СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Периодизация развития

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Периодизация развития»

Выполнили студентки 2 курса ИИЯ, группы ФИА-1602: Ващенко Елизавета и Девятова Дарья



Периодизация развития



Задание 1. Прокомментируйте приведенные точки зрения. С какой из них вы согласны, а с какой нет? Почему?

1. Развитие детского мышления идет от аутизма – через эгоцентрическую речь и мышление – к социализированной речи и логическому мышлению.

(Ж. Пиаже)

2. Развитие детского мышления идет от исходно социальной речи ребенка – через эгоцентрическую речь – к внутренней речи и мышлению, в том числе аутическому.

(Л. С. Выготский)

Верна точка зрения Льва Выготского, который подверг критике утверждение Жана Пиаже о функциональной бесполезности эгоцентрической речи ребенка. Пиаже пишет: «Эта речь эгоцентрична прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе, именно потому, что он не пытается стать на точку зрения собеседника. Собеседник для него - «первый встречный». Ребенку важен лишь видимый интерес, хотя у него, очевидно, есть иллюзия, что его слышат и понимают. Ребенок не испытывает желания воздействовать на собеседника, действительно сообщить ему что-нибудь - это разговор вроде тех, что ведутся в некоторых гостиных, где каждый говорит о себе и никто никого не слушает». Выготский создал ряд тезисов об особенностях эгоцентрической речи и мышления детей, в противовес первоначальным утверждениям Пиаже:

1. Коэффициент эгоцентрической детской речи возрастает почти вдвое при ситуации, затрудняющей деятельность ребенка: «Затруднение или нарушение гладко текущей деятельности является одним из главных факторов, вызывающих эгоцентрическую речь.

2. Эгоцентрическая речь помимо чисто экспрессивной функции и функции разряда, помимо того, что она просто сопровождает детскую активность, очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи, возникающей в поведении.

3. Основная функция эгоцентрической речи - переход в проц цессе развития речи от внешней к внутренней. Эгоцентрическая речь похожа на внутреннюю речь взрослого. Они имеют и схожую структуру: сокращенный ход мысли, образное мышление, невозможность понимания окружающими без дополнительного контекста и.т.д.

4. В школьном возрасте эгоцентрическая речь не исчезает, как это утверждает Ж. Пиаже, а переходит во внутреннюю речь.

5. Интеллектуальная функция эгоцентрической речи не является прямым отражением эгоцентризма детской мысли, но показывает, что эгоцентрическая речь очень рано при соответствующих условиях становится средством реалистического мышления ребенка. Поэтому между эгоцентрической речью и эгоцентрическим мышлением не может существовать никакой связи.



Задание 2. Составьте аналитическую таблицу на тему: «Возрастные кризисы».

Возрастной кризис

Симптомы кризиса

Рождение – 1 месяц (Кризис новорожденности)

В этот период центральным новообразованием является индивидуальное существование, собственная психическая жизнь, хотя, отделяясь от матери физически, ребенок еще зависит биологически от нее (способ питания новорожденного смешанный - внеутробное, своеобразен сон, составляющий большую часть его времени, новорожденный уязвим и беспомощен). Новообразования этого периода не сохраняются, становятся частью психического образования более высокого порядка.

Выготский выделял в качестве важнейшего компонента психического развития - аффект, который меняется на каждой новой ступени развития личности. Начальный аффект новорожденного ограничивает его психическую жизнь узкими пределами сна, питания, крика, затем принимает форму рецептивного интереса к внешнему миру, а затем и активный интерес к окружающему.

Социальная ситуация развития младенца - младенец пассивен, зависим от взрослого, от которого зависит удовлетворение его потребностей. Новообразования младенца: возникает интерес к внешнему миру, что является переходом к активности, сон и бодрствование занимает одинаковое время, начинает совершать простейшие действия с предметами, затем младенец учится подражанию, то есть возникает новое поведение.

1 месяц – 1 год

Причины появления кризиса в этом возрасте, связаны с:

  1. становление ходьбы;

  2. появление речи (она, как и ходьба не появляется в один день, латентный период ее становления - 3 месяца);

  3. аффект и воля, гипобулические реакции (по Кречмеру) – появляются первые реакции протеста, оппозиции, гипобулические, поскольку связаны с волей, при неправильном воспитании могут развиться в гипобулические припадки.

Особое внимание нужно уделить именно развитию речи, поскольку она является связанной с детским сознанием и с социальными отношениями ребенка. Переход от безъязычного к языковому период развития совершается посредством автономной детской речи.

Особенности автономной речи:

  • значение слов - ситуационно, нет словесного мышления, оторванного от наглядной ситуации

  • слова соединяются образу связь непосредственный впечатлений, мышление носит несамостоятельный характер.

Таким образом, автономная речь представляет своеобразный этап развития мышления. Начало и конец автономной детской речи рассматривают как симптомы начала и конца кризиса, когда возникает настоящая речь, автономная исчезает и заканчивается кризис первого года жизни.

1 год – 2 года (Кризис раннего детства)

Характерно:

  • единство сенсорных и моторных функций - все, что видит ребенок, он хочет потрогать;

  • восприятие и аффект тесно связаны, в последствии мы научаемся смотреть на вещи без особой эмоциональной окрашенности, ребенок этого возраста пока так не может;

  • единство аффективно-рецептивных моментов, аффективного восприятия и действия, предмет имеет притягательную силу, аффективная заряженность каждой вещи таит в себе источник притяжения для ребенка.

Ребенку этого возраста сложно взаимодействовать с предметом, который находится вне поля его зрения, который он непосредственно не воспринимает. (Это хорошо иллюстрирует опыт К.Левина, когда ребенку нужно было сесть на камень, чтобы сесть на него, нужно было повернуться к нему спиной, убрать из поля зрения).

Новообразованием является появление речи, что рушит всю социальную ситуацию, сложившуюся ранее, рушится сенсомоторное единство, разбивается ситуационная связность ребенка. Речь начинает выступать как деятельность, связанная с людьми. При овладении речью возникают обобщения, то есть вещи начинают видеться не только в ситуационном отношении друг к другу, но и в обобщенном, создается устойчивая картина мира, возникает системное и смысловое строение сознания, но в этом возрасте доминающим в сознании является процесс восприятия, а другие процессы подчиняются доминающему. Уже в этом возрасте появляется игра, но это квазиигра - «игра в себе», не отделенная от реальности, серьезная игра.

2 года – 4 года (Кризис трех лет)

Связан с перестройкой социальных отношений ребенка: перестраивается социальная позиция по отношению к окружающим людям, к авторитету матери, отца. Этот кризис выражается в 7 симптомах:

  1. Возникновение негативизма - поведение ребенка идет вразрез с тем предлагают ему взрослые, реакция не на содержание, а на предложение взрослого (если ребенок чего-то не делает, потому что не хочет это не негативизм);

  2. Упрямство - ребенок настаивает на чем-то, причем не, потому что это сильно хочет, а потому что он это потребовал, то, что он потребовал ему может быть вовсе не нужно;

  3. Строптивость, это поведении направлено не против кого-то, а против норм поведения, установленных для ребенка, направлено вовне, вызвано желанием настоять на собственном желании;

  4. Своенравие, стремление к самостоятельности, своеволие;

  5. Протест-бунт, все в поведении ребенка носит протестующий характер, состояние войны с окружающими, постоянный конфликт с ними;

  6. Обесценивание взрослых, начинает ругаться на родителей (Ш. Бюлер описала негодование семьи, когда мать услышала от ребенка, что она дура);

  7. Деспотизм (в семьях с одним ребенком) и ревность (с несколькими детьми) - стремление проявить деспотическую власть по отношению к окружающим.

Ребенок становится трудновоспитуем, происходит изменение аффективно-волевой сферы, возрастает самостоятельность и активность ребенка, меняется отношение не только к окружающим, но и к собственной личности.

5 лет -7 лет (Кризис семи лет)

Ребенок резко меняется при переходе от дошкольного к школьному возрасту. Ребенок кардинально меняется, причем не только внутренне, но и внешне (смена зубов, вытягивание в длину).

Поведение дошкольника характеризуется наивностью и непосредственностью, что говорит о том, что ребенок внешне такой же, как и внутри, когда такой дошкольник вступает в кризис, то он теряет эту наивность и непосредственность в поведении, в поступки приносится интеллектуальный момент. Поведение характеризуется манерностью, капризами, начинает ходить не так как раньше, появляется что-то искусственное, нелепое, вертлявость, паясничанье.

Особенности кризиса:

  • переживания приобретают смысл. В семилетнем возрасте возникает такая структура переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен». Сердящийся ребенок понимает, что он сердит;

  • возникают обобщенные переживания, логика чувств, аффективное обобщение (если со школьником случалась много раз какая-то ситуация, у него возникает аффективное обобщение, характер которого относится к единичному аффекту, обобщая переживания, приходит к определенному выводу).

Новообразования в этом возрасте - самолюбие, самооценка (дошкольник любит себя, но у него нет самолюбия, как обобщенного отношения к себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях).

Меняется у ребенка отношение к среде, хотя бы, потому что при переходе в школьную среду она сама меняется, в связи с этим меняется ход развития ребенка.

В период этого кризиса ребенок становится трудновоспитуем, конфликтен, возникают противоречивые переживания, неразрешимые противоречия.

Автор: Выготский Л. С.



Задание 3. Составьте аналитическую таблицу на тему: «Различные подходы к проблеме периодизации психического развития человека в зарубежной и отечественной психологии»

Авторы

Подход к периодизации психического развития

Рене Заззо

(системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства)

  • 0-3 года раннее детство;

  • 3-5 лет дошкольный возраст;

  • 6-12 лет начальное школьное образование;

  • 12-16 лет обучение в средней школе;

  • 17 и старше высшее или университетское образование.

Павел Петрович Блонский

(выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смену зубов)

  • 0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство;

  • 2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов;

  • 6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости).

Зигмунд Фрейд

(считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.)

  • 0 - 1год оральная стадия (эрогенная зона - слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного "Оно" формируется "Я" );

  • 1 - 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - "Сверх-Я" как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть);

  • 3 - 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования "Сверх-Я";

  • 5 - 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из "Оно", хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.;

  • 12 - 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.

Жан Пиаже

(Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице). Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций. Основной критерий – интеллект)

  • от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название "сенсомоторный");

  • от 2 до 7 лет дооперациональная стадия - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья);

  • от 7 до 12 лет стадия конкретных операций - возникновение элементарного логического рассуждения;

  • от 12 лет - стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.

Лоренц Кольберг

(Выявленные в исследованиях Колmберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка)

I уровень: Страх наказания (до 7 лет).

  • Страх перед правом силы.

  • Страх быть обманутым и недополучить благ.


II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).

  • Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.

  • Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.


III уровень: Совесть (после 16 лет).

  • Желание соответствовать своим нравственным принципам.

  • Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

Виктор Иванович Слободчиков

(Предельно общим понятием, из которого можно развернуть теорию стадий психического развития, является понятие «человеческой общности», внутри которого образуются многообразные способности человека, позволяющие ему входить в различные общности (приобщаться к существующим формам культуры) и выходить из них (индивидуализироваться и самому творить новые формы), т. е. быть «самобытным»)

1. оживление (0 – 1 год)

- ребенок вместе с его родным взрослым осваивает собственную телесную психосоматическую индивидуальность, вписывая себя (руками взрослого) в пространственно-временную организацию общей жизни семьи.


2. одушевление (1 – 5, 6 лет)

- ребенок вместе с взрослым осваивает предметно – опосредованные формы общения; здесь ребенок впервые осознает себя субъектом собственной душевной жизни, собственных хотений и умений.


3. персонализация (6 – 18 лет)

- человек осознает себя автором собственной биографии, партнером общего становления общественной взрослой личности (учитель, мастер); возникает ответственность за свое будущее.


4. индивидуализация (18 – 40 лет)

- партнер развивает все человечество, с которым человек вступает в деятельностные отношения, опосредованные системы общественных ценностей и идеалов; взрослый человек индивидуализирует общественные ценности по мерке личностной позиции.


5. универсализация (40 лет и до смерти)

- выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности, есть одновременно вход в пространство общечеловеческих экзистенциальных ценностей, соучастником построения которых и собеседником в его осмыслении является Богочеловечество.



Задание 4. Составьте аналитическую таблицу на тему: «Критерии возрастных этапов»

Возрастной этап

Социальная ситуация развития

Ведущий тип деятельности

Основные новообразования возраста

Младенческий

0-12 мес

Противоречие: беспомощность-зависимость

Непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым

- индивидуальная психическая жизнь

- комплекс оживления

Ранний возраст

1-3 года

Взрослый является образцом, практическое сотрудничество с взрослым, взрослый как носитель культурно-исторического опыта

Предметно-орудийная деятельность

- речь

- восприятие

- самосознание

Дошкольный

3-7 лет

Взрослый как носитель социальных и личностных отношений

Игровая деятельность

- формирование внутренних позиций

- произвольность мышления(логический тип обобщения)

Младший школьный

7-12 лет

Взрослый как носитель обобщенных способов деятельности в системе научных понятий

Учебная деятельность (познавательная, мышление, интеллектуально-когнитивная сфера)

- внутренний план действий

- рефлексия

-внутренняя опосредованность всех психических процессов

- самооценка

Младший подростковый

12-15 лет

Сверстник как объект и субъект отношений

Интимно-личностное общение со сверстниками

- чувство взрослости

- рефлексия

Старший подростковый

15-18 лет

Взрослый как старший соратник

Учебно-профессиональная деятельность

- система ценностей

- формирование логического интеллекта

- гипотеко-дедуктивное мышление

- стиль мышления

Автор: Эльконин Д. Б.

Задание 5. Обобщите смысл приведенных высказываний отечественных психологов.

1. Понятие социальной ситуации развития направлено на преодоление представлений о среде как о факторе, механически определяющем развитие личности (Б. Г. Ананьев).

2. Социальная ситуация развития – единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной (Л. С. Выготский).

3. Социальная ситуация развития есть отношение между развивающимся субъектом и средой, определяет объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания, и требования, предъявляемые к нему обществом и задающие «идеальную форму» развития (А. Н. Леонтьев).

4. Социальная ситуация развития – та конкретная форма отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период (Д. Б. Эльконин).

5. Социальная ситуация развития представляет особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу (Л. И. Божович).

6. Социальная среда определяет развитие ребенка через его переживание среды (Н. И. Гуткина).





Таким образом, социальная ситуация развития — это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа. Оно определяет как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!