СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективный план наблюдений на прогулке за птицами в подготовительной группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перспективный план наблюдений на прогулке за птицами в подготовительной группе ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план наблюдений на прогулке за птицами в подготовительной группе»


Перспективный план наблюдений на прогулке

по теме: «Птицы – наши друзья».




Наблюдение 1. «Знакомство с новой птицей».

Цель: Выявить отличительные особенности новой птицы во внешнем строении с птицей предыдущего года, найти черты сходства.


Наблюдение 2. «Условия жизни птиц».

Цель: Уточнить, что жизненно важно для птицы, какие предметы составляют условия ее обитания (клетка, жердочки, песок, корм, вода). Показать значение каждого из атрибутов: в клетке птица живет (это ее дом), на жердочках она клюет (при помощи его птица переваривает пищу). Чтобы птица была здоровой, веселой, условия, в которой она живет, должны быть хорошие: большая клетка, несколько жердочек, чистый песок и чистая вода, разнообразные корма: зерносмесь, мягкие корма (творог, яйцо, морковь), зелень (букетики трав), минеральная подкормка (уголь, мел, скорлупа).


Наблюдение 3. «Труд дежурных – забота о птице».

Цель: Показать дошкольникам, что трудом дежурных по уголку создаются все необходимые условия для птицы. Продемонстрировать последовательность трудовых действий, качественное их выполнение, осторожное поведение возле клетки.


Наблюдение 4. «Какая зелень лучше» (задание детям).

Цель: Продолжать учить детей самостоятельно наблюдать за поведением птицы: предложить выяснить, как она будет реагировать на поставленные в клетку коробки с зеленым овсом и черенками традесканции, что из зелени будет клевать, что склюет раньше.


Наблюдение 5. «Какие ноги у птицы».


Цель: Уточнить особенности строения ног птицы, их приспособительное значение: ноги тонкие, вверху покрыты перьями, внизу без перьев, покрыты чешуйками. На ногах 4 пальца, они широко расставлены – 3 вперед, один назад (у попугая 2 вперед и 2 назад), поэтому птица стоит устойчиво. На пальцах тонкие загнутые острые когти. Пальцы могут сгибаться, ими она обхватывает толстые и тонкие ветки. При помощи когтей птица легко удерживается на ветках и жердочках.


Наблюдение 6. «Есть ли у птицы шея».

Цель: Показать детям, что короткая, почти незаметная шея птицы может вытягиваться, и тогда ее хорошо видно. С помощью шеи птица легко поворачивает голову в разные стороны и все замечает.




Наблюдение 7. «Слышит ли птица».

Цель: Выяснить с детьми, как птица реагирует на звуки; сообщить, что она хорошо слышит, что уши у нее расположены по бокам головы под перьями, их не видно. Птица на звук поворачивает голову, замолкает, перестает есть, прислушивается. Неожиданных громких звуков она боится.


Наблюдение 8. «Когда птица поет» (задание детям).

Цель: Предложить самостоятельно выяснить, когда птица поет: до еды (купания) или после, в пасмурную или солнечную погоду, какие издает звуки, приятно ли ее слушать, отличаются ли ее трели от пения других птиц.


Наблюдение 9. «Как птица отдыхает и спит».

Цель: Показать детям, что птица отдыхает, сидя на жердочке, крепко обхватив ее пальцами. Засыпая, птица прячет голову под крыло, во сне крепко держится за жердочку. Засыпает она с наступлением темноты, просыпается с рассветом.

Аналогичным образом цикл наблюдений за птицами (парой волнистых попугайчиков) в подготовительной группе включает: рассматривание и уточнение особенностей внешности птиц, детальное знакомство и уточнение особенностей внешности птиц, детальное знакомство со способами передвижения по твердой основе и по воздуху, знакомство со свойствами перьев (маховых, пуховых), их расположением на теле, различным назначением (маховые – для «маха», опоры на воздухе, пуховые – для обогрева). Дошкольникам этого возраста интересно наблюдать и за механизмом взлета и посадки.


Наблюдение 10. «Наблюдение на кормушке».

Цель: Предложить рассмотреть птиц на кормушке, учить различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Отметить каких птиц не стало, выяснить, почему изменился состав прилетающих на кормушку птиц. Подвести к выводу, что некоторые птицы готовятся к отлету, собираются в стаи, а прилетают только те, которые остаются зимовать.


Наблюдение 11. «Как птицы летают».

Цель: Обратить внимание детей НАТО, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле: у них широко раскрыты крылья, хвост, шея и ноги вытянуты, птицы летают, потому машут крыльями, отталкиваясь ими от воздуха, птицы могут летать и не размахивая крыльями – планировать, в этом случае они теряют высоту и постепенно снижаются, садясь на землю, деревья, крышу дома, птица складывает крылья и хвост, чтобы они не мешали.


Наблюдение 12. «Птицы в стаи собираются».

Цель: Уточнить какие птицы улетают в теплые края и почему. Вести наблюдение за поведением птиц перед отлетом.



Наблюдение 13. «Как птицы летят на юг».

Цель: Обратить внимание на стаи птиц, как они тренируются, готовясь к перелету на дальние расстояния, Рассказать, что разные птицы летят на юг по-разному (клином, дугой).
Первыми улетают и прилетают последними ласточки и стрижи. А последними улетают и первыми прилетают грачи.


Наблюдение 14. «Забота о птицах».

Цель: Наблюдение за зимующими птицами, отметить, что прилетают они в одно и тог же время; важно не забывать оставлять корм на кормушке. Предложить быть ответственными за подготовку корма дежурным по уголку природы. Закрепить название прилетающих птиц, умение различать их по внешнему виду.


Наблюдение 15. «Какой корм едят птицы».

Цель: Предложить насыпать на кормушку разный корм: зерна, крошки хлеба, сало, семечки, арбузные семечки. После наблюдений заметить, что арбузные семечки птицы не тронули. Почему? Воспитатель после высказываний детей делает вывод, что птицам трудно расклеивать толстую шкуру семян арбуза. Как поступить в такой ситуации? Дети предлагают варианты (разбить молотком семена и др.) Обратить внимание, что птицы охотно склевали хлебные крошки, зерна, семена, а сало клевали только синицы. Дети замечают, что галки осторожнее, чем вороны, насытившись, крупные птицы делают запасы впрок, закапывают корма в снег.


Наблюдение 16. «Ищем птичьи следы».

Цель: При наблюдении установить, что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы: от людей, животных, машин, санок, лыж, птичьи следы похожи на крестики, по ним можно узнавать, какие птицы были на участке и что они делали.


Наблюдение 17. «Как птицы передвигаются по земле» (задание детям для самостоятельного наблюдения).

Цель: Учить замечать особенности передвижения птиц по земле: ворона ходит большими шагами – у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя, воробей скачет на двух ножках, голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков», следы могут внезапно оборваться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста.


Наблюдение 18. «Птицы весной».

Цель: Обратить внимание на оживленное поведение птиц. Наблюдать за тем, как они суетятся, щебечут, копошатся, клюют, перелетают с места на место. Предложить назвать знакомых птиц, сказать по каким признакам их узнали, отметить места, где постоянно встречаются птицы.


Наблюдение 19. «Кто как поет».

Цель: Предложить послушать звуки окружения (шелест листвы, пение птиц). Слушание пения птиц. Учить различать голоса разных птиц, наблюдать поведение птиц и объяснить в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат. Учить вести себя спокойно во время наблюдений, различать пение синички, овсянки, соловья.


Наблюдение 20 . «Почему тихо в лесу».

Цель Продолжать наблюдать за прилетающими на кормушку птицами, отметить, что их стало меньше. Объяснить, что сейчас птицы вьют гнезда, выводят потомство. На кормушке нужно оставлять материал для устройства гнезд (кусочки ваты, меха). В лесу необходимо вести себя тихо, чтобы не пугать самочек высижывающих в гнездах яички.




Наблюдение 21. «Когда птицы бывают заметны?».

Цель: Познакомить с явлением затаивания птиц, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда они летят или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников, особенно незаметными становятся воробьи.


Наблюдение 22. «Водопой».

Цель: Наблюдать какие птицы, в какую погоду прилетают на водопой, отметить посетителей – воробьи, галки, вороны. Они прилетают к птичьему столбу круглый год. Наблюдать как воробьи, выкармливая птенцов, берут корм с кормушки и в теплое время года.



Наблюдение 23. «Живые барометры».

Цель: Объяснить, что такое барометр. (Прибор для измерения давления. А при измерении давления меняется погода, т.е. барометр – прибор для наблюдения за изменением погоды). Птицы тоже могут предсказывать погоду. Народные приметы отражают разное поведение птиц, по которому можно судить об изменении погоды.

Ласточки: - летают низко – к дождю;

- летают высоко – к ветру (хорошей погоде);

- летают то вверх, то вниз – перед бурей).

Воробьи: - купаются в пыли – к дождю;

- сидят, напыжившись – к дождю;

- летают кучами – к ясной погоде.

Птицы поют весело – к хорошей погоде.














Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №97 «Семицветик»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей»

города Чебоксары












Конспект познавательного занятия для детей старшей группы

на тему: «Животные разных стран».








Подготовила:

воспитатель

Михайлова Рената Федоровна

Дата проведения: 10.02.2011











Чебоксары, 2011



Программное содержание:


Развивать обобщенные представления детей о птицах, живущих не только в нашей стране, но и в других странах; расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках и приспособлении их к среде обитания.


Материал:


Фотоиллюстрации птиц разных стран; глобус, карта мира, цветные карандаши, листы бумаги А 4, конверт с загадками и письмом.


Ход занятия:


Воспитатель показывает детям письмо. В письме только загадки. Если отгадать все загадки, то можно узнать, кто прислал это письмо.


Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

(дятел)


Я на елке на суку

Счет веду «Ку-ку, ку-ку».

(кукушка)


Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья – белобока,

А зовут ее …

(сорока)


Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло –

Спать летит в дупло.

(сова)


На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его -…

(скворец)

Дети отгадывают загадки, выбирают соответствующие картинки.

- Так кто же прислал письмо с загадками? Как можно назвать их всех одним словом? (Птицы).

Воспитатель читает письмо детям:

Дорогие ребята! Мы приглашаем вас в гости в зоопарк. У нас много гостей из разных стран, и мы хотим вас ними познакомить. Приходите скорее!

(Дети с билетами проходят в зоопарк).

- Ребята, как много здесь красивых птиц! Многие птицы нам уже знакомы. Давайте вспомним, каких птиц мы уже знаем. (Кукушка, дятел, сова, синица, соловей, воробей, глухарь, ворон, сорока, скворец и др.)

- Где они живут? (В нашем городе, в наших лесах.)

_ А где живут эти птицы? (Воспитатель показывает цаплю, диких уток, лебедей.) ( На озерах, реках.)

- Ребята, а вы знаете, что птицы могут жить везде: и в лесах, и в горах, на побережье морей, в пустынях и на вечных льдах Антарктиды?

- Посмотрите, какое многообразие птиц! Они прилетели из разных стран. Каждая любит определенные условия жизни. Чтобы в нашем зоопарке птицам было хорошо, давайте распределим их так, чтобы каждая птица чувствовала себя, как дома. Мы расселим их по группам по месту обитания.

Птицы, живущие в местах с жарким климатом.


Попугай имеет яркое разноцветное оперение, маленький загнутый клюв, с помощью которого он быстро разгрызает зерна.

Павлин имеет большой красочный надхвостник, раскрывающийся в виде веера.

Фазан живет в непроходимых чащах тропического леса, имеет очень красивую серо-коричневую окраску и длинный-длинный хвост.

Турухтан – самцы этих птиц имеют красочное оперение и большой пушистый красивый воротник

Африканский бекас имеет длинный острый клюв. Приближаясь к своему гнезду, издает особый блеющий звук. Этот звук создает воздушная струя, протекающая через оттопыренные в стороны перья хвоста.


Птицы, живущие на побережье морей.


Чайки населяют побережье всех морей. В поисках пищи они долго парят над морем.

Бакланы в поисках рыбы ныряют под воду. Морские птицы гнездятся на отвесных уступах и пляжах, а кормятся в море.

Великолепный фрегат - настоящий властелин воздуха. Он обладает огромными крыльями и длинным хвостом, который служит и тормозом, и рулем. Фрегат никогда не садится на воду и очень неуверенно чувствует себя на земле. Но в воздухе он не имеет себе равных. Фрегаты на лету ловят летучих рыб, взлетающих над волнами, хватают маленьких черепашек на морском берегу.


Птицы, живущие на вечных льдах Антарктиды.


Снежный буревестник имеет окраску белого цвета, летает над льдинами и ныряет между ними в поисках пищи.

Малая качурка летает у самой поверхности воды, опустив вниз ноги. Это выглядит так, будто она ходит по воде.

Пингвины – это морские птицы, которые не умеют летать. Большую часть времени они проводят в море. Пингвины откладывают яйца в гнезда, сделанные из камешков, либо прямо на голую землю или лед. Под кожей у них имеется толстый слой жира, который сохраняет тепло. Пингвины – хорошие пловцы и ныряльщики. Их узкие крылья выполняют роль плавников, а лапы и хвост – роль руля.



Птицы, живущие в пустыне.


Страус – самая крупная птица, он не может летать, но имеет самые сильные ноги. Страусы – птицы-кочевники, в поисках новых пастбищ пробегают сотни километров по пустыне. Питаются они травой, листьями, плодами и семенами. В отличие от других птиц, у страусов на ноге всего лишь два пальца, а у других птиц – по четыре.


Птицы, живущие в горах.


Орлы – крупные пернатые хищники. Благодаря мощным крыльям, они могут летать даже в сильный ветер. Охотятся они на мелких млекопитающих, пресмыкающихся и других птиц.

Гриф – хищная птица, у него длинная голая шея, крепкий крючковатый клюв и большой зоб, большие крепкие крылья. Питается он падалью (мертвыми или больными животными).

Беркут – самая крупная и величественная птица из орлиного племени. Поселяется на горных кручах. Размах крыльев достигает трех метров.


- На Земле существует свыше 8600 видов птиц, а ученые до сих пор открывают все новые и новые неизвестные виды.


Пальчиковая игра «Птички».

- Пальчики – головка, крылышки – ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья.) Помахать крыльями, полетать и т.д.


Подвижная игра «Птички в гнездышках».


- Ребята, как вы думаете, почему птицы других стран не прилетают к нам насовсем? (Ответы детей.)

- Каждая птица приспособилась жить у себя на родине. Птицы, которые живут в жарких странах, погибнут у нас зимой, а те, которые живут в холодном климате, не смогут жить в жаре. Птицы, живущие в горах, погибнут в пустыне, и, наоборот, лесные птицы не смогут жить в горах.

Каждая птица любит свой дом. Долг каждого человека – охранять птиц, не нарушать их покой.

Птица – это прекрасное создание природы. Недаром в разных странах про птиц слагают много песен, стихов, легенд, сказок.

- Ребята, а вы знаете стихи, песни или сказки, где главные герои – птицы? (Ответы детей.) («Жар-Птица», «Царевна-лебедь», «Гуси-лебеди», «Синяя птица», «Птица Феникс», «Финист ясный сокол», «Кукушка» и т.д.)

- А теперь посмотрите на всех птиц, выберите себе ту, которая больше всех понравилась, и нарисуйте себе на память.

Мы не будем держать птиц в нашем зоопарке, мы их выпустим на волю, пусть летят в свои любимые края и украшают нашу Землю!






Народные поговорки и пословицы о птицах.


  • Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.


  • Синичка - воробью сестричка.


  • Хвалилась синица хвостом море зажечь.


  • Невелика синица, голосок востер.


  • Увидел скворца - весна у крыльца.


  • Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья.


  • Одна ласточка весны не делает.


  • Без первой ласточки весна не обходится.


  • Курица пьет, а на небо смотрит.


  • Всякая птица к своей стае летит.


  • Всякая птица своим пером гордится.


  • Всякая птица своим клювом сыта.


  • Сорока весть на хвосте принесла.


  • Кукушка кукует – по дому горюет.


  • У каждой пташки - свои замашки.


  • Вороне соколом не быть.


  • Мала синичка, да коготок остер.




Народные приметы

предсказания погоды по поведению птиц.



  • Если синицы долго остаются у человеческого жилья — весна будет холодной.

  • После прилета дроздов морозы случаются очень редко.

  • Жаворонок летит к теплу, зяблик — к стуже.

  • Перелетная птица «течет» стаями — к дружной весне.

  • Гуси высоко летят — много воды будет, низко летят — мало.

  • Если береговые ласточки свои гнезда устраивают высоко над водой, а пауки плетут свою паутину выше обычного, то весна будет влажной и нередки наводнения, появление молодых паучков — к теплой весне.

  • Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.

  • Воробьи купаются ранней весной — к теплу.

  • Кукушка кукует на сухом дереве — к морозу.

  • Вороны под тучи взвиваются — к ненастью. Вороны хохлятся — к непогоде.

  • Ласточки летают то вверх, то вниз — перед бурей.

  • Воробьи летают стайками — к сухой ясной погоде.

  • Птицы поют весело — к хорошей погоде.

  • Птица на крышу садится — к непогоде.

  • Домашняя птица прячет голову под крыло — к холоду.

  • Воробьи прячутся «в хвост» — на мороз или метель.

  • Ворона купается — к ненастью.

  • Воробьи кричат — к метели.

  • Ворона клюв под крыло прячет — к холоду.

  • Вороны и галки вьются в воздухе — перед снегом, садятся на вершины деревьев — к морозу.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!