ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
1
- Коммуникативная сторона общения (коммуникация) состоит в обмене информацией между общающимися.
- Коммуникативная сторона общения (коммуникация) состоит в обмене информацией между общающимися.
2
- Перцептивная сторона общения заключается в восприятии друг друга партнерами по общению и установлении на этой основе взаимопонимания.
- Перцептивная сторона общения заключается в восприятии друг друга партнерами по общению и установлении на этой основе взаимопонимания.
3
- Интерактивная сторона – это организация взаимодействия между общающимися, т. е. обмен действиями.
- Интерактивная сторона – это организация взаимодействия между общающимися, т. е. обмен действиями.
Три стороны общения
Что такое перцепция
- Перцепция социальная (от лат. perceptio – восприятие) представляет собой процесс восприятия человеком другого человека и является обязательной составной частью коммуникации.
- С помощью данного процесса человек способен понять себя и особенности другой личности, и на основе этих знаний проявлять взаимопонимание, устанавливать взаимодействие.
Функции социальной перцепции (восприятия)
Познание самого себя
Познание партнеров по взаимодействию
Установление эмоциональных отношений
Организация совместной деятельности
Этапы процесса восприятия
Восприятие внешних признаков
- Внешний вид (одежда, прическа, аксессуары и т.п.)
- Выражение лица (мимика, улыбка, взгляд)
- Жесты и позы
- Походка, дистанция
- Особенности голоса и речи
Механизмы социальной перцепции (восприятия и взаимопонимания)
Идентификация
Эмпатия
Рефлексия
Стереотипизация
Аттракция
Идентификация и эмпатия
- Идентификация – буквально «уподобление». Предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Эмпатия – стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько «понимается», сколько «прочувствуется».
Рефлексия
- Осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению .
- Предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия.
Стереотипизация
- Стереотипизация (от др.-греч. στερεός «твёрдый» + τύπος «отпечаток») – восприятие, классификация и оценка объектов, событий, индивидов путём распространения на них характеристик какой-либо социальной группы или социальных явлений на основе определенных представлений, выработанных стереотипов.
Виды стереотипов
Этнические
Религиозные
Профессиональные
Стереотип наиболее распространен при характеристике представителей социальных групп, прежде всего национальных и этнических. Наиболее известные этнические стереотипы – образы определённых наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера.
Идеологические
Возрастные
Межличностная аттракция
Межличностная аттракция (от английского attract — привлекать, притягивать, пленять, прельщать) – процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии. Это сравнительно устойчивая оценочная реакция, которая побуждает нас действовать определенным образом при взаимодействии с конкретным человеком.
Она выступает одним из ключевых факторов формирования межличностных отношений.
Факторы межличностной аттракции
Внешние факторы межличностной аттракции
Внутренние факторы межличностной аттракции
- степень выраженности у человека потребности в аффилиации;
- эмоциональное состояние партнеров по общению;
- пространственная близость.
- физическая привлекательность партнера по общению;
- демонстрируемый стиль общения;
- фактор сходства между партнерами по общению;
- выражение личного отношения к партнеру в процессе общения.
Задания
1. Выписать из презентации или других источников определения терминов: идентификация, эмпатия, рефлексия, стереотипизация, аттракция.
2. Привести примеры стереотипов в восприятии людьми друг друга.
3. Определить соответствие между высказываниями и механизмами восприятия и взаимопонимания:
1
2
«Мне нравится общаться с Л., у нас много общих интересов, я бы хотел(а) с ней дружить»
3
«После окончания 9 класса из школы уходят слабые ученики, которые не смогут поступить в вузы»
идентификация
эмпатия
4
«В семье моего друга произошла трагедия, я понимаю, как ему трудно и очень сочувствую»
5
рефлексия
«Я представил себя на месте однокурсника, отчисленного из колледжа, и решил, что буду сдавать экзамены в срок»
стереотипизация
«Почему я не смог договориться с преподавателем по поводу пересдачи экзамена?»
аттракция