Этап урока | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 этап – Мотивация к учебной деятельности. | Проверка готовности учащихся к уроку. | Подготовка к уроку. | ЛУУД: управление своим настроением, умение выражать эмоции. РУУД: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
2 этап- Актуализация знаний и постановка учебной задачи | Перед вами простые вещества. На какие группы их можно разделить? При формировании знаний о химических элементах появилась необходимость в их классификации. | Предлагают возможные классификации. | ПУУД (логические): анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
- Вспомните, какая генетическая связь осуществляется у металлов и неметаллов. На основе этих знаний заполните таблицу. Организует сравнение ответов учащихся с правильными ответами. Обсуждение ответов. | Отвечают на вопросы учителя и заполняют таблицу. Делают выводы о полученных результатах. | РУУД (контроль): в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
Знакомит учащихся с первыми попытками классификации химических элементов: 1.В 1829 году немецкий химик Иоганн Вольфганг Дёберейнер предпринял первую значимую попытку систематизации элементов (Д. И. Менделеев сформулировал свой периодический закон на 40 лет позже, в 1869 году). Дёберейнер заметил, что некоторые сходные по своим химическим свойствам элементы можно объединить по три в группы, которые он назвал триадами: а) Li, Na, K б) Ca, Sr, Ba в) P, As, Sb г) S, Se, Te д) Cl, Br, I 2.В 1864 году в книге «Современные теории химии» Мейер привел таблицу, где элементы были расположены в порядке увеличения их атомных масс. 3. В статье, датированной 20 августа 1864 годом, он отметил, что в этом ряду наблюдается периодическое появление химически сходных элементов. Пронумеровав элементы (элементы, имеющие одинаковые веса, имели и один и тот же номер) и сопоставив номера со свойствами элементов, Ньюлендс сделал вывод: «Разность в номерах наименьшего члена группы и следующего за ним равна семи; иначе говоря, восьмой элемент, начиная с данного элемента, является своего рода повторением первого, подобно восьмой ноте октавы в музыке…». Тем самым им впервые была высказана идея о периодичности изменения свойств элементов. Спустя год, 18 августа 1865 года, Ньюлендс опубликовал новую таблицу элементов, назвав её «законом октав» 4. Александр Эмиль Бегуйе де Шанкуртуа известен тем, что в 1862 предложил систематизацию химических элементов, основанную на закономерном изменении атомных масс — т. н. «земную спираль». | Слушают доклад, готовят вопросы. | ПУУД (общеучебные): поиск, выделение, структурирование информации |
| Организует целеполагание учебной деятельности на уроке. | Формулируют цель урока | ЛУУД (смыслообразование): «какое значение, смысл имеет для меня учение ЛУУД (нравственно-этическое оценивание): оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных ценностей ПУУД (общеучебные): формулирование познавательной цели |
3 этап- Применение знаний и умений в новой ситуации | Изменение металлических и неметаллических свойств элементов в периоде и группе. Сейчас вы посмотрите эксперимент и должны будете объяснить происходящие явления. Но, прежде, давайте вспомним: - Какие вещества взаимодействуют с кислотами? - Каковы продукты взаимодействия перечисленных веществ? - От чего зависит интенсивность выделения пузырьков водорода, образующегося при взаимодействии кислот и металлов? Демонстрация взаимодействия натрия, магний, алюминий и кремний с соляной кислотой. | Смотрят эксперимент и отвечают на вопросы: - Какие вещества взаимодействуют с кислотами? - Каковы продукты взаимодействия перечисленных веществ? - От чего зависит интенсивность выделения пузырьков водорода, образующегося при взаимодействии кислот и металлов? - В каком периоде расположены элементы, простые вещества которых используются в данном опыте? - Каковы признаки происходящих процессов? - Как можно расположить металлы по их способности вытеснять водород? - Наблюдается ли реакция с кремнием? Почему? | ПУУД (общеучебные): произвольное и осознанное построение речевого высказывания; КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли) |
| Теперь давайте сделаем вывод об изменении свойств элементов в периодах. | Делают вывод, и записываю формулировку периодического закона стр.175 (Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Учебник химии для 8 класса) | ПУУД (общеучебные): произвольное и осознанное построение речевого высказывания; КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли) |
| В чем превосходство Д.И. Менделеева в создании таблицы? Руководствуясь периодическим законом Д.И.Менделеев исправил некоторые относительные атомные массы элементов. Руководствуясь свойствами элементов, Д.И.Менделеев предсказал существование еще неоткрытых элементов, оставив для них клетки в периодической системе незаполненными. Менделеев оставил место для трех элементов, назвав эти элементы так: экабор, экасилиций, экаалюминий. Приставка "эка" означает "подобный". Пользуясь своим законом, Дмитрий Иванович почти точно предсказал свойства этих элементов и их простых веществ. | Находят в таблице элементы, у которых массы расположены не по возрастанию. Сравнивают характеристики элементов. | КУУД (постановка вопросов): инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации КУУД (управление поведением партнёра): контроль, коррекция, оценка действий партнёра КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли) |
4 этап- Обобщение и систематизация знаний | Задает вопросы. Как вы думаете, какую информацию содержали карточки Д.И. Менделеева? Какой из перечисленных признаков Менделеев взял за основу классификации химических элементов? Что же происходит со свойствами химических элементов в периоде и группе? | Отвечают на вопросы. | РУУД (контроль): в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
5 этап- Рефлексия (подведение итогов занятия) | На какие вопросы вы теперь можете ответить? | Оценивают свою работу и работу своих одноклассников. | ЛУУД (смыслообразование): «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него РУУД (прогнозирование): предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик |
6 этап- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Задает домашнее задание и дает инструктаж о его выполнении § 50, пересказ. | Вникают в суть домашнего задания. Осмысливают его | РУУД (контроль): в форме сличения способа действия и его результата |
Учитель – Нодель Т.С.