СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перцептивная сторона общения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация освещает перцептивные особенности общения

Просмотр содержимого документа
«Перцептивная сторона общения»

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

1 Коммуникативная сторона  общения (коммуникация) состоит в обмене информацией между общающимися. Коммуникативная сторона  общения (коммуникация) состоит в обмене информацией между общающимися. 2 Перцептивная сторона  общения заключается в восприятии друг друга партнерами по общению и установлении на этой основе взаимопонимания. Перцептивная сторона  общения заключается в восприятии друг друга партнерами по общению и установлении на этой основе взаимопонимания. 3 Интерактивная сторона  – это организация взаимодействия между общающимися, т. е. обмен действиями. Интерактивная сторона  – это организация взаимодействия между общающимися, т. е. обмен действиями. Три стороны общения

1

  • Коммуникативная сторона  общения (коммуникация) состоит в обмене информацией между общающимися.
  • Коммуникативная сторона  общения (коммуникация) состоит в обмене информацией между общающимися.

2

  • Перцептивная сторона  общения заключается в восприятии друг друга партнерами по общению и установлении на этой основе взаимопонимания.
  • Перцептивная сторона  общения заключается в восприятии друг друга партнерами по общению и установлении на этой основе взаимопонимания.

3

  • Интерактивная сторона  – это организация взаимодействия между общающимися, т. е. обмен действиями.
  • Интерактивная сторона  – это организация взаимодействия между общающимися, т. е. обмен действиями.

Три стороны общения

Что такое перцепция Перцепция социальная (от лат. perceptio – восприятие) представляет собой процесс восприятия человеком другого человека и является обязательной составной частью коммуникации.  С помощью данного процесса человек способен понять себя и особенности другой личности, и на основе этих знаний проявлять взаимопонимание, устанавливать взаимодействие.

Что такое перцепция

  • Перцепция социальная (от лат. perceptio – восприятие) представляет собой процесс восприятия человеком другого человека и является обязательной составной частью коммуникации. 
  • С помощью данного процесса человек способен понять себя и особенности другой личности, и на основе этих знаний проявлять взаимопонимание, устанавливать взаимодействие.
Функции социальной перцепции (восприятия) Познание самого себя Познание партнеров по взаимодействию Установление эмоциональных отношений Организация совместной деятельности

Функции социальной перцепции (восприятия)

Познание самого себя

Познание партнеров по взаимодействию

Установление эмоциональных отношений

Организация совместной деятельности

Этапы процесса восприятия

Этапы процесса восприятия

Восприятие внешних признаков Внешний вид (одежда, прическа, аксессуары и т.п.) Выражение лица (мимика, улыбка, взгляд) Жесты и позы Походка, дистанция Особенности голоса и речи

Восприятие внешних признаков

  • Внешний вид (одежда, прическа, аксессуары и т.п.)
  • Выражение лица (мимика, улыбка, взгляд)
  • Жесты и позы
  • Походка, дистанция
  • Особенности голоса и речи
Механизмы социальной перцепции (восприятия и взаимопонимания) Идентификация Эмпатия Рефлексия Стереотипизация Аттракция

Механизмы социальной перцепции (восприятия и взаимопонимания)

Идентификация

Эмпатия

Рефлексия

Стереотипизация

Аттракция

Идентификация и эмпатия Идентификация – буквально «уподобление». Предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Эмпатия – стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько «понимается», сколько «прочувствуется».

Идентификация и эмпатия

  • Идентификация буквально «уподобление». Предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия – стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько «понимается», сколько «прочувствуется».

Рефлексия Осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению . Предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия.

Рефлексия

  • Осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению .
  • Предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия.
Стереотипизация Стереотипизация (от др.-греч. στερεός «твёрдый» + τύπος «отпечаток») – восприятие, классификация и оценка объектов, событий, индивидов путём распространения на них характеристик какой-либо социальной группы или социальных явлений на основе определенных представлений, выработанных стереотипов.

Стереотипизация

  • Стереотипизация (от др.-греч. στερεός «твёрдый» + τύπος «отпечаток») – восприятие, классификация и оценка объектов, событий, индивидов путём распространения на них характеристик какой-либо социальной группы или социальных явлений на основе определенных представлений, выработанных стереотипов.
Виды стереотипов Этнические Религиозные Профессиональные Стереотип наиболее распространен при характеристике представителей социальных групп, прежде всего национальных и этнических.  Наиболее известные этнические стереотипы – образы определённых наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера. Идеологические Возрастные

Виды стереотипов

Этнические

Религиозные

Профессиональные

Стереотип наиболее распространен при характеристике представителей социальных групп, прежде всего национальных и этнических. Наиболее известные этнические стереотипы – образы определённых наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера.

Идеологические

Возрастные

Межличностная аттракция   Межличностная аттракция (от английского attract — привлекать, притягивать, пленять, прельщать) – процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии.  Это сравнительно устойчивая оценочная реакция, которая побуждает нас действовать определенным образом при взаимодействии с конкретным человеком. Она выступает одним из ключевых факторов формирования межличностных отношений.

Межличностная аттракция

Межличностная аттракция (от английского attract привлекать, притягивать, пленять, прельщать) процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии. Это сравнительно устойчивая оценочная реакция, которая побуждает нас действовать определенным образом при взаимодействии с конкретным человеком.

Она выступает одним из ключевых факторов формирования межличностных отношений.

Факторы межличностной аттракции Внешние факторы межличностной аттракции Внутренние факторы межличностной аттракции степень выраженности у человека потребности в аффилиации; эмоциональное состояние партнеров по общению; пространственная близость. физическая привлекательность партнера по общению; демонстрируемый стиль общения; фактор сходства между партнерами по общению; выражение личного отношения к партнеру в процессе общения.

Факторы межличностной аттракции

Внешние факторы межличностной аттракции

Внутренние факторы межличностной аттракции

  • степень выраженности у человека потребности в аффилиации;
  • эмоциональное состояние партнеров по общению;
  • пространственная близость.
  • физическая привлекательность партнера по общению;
  • демонстрируемый стиль общения;
  • фактор сходства между партнерами по общению;
  • выражение личного отношения к партнеру в процессе общения.
Задания 1. Выписать из презентации или других источников определения терминов: идентификация, эмпатия, рефлексия, стереотипизация, аттракция. 2.  Привести примеры стереотипов в восприятии людьми друг друга. 3. Определить соответствие между высказываниями и механизмами восприятия и взаимопонимания: 1 2 «Мне нравится общаться с Л., у нас много общих интересов, я бы хотел(а) с ней дружить» 3 «После окончания 9 класса из школы уходят слабые ученики, которые не смогут поступить в вузы» идентификация эмпатия 4 «В семье моего друга произошла трагедия, я понимаю, как ему трудно и очень сочувствую» 5 рефлексия «Я представил себя на месте однокурсника, отчисленного из колледжа, и решил, что буду сдавать экзамены в срок» стереотипизация «Почему я не смог договориться с преподавателем по поводу пересдачи экзамена?» аттракция

Задания

1. Выписать из презентации или других источников определения терминов: идентификация, эмпатия, рефлексия, стереотипизация, аттракция.

2. Привести примеры стереотипов в восприятии людьми друг друга.

3. Определить соответствие между высказываниями и механизмами восприятия и взаимопонимания:

1

2

«Мне нравится общаться с Л., у нас много общих интересов, я бы хотел(а) с ней дружить»

3

«После окончания 9 класса из школы уходят слабые ученики, которые не смогут поступить в вузы»

идентификация

эмпатия

4

«В семье моего друга произошла трагедия, я понимаю, как ему трудно и очень сочувствую»

5

рефлексия

«Я представил себя на месте однокурсника, отчисленного из колледжа, и решил, что буду сдавать экзамены в срок»

стереотипизация

«Почему я не смог договориться с преподавателем по поводу пересдачи экзамена?»

аттракция


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!