Перспективный план коррекционно-логопедической работы с группой детей с логопедическим заключением «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»
Неделя | № занятия | Тема занятия | Задачи | Развитие психологической базы речи |
Сентябрь |
I II | Фронтальное обследование |
| Формирование операций фонематического восприятия |
III | 1 | Звуки. Речевые и неречевые звуки. Гласные - согласные звуки | Осознание детьми фонемной структуры слова на слух | Развитие пространственных представлений (правая и левая части тела). Развитие логического мышления |
| 2 | Определение позиции звука | Формирование понятия о том, что слово представляет линейную последовательность фонем. Представление о первом звуке в слове. Определение позиции звука в слове | |
IV | 3 | Звуковой состав слова. Гласные звуки и буквы | Характеристика гласных. Дать представление о словообразующей роли гласных, делении на слоги. Выделение гласных из слов в различных позициях. Выделение ударной гласной из начала слова | Развитие временных представлений |
| 4 | | Выделение гласного звука с конца слова. Выделение гласного звука из середины слова. Работа над ударением в словах с выделенными гласными | Развитие внимания. Формирование зрительного гнозиса |
Октябрь |
I | 5 | Звуковой состав слова. Дифференциация гласных А - О | Развитие внимания |
| 6 | Дифференциация гласных О - У | Развитие зрительной памяти |
II | 7 | Дифференциация гласных Ы - И | Развитие слуховой памяти |
| 8 | Дифференциация гласных Е - Ю | Развитие пространственных представлений (ориентировки в окружающем пространстве) |
III | 9 | Дифференциация гласных Е - Я | Формирование операций сравнения |
| 10 | Звуковой состав слова. Согласные звуки и буквы | Характеристика согласных. Выделение согласных из начала, конца, середины слова | Развитие наблюдательности |
IV | 11 | | Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами А - Я | Развитие мышления |
| 12 | | Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами О - Ё | Развитие временных представлений |
Ноябрь |
I | Каникулы |
II | 13 | Звуковой состав слова. Согласные звуки и буквы | Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами У - Ю | Развитие слухового внимания |
| 14 | | Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами Ы - И | Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) |
III | 15 | | Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами Э - Е | |
| 16 | Дифференциация согласных П - Б | |
IV | 17 | Дифференциация согласных Т - Д | Развитие зрительной памяти |
| 18 | Дифференциация согласных В - Ф | |
Декабрь |
I | 19 | Дифференциация согласных К - Г | Развитие пространственных представлений |
| 20 | Дифференциация согласных С - 3 | |
II | 21 | Дифференциация согласных Ш - Ж | Развитие пространственных представлений (ориентировка в окружающем пространстве) |
| 22 | Дифференциация согласных Ш - С | |
III | 23 | Дифференциация согласных Ч - Ш | |
| 24 | Дифференциация согласных Ч - ТЬ | |
IV | 25 | Дифференциация согласных Ч - Щ | |
| 26 | Дифференциация согласных Щ - СЬ | |
Январь |
I II | | Каникулы | |
III | 27 | Дифференциация согласных Ц - С | Развитие временных представлений |
| 28 | Дифференциация согласных Ц - Т | |
IV | 29 | Дифференциация согласных Ц - Ч | |
| 30 | Дифференциация согласных Р - Л | |
Февраль |
I | 31 | Дифференциация согласных М - Н | | |
Формирование звуко-буквенного анализа |
| 32 | Алфавит | Опознавание графем родного алфавита и соотношение их с соответствующими звуками. Развитие сенсорно-образного восприятия звуков, букв | Развитие пространственных представлений (пространственное расположение фигур и букв). Формирование зрительного гнозиса |
II | 33 | | Анализ, конструирование и переконструирование печатных букв | |
| 34 | | Анализ, конструирование и переконструирование письменных букв | |
III | 35 | Запись слова | Закрепление умения записывать слово моделями, графическими знаками | Развитие внимания |
| 36 | | | |
IV | 37 | Правила правописания | Практическое усвоение узловых правил правописания. Употребление большой буквы в именах, фамилиях, названиях городов, кличках животных и т.д | Формирование буквенного гнозиса |
| 38 | | Правописание сочетаний ЖИ - ЩИ | |
Март |
I | 39 | Правила правописания | Правописание сочетаний ЧА - ЩА | |
| 40 | | Правописание сочетаний ЧН - ЧК | |
II | 41 | | Правописание сочетаний ЧУ - ЩУ | |
| 42 | | Обозначение буквами парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов | |
Формирование операций лексика -синтаксического анализа предложений |
III | 43 | Предложение | Формирование представления о том, что предложение является линейной последовательностью слов, о первом слове предложения | Формирование буквенного гнозиса |
| 44 | | Формирование представления о законах предложения | Развитие временных представлений |
IV | 45 | | Формирование умений определять позицию слова в предложении по отношению к его началу, концу | Формирование зрительного гнозиса |
| 46 | | Формирование умений определять количество слов в предложении | |
Апрель |
I | Каникулы |
Предупреждение дислексии и дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза |
II | 47 | Предложение | Развитие анализа структуры предложения | Развитие пространственных представлений (ориентировка в окружающем пространстве) |
| 48 | Слоговой анализ и синтез | Развитие слогового анализа и синтеза. Выделение гласного звука из слога. Выделение гласных звуков из слова | |
III | 49 | Фонематический анализ и синтез | Развитие фонематического анализа и синтеза. Выделение (узнавание) звука на фоне слова. Выделение первого и последнего звука из слова | |
| 50 | | Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове) | |
IV | 51 | | Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем). Дифференциация смешиваемых детьми фонем | |
| 52 | Закрепление | | |
Май |
I | 53 | Дифференциация твердых и мягких согласных | Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем) | Формирование буквенного гнозиса |
| 54 | Два способа обозначения мягкости согласных | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | |
II | 55 | | Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И | Развитие временных представлений |
| 56 | Разделительный мягкий знак | Дать детям представление о разделительном мягком знаке | |
III | Фронтальное обследование |