Введение ГТО в школе: задачи и перспективы развития
Л.М.Пупырева
Учитель физической культуры
МАОУ лицей №1 города Кунгур,
Пермский край, Россия
Уровень физического развития современных школьников и подрастающего поколения в век компьютерной зависимости и гиподинамии стал стремительно падать. Особенно это заметно на уроках физической культуры, при подготовке к спортивным соревнованиям. Такую же обеспокоенность высказывают представители медицинских комиссий при обследовании призывников, отмечая большой процент юношей с отставанием в физическом развитии, отклонениями весовых показателей: недобор массы тела или, наоборот, избыточный вес. Кадровые военные также присоединяются к мнению о недостаточной спортивной подготовке призывников и снижающемся уровне физического развития.
Мотивация у детей и подростков на занятия спортом находится на достаточно низком уровне. Особенно это проявляется в условиях небольших городов, где затруднено развитие большого спорта и мало разнообразие спортивных секций и сооружений. В таком маленьком провинциальном городе Кунгуре я работаю учителем физкультуры в лицее №1.
Привлекательным и перспективным направлением и одним из способов решения проблемы увлечения населения спортом твердо считаю возвращение сдачи норм ГТО.
Сдача норм ГТО была организована В СССР с 1931-го по 1991-й год включая население в возрасте от 10-ти до 60-ти лет, пользовалась большим успехом и популярностью. Вновь сдавать нормативы ГТО предложил Президент России В.В.Путин в 2013 году. С 2015 года сдача норм ГТО постепенно вводилась на территории Пермского края, приобретая все большую популярность.
Мои ученики активно включились в программу подготовки к сдаче норм ГТО. С 2015-16 учебного года в к участию в сдаче норм ГТО приступили 30% обучающихся 10-11 классов. Их мотивация была наиболее высокой, тк это давало им дополнительные баллы для поступления в вузы. Обучающиеся 8-9 классов включились менее активно: участвовали 20% подростков. Результаты первых участников ГТО были блестящими: большая часть спортсменов получила золотые значки, треть награждены серебряными знаками, и лишь небольшое количество учеников взяли бронзовые награды. Это объясняется уровнем подготовки к сдаче ГТО: выбирали это испытание или тренирующиеся спортсмены, или выбравшие упорно тренировались к сдаче нормативов, поставив целью только высокие результаты.
Для организации подготовки к успешной сдаче норм ГТО мной была разработана специализированная программа. Основными упражнениями которой являются для подготовки к:
- бегу на короткие дистанции - попеременные ускорения, подвижные игры с элементами бега, эстафетный бег;
- бегу на длинные дистанции - темповой 6-ти минутный бег, кроссовую подготовку;
- прыжкам – выпрыгивания, многоскоки;
- гибкость – статические упражнения на растягивание и развитие силы мышц;
- подтягиванию, отжиманию - силовые упражнения на мышцы рук, плечевого пояса, упражнения с отягощением;
- стрельбе – организую дополнительные занятия по стрельбе.
Подготовку к сдаче нормативов по выбору: бег на лыжах, плавание, метание гранаты – оставляю для самостоятельной подготовки вне уроков, сопровождая подробными рекомендациями, так как на базе лицея не имею инвентаря и возможности организовать подготовку во время уроков.
При сдаче зачетов и нормативов по физической культуре отслеживаю динамику развития спортивных качеств каждого ребенка не с другими детьми, а с самим собой. Это называется «Соревнование с собой» и представляет таблицу личных достижений каждого обучающегося, где отслеживаются изменения показателей. Это очень мотивирует моих учеников, заставляет постоянно работать над собой. Также показатели физического развития каждый может сравнить с нормами сдачи ГТО, которые опубликованы на специальном стенде лицея. Это позволяет реально оценить свои возможности при сдаче ГТО и прогнозировать уровень достижений.
Организация системной подготовки к сдаче нормативов ГТО дала положительные результаты. В 2016-17 учебном году к сдаче норм ГТО приступили 43% обучающихся 10-11 классов, наивысшую ступень получили 35%, что составило 81% от всех принявших участие в сдаче норм ГТО. Обучающиеся 8-9 классов также проявили большую заинтересованность: 32% приняли участие, золотой знак получили 84% участвовавших, 13% серебряный знак, 3% бронзовый. В 2017-18 учебном году обучающиеся 10-11 классов 45%, из них золотой знак получили 85%, серебряный 12%, бронзовый 3%. Обучающиеся 8-9 классов включились в количестве 33%, из них золотой знак получили 82%, серебряный знак 12%, бронзовый знак 6%. Подключились ученики 5-7 классов, но только те обучающиеся, которые занимаются в спортивных секциях: их количество составило 8% от всех обучающихся. Молодые участники также получили знаки ГТО, что подтверждает их хорошую спортивную подготовку.
Свою задачу в дальнейшей подготовке к сдаче норм ГТО, что служит хорошим инструментом для повышения мотивации к занятиям спортом и совершенствованию физической подготовки подрастающего поколения, я вижу в продолжении и совершенствовании системы подготовки к сдаче ГТО и включении в этот процесс большего количества участников. ГТО должно стать трамплином для самосовершенствования подростков и улучшению здоровья молодого поколения, что станет залогом оздоровления населения России.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1.Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р).
2.Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивно