Персонализированная программа наставничества педагогических работников
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»
Автор: Гончар И.П.
учитель английского языка
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Многие выпускники педагогических вузов зачастую не идут работать в школу, обучаются в них лишь для получения диплома о высшем образовании. Многие молодые специалисты, столкнувшись с реальностью школьной жизни, вскоре уходят из школы, избирая иной профессиональный путь.
Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
Данная программа призвана помочь становлению молодого педагога и закреплению его в образовательной организации.
Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей. В федеральном проекте «Учитель будущего» прописано, что через наставничество будет решаться задача профессионального роста педагогических работников.
Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей самопознания и саморазвития.
Программа разработана на основе действующих нормативно правовых актов МБОУСОШ № 14; программы наставничества в рамках целевой модели наставничества; в соответствии с планом научно-методической работы; с рабочими программами по предметам и внеурочной деятельности; планом воспитательной работы.
Цель программы - реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества МБОУ «СОШ № 14», способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
Задачи программы наставничества молодого специалиста:
- содействовать созданию психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;
- оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических работников;
- способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;
- Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками;
- Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя;
- Повышать профессиональный уровень молодого педагога с учетом потребностей, затруднений, достижений;
- Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности педагога;
- Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности;
- Способствовать планированию карьеры молодого специалиста, мотивации к повышению квалификационного уровня;
- Приобщать молодого специалиста к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению на основе школьных традиций;
Персонализированная программа наставничества МБОУ «СОШ № 14» является частью системы адаптации и обучения молодых сотрудников ОО, призванная облегчить вхождение в новые профессиональные и социально-психологические условия труда, а также оказать практическую помощь в организации системы наставничества педагогов МБОУ «СОШ № 14».
Срок реализации Программы
Программа наставничества определяет взаимодействие наставника и наставляемого на индивидуальной основе. Срок реализации 1 год. Программа продлевается на срок действия нормативных документов через ежегодный план («дорожную карту») реализации Программы с учетом анализа деятельности участников Программы, их достижений.
Основными принципами системы наставничества педагогических работников МБОУ «СОШ № 14» являются:
1. принцип научности – предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;
2. принцип системности и стратегической целостности – предполагает разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
3. принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;
5. принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
6. принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7. принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;
8. принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории развития;
9. принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.
10. принцип непрерывности - целенаправленный процесс адаптации и
развития специалиста продолжается на протяжении 3 лет.
Формы и методы работы с молодым педагогом:
консультирование (индивидуальное, групповое);
- активные методы (беседы; собеседования; тренинговые занятия; встречи с опытными учителями; открытые уроки, внеклассные мероприятия; тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение и взаимопосещение уроков; анкетирование, тестирование; участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; прохождение курсов.
Содержание деятельности:
Диагностика затруднений наставляемого и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей. Посещение уроков наставляемого и организация взаимопосещения. Планирование и анализ педагогической деятельности (по четвертям и итогам года). Помощь наставляемому в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно - исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.). Привлечение наставляемого к участию в работе педагогических сообществ. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями. Организация мониторинга эффективности деятельности молодого педагога. |
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий наставляемого, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу наставничества, осуществляет корректировку профессиональных умений наставляемого, помогает выстроить ему собственную траекторию самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности наставляемого, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Ожидаемые результаты реализации программы наставничества.
1) успешная адаптации молодого педагога в учреждении;
2) повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах организации образовательного процесса;
3) совершенствование методов работы молодого педагога по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся
4) использование в работе начинающего педагога современных педагогических технологий;
5) своевременное и качественное заполнение документации;
Измеримыми результатами реализации программы наставничества являются: - повышение уровня удовлетворенности всех участников программы по наставничеству собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
качественный рост успеваемости и улучшение поведения в группах, с которыми работает наставляемое лицо;
сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
рост числа продуктов деятельности участников программы наставничества: статей, исследований, методических практик молодого специалиста и т.п.
участие в конкурсах профессионального мастерства.
План профессионального роста
Направления работы | Сроки достижения | Мероприятия | Цель |
Введение в педагогическую деятельность | 2020-2021 | Ознакомление с содержанием ФГОС (консультации, семинар- практикум, педсовет, МО, вебинары); Организация и проведение самооценки (самоанализа) профессионального уровня в соответствии с требованиями проф. стандарта. Консультации у руководителя ШМО, встречи с наставником. | Изучить, освоить информационное сопровождение при реализации введения ФГОС. |
Совершенствование методологического мастерства | Ежемесячно | Посещение семинаров, открытых занятий. Участие в методических днях и неделях. Совместная разработка технологической карты урока с наставником. Осмысление методологических аспектов проведения и результатов комплексного анализа результатов процедур оценки качества образования и ГИА. Организация и участие в различных мероприятиях. Участие в проведении проверки работ: участников ВПР, школьного этапа ВсОШ. | Повышение профессионального мастерства. |
Изучение методической литературы | Ежемесячно | Каталог педагогических идей. Полезные ссылки. Диссеминация педагогического опыта. | Анализ научных статей. Составление копилки педагогических идей. |
Повышение уровня квалификации через обучение на курсах, семинарах и вебинарах | Ежемесячно | Участие в курсах повышения квалификации Методического совещания по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся. Семинар по теме: «Цифровой образовательный контент «educont.ru» Всероссийский форум «Формула успеха: преодоление трудностей в обучении у детей | Повышение профессионального мастерства. |
| | различных возрастных групп». | |
Участие в профессиональных конкурсах | В течение года | «Наставническая пара» Всероссийский педагогический онлайн-конкурс «Творческий учитель-2021» | Диссеминация педагогического опыта. |
Повышение качества образования | 2020-2021 2021-2022 2022-2023 | Контроль за процессом формирования предметных и метапредметных результатов учащихся. Своевременно учитывать недочеты в работе и устранять пробелы в знаниях учащихся. Формирование учебного портфолио. Более тесно контактировать с родителями (законными представителями). | Совершенствование условий для современного образования и воспитания учащихся с учетом их индивидуальных особенностей |
Публикации | 2022-2023 | Публикация Всероссийский педагогический журнал «Современный урок» | Диссеминация педагогического опыта. |
План работы над повышением системы профессиональных компетенций
| Компетенции | Содержание | Мероприятия | Сроки |
Предметно-методическая | Знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета | Самостоятельное изучение теоретических вопросов по предмету. Участие в обучающем семинаре. Совместная разработка технологической карты урока с наставником: Целеполагание; Поиск и подготовка демонстрационного материала к уроку; Подготовка презентации, контрольно- измерительного, практического материала на урок; Выбор технологии ведения урока. Посещение уроков наставника. Взаимопосещение уроков. Участие в методических днях и неделях. | В течение года |
| Психолого- педагогическая | Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательного процесса учащихся, умение использовать эти знания в | Занятие с элементами тренинга с психологом. Решение ситуационных задач с наставником. Практикумы. | В течение года |
| | конструировании реального образовательного процесса | | |
| Коммуникативная | Практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие с учащимися, родителями, коллегами. | Решение ситуационных задач с психологом. Использование приёмов эмоциональной саморегуляции. Педагогические мастерские. Фестивали, конкурсы. | В течение года |
| Акмеологическая | Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые формы деятельности для профессионального роста. | Педагогическая мастерская. Тренинг планирование педагогического роста. Деловая игра | Октябрь 2022 - май 2023 |
Индивидуальный план развития модели «наставник – молодой специалист»
Направления работы | Тематика мероприятий | Формы работы |
1.Разработка индивидуальной программы работы педагога | «Знакомство с документацией» «Основные проблемы молодого педагога, пути их решения» | Анкетирование молодого педагога, индивидуальные беседы; |
Помощь в подготовке уроков | Практическое занятие |
2.Взаимопосещение уроков. | «Основные требования к современному уроку» | Посещение уроков наставника и молодого педагога (по 4-5 раз в четверть) |
«Факторы, которые влияют на качество преподавания» |
«Конспект и технологическая карта урока» |
«Слагаемые успешности урока» |
«Самоанализ урока» |
«Типы и формы уроков» |
«Формы взаимодействия учителя и учеников на уроке» |
3. Воспитательная работа. | «Внеурочная деятельность учителя: секреты успеха» | Индивидуальная беседа; Взаимопосещение внеклассных мероприятий (2 раза в четверть) |
4. Проектная деятельность | «Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности». | Индивидуальная беседа |
Диагностика и оценка профессиональных (квалификационных, компетентностных) дефицитов учителей в контексте реализации профессионального стандарта педагога и требований ФГОС ОО в целостном образовательном процессе.
Результаты диагностики (самодиагностики) показывают, на какие сильные стороны в своей профессиональной деятельности педагог должен опираться и какие слабые стороны ему предстоит минимизировать, чтобы они не препятствовали профессиональному росту. Диагностика также даст возможность потенциальному наставнику определиться с теми дефицитами, в минимизации или устранении которых он реально может помочь. Изучение сильных сторон подопечного может быть использовано в реверсивном наставничестве.
Направления диагностики | Достижения и достоинства | Затруднения и дефициты |
научно-теоретическое | | |
нормативное правовое | | |
предметно-профессиональное | | |
психолого-педагогическое | | |
учебно-методическое | | |
ИКТ - компетенции | | |
Цифровизация образования | | |
Внеурочная воспитательная деятельность | | |
Здоровьесбережение обучающихся | | |
Обучение одаренных детей | | |
Обучение детей с ОВЗ | | |