Пеппи Длинныйчулок
(По мотивам сказки Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»)
Действующие лица
Пеппи
Анника
Томми
Вилле
Бенгт и еще двое мальчишек
Учительница
Капитан
Картина 1
Пеппи (говорит, обращаясь в зал) Привет! Мой папа – негритянский король! Не всякая девочка может похвастаться таким удивительным папой. Когда папа построит лодку, он приедет за мной, и я стану негритянской принцессой. Этот старый дом он купил много лет назад, чтобы поселиться здесь когда-нибудь со мной. Но после того, как папа исчез в море, я решила здесь дожидаться его возвращения. А сейчас я иду гулять.
(Пеппи идет гулять.Навстречу ей идут Томми и Анника – аккуратные прилежные соседские дети. Пеппи сначала проходит мимо, но потом возвращается, шагая задом наперед. Дети с любопытством смотрят на незнакомую девочку.)
Томми Почему ты пятишься как рак?
Пеппи Почему я пячусь как рак? Мы как будто живем в свободной стране, верно? Разве каждый человек не может ходить так, как ему вздумается? И вообще, если хочешь знать, в Египте все так ходят, и никого это ни капельки не удивляет.
Томми Будет врать-то!
(Пеппи задумывается.)
Пеппи Верно. Я вру.
Анника Сплошное вранье!
Пеппи (Погрустнев.) Ага, сплошное вранье. Но иногда я начинаю забывать, что было и чего не было. Да и как ты можешь требовать, чтобы маленькая девочка, у которой мама – ангел на небе, а папа – негритянский король на острове в океане, всегда говорила только правду? К тому же, во всем Бельгийском Конго не найдется человека, который сказал бы хоть одно правдивое слово! Там врут с семи утра и до захода солнца! Так что если я случайно совру, вы не должны на меня сердиться. Я ведь очень долго жила в этом самом бельгийском Конго. А подружиться мы все-таки можем! Верно?
Томми Еще бы! Томми!
Анника Анника!
Пеппи Пеппилотта-Виктуалина-Рольгардина Эфроимовна Длинныйчуок. Но можете называть меня просто – Пеппи! Почему бы вам, например, не пойти сейчас ко мне позавтракать?
Томми В самом деле!
Анника Вот здорово! Идемте скорее!
Томми Ты здесь живешь совсем одна?
Пеппи Конечно, нет! Мы живем втроем: господин Нильсон, лошадь и я.
Томми Что? Настоящая лошадь? И кто такой господин Нильсон?
Пеппи Самая настоящая лошадь. А господин Нильсон — это моя ручная обезьянка.
Анника И у тебя нет ни папы, ни мамы?
Пеппи Ну, да!
Томми А кто же тебе говорит «Пора ложиться спать?»
Пеппи Сама себе говорю. Сперва очень ласковым голосом: «Пеппи, ложись спать.» А если я не слушаюсь, то повторяю уже строго. Когда и это не помогает, мне от себя здорово влетает. Понятно?
Томми (задумчиво) Может быть, это не так уж плохо…
Пауза
(Пеппи взяла сковородку и стала подкидывать блин, который свалился на пол. Она подняла его и положила обратно на сковородку, а потом перевернула в тарелку с уже готовыми блинами.)
Анника Что ты делаешь?
Пеппи Если я скажу, что чищу трубу, ты мне все равно не поверишь. Ясное дело, пеку блины.
Пеппи Я считаю, что за тесто и браться не стоит. Если собираешься печь меньше полтысячи блинов. (оглядывая стол) Все. Кажется готовы. Садитесь, завтракать будем, потому что самый лучший завтрак — это блины.
Завтракают.
Томми А что мы потом будем делать?
Пеппи Что вы собираетесь делать, я не знаю. А я не буду бездельничать. Я ведь дилектор… И у дилектора нет ни одной свободной минутки.
Анника Кто ты?
Пеппи Дилектор! Это тот, кто всегда и во всем наводит порядок. Ведь на земле разбросана пропасть всяких разных вещей. Должен же кто-то следить за порядком. Вот это и делает дилектор!
Анника Пропасть каких вещей?
Пеппи Да самых разных! Золотых слитков, дохлых крыс, маленьких гаечек, разных бумажек, баное! Посмотрим, как нам повезет. Надо поторопиться.
(Пеппи мечется по улице, Томми и Анника не сводят с нее глаз.) Помню, как я решила навести порядок в джунглях на острове Борнео. И знаете, что я нашла в самой чащобе, где не ступала нога человека? Знаете, что?.. Настоящую искусственную ногу, притом совсем новую. Я подарила ее одноногому старику!
Анника А что, правда, можно брать себе все, что находишь?
Пеппи Ну да, все, что лежит на земле.
Томми Мы тоже хотим быть дилекторами. Оказывается, наводить порядок — очень приятное занятие.
Картина 2
На сцену выбегает девочка. Вид у нее был чрезвычайно напуганный, и это неудивительно - за ней гнались пятеро мальчишек. Мальчишки окружили ее и прижали к забору. У них была весьма выгодная позиция для нападения. Все пятеро тут же стали в боксерскую стойку и принялись лупить девочку. Она заплакала и подняла руки, чтобы защитить лицо.
Бенгт Бей ее, ребята! Чтобы на нашу улицу больше носа не казала.
Анника Да ведь это они Вилле колотят! Гадкие мальчишки!
Томми Вон того здорового зовут Бенгт. Он всегда дерется. Противный парень. Да еще накинулись пятеро на одну девочку!
Пеппи подходит к мальчишкам и тыкает Бенгта в спину указательным пальцем.
Пеппи Эй, послушай, есть мнение, что уж если драться с маленькой Вилле, то все лучше это делать один на один, а не налетать впятером.
Бенгт (на минуту застывает от удивления, а потом с издевательской улыбкой говорит) Эй, ребята, бросьте-ка Вилле и поглядите на это чучело! Вот так кикимора!
Мальчишки начинают хохотать.
Бенгт Нет, вы только взгляните на ее волосы! Красные, как огонь. А туфли-то, туфли! Эй ты, одолжи-ка мне одну - я как раз собирался покататься на лодке, да не знал, где ее раздобыть!
Мальчик (схватил Пеппи за косу, но тут же с притворной гримасой отдернул руку) Ой, ой, обжегся!
Все вместе мальчишки принялись прыгать вокруг Пеппи и орать на разные голоса:Рыжая! Рыжая!
А Пеппи стояла в кольце беснующихся ребят и весело смеялась. Бенгт разозлился и толкнул Пеппи.
Пеппи (Пеппи хватает Бенгта за ухо) Не могу сказать, чтобы ты вежливо обходился с дамами. (Бенгт вскрикивает, Пеппи выводит его за кулисы)
Другие мальчишки молча убегают. Пеппи кричит им вслед.
Пеппи Эй вы, трусы! Впятером нападаете на одну девчонку - это подлость! А затем дергаете за косу и толкаете другую маленькую, беззащитную девочку... Фу, какие вы противные... Стыдно! (обращаясь к Вилле) А если они посмеют тебя, Вилле, хоть пальцем тронуть, ты мне скажи.
Томми Пока, Пеппи, нам пора домой. Завтра надо идти в школу.
Пеппи А зачем вам ходить в школу?
Анника Чтобы научиться разным вещам.
Пеппи Каким таким вещам?
Томми Ну, самым разным. Всевозможным полезным вещам. Например, выучить таблицу умножения.
Пеппи Вот уже целых девять лет я прекрасно обхожусь без этой таблицы уважения, значит, и дальше проживу без нее.
Томми (переглянувшись с Аникой) Но до чего же весело бежать домой после школы, особенно если нам втроем, а, Пеппи?
Анника И в школу мы бы тоже ходили вместе, а?
Томми Ты даже представить себе не можешь, как интересно в школе.
Анника А кроме того, бывают каникулы. Рождественские, пасхальные, летние..
Пеппи (задумавшись) Это несправедливо!
Томми Что несправедливо?
Пеппи У вас будут рождественские каникулы. (сквозь слезы) А у меня ничего не будет. (решительно) Решено, завтра иду в школу.
Картина 3
Пеппи Привет! Надеюсь, я не опоздала на таблицу уважения?
Учительница Добро пожаловать к нам в школу, милая Пеппи. Надеюсь, тебе у нас понравится и ты здесь многому научишься.
Пеппи А я надеюсь, что у меня скоро будут рождественские каникулы
Учительница Скажи мне, пожалуйста, твое полное имя. Я запишу тебя в список учеников.
Пеппи Меня зовут Пеппилотта- Виктуалина- Рольгардина, дочь капитана Эфроима Длинныйчулок, прежде Грозы Морей, а теперь негритянского короля. Вообще-то говоря, Пеппи - это мое уменьшительное имя. Папа считал, что Пеппилотту произносить слишком долго.
Учительница Тогда мы тоже будем звать тебя Пеппи. А теперь давай посмотрим, что ты знаешь. Ты уже большая девочка и, наверное, многое умеешь. Начнем с арифметики. Скажи, пожалуйста, Пеппи, сколько будет, если к семи прибавить пять?
Пеппи (с удивлением и возмущением) Если ты, такая большая, сама это не знаешь, то неужели думаешь, что я стану считать за тебя?
Учительница Запомни, Пеппи, если к семи прибавить пять, получится двенадцать.
Пеппи Подумать только! Оказывается, ты сама можешь это сосчитать. Зачем же ты тогда у меня спрашивала?
Учительница Ладно, Пеппи, а теперь скажи, сколько будет восемь и четыре?
Пеппи Думаю, шестьдесят семь.
Учительница Неверно, восемь и четыре будет двенадцать.
Пеппи Ну, старушка, это уж слишком! Ты же сама только что сказала, что пять и семь будет двенадцать. Какой-то порядок нужен и в школе! А если уж тебе так хочется заниматься всеми этими подсчетами, то стала бы в уголок да считала себе на здоровье, а мы тем временем пошли бы во двор играть в салочки...
Учительница Анника, теперь ты сосчитай. Густав пошел со своими товарищами на экскурсию. Ему дали с собой одну крону, а вернулся он с семью эре. Сколько денег потратил Густав?
Пеппи А я хочу знать, почему этот мальчишка так сорил деньгами? И что он купил на них: лимонаду или что-нибудь еще? И хорошо ли он вымыл уши, когда собирался на экскурсию?
Учительница Ну ладно, Пеппи, вижу, что считать ты не любишь. Может чтение у тебя пойдет лучше. (Она вынула из шкафа картонку, на которой был нарисован ежик. Под рисунком стояла большая буква «Ё»). Смотри, Пеппи, это ёжик. А буква, которая изображена вот тут, называется «Ё».
Пеппи Ну да? А я всегда думала, что Ё - это большая палочка с тремя маленькими поперек и двумя мушиными крапинками наверху. Скажите мне, пожалуйста, что общего имеет ежик с мушиными крапинками?
Учительница (Учительница вынула другую картонку, на которой была нарисована змея) Посмотрите, это змея, буква под картинкой называется «З».
Пеппи Когда говорят о змеях, я всегда вспоминаю, как я дралась с гигантской змеей в Индии. Вы даже представить себе не можете, какая это была страшная змея: четырнадцать метров длиной и злая, как оса. Она обвилась вокруг меня, но я не растерялась и изо всех сил стукнула ее по голове. Бах! Тут она как зашипит: ф-ф-ф! А я ее еще раз - бац! И тогда она - ух! Да, да, вот точно так это было. Очень страшная история!..
Учительница Вижу, Пеппи, тебе не очень интересно заниматься. Тогда будем рисовать. (Учительница раздала ребятам бумагу и цветные карандаши). Можете рисовать все, что хотите.
Дети принялись рисовать, а Пеппи, лежа ничком, рисовала прямо на полу. Дети смотрели на нее и посмеивались
Учительница Послушай, Пеппи, почему ты не рисуешь на бумаге?
Пеппи Я ее уже давно всю изрисовала. Но портрет моей лошади не уместился на этом крошечном листке. Сейчас я рисую как раз передние ноги, а когда дойду до хвоста, мне придется выйти в коридор.
Учительница Пеппи, но так не делают, в школе надо сидеть и работать за партой.
Пеппи Знаете что? Я вот что думаю: мне было очень интересно прийти сюда и посмотреть, чем вы тут занимаетесь. Но больше мне сюда ходить неохота. А с рождественскими каникулами пусть будет, как будет.
Картина 4
На сцену выходят Анника и Томми, они громко зовут Пеппи. Пеппи выходит на зов. За ней следует мужчина в форме моряка.
Томми Пеппи, мы получили странное письмо (Читает) ТММИ и АНКЕ, прглош пир ражденя. Уижаю с папай.
Анника Ты нас куда-то пригласила? И что такой папай?
Пеппи Ну да. Я пригласила вас на день рожденья. И у нас будет праздник. Ведь если у человека день рожденья ему нельзя быть одному. Это просто противопоказано.
Анника А что такое ПАПАЙ?
Пеппи Не что, а кто. Это мой папа Эфроим. И я вас с ним познакомлю.
Анника и Томми вежливо здороваются.
Пеппи Дорогой папа, я ведь забыла вас познакомить! Томми! Анника! Это мой отец! Его величество Эфроим Длинныйчулок! Ведь правда, папа, ты негритянский король?
Капитан Да, это верно, я король на острове, который называется Веселия.
Томми Дядя, а почему вы не в негритянских одеждах?
Капитан Они у меня здесь, в сумке.
Пеппи Надень их! Надень их! Я хочу увидеть своего отца в одежде короля!
(Капитан наряжается в юбку из пальмовых листьев, берет копье, щит, украшает ноги золотыми браслетами.)
Анника Точь-в-точь как в театре!
Капитан Усомбусор-мусор-филибусор!
Томми Ой! Он говорит по-негритянски! Что это значит, дядя Эфроим?
Капитан Это значит: «Дрожите, мои враги!» когда я голыми руками вырвал из земли пальму, островитяне выбрали меня своим королем. Так я и стал жить: по утрам правил островом, а после обеда мастерил лодку. Потом я объявил островитянам, что покину их на некоторое время, но непременно вернусь и привезу с собой принцессу, которую зовут Пеппилотта. Я взял курс прямо на Сурабаю, жители острова кричали мне вслед: «Возвращайся поскорей, толстый король!» И как вы думаете, кого я встретил в дороге? Мою старую чудесную шхуну «Попрыгунью». И вот мы приплыли сюда за тобой, Пеппи!
Пеппи А теперь устроим праздник!
(Капитан достает настоящий негритянский барабан, садится на пол и принимается бить в барабан.)
Капитан Негритянская музыка!
(Пеппи и ее отец пускаются в пляс.)
Пеппи Сейчас под нами провалится пол!
Капитан Неважно! Я уже давно так не веселился! (Капитан валится на пол.)
Томми А когда вы отправитесь в путь?
Капитан «Попрыгунья» снимается с якоря рано утром.
Пеппи Но сегодня я устраиваю прощальный пир! Все, кто хочет со мной проститься. Милости просим! Добро пожаловать в мое скромное жилище!
(Капитан забил в негритянский барабан, дом Пеппи заполнился мальчишками, девчонками)
Пеппи Музыку! Музыку! (Дети танцуют, матросы играют на гармошке, поют песни.)
Пеппи Праздник кончится фейерверком! (Раздаются выстрелы, взрываются хлопушки, сыплются конфетти, разлетаются искры.)
Капитан А теперь вперед, на «Попрыгунью»!
Пеппи Прощай, милая развалюха вилла «Курица»! блох в ней нет, и вообще жить там было прекрасно! Прощайте, мои друзья!
(Томми и Анника молчат)
Пеппи Что это на вас нашло? Лучше попробуйте сказать: «Счастливого пути, милая Пеппи, и спасибо за то время, которое мы провели вместе!»
Томми (Бормочет.) Счастливого пути, милая Пеппи, и спасибо за то время, что мы провели вместе…
(Анника всхлипывает.)
Пеппи Прощай, Анника, прощай! Не плачь! Не бойтесь, я не пропаду!
(Анника обхватывает Пеппи за шею, раздается жалобный стон.)
Томми Не реви, перед людьми стыдно.
Пеппи (Обнимает Анику) Не бойтесь! Я не пропаду!
Капитан Пеппи! Поднимайся на борт, уже пора!
Пеппи Нет, папа Эфроим! Так не годится! Я не согласна!
Капитан С чем ты не согласна, дочь моя?
Пеппи Я не согласна, чтобы хоть кто-нибудь на белом свете плакал из-за меня и чувствовал бы себя несчастным. И уж, во всяком случае, я не согласна, чтобы это были Томми и Анника. Я останусь жить в вилле «Курица».
Капитан Ты можешь поступить как хочешь. Ты всегда так поступала.
Пеппи Да, это верно, я всегда так поступала. (Пеппи и капитан обнимают друг друга) и вообще, папа Эфроим, разве ты не считаешь, что ребенку лучше жить дома, чем бороздить моря и океаны и жить в негритянской хижине?
Томми Ты… ты остаешься?
Пеппи Как будто… Я решила, что для детей совершенно необходимо, чтобы жизнь шла по заведенному порядку, а главное, чтобы порядок этот завели они сами! И тогда точно несчастных детей не будет!