СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Периоды детства

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Периоды детства»

Этапы жизнедеятельности: Здоровый ребенок



Тема: Периоды детского возраста


Учебная цель:




Воспитательная цель:

Ознакомить студентов с характеристикой периодов детского возраста, акцентировать внимание на основных потребностях и особенностях патологии каждого периода.


Воспитывать потребность в совершенствовании своих знаний, путем изучения дополнительной литературы.


Время проведения: 90 минут


Место проведения: лекционный зал


Дидактическая база: текст лекции


Ход лекции:

  1. Организационный момент – 2-3 минуты

  2. Введение (актуализация темы) – 1 минута

  3. Основная часть (изложение материала) – 85 минут

  4. Заключительная часть – задание на дом – 1 минута


Содержание основной части: Характеристики периодов детства

- антенатальный период: фазы эмбрионального и плацентарного развития

- интранатальный период

- период новорожденности

- грудной период

- период раннего детства

- дошкольный возраст

- младший школьный возраст

- старший школьный возраст

- критические периоды детства.


Литература для студентов:

В.Д. Тульчинская «Здоровый ребенок»


Литература для преподавателя:

1. В.Д. Тульчинская «Здоровый ребенок»

2. В.П. Смирнов «Этапы развития здорового ребенка» НГМА Н-Новгород

3. А.М. Запруднов «Детские болезни»

4. «Детские болезни» под редакцией Л.А. Исаевой



С момента зачатия до рождения и далее до превращения ребенка во взрослого человека организм его постоянно растет и развивается, поэтому нельзя рассматривать ребенка как взрослого в миниатюре. С целью дифференцированного подхода к ребенку весь детский возраст был разделен на отдельные периоды.

I. Внутриутробный (антенатальный) период - продолжительность его 280 дней – 10 лунных месяцев (40 ± 2 недели).

Период делится на 2 фазы:

1 – фаза эмбрионального развития – от момента зачатия до 12 недель беременности. В эту фазу формируются внешние части тела и внутренние органы плода - поэтому это самый ответственный период. В это время различные заболевания матери могут привести к самопроизвольному аборту, а действие «вредных факторов» (физических, химических, механических, биологических) к порокам развития органов плода – эмбриопатиям.


Критические периоды развития органов

мозг 3-11 неделя

уши 7 -12 неделя

зубы 6-12 неделя

небо 10-12 неделя

сердце 2-7 неделя

глаза 4-7 неделя

губы 5-6 неделя

конечности 4-8 неделя


2 – фаза плацентарного развития (с 12 недели до конца беременности). В эту фазу продолжается быстрый рост плода (длина и масса тела). Питание осуществляется через плаценту. Действие вредных факторов в этот период приводит к дисплазиям (патологическим изменениям органов), гипоплазиям (морфологическому недоразвитию органов), преждевременным родам или внутриутробной гипотрофии. Изменения в эту фазу называются фетопатии.

Основные потребности: в кислороде, белках, жирах, углеводах, витаминах и микроэлементах – которые необходимы для построения ребенка.


II. Интранатальный период (период родов) – с момента начала родовой деятельности до перевязки пуповины. Это очень тяжелый и не менее ответственный момент для ребенка. Во время рождения ребенок испытывает стресс. Неблагоприятные факторы (гипоксия, травмы) непосредственно влияют на будущее развитие ребенка. В течение данного периода возможны родовые травмы, нарушение мозгового кровообращения, инфицирование плода патогенной флорой родовых путей и т.п.


III. Период новорожденности (неонатальный период) длится от первого вдоха до конца первого месяца (28 дней). Это один из критических периодов жизни детей, время приспособления (адаптации) ребенка к новым условиям существования. У ребенка формируется легочное дыхание, включается малый круг кровообращения, начинает функционировать пищеварительный аппарат и выделительная система почек. Этот период характеризуется незрелостью всех органов и систем, особенно ЦНС. Внешне ребенок совершенно беспомощен. Из-за недифференцированности коры больших полушарий мозга у ребенка имеются только безусловные рефлексы (сосательный, глотательный и др.), почти постоянно, кроме периодов кормления, ребенок спит. Все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия и даже незначительные изменения условий окружающей среды могут быть причиной тяжелых нарушений жизненных процессов. Все это требует тщательного, специального ухода за новорожденным, особых гигиенических условий его содержания и правильной организации вскармливания.

Основные потребности: питание + уход + гигиеническое содержание.

Патология: наследственные заболевания, родовые травмы и внутриутробные инфекции ( ВЧРТ, асфиксия, ГБН).


IV. Грудной период длится с 1го месяца до 1го года, характеризуется более высокими, чем в последующие годы, темпами физического и психического развития: масса тела к концу года утраивается, рост увеличивается на 25 см, окружность головы на 11-12 см, а груди на 13-15 см. Меняются пропорции тела, приближаясь к пропорциям взрослых, с 6 месяцев появляются первые зубы, к году 8, идет совершенствование функций ЦНС: появляются двигательные навыки (ребенок начинает держать голову, сидеть, стоять, делать первые шаги) и зачатки речи (к году примерно 8-10 слов).

В то же время сохраняется относительная незрелость пищеварительного аппарата, поэтому часто бывают расстройства функции ЖКТ, особенно при неправильном вскармливании. Запомните: единственно физиологическим питанием грудного ребенка является грудное молоко матери. При неправильном вскармливании, недостатке витаминов и микроэлементов могут развиться рахит, железодефицитная анемия, аллергический диатез. Инфекционные заболевания на первом году жизни встречаются редко, так как дети получают от матери врожденный иммунитет, кроме того, в этом возрасте у малыша минимум контактов (он общается в основном только с матерью). Во втором полугодии пассивный иммунитет ребенка снижается и вероятность заболеваний детскими инфекциями возрастает. На первом году жизни ребенок активно наблюдается медицинским работниками, получает профилактические прививки от большинства детских инфекций, получает домашнее воспитание, обеспечивающее гармоничность физического, нервно-психического и интеллектуального развития ребенка.

Основные потребности: питание, гигиенический уход, общение с мамой, внимание.


V, Период раннего детства – ясельный возраст (преддошкольный) – от года до трех лет – период относительного покоя. Темпы нарастания массы и длины тела замедляются. Быстро совершенствуется речь, психика и двигательные навыки. Ребенок в этом возрасте очень подвижен и любознателен, основной формой его развития является игра, через которую он познает окружающий мир и приобретает первые трудовые навыки.

Быстро растет словарный запас, ребенок начинает говорить предложениями из 2-3 слов. К 2-3 годам предложения становятся многословными, ребенок подражает взрослым, поэтому особенно важно разговаривать с ним правильно. К концу второго года завершается прорезывание молочных зубов, интенсивно нарастает мышечная масса. Двигательная активность огромна, а контроль за адекватностью минимальный, отсюда велика степень травматизма.

Пассивный иммунитет, полученный от матери полностью исчезает, а контакты между детьми наоборот значительно расширяются, что ведет к росту заболеваемости вирусными и другими детскими инфекциями.

Таким образом, основными проблемами ясельного возраста являются проблемы воспитания, профилактика детских инфекций и травматизма.

Основные потребности: те же плюс потребность в общении со сверстниками, самостоятельности.


VI, Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет). В этот период продолжается дальнейшее совершенствование функций организма, развитие нервно-психической деятельности. Укрепляется мускулатура, костный скелет, начинается смена молочных зубов на постоянные, созревает иммунная система – дети реже болеют ОРЗ. Нарастание массы тела замедляется. Для этого периода характерен рост ребенка в длину (первое физиологическое вытяжение) со значительным увеличением длины конечностей. Интенсивно развивается интеллект: к 5 годам дети свободно говорят на родном языке, благодаря хорошей памяти легко запоминают стихи, пересказывают сказки, усваивают чужой язык. Развиваются тонкие навыки: умение кататься на двухколесном велосипеде, на коньках, танцевать, вышивать, вязать. К концу этого периода ребенок начинает читать и писать. Ребенку в этом возрасте полезно провести какое-то время в детском саду, так как резкий переход из семьи в школу может сильно травмировать неокрепшую еще психику малыша.

Характерные проблемы детей дошкольного возраста, связанные с нарушением здоровья:

  1. острые детские инфекции (однако они протекают уже менее тяжело чем в ясельном возрасте);

  2. болезни органов дыхания, в том числе аллергические;

  3. аллергические и паразитарные заболевания в том числе заболевания кожи;

  4. высокий уровень травматизма, который является основной причиной смертности в этом возрасте;

  5. невротические реакции и патологические привычки (кусание ногтей, раскачивание телом).

В процессе воспитания детей данного возраста необходимо проводить профилактику нарушения осанки и травматизма.

VII. Младший школьный возраст

девочки от 7 до 10 - 11 лет

мальчики от 7 до 11 – 12 лет

Продолжается совершенствование функций организма ребенка. Заканчивается формирование костного скелета, молочные зубы заменяются на постоянные. Появляются различия в темпах роста и созревание мальчиков и девочек. Ведущая деятельность – обучение в школе. Развивается самостоятельность, коллективизм. Основные проблемы, связанные с нарушением здоровья: нарушение осанки, плоскостопие, нарушение зрения (близорукость), кариес, заболевания носоглотки, болезни сердца и ЖКТ. Сохраняется высокий уровень травматизма.


VIII Старший школьный возраст (с 12 до 18 лет). Возраст от 10 до 20 лет называется так же подростковым периодом: от 10 до 15 – собственно пубертатный период, когда идут интенсивные процессы полового созревания, от 16 до 20 лет – подпериод социального созревания (юность). Это период «второго физиологического вытяжения» т.е. (интенсивного роста), формирования половой зрелости.

В этом периоде идет значительная перестройка эндокринного аппарата: усиление функций половых желез, щитовидной железы, гипофиза. Изменяется внешний облик: ребенок взрослеет, появляются вторичные половые признаки. Ведущая деятельность – общение, обучение. Типичные проблемы, связанные с нарушением здоровья: нарушение осанки, плоскостопие, кариес, близорукость, хронические заболевания органов пищеварения (гастрит, дуоденит, колит), вегето - сосудистая дистония (артериальная гипотония и артериальная гипертензия), ожирение, неврозы и др. нервно-психические расстройства, проблемы репродуктивного здоровья. Снижается частота инфекционных заболеваний и травматизма. В настоящее время в этом возрасте наблюдается увеличение распространенности токсикомании, наркомании и заболеваний, передающихся половым путем.



Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что наиболее ответственными, критическими периодами детства являются:

  1. эмбриональный период – т.к. происходит закладывание всех органов и систем

  2. период новорожденности – т.к. это период адаптации ребенка к новым условиям существования

  3. пубертатный период – т.к. идет перестройка эндокринной и нервной системы, что снижает иммунологическую защиту подростка.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!