ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПО ПЕРИОДАМ.
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1. Практическое употребление:
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
существительных с “увеличительным” суффиксом -ищ- (ручищи, домище);
названий составных частей целого — растения; тела человека, животного, птицы; одежды; мебели; дома;
сложных слов (листопад, садовод, овощевод, хлебороб);
приставочных глаголов с разными оттенками значений;
относительных прилагательных (фруктовый, овощной, плодовый, осенний);
прилагательных — эпитетов к существительному.
2. Понимание и объяснение:
многозначности слов (нос, кисть, ножка, ручка, спинка, шляпка, кран, идет, летит, плывет);
слов с переносным значением (золотая осень, золотые руки);
обобщающих понятий (листва, времена года, месяц, неделя, сутки и др.).
3. Введение в активную речь:
названий предметов, действий, их признаков в единственном и множественном числе, обобщающих названий групп предметов в соответствии с лексическими темами;
пространственных наречий (вверху— внизу, впереди — сзади, слева — справа, слева направо);
временных понятий (вчера — сегодня — завтра), названия частей суток и дней недели;
антонимов — существительных, прилагательных, глаголов и наречий с противоположным значением.
4. Усвоение трудных случаев словоизменения и практическое употребление этих форм (лоб — лбы— лбов — на лбу — со лба, рот — рты — ртов, ухо — уши — ушей, пень — пни — пней).
5. Закрепление понимания категории одушевленности и неодушевленности предметов.
6. Падежные формы (винительный, родительный, дательный, творительный падежи)
согласованных с существительными прилагательных единственного числа без
предлогов в практических упражнениях.
Средний род существительных и прилагательных (если слабо усвоено в первый год обучения).
Множественное число существительных на - ъя (листья, деревья, платья).
Родительный падеж существительных множественного числа на -ев, -ок, -ек (листьев, яблок, шишек).
Родительный падеж числительных один, два без предлога и с предлогом у при неодушевленных существительных.
Согласование порядковых числительных до 10 с существительными (Я живу на девятом этаже. Наша квартира девятая).
Употребление глаголов в разных временных формах (вопросы: что делает! что делал! что будет делать!).
Предлоги в, на, из, с (со), под, к, по.
Союз и при однородных членах предложения.
2-й период (декабрь, январь, февраль, март)
1. Практическое употребление:
обобщающих слов по темам (посуда, животные, птицы);
названий предмета и его составных частей;
сложных слов (снегопад, самолет);
однокоренных слов (снег-снеговик-снежинка);
приставочных глаголов с различными оттенками значений;
относительных прилагательных (зимний, обувной);
притяжательных прилагательных (заячий, заячья,заячье ).
2. Понимание и объяснение:
многозначности слов (снег идет, время идет);
слов с переносным значением (вьюга злится, лес уснул, мороз шагает);
названий профессий с суффиксами -телъ-, -ист-, -чик-, -ниц-, -их-, -ш-;
несклоняемых слов (метро, шоссе,пальто).
3. Введение в активную речь:
слов, указанных для 1 -го периода;
прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -оньк-, -еньк- (пушистенький, серенький, мягонький).
Единственное и множественное число существительных, глаголов, прилагательных (продолжение).
Родительный падеж в значении частичности объекта (крыло птицы, колесо машины).
Родительный падеж существительных множественного числа на -ей (гусей, медведей).
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Согласование порядковых числительных до 10 с существительными (продолжение).
Родительный и дательный падежи числительных один, два (до 5)(к одному, к двум, от двух).
Предлоги за, перед, из-за, под, из-под, над.
Различение вопросов чем? — с чем?
Упражнение в правильном употреблении союза и при однородных членах предложения.
3-й период (апрель, май)
Введение в активную речь слов и словообразовательных элементов, усвоенных в 1-й и 2-й периоды.
Закрепление трудных тем 2-го периода.
Дательный и родительный падежи числительных от 5 до 10.
Значение завершенности и незавершенности действия, выражаемое глаголами с приставками и без приставок (решает — решил).
Предлоги между, через.
Наречие как признак действия (хорошо, плохо, красиво, весело).
Согласование прилагательных и числительных с существительными (три белых гриба, две желтых лисички).
Работа над предложением
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1. Повторение и закрепление на более сложном материале в практических упражнениях материала первого года обучения по формированию в речи детей простого предложения:
выделение слов по вопросам кто? что делает? какой? какая? какие? какое? как?;
дифференциация понятий слово — предложение;
составление и анализ предложений, состоящих из 2-4 слов; их условно-графическая запись: П + С, С + П, П+С + В, С + О + П, П+С + В+Д,П+С + В + Т. (Условные обозначения: П— подлежащее, С— сказуемое, В — прямое дополнение — существительное в винительном падеже без предлога, О — определение, Д— дополнение в дательном падеже, Т— дополнение в творительном падеже);
составление предложений по опорным словам, данным в требуемой форме и в начальной форме;
распространение предложений однородными членами: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями; составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопросов где? куда? откуда? (пространственные предлоги).
Усложнение работы по формированию простого предложения: распространение предложения с обращением (Алеша, смотри, у катера на носу флажок. Дима, дай, пожалуйста, твою машину); работа над интонацией предложения (повествовательная, вопросительная, восклицательная, побудительная) в речи детей в диалогах;
составление предложений определенного типа по заданию логопеда с использованием схемы;
самостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? чем? кому? какой? какая? какое? какие?.
3. Продолжение работы, начатой в первый год обучения, по формированию умения строить сложные предложения: сложносочиненное предложение с союзами а, и (при сравнении предметов);
предложение со словами сначала ..., а потом ...; сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, потому что.
Усложнение работы:
обучение детей умению пользоваться сложными предложениями на новом материале в практических упражнениях.
2-й период (декабрь, январь, февраль, март)
Закрепление в практических упражнениях и активизация в речи детей навыка употребления всех типов простых и сложных предложений, отработанных в 1-м периоде.
Расширение объема простого распространенного предложения за счет использования наречий времени, места и образа действия (сейчас, сегодня, давно, здесь, там, далеко, близко, сильно, крепко, громко, медленно), отвечающих на вопросы где? когда? куда? откуда? как?
Составление предложений по опорным словам и предметным картинкам, связанным и не связанным по смыслу (стол — ваза, книга — окно).
Составление предложений с различными изменениями, преобразованиями форм глагола в лице, числе, времени, виде.
Формирование навыка правильного построения предложений по любой сюжетной картинке.
Употребление в практических упражнениях сложноподчиненных предложений с придаточными цели, причины, сравнения и времени; союзы чтобы, потому что, как, когда.
Анализ и синтез предложений, состоящих из 4-5 слов.
3-й период (апрель, май)
Закрепление и активизация в речи детей всех усвоенных ранее типов простых и сложных предложений.
Обучение составлению сложносочиненных предложений с разделительным союзом или (практические упражнения).
Закрепление умения грамматически правильно отвечать на вопрос почему?
Обучение правильному построению сложноподчиненных предложений, в которых главным является предложение “Я хочу...”.
Обучение умению передавать прямую речь сложным предложением с союзами что, чтобы (практические упражнения).
Повторение и закрепление тех типов предложений, которые оказались наиболее трудными для усвоения.
Развитие связной речи.
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1. Совершенствование разговорно-диалогической речи детей:
самостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? какой? какая? какое? какие? и ответы на них;
заучивание и инсценирование диалогов;
пересказ текста с включением диалога действующих лиц;
самостоятельное составление этюдов-диалогов на заданную тему.
Заучивание стихотворений, коротких рассказов, загадок в соответствии с лексической или грамматической темой.
Объединение в описательный рассказ предложений, состоящих из определенного количества слов (например, в рассказ “Осень” предложений из 3 слов).
Составление и заучивание загадок с называнием признаков, действий, частей предмета-отгадки.
Расширение элементарных рассказов-описаний с использованием таблиц, схем, моделирования пространства, заданного плана.
Пересказ коротких рассказов.
Пересказ текста с творческим грамматическим заданием: подбор эпитетов к выделенным словам.
Составление рассказа по демонстрации действий с изменением лица.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
2-й период (декабрь, январь, февраль, март)
Расширение сферы использования диалогической речи (чтение стихов в лицах, беседа по прочитанному, пересказы по ролям, инсценирование).
Пересказы с творческими заданиями (изменение лица, времени, места действия).
Заучивание стихов, их выразительное чтение (интонация, логические ударения, паузы, дыхание).
Составление рассказов:
по серии сюжетных картинок;
по одной сюжетной картинке;
по предложенному началу;
по заданному плану;
по моделированию ситуации и графическому плану;
по аналогии.
Обучение умению строить учебное высказывание при анализе состава предложения, слова, расположения материала на странице в книге, тетради, альбоме, при объяснении проблемных ситуаций и решении логических задач.
3-й период (апрель, май)
Продолжение работы по совершенствованию диалогической речи.
Дальнейшее развитие монологической речи:
пересказ небольших рассказов со скрытым смыслом;
установление причинно- следственных связей в небольших текстах, отрывках;
составление рассказов:
из деформированного текста;
по набору предметных картинок, объединенных одной темой;
по опорным словам и предметным картинкам;
составление рассказов всех типов (см. в 1-й период).
Дальнейшее развитие выразительности речи при чтении стихов, драматизации.
Развитие умения строить доказательное учебное высказывание.
Формирование навыков звукового анализа и обучение грамоте.
1. Знакомство с буквами. Понятие “буква”, “слог”, “слово”, “предложение”.
2. Знакомство с протяжённостью слов.
3. Гласные звуки и буквы А, У, О, И, Ы.
4. Согласные звуки и буквы М,МЬ, Х,ХЬ, П,ПЬ, Т, ТЬ,К, КЬ,С,СЬ, Н,НЬ, Л,ЛЬ, Ш, Б, БЬ,Р, РЬ,В, ВЬ,З,ЗЬ.
5. Дифференциация понятий “звук - слог – слово - предложение”, “звук – буква”, “гласные - согласные буквы”.
6. Различение понятий “твердый – мягкий звук”, “звонкий - глухой звук”.
7. Определение количества букв и звуков в словах.
8. Выделение последовательно каждого звука в словах.
9. Называние первого и последнего ударного гласного звука.
10. Определение первого и последнего согласного звука в словах.
11. Называние слов, в которых заданный звук находится в начале, середине и конце.
12. Подбор слов, состоящих из 3-4-5 звуков.
13. Называние слов с 1 слогом, с 2,3,4 слогами.
14. Определение количества гласных и согласных в названных словах.
15. Сравнение слов по звуковому составу.
16. Учить отбирать картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку.
17. Учить преобразовывать слова.
18. Обучение чтению по слогам.