Тема: Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Цель урока: познакомить учащихся с типами повреждений опорно-двигательной системы: растяжением связок, вывихами, переломами; рассмотреть признаки растяжения связок, вывиха, перелома и типы переломов; изучить способы оказания ПМП.
Задачи.
1.Обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Опорно-двигательная система»
2. Ознакомление обучающихся с первой доврачебной помощью при травмах опорно-двигательной системы
3. формирование умения оказывать первую доврачебную помощь при травмах опорно-двигательной системы
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийная доска, аптечки первой медицинской помощи, подручный материал для шин.
Ход урока: Проверка знаний о строении и составе костей, типах их соединений.
Опрос. Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.
1.Костная ткань состоит из живых клеток и межклеточного вещества +.
2.Хрящи образованы эпителиальной тканью.
3.Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную функции.+
4.Тело трубчатой кости внутри заполнено красным косным мозгом.
5.Изгибы позвоночника и стопы имеют приспособительное значение.+
6.Сустав это подвижное соединение костей +.
7.К плоским костям скелета относят кости таза, фаланги пальцев, кости предплечья.
8.Органические вещества придают костям прочность, гибкость, упругость +
9.Тело трубчатой кости внутри заполнено желтым костным мозгом +.
10. Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы +.
11. Длинные трубчатые кости состоят из губчатого вещества.
12.Кости образованы соединительной тканью +.
13.С возрастом соотношение минеральных и органических веществ в костях почти не меняется.
14.Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток хряща
Постановка задачи. В условиях современного мира травмы подстерегают нас на каждом шагу: в школе, в магазине, в походе и на улице. Если несчастье произошло, то как поступить. Поскорее вызвать врача, а как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, в школе. Надежда только на тех людей, которые оказались по близости, мы сегодня поговорим о травмах опорной системы, рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать первую доврачебную помощь, выясним, как избежать травмы.
Объяснение нового материала.
Класс делится на 5 групп. Каждая группа изучает информацию по своему виду травм и заполняет таблицу:
Вид травмы | Симптомы травмы | План первой доврачебной помощи |
| | |
Травма - это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия, Травмы бывают, химические, психические, механические.
Какие виды повреждений опорной системы бывают? (слайд4)
Как уберечь себя от травм? Оказание первой помощи при ушибах, вывихах и переломах костей.
Перелом -это повреждение костей.
Не прямым воздействием : при падении на руку приводит к перелому ключицы
Прямым воздействием: прямой удар в грудь –перелом ребра.
Как распознать перелом. Резкая боль, припухлость в области травмы, невозможность движений, нарушение формы и длины, искривление конечности, потеря сознания, гематома или кровотечение, тошнота. (слайд 9)
Вывих - это смещение костей, когда суставная головка выходит из суставной сумки, что приводит к деформации сустава, сильная боль, невозможность движений. Виды вывихов:
• вывих плечевого сустава
• Вывих локтевого сустава
• Вывих голеностопного сустава
Никоем случае нельзя самим пытаться выправлять вывих, дергать конечность - это может привести к повреждению связок,
Оказание первой помощи: покой суставу, мягкая давящая повязка, косыночная повязка, холод.
Растяжение - это повреждение связок, соединяющих кость, Симптомы - боль, быстро растущий отек вокруг сустава, вследствие разрыва кровеносных сосудов, Возникают при резком движении в суставе, что приводит к разрыву мышц.
Первая помощь: наложение тугой повязки, создать суставу покой, холод.
Ушиб- это внутреннее повреждение тканей организма. Возникают при падении, драке, воздействии большей силы. Последствия – нарушения сосудов, внутренне кровоизлияние,
Симптомы – боль припухлость краснота в области ушиба.
После заполнения таблицы ученики обмениваются информацией с другими командами.
Выводы урока:
Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором уличный, на третьем школьный,
ПРИЧИНЫ:
1. повышенная двигательная активность, это биологическая потребность, которая приводит к травмам-удар об угол подоконника –ушиб головы и ли перелом конечностей, При падении человек рефлекторно вытягивает руки чтобы сохранить равновесие.
2. Связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлекшись игрой вы можете сбить с ног товарища, споткнуться сам и поранить других,
3. Принебрежение правилами техники безопасности,
ЛЕЧЕНИЕ травм-это дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой. (слайд 16)
Закреление: Из каждой команды выбирается один условно пострадавший, который получает карточку – поражение с описанием повреждения. Пострадавшие попадают в другие команды и пытаются изобразить в пределах возможностей травму.
№1 Сильная резкая боль в области левой голени, пухлость. Ненормальная подвижность ноги. При этом наблюдается опухоль и боль в голеностопном суставе.
Определить диагноз. Оказать помощь; определить транспортировку.
№2 Ноющая боль в коленном суставе (правая нога). Постепенно развивается отек, боль при движении. Кроме того, пострадавший жалуется на боль в плече (правом) после падения, но, хотя движения рукой болезненны, других внешних признаков не наблюдается. Определить диагноз. Оказать помощь. Определить способ транспортировки.
№3 После резкого прыжка и падения на бок пострадавший чувствует сильную боль в правом бедре, двигать ногой невозможно. Левый сустав (голеностопный) сильно припух и посинел. Предположите тип и степень повреждения. Окажите помощь; способ транспортировки.
№4 Пострадавший упал на вытянутую руку. Правый локтевой сустав отек, чувствует сильную боль. Отечность также на указательном пальце правой руки. Оказать помощь. Предложить способ транспортировки.
№5 Пострадавший жалуется на боль в предплечье. Из раны торча осколки кости. Больной периодически теряет сознание.
Определить тип повреждения.
Оказать помощь.
Предложить способ транспортировки.
Домашнее задание: прочитать параграф 16, ответить на вопросы после параграфа устно
Ресурсы:
Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек 8 класс учеб. Для общеобразовательных учреждений/ Д.В. Маш – М. Дрофа 2019.
Раздаточный материал (ситуативные задачи, эластичные бинты, дощечки, охлаждающие гелевые пакеты)
Приложения: интернет-сервис