СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Персонализированная программа наставничества педагогических работников.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Персонализированная программа наставничества педагогических работников.

Просмотр содержимого документа
«Персонализированная программа наставничества педагогических работников.»











Персонализированная программа наставничества педагогических работников

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»

















Автор: Гончар И.П.

учитель английского языка



Пояснительная записка


Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Многие выпускники педагогических вузов зачастую не идут работать в школу, обучаются в них лишь для получения диплома о высшем образовании. Многие молодые специалисты, столкнувшись с реальностью школьной жизни, вскоре уходят из школы, избирая иной профессиональный путь.

Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.

Данная программа призвана помочь становлению молодого педагога и закреплению его в образовательной организации.

Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей. В федеральном проекте «Учитель будущего» прописано, что через наставничество будет решаться задача профессионального роста педагогических работников.

Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей самопознания и саморазвития.


Программа разработана на основе действующих нормативно правовых актов МБОУСОШ № 14; программы наставничества в рамках целевой модели наставничества; в соответствии с планом научно-методической работы; с рабочими программами по предметам и внеурочной деятельности; планом воспитательной работы.

Цель программы - реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества МБОУ «СОШ № 14», способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.



Задачи программы наставничества молодого специалиста:

- содействовать созданию психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;

-     оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических работников; 

-     способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;

- Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками;

- Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя;

- Повышать профессиональный уровень молодого педагога с учетом потребностей, затруднений, достижений;

- Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности педагога;

- Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности;

- Способствовать планированию карьеры молодого специалиста, мотивации к повышению квалификационного уровня;

- Приобщать молодого специалиста к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению на основе школьных традиций;


Персонализированная программа наставничества МБОУ «СОШ № 14» является частью системы адаптации и обучения молодых сотрудников ОО, призванная облегчить вхождение в новые профессиональные и социально-психологические условия труда, а также оказать практическую помощь в организации системы наставничества педагогов МБОУ «СОШ № 14».

Срок реализации Программы

Программа наставничества определяет взаимодействие наставника и наставляемого на индивидуальной основе. Срок реализации 1 год. Программа продлевается на срок действия нормативных документов через ежегодный план («дорожную карту») реализации Программы с учетом анализа деятельности участников Программы, их достижений.

Основными принципами системы наставничества педагогических работников МБОУ «СОШ № 14» являются:

1.  принцип научности – предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;

2.  принцип системности и стратегической целостности – предполагает разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;

3.  принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;

5.  принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;

6.  принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;

7.  принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;

8.  принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории развития;

9.  принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.

10. принцип непрерывности - целенаправленный процесс адаптации и

развития специалиста продолжается на протяжении 3 лет.

Формы и методы работы с молодым педагогом:

  • консультирование (индивидуальное, групповое);

- активные методы (беседы;  собеседования;  тренинговые занятия;  встречи с опытными учителями;  открытые уроки, внеклассные мероприятия;  тематические педсоветы, семинары;  методические консультации; посещение и взаимопосещение уроков;  анкетирование, тестирование;  участие в различных очных и дистанционных мероприятиях;  прохождение курсов.



Содержание деятельности:



    1. Диагностика затруднений наставляемого и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.

    2. Посещение уроков наставляемого и организация взаимопосещения.

    3. Планирование и анализ педагогической деятельности (по четвертям и итогам года).

    4. Помощь наставляемому в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.

    5. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно - исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).

    6. Привлечение наставляемого к участию в работе педагогических сообществ.

    7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.

    8. Организация мониторинга эффективности деятельности молодого педагога.




  • . Этапы реализации Программы наставничества

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий наставляемого, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу наставничества, осуществляет корректировку профессиональных умений наставляемого, помогает выстроить ему собственную траекторию самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности наставляемого, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Ожидаемые результаты реализации программы наставничества.

1) успешная адаптации молодого педагога в учреждении;
2) повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах организации образовательного процесса;
3) совершенствование методов работы молодого педагога по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся
4) использование в работе начинающего педагога современных педагогических технологий;
5) своевременное и качественное заполнение документации;


Измеримыми результатами реализации программы наставничества являются: - повышение уровня удовлетворенности всех участников программы по наставничеству собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;

  • качественный рост успеваемости и улучшение поведения в группах, с которыми работает наставляемое лицо;

  • сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;

  • рост числа продуктов деятельности участников программы наставничества: статей, исследований, методических практик молодого специалиста и т.п.

  • участие в конкурсах профессионального мастерства.

План профессионального роста

Направления работы

Сроки достижения

Мероприятия

Цель

Введение в педагогическую деятельность

2020-2021

Ознакомление с содержанием ФГОС (консультации, семинар- практикум, педсовет, МО, вебинары);

Организация и проведение самооценки (самоанализа) профессионального уровня в соответствии с требованиями проф. стандарта.

Консультации у руководителя ШМО, встречи с наставником.

Изучить, освоить информационное сопровождение при реализации введения ФГОС.

Совершенствование методологического мастерства

Ежемесячно

Посещение семинаров, открытых занятий.

Участие в методических днях и неделях.

Совместная разработка технологической карты урока с наставником.

Осмысление методологических аспектов проведения и результатов комплексного анализа результатов процедур оценки качества образования и ГИА.

Организация и участие в различных мероприятиях. Участие в проведении проверки работ: участников ВПР, школьного этапа ВсОШ.

Повышение профессионального мастерства.

Изучение методической литературы

Ежемесячно

Каталог педагогических идей.

Полезные ссылки.

Диссеминация педагогического опыта.

Анализ научных статей. Составление копилки педагогических идей.

Повышение уровня квалификации через обучение на курсах, семинарах и вебинарах

Ежемесячно

Участие в курсах повышения квалификации Методического совещания

по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся.

Семинар по теме: «Цифровой образовательный контент «educont.ru»

Всероссийский форум «Формула успеха: преодоление

трудностей в обучении у детей

Повышение профессионального мастерства.



различных возрастных групп».


Участие в профессиональных конкурсах

В течение года

«Наставническая пара»

Всероссийский педагогический онлайн-конкурс «Творческий учитель-2021»

Диссеминация педагогического опыта.

Повышение качества образования

2020-2021

2021-2022

2022-2023

Контроль за процессом формирования предметных и метапредметных результатов учащихся.

Своевременно учитывать недочеты в работе и устранять пробелы в знаниях учащихся. Формирование учебного портфолио.

Более тесно контактировать с родителями (законными представителями).

Совершенствование условий для современного образования и воспитания учащихся с учетом их индивидуальных особенностей

Публикации

2022-2023

Публикация Всероссийский педагогический журнал «Современный урок»

Диссеминация педагогического опыта.

План работы над повышением системы профессиональных компетенций




Компетенции

Содержание

Мероприятия

Сроки

Предметно-методическая

Знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета

Самостоятельное изучение теоретических вопросов по предмету.

Участие в обучающем семинаре.

Совместная разработка технологической карты урока с наставником:

Целеполагание;

Поиск и подготовка демонстрационного материала

к уроку;

Подготовка презентации, контрольно- измерительного, практического материала на урок;

Выбор технологии ведения урока.

  1. Посещение уроков наставника.

  2. Взаимопосещение уроков.

Участие в методических днях и неделях.

В течение года


Психолого- педагогическая

Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательного процесса учащихся, умение использовать эти знания в

Занятие с элементами тренинга с психологом.

Решение ситуационных задач с наставником.

Практикумы.

В течение года



конструировании реального образовательного процесса




Коммуникативная

Практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие с учащимися, родителями, коллегами.

Решение ситуационных задач с психологом.

Использование приёмов эмоциональной саморегуляции.

Педагогические мастерские.

Фестивали, конкурсы.

В течение года


Акмеологическая

Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые формы деятельности для профессионального роста.

Педагогическая мастерская.

Тренинг планирование педагогического роста.

Деловая игра

Октябрь 2022 - май 2023

Индивидуальный план развития модели «наставник – молодой специалист»


Направления работы

Тематика мероприятий

Формы работы

1.Разработка индивидуальной

программы работы

педагога

«Знакомство с документацией»

«Основные проблемы молодого педагога, пути их решения»


Анкетирование молодого педагога, индивидуальные беседы;

Помощь в подготовке уроков

Практическое занятие

2.Взаимопосещение уроков.

«Основные требования к современному уроку»

Посещение уроков наставника и молодого педагога (по 4-5 раз в четверть)

«Факторы, которые влияют на качество преподавания»

«Конспект и технологическая карта урока»

«Слагаемые успешности урока»

«Самоанализ урока»

«Типы и формы уроков»

«Формы взаимодействия учителя и учеников на уроке»

3. Воспитательная работа.

«Внеурочная деятельность учителя: секреты успеха»

Индивидуальная беседа;

Взаимопосещение внеклассных мероприятий (2 раза в четверть)

4. Проектная деятельность

«Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности».

Индивидуальная беседа



Диагностика и оценка профессиональных (квалификационных, компетентностных) дефицитов учителей в контексте реализации профессионального стандарта педагога и требований ФГОС ОО в целостном образовательном процессе.

Результаты диагностики (самодиагностики) показывают, на какие сильные стороны в своей профессиональной деятельности педагог должен опираться и какие слабые стороны ему предстоит минимизировать, чтобы они не препятствовали профессиональному росту. Диагностика также даст возможность потенциальному наставнику определиться с теми дефицитами, в минимизации или устранении которых он реально может помочь. Изучение сильных сторон подопечного может быть использовано в реверсивном наставничестве.



Направления диагностики

Достижения и достоинства

Затруднения и дефициты

научно-теоретическое



нормативное правовое



предметно-профессиональное



психолого-педагогическое



учебно-методическое



ИКТ - компетенции



Цифровизация образования



Внеурочная воспитательная деятельность



Здоровьесбережение обучающихся



Обучение одаренных детей



Обучение детей с ОВЗ









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!