СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи и фонематического слуха в подготовительной группе для детей с онр по периодам.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

перспективное планирование коррекционной работы с детьми сТНР.

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи и фонематического слуха в подготовительной группе для детей с онр по периодам.»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПО ПЕРИОДАМ.

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Практическое употребление:

  • существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

  • существительных с “увеличительным” суффиксом -ищ- (ручищи, домище);

  • названий составных частей целого — растения; тела человека, животного, птицы; одежды; мебели; дома;

  • сложных слов (листопад, садовод, овощевод, хлебороб);

  • приставочных глаголов с разными оттенками значений;

  • относительных прилагательных (фруктовый, овощной, плодовый, осенний);

  • прилагательных — эпитетов к существительному.

2. Понимание и объяснение:

  • многозначности слов (нос, кисть, ножка, ручка, спинка, шляпка, кран, идет, летит, плывет);

  • слов с переносным значением (золотая осень, золотые руки);

  • обобщающих понятий (листва, времена года, месяц, неделя, сутки и др.).

3. Введение в активную речь:

  • названий предметов, действий, их признаков в единственном и множественном числе, обобщающих названий групп предметов в соответствии с лексическими темами;

  • пространственных наречий (вверху— внизу, впереди — сзади, слева — справа, слева направо);

  • временных понятий (вчера — сегодня — завтра), названия частей суток и дней недели;

  • антонимов — существительных, прилагательных, глаголов и наречий с противоположным значением.

4. Усвоение трудных случаев словоизменения и практическое употребление этих форм (лоб — лбы— лбов — на лбу — со лба, рот — рты — ртов, ухо — уши — ушей, пень — пни — пней).

5. Закрепление понимания категории одушевленности и неодушевленности предметов.

6. Падежные формы (винительный, родительный, дательный, творительный падежи)

согласованных с существительными прилагательных единственного числа без

предлогов в практических упражнениях.

  1. Средний род существительных и прилагательных (если слабо усвоено в первый год обучения).

  2. Множественное число существительных на - ъя (листья, деревья, платья).

 

  1. Родительный падеж существительных множественного числа на -ев, -ок, -ек (листьев, яблок, шишек).

  2. Родительный падеж числительных один, два без предлога и с предлогом у при неодушевленных существительных.

 

  1. Согласование порядковых числительных до 10 с существительными (Я живу на девятом этаже. Наша квартира девятая).

  2. Употребление глаголов в разных временных формах (вопросы: что делает! что делал! что будет делать!).

 

  1. Предлоги в, на, из, с (со), под, к, по.

  2. Союз и при однородных членах предложения.

 

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

1. Практическое употребление:

  • обобщающих слов по темам (посуда, животные, птицы);

  • названий предмета и его составных частей;

  • сложных слов (снегопад, самолет);

  • однокоренных слов (снег-снеговик-снежинка);

  • приставочных глаголов с различными оттенками значений;

  • относительных прилагательных (зимний, обувной);

  • притяжательных прилагательных (заячий, заячья,заячье ).

2. Понимание и объяснение:

  • многозначности слов (снег идет, время идет);

  • слов с переносным значением (вьюга злится, лес уснул, мороз шагает);

  • названий профессий с суффиксами -телъ-, -ист-, -чик-, -ниц-, -их-, -ш-;

  • несклоняемых слов (метро, шоссе,пальто).

3. Введение в активную речь:

  • слов, указанных для 1 -го периода;

  • прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -оньк-, -еньк- (пушистенький, серенький, мягонький).

  1. Единственное и множественное число существительных, глаголов, прилагательных (продолжение).

  2. Родительный падеж в значении частичности объекта (крыло птицы, колесо машины).

  3. Родительный падеж существительных множественного числа на -ей (гусей, медведей).

  1. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

  2. Согласование порядковых числительных до 10 с существительными (продолжение).

  3. Родительный и дательный падежи числительных один, два (до 5)(к одному, к двум, от двух).

  4. Предлоги за, перед, из-за, под, из-под, над.

  5. Различение вопросов чем? — с чем?

  6. Упражнение в правильном употреблении союза и при однородных членах предложения.

3-й период (апрель, май)

  1. Введение в активную речь слов и словообразовательных элементов, усвоенных в 1-й и 2-й периоды.

  1. Закрепление трудных тем 2-го периода.

  2. Дательный и родительный падежи числительных от 5 до 10.

  3. Значение завершенности и незавершенности действия, выражаемое глаголами с приставками и без приставок (решает — решил).

  1. Предлоги между, через.

  2. Наречие как признак действия (хорошо, плохо, красиво, весело).

 

  1. Согласование прилагательных и числительных с существительными (три белых гриба, две желтых лисички).

Работа над предложением

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Повторение и закрепление на более сложном материале в практических упражнениях материала первого года обучения по формированию в речи детей простого предложения:

  • выделение слов по вопросам кто? что делает? какой? какая? какие? какое? как?;

  • дифференциация понятий слово — предложение;

  • составление и анализ предложений, состоящих из 2-4 слов; их условно-графическая запись: П + С, С + П, П+С + В, С + О + П, П+С + В+Д,П+С + В + Т. (Условные обозначения: П— подлежащее, С— сказуемое, В — прямое дополнение — существительное в винительном падеже без предлога, О — определение, Д— дополнение в дательном падеже, Т— дополнение в творительном падеже);

  • составление предложений по опорным словам, данным в требуемой форме и в начальной форме;

  • распространение предложений однородными членами: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями; составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопросов где? куда? откуда? (пространственные предлоги).

  1. Усложнение работы по формированию простого предложения: распространение предложения с обращением (Алеша, смотри, у катера на носу флажок. Дима, дай, пожалуйста, твою машину); работа над интонацией предложения (повествовательная, вопросительная, восклицательная, побудительная) в речи детей в диалогах;

  • составление предложений определенного типа по заданию логопеда с использованием схемы;

  • самостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? чем? кому? какой? какая? какое? какие?.

3. Продолжение работы, начатой в первый год обучения, по формированию умения строить сложные предложения: сложносочиненное предложение с союзами а, и (при сравнении предметов);

  • предложение со словами сначала ..., а потом ...; сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, потому что.

  1. Усложнение работы:

обучение детей умению пользоваться сложными предложениями на новом материале в практических упражнениях.

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

  1. Закрепление в практических упражнениях и активизация в речи детей навыка употребления всех типов простых и сложных предложений, отработанных в 1-м периоде.

  2. Расширение объема простого распространенного предложения за счет использования наречий времени, места и образа действия (сейчас, сегодня, давно, здесь, там, далеко, близко, сильно, крепко, громко, медленно), отвечающих на вопросы где? когда? куда? откуда? как?

  3. Составление предложений по опорным словам и предметным картинкам, связанным и не связанным по смыслу (стол — ваза, книга — окно).

  1. Составление предложений с различными изменениями, преобразованиями форм глагола в лице, числе, времени, виде.

  2. Формирование навыка правильного построения предложений по любой сюжетной картинке.

  3. Употребление в практических упражнениях сложноподчиненных предложений с придаточными цели, причины, сравнения и времени; союзы чтобы, потому что, как, когда.

  4. Анализ и синтез предложений, состоящих из 4-5 слов.

3-й период (апрель, май)

  1. Закрепление и активизация в речи детей всех усвоенных ранее типов простых и сложных предложений.

  2. Обучение составлению сложносочиненных предложений с разделительным союзом или (практические упражнения).

  3. Закрепление умения грамматически правильно отвечать на вопрос почему?

  4. Обучение правильному построению сложноподчиненных предложений, в которых главным является предложение “Я хочу...”.

  5. Обучение умению передавать прямую речь сложным предложением с союзами что, чтобы (практические упражнения).

  6. Повторение и закрепление тех типов предложений, которые оказались наиболее трудными для усвоения.

 

Развитие связной речи.

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Совершенствование разговорно-диалогической речи детей:

    • самостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? какой? какая? какое? какие? и ответы на них;

    • заучивание и инсценирование диалогов;

    • пересказ текста с включением диалога действующих лиц;

    • самостоятельное составление этюдов-диалогов на заданную тему.

 

  1. Заучивание стихотворений, коротких рассказов, загадок в соответствии с лексической или грамматической темой.

  2. Объединение в описательный рассказ предложений, состоящих из определенного количества слов (например, в рассказ “Осень” предложений из 3 слов).

  3. Составление и заучивание загадок с называнием признаков, действий, частей предмета-отгадки.

  4. Расширение элементарных рассказов-описаний с использованием таблиц, схем, моделирования пространства, заданного плана.

  1. Пересказ коротких рассказов.

  2. Пересказ текста с творческим грамматическим заданием: подбор эпитетов к выделенным словам.

  3. Составление рассказа по демонстрации действий с изменением лица.

  4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

  1. Расширение сферы использования диалогической речи (чтение стихов в лицах, беседа по прочитанному, пересказы по ролям, инсценирование).

  2. Пересказы с творческими заданиями (изменение лица, времени, места действия).

  3. Заучивание стихов, их выразительное чтение (интонация, логические ударения, паузы, дыхание).

  4. Составление рассказов:

  • по серии сюжетных картинок;

  • по одной сюжетной картинке;

  • по предложенному началу;

  • по заданному плану;

  • по моделированию ситуации и графическому плану;

  • по аналогии.

  1. Обучение умению строить учебное высказывание при анализе состава предложения, слова, расположения материала на странице в книге, тетради, альбоме, при объяснении проблемных ситуаций и решении логических задач.

3-й период (апрель, май)

  1. Продолжение работы по совершенствованию диалогической речи.

  2. Дальнейшее развитие монологической речи:

  • пересказ небольших рассказов со скрытым смыслом;

  • установление причинно- следственных связей в небольших текстах, отрывках;

  • составление рассказов:

  • из деформированного текста;

  • по набору предметных картинок, объединенных одной темой;

  • по опорным словам и предметным картинкам;

  • составление рассказов всех типов (см. в 1-й период).

  1. Дальнейшее развитие выразительности речи при чтении стихов, драматизации.

  2. Развитие умения строить доказательное учебное высказывание.

 

Формирование навыков звукового анализа и обучение грамоте.

1. Знакомство с буквами. Понятие “буква”, “слог”, “слово”, “предложение”.

2. Знакомство с протяжённостью слов.

3. Гласные звуки и буквы А, У, О, И, Ы.

4. Согласные звуки и буквы М,МЬ, Х,ХЬ, П,ПЬ, Т, ТЬ,К, КЬ,С,СЬ, Н,НЬ, Л,ЛЬ, Ш, Б, БЬ,Р, РЬ,В, ВЬ,З,ЗЬ.

5. Дифференциация понятий “звук - слог – слово - предложение”, “звук – буква”, “гласные - согласные буквы”.

6. Различение понятий “твердый – мягкий звук”, “звонкий - глухой звук”.

7. Определение количества букв и звуков в словах.

8. Выделение последовательно каждого звука в словах.

9. Называние первого и последнего ударного гласного звука.

10. Определение первого и последнего согласного звука в словах.

11. Называние слов, в которых заданный звук находится в начале, середине и конце.

12. Подбор слов, состоящих из 3-4-5 звуков.

13. Называние слов с 1 слогом, с 2,3,4 слогами.

14. Определение количества гласных и согласных в названных словах.

15. Сравнение слов по звуковому составу.

16. Учить отбирать картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку.

17. Учить преобразовывать слова.

18. Обучение чтению по слогам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!