерес и внимание к пению становятся более устойчивыми (это важнейшее условие для развития восприятия и, главное, для воспроизведения музыкальных звуков, т. е. правильного интонирования);
  • не только разучивание песен, но и рутинная работа над исправлением речевых дефектов, идет легко и радостно.
ЗАДАЧИ развитие психических процессов (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); нормализация деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитие музыкального и фонематического слуха; развитие речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны речи (звукопроизношения и ритмико-мелодической стороны: темпа, ритма, тембра, динамики). 

ЗАДАЧИ

  • развитие психических процессов (внимание, память, мышление, воображение и т.д.);
  • нормализация деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного);
  • развитие музыкального и фонематического слуха;
  • развитие речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны речи (звукопроизношения и ритмико-мелодической стороны: темпа, ритма, тембра, динамики). 
Начнём урок!

Начнём урок!

 Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.   Приемы, используемые на занятиях вокалом, помогают корректировать моторный механизм нарушенного звукопроизношения, активизируют сокращение губных мышц, мягкого неба и работу языка.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

Приемы, используемые на занятиях вокалом, помогают корректировать моторный механизм нарушенного звукопроизношения, активизируют сокращение губных мышц, мягкого неба и работу языка.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Я занимаюсь такой работой уже более 5 лет и могу сказать, что все мои ученики избавились от речевых дефектов именно в результате вокальных занятий, а не занятий с логопедом. В своей работе, наряду с традиционными методическими приемами постановки голоса, одновременного, взаимосвязанного воспитания слуховых и мышечных навыков поющего, формирования представления о правильном певческом звучании – «вокального эталона», я использую дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику, логопедические песенки, скороговорки, упражнения и попевки собственного сочинения, направленные на развитие фонематического слуха и восприятие звуков, а также формирование правильного артикуляционного уклада, навыков словообразования и автоматизацию звуков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я занимаюсь такой работой уже более 5 лет и могу сказать, что все мои ученики избавились от речевых дефектов именно в результате вокальных занятий, а не занятий с логопедом. В своей работе, наряду с традиционными методическими приемами постановки голоса, одновременного, взаимосвязанного воспитания слуховых и мышечных навыков поющего, формирования представления о правильном певческом звучании – «вокального эталона», я использую дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику, логопедические песенки, скороговорки, упражнения и попевки собственного сочинения, направленные на развитие фонематического слуха и восприятие звуков, а также формирование правильного артикуляционного уклада, навыков словообразования и автоматизацию звуков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Смирнова М. 2500 скороговорок. Для детей 4-6 лет. - СПб, 2005. 2. Емельянов В., Трифонова И. Фонопедический метод развития голоса: развивающие голосовые игры – СПб, 1999. 3. Крупа-Шушарина С. Логопедические песенки для детей дошкольного возраста. – М, 2010. 4. Овчинникова Т. Логоритмика. - СПб, 2005. 5. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М, 2005.  6. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей...- М,  2006. 7. Карельская Е.  Поможем Буратино говорить // Дошкольное воспитание. № 1. 1999.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Смирнова М. 2500 скороговорок. Для детей 4-6 лет. - СПб, 2005.

2. Емельянов В., Трифонова И. Фонопедический метод развития голоса: развивающие голосовые игры – СПб, 1999.

3. Крупа-Шушарина С. Логопедические песенки для детей дошкольного возраста. – М, 2010.

4. Овчинникова Т. Логоритмика. - СПб, 2005.

5. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М, 2005. 

6. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей...- М, 2006.

7. Карельская Е. Поможем Буратино говорить // Дошкольное воспитание. № 1. 1999.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!